Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 16:29, курсовая работа
Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства.
Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же оно появилось на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества.
ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПРИЧИНЫ МНОГООБРАЗИЯ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………….6
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУ-ДАРСТ-ВА………………………………………………………………………………..15
2.1 ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАР-СТВА…………………..15
2.2 ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАР-СТВА………………………………...17
2.3 ПРИЗНАКИ ГОСУДАР-СТВА…………………………………………………20
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТ-ВА………………………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ…………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ…………………………..35
Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы и прежде всего суды. Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей, королей и наделенных такими полномочиями чиновников.
Разумеется, богатеющая родовая знать, правящая верхушка всегда стремились закрепить в этих актах и обычаях прежде всего свои собственные имущественные и иные интересы, усилить с помощью зарождающегося права свою власть. Ей это в значительной степени всегда удавалось, о чем можно судить по характеру и содержанию дошедших до нас правовых и литературных памятников той эпохи, в особенности Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта, Вавилона.
Так, например, в хорошо известных каждому образованному правоведу Институциях римского юриста II в. н.э. Гая прямо закреплялось имущественное и социальное неравенство людей: «Главное разделение лиц состоит в том, что все люди – или свободные, или рабы». «Из свободных людей одни – свободнорожденные, другие – вольноотпущенные. Свободнорожденные суть те, которые родились свободными, вольноотпущенные – это те, которые отпущены на волю из законного рабства».
В этих же Институциях, имевших юридическую силу и выступавших одновременно в качестве учебника по римскому праву, закреплялась власть правящих кругов, одной части общества над другой, одних членов семьи над другими.
Итак, говорится в данном акте, «под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами – есть институт общенародного права; ибо у всех вообще народов мы можем заметить, что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретается рабом, приобретается господину».
Далее в Институциях Гая закрепляется деление в праве лиц на самовластных, то есть обладающих широкой властью по отношению к другим лицам, и подвластных. «Из подвластных одни находятся под властью отца, другие – под властью мужа, третьи – в неограниченной власти (mancipio) от другого».
Аналогичное закрепление в праве экономического и социального неравенства, наличие права собственности у одних и отсутствие его у других, официальное закрепление власти господствующих слоев и классов имеют место и у других народов. В этом заключается одна из важнейших отличительных особенностей права и правовых обычаев – от прежних неправовых обычаев, регулировавших общественные отношения в условиях первобытного строя [1, с. 30].
Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что причинами многообразия теорий являются:
– сложность и многогранность самого процесса происхождения государства и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия;
– неизбежность различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей;
– преднамеренность искажения процесса первоначального или последующего возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных соображений;
– в преднамеренном или непреднамеренном смешении в ряде случаев процесса возникновения государства с другими соотносящимися с ними процессами.
ГЛАВА 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВА
2.1 Предпосылки возникновения государства
Для того, что бы исследовать теории происхождения государства, разберёмся, какие же были предпосылки к возникновению государства и пути формирования государства.
Государство представляет собой сложную и зрелую форму организации человеческого общества и играет ключевую роль в формировании цивилизации. Древнейшие человеческие общества государственностью не обладали. Но возникновение государства является столь же закономерным этапом развития любого «исторического» народа, как и обретение, отдельным человеком полной дееспособности после безмятежных и безответственных лет отрочества [12, с. 158]. Объясняется это тем, что предпосылки для возникновения государства заключены в природе самого общества.
Возникновение первых в истории человечества государств было обусловлено разделением социально-однородного общества на классы и социальные группы с разнообразными, нередко противоположными интересами. Это был неизбежный, закономерный результат развития экономики. Экономика первобытнообщинного строя прогрессировала по мере совершенствования орудий труда. Первостепенное значение имеет крупное разделение труда. Первым от земледелия отделилось скотоводство, вторым – ремесло, позже обособился класс купцов, людей, занятых только товарным обменом. Это третье крупное разделение труда.
Разделение труда и связанное с ними совершенствование орудий труда дали толчок росту производительности труда. Возник избыточный продукт. Избыточный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности. Его наличие позволило некоторым главам семей, а также старейшинам и военачальникам сосредотачивать (накапливать) в своих руках орудия труда, запасы произведённых товаров, а позже и владеть обособленными участками земли. Эта возможность реализовывалась в процессе обмена избыточного продукта (поначалу случайного и неравноценного), что повлекло за собой имущественное неравенство, межродовое и внутриродовое, появилась частная собственность. Общество раскололось на имущих и неимущих. Появилась возможность использовать чужой труд, получать прибавочный продукт.
