Теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства.
Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же оно появилось на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества.

Содержание работы

ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПРИЧИНЫ МНОГООБРАЗИЯ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………….6
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУ-ДАРСТ-ВА………………………………………………………………………………..15
2.1 ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАР-СТВА…………………..15
2.2 ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАР-СТВА………………………………...17
2.3 ПРИЗНАКИ ГОСУДАР-СТВА…………………………………………………20
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТ-ВА………………………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ…………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ…………………………..35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Теории происхождения государства можно классифицировать по различным основаниям, нами было выявлено таких девять. Например, мифологические и религиозные концепции государства можно подразделить на древнегреческую, древнеиндийскую, древнекитайскую и др. теории происхождения государства; органические концепции государства на теорию Огюста Конта, теорию Герберта Спенсера и др.

Проанализировав тему исследования «Теории происхождения государства», мы пришли к выводу, что в целом в литературе взгляды на эту проблему схожи. Все учёные выдвигают в качестве основных теорий происхождения государства – теологическую, патриархальную, договорную, марксистскую теории. Кроме них учёные говорят и о теориях, которые не могут дать достаточно полного представления о происхождении государства – патримониальная, инцестная, расовая, диффузионная, с чем мы полностью согласны. Наиболее обоснованной по нашему мнению, является классовая теория, так государство возникло в силу экономических причин. Согласимся с мнением В.Ленина, который отмечал, что государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, характеризуемой расколом первобытного общества на классы с противоположными экономическими интересами.

Рассмотренные теории по-разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможна, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

К основным теориям происхождения государства можно отнести:

1. Естественно-правовая. Эта  теория была сформулирована в  работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, В. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др., т.е. в XVII-XVIII вв. По этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - «золотой век» и т.п.). В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других; нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о созданий государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

2. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила  при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатам проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли, как продолжению воли божественной.

3. Патриархальная (Аристотель, Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть, монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

4. Теория насилия принадлежит  к числу относительно новых  теорий государства и права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения.

Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными.

5. Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867-1931).

Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Не все они могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Теория государства и права: Учебник (под ред. М.Н. Марченко). - "Зерцало", 2004 г.
  2. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права М., 1910 г. – 805 c.
  3. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1914 г.
  4. Коркунов Н.М. Указ. соч.
  5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М., Инфра-М, 2002.
  6. Рикардо Д. Собр. соч. Т. 1. С. 2. Спб., 1908 г.
  7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.
  8. Ленин В.И. Государство и революция. Полн. собр. соч. Т. 33.
  9. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33.
  10. Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. Т. 21.
  11. Landay G. Die Territorien. Berlin, 1854 г.
  12. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. — СПб., 2001.
  13. Алексеев С.С. Теория государства и права // С.С. Алексеев. – М., 2010.
  14. Чистяков Н.М. Теория государства и права // Н.М. Чистяков. – М., 2010.
  15. Дёмин А. В. Теория государства и права // А.В. Дёмин. – М., 2002.
  16. Червонюк В.И. Теория государства и права. – М., 2003.
  17. Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В.Лазарева. – з-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000.
  18. Трубецкий Е.Н. Энциклопедия права. СПб, 1998г.
  19. Милль А. Система логики. Кн. II. Спб., 1908.
  20. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие (по изданию 1910-1912 гг.). Т. 1. Вып. I // Вступ. ст. М. Н. Марченко. М., 1995.
  21. Трубецкий Е.Н. Указ. соч.
  22. Шершеневич Г.Ф. Указ. соч.
  23. Алексеев С.С. Государство и право. М.: Инфра-М, 2000.
  24. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Новый Юрист, 1998

 

 

 

 


Информация о работе Теории происхождения государства