В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским и домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии.
Но еще более важным было, по нашему мнению, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. На смену родовой общине пришла территориальная, состав которой определялся расселением в одной местности. В таких условиях усложнилась задача обеспечения целостной организации общества, его надлежащего развития и функционирования. Возникла необходимость во внешней власти и, следовательно, в формировании государства как особой организации политической власти с обособленными учреждениями и группами людей, занимающихся только управлением.
И все же, как отмечает В.Л. Кулаков, причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами зарождающейся государственности.
Таким образом, государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Предпосылками возникновения государства являются:
– разделение труда (переход от собирательства к производству, появление ремесла, возникновение торговли);
– политические предпосылки: от врагов защищаться легче вместе;
– психологические предпосылки: люди пришли к осознанию общих интересов, того, что одни способны подчиняться, а другие – руководить;
– предпосылки, связанные с запрещением кровосмешения;
– идеологические предпосылки – поклонение людей одному Богу.
2.2 Пути формирования государства
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел разными путями: восточным (Египет, Индия, Китай и др.) и европейским (Афины, Спарта, Рим, государства франков).
Как считает С.С. Алексеев, одним из основных является восточный путь возникновения государства, называя его «азиатский способ производства» [13, с. 759].
Первые государства восточного типа возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать аппарат управления, который не участвовал в производственной деятельности. Поливное земледелие требовало строительства каналов, дамб, водоподъемников и других сооружений, поддержания их в рабочем состоянии. Все это определяло, прежде всего, необходимость объединения общин под единым централизованным управлением, поскольку объем работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства - землю.
Структура государства восточного типа была подобна пирамиде: наверху (вместо вождя) – неограниченный монарх, деспот, чья власть носила божественный характер; ниже (вместо совета старейшин и вождей) – его ближайшие советники, далее – чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды – сельскохозяйственные общины.
Главное средство производства – земля – формально находится в собственности общин, общинники считаются свободными, однако фактически все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь подданных, что оказалось в безраздельной власти государства.
Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. Например, в одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер, а в других, как в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками делали значительный вклад в экономику.
Вместе с тем все восточные государства имели много общего: все они были абсолютными монархиями, деспотиями; отличались мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства, а частная собственность имела второстепенное значение. Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Н.М. Чистякова, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах [14, с. 25].
Так же следует отметить, что многие авторы, например, такие как Н.М. Чистяков, Г.Ф. Шершневич данный путь формирования называют «западным» или «античным».
Европейский путь формирования государств характеризовался следующими особенностями:
– благоприятные для выживания человека климатические и географические условия стали фактором, способствовавшим разложению общины и возникновению частной собственности на землю;
– возникновение частной собственности на землю;
– социальная дифференциация общества, образование антагонистических классов;
– формирование органов управления и принуждения.
Европейский (античный) путь возникновения государства связывают, прежде всего, с Древней Грецией, Древним Римом, Финикией, Карфагеном, древнегерманскими государствами, поэтому, выделяют три основные формы возникновения европейских государств: афинскую, древнеримскую, древнегерманскую.
Афинская. Возникновение государства в Афинах шло классическим путем, т.е. из внутренних противоречий. Государство образовалось непосредственно из классовых противоречий между обеспеченными и неимущими гражданами Афин, возникавших в рамках родовой общины при переходе к земледелию. На это повлияли две революции, которые произошли в течение одного столетия и получили закрепление в реформах Солона и Клисфена. Именно эти революции и привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, формированию частной собственности и появлению институтов публичной власти;
Древнеримская. Формированию государства древних римлян способствовала борьба между патрициями, составлявшими коренную римскую аристократию, и плебеями, бесправным пришлым населением, не допускавшимся к управлению обществом. В результате побед плебеев общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью. Борьба плебеев и патрициев стимулировала разложение родоплеменного строя;
Древнегерманская. Возникновение государства древних германцев ускорилось завоеванием ими огромной территории Римской империи, для управления которой органы власти родового строя не были приспособлены. Франкское государство к середине IX в. распадается на три королевства –западнофранкское (Франция), восточнофранкское (Германия) и срединное (Италия) [15, с. 239].
Так же при написании курсовой работы, было установлено, что например, В.И. Червонюк выделяет возникновение государства у славянских народов в отдельную форму, потому что у них никогда не существовало рабовладельческого уклада [16, с. 95].
К специфическим особенностям возникновения государства у восточных славян он относит: