Теория источниковедения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 16:01, лекция

Описание работы

Историческое источниковедение как специальная дисциплина, имеющая свои объект, предмет, цели, задачи, методы, историю, теорию, сложилось на рубеже XIX – XX веков. Тогда-то стали читаться в высших учебных заведениях и создаваться учебные и научные труды по методологии истории, то есть системы теоретических знаний, на основе которых формируются методы исторического исследования, а в этих трудах появились разделы по источниковедению. Однако элементы, из которых сложилось современное историческое источниковедение, возникли раньше. Источниковедение имеет свою историю, которая рассматривает вопросы теории, методики и практики исследования и преподавания источниковедения в развитии и на современном этапе.

Файлы: 1 файл

1лекция.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Начиная с 1930-х гг., допускалось лишь критическое  изучение отдельных сюжетов. Даже публикация источников подвергалась строгому контролю, сами источники подбирались для  публикации произвольно и, в первую очередь, для доказательства определенных предписанных выше положений. Такими, например, были сборники источников: Дакументы і матэрыялы па гісторыі Беларусі (Мінск, 1936-1954. - Т.1-4).Вялікая Кастрычніцкая рэвалюцыя на Беларусі (Мінск, 1957. - Т.1-2), Барацьба за савецкую ўладу на Беларусі (Мінск, 1968-1971. - Т.1-2), Усенародны партызанскі рух на Беларусі ў гады Вялікай Айчыннай вайны (Мінск, 1967-1982. -Т.1-3) и др. Нередко в этих публикациях преобладали не впервые извлеченные из архивов источники, а перепечатка их из предшествовавших археографических изданий, весьма часто в усеченном виде. Это подчеркивало зависимость публикаторов таких источников от составителей более ранних публикаций. Это особенно относится к изданию «Беларусь у эпоху феадалізма» (Мінск, 1959-1979. - Т.1-4).

Начиная с 30-х гг., уровень источниковедческой подготовки историков в СССР, по мнению Н.Н. Маслова, резко снизился. Только в одном высшем учебном заведении была введена подготовка по методике исследования источников. В апреле 1931 г. в Москве начал свою деятельность Институт архивоведения (с 1932 г. историко-архивный институт, который в настоящее время находится в составе Российского государственного гуманитарного университета). Интересно, что и в Берлине в 1930 г. был создан Институт архивоведения и научно-исторической подготовки. В нем готовили историков-архивистов на основе политически ориентированных учебных дисциплин вплоть до прививки милитаризма. После прихода нацистов к власти эта тенденция возобладала. Программа Берлинского института изучалась основателями Московского института того же профиля.

В Московском историко-архивном институте  готовили специалистов для архивов, а те подчинялись органам ОГПУ-НКВД-МВД. Управленческая деятельность централизованного  государства нуждалась в хорошо поставленной административной архивной службе. Последней же требовались специалисты, подготовленные в соответствующем идеологическом духе для обслуживания хранилищ исторических источников как носителей социальной информации.

В то же время именно в Московском историко-архивном институте источниковедение разрабатывалось в качестве особого теоретико-познавательного направления. Читавший в этом учебном заведении курс источниковедения (1936-1940) М.Н. Тихомиров, создал вместе с С.А. Никитиным фундаментальный курс источниковедения отечественной истории (1940). Эти исследователи создали четкое представление об общей картине истории СССР и ввели в научный оборот новые комплексы источников. Именно в заглавиях пособий М.Н. Тихомирова и С.А. Никитина впервые в российской историографии было закреплено наименование «Источниковедение», причём это понятие было выделено из состава методологии истории. Однако, как полагает А.Т. Николаева, в пособиях М.Н. Тихомирова и С.А. Никитина уделялось недостаточно внимания теории и методике источниковедения.

С приходом на работу в Историко-архивный институт ученика А.С. Лаппо-Данилевского А.И. Андреева в 1943 г. больше внимания стало  уделяться разработке вопросов теории и методики источниковедения.

Поиски  опоры на традиционные ценности и  инстинктивное стремление людей, переживших ужасы второй мировой войны, погрузиться в мир гармонии в музеях и на выставках побуждали их обращаться к культуре различных регионов и поколений, недоступной непосредственному наблюдению. Это нашло свое отражение также в росте коллекционирования материальных предметов, закреплявших опыт иных культур, в том числе и культур прошлого, развитию туризма, все более частому обращению к архивным документам не только специалистов гуманитарных наук, но и других людей.

С конца 50-х гг. во всем мире обозначился перелом в отношении к историографии и методам исследования прошлого. Западные историки охарактеризовали этот перелом, как возрождение эрудиции, имея в виду заметный качественный сдвиг в отношении общества к исследовательской работе специалистов в области историографии.

Долгое  время человечество связывало общественные симпатии и интерес, материальные и  интеллектуальные средства с успехами технических и естественных наук, открытия которых обещали блестящие  перспективы. Только в середине ХХ века стало проясняться, что никакая область человеческой деятельности или познания, кроме области гуманитарных и, в том числе, исторических исследований, не может дать ответов на вопросы, постоянно предстающие перед человеком.

В начале 60-х гг. внимание историков привлекло французское издание «История и ее методы» (1961), изданное под редакцией палеографа и археографа Ш. Самарана (1879-1980). В этом издании была выдвинута новая концепция методов исторической науки, исторических дисциплин и критики источников. Историческая наука была представлена здесь в системе ее профессиональных методов, используемых не только в отношении письменных, но и в отношении вещественных источников и кинофонофотодокументов.

В издании был обобщен опыт историков, которые стали более широко, чем раньше, пользоваться научно-техническими средствами, историческая наука стала расширять свои познавательные возможности при помощи смежных наук. Расширился и круг привлекаемых источников. Стали более разнообразными конкретные методики. Развивались связи исторической науки с исследованиями социологов, психологов, этнографов.

В это же время и в советской  исторической науке, несмотря на ее политизированность, возобновилось изучение теоретико-методических вопросов источниковедения. Стали выходить в свет монографические исследования в этой области знаний (работы А.П. Пронштейна, Л.Н. Пушкарева, О.М. Медушевской, И.Д. Ковальченко и др.). С 1970-х гг. созывались всесоюзные конференции по источниковедению и вспомогательным историческим дисциплинам, на которых обсуждались актуальные вопросы теории и методики изучения источников.

Были  опубликованы учебные пособия по источниковедению истории древнего мира, средних веков, новой и новейшей истории, истории СССР. Чаще всего  теоретико-методические источниковедческие разделы в этих изданиях были весьма краткими. Этого недостатка и лишено учебное пособие коллектива преподавателей Российского университета «Источниковедение» (М.,РГГУ, 1998). В этом издании из 700 страниц текста 150 посвящены вопросам теории, методики и истории источниковедения. Заслуживают внимания и исследования по истории источниковедения в России А.Т. Николаевой, О.М. Медушевской, А.П. Пронштейна.

Источниковедение  в Беларуси не получило такого развития, как во Франции или в России. Белорусское источниковедение представлено обзорами отдельных видов источников по истории Беларуси в книгах В.И. Пичеты (1922), А.П. Игнатенко (1965), З.Ю. Копысского (1978), а также обзором археографических изданий источников в исследовании Н.Н. Улащика (1973).

Теоретико-методические источниковедческие исследования в Беларуси пока что предпринимались недостаточно по сравнению с другими странами.

Опыт  изучения развития исторического источниковедения свидетельствует о возникновении  его новых разделов, в том числе  источниковедения историографии истории, истории философии, истории искусства, истории военного дела, истории медицины, истории музейного дела и т. д., а, следовательно, о его дифференциации. Одновременно происходят и интеграционные процессы, поскольку источниковедение входит в ряд междисциплинарных комплексов гуманитарного и естественнонаучного знания. Предстоит дальнейшее развитие обоих процессов, так как разрабатываются и будут разрабатываться вопросы источниковедения и других отраслей истории науки, техники и культуры.

Следует учитывать, что сегодня источниковедение включает в сферу своих исследований в первую очередь научную форму  исторического знания - историографию. В наше же время все большее  значение приобретают вненаучные формы  исторического знания. В связи  с повышением влияния средств массовой информации на общество можно ожидать развития исследований источников истории этих форм исторического знания, в частности, - исторической идеологии, исторического сознания, исторических мифов, исторической традиции, исторического менталитета.

Вполне  вероятно, что будет развиваться  и источниковедение не только истории  исторической науки, но и истории  исторической публицистики, исторической научно-популярной литературы, исторической учебной литературы, исторической художественной литературы, устной истории. 

 

Литература:

Афанасьев Ю.Н. Феномен советской историографии // Советская историография. – М.РГГУ, 1996.

Биск  И.Я. История исторической мысли  в новое время. (Западная Европа: XVIII в. – 90-е годы XIX в.). – Иваново  Ив. ГУ, 1983.

Биск  И.Я. Курс лекций по источниковедению истории  нового и новейшего времени. -Тамбов, 1971.

Бокщанин  А.Г. Источниковедение древнего Рима. - М., 1981.

Быковский С.Н. Методика исторического исследования. - Л., 1931. - 204 с.

Григорьева  И.В. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки. - М., 1984.

Грыцкевіч В.П. Гістарычная культура і гістарычная  свядомасць // Чалавек. Грамадства. Свет. - 1997. - Вып. 8. - С. 43-55;

Грыцкевіч В.П. Гістарычная культура і яе месца  ў нацыянальна-културнай  ідэнтыфікацыі на Беларусі // Наш радавод. - Гродна, 1996. - Кн.7. - С.136-138;

Грыцкевіч В.П. Міфы і гісторыя // Спадчына. - 1996. - № 2. - С. 55-88;

Грыцкевіч В.П. Разважанні аб гістарычным мысленні і гістарычнай адукацыі // Магілеўская  даўніна. - 1996. - №4. - С.57-58;

Грыцкевіч В.П.  Як месіяністычны міф нараджаўся на Беларусі // Спадчына. - 1996. - №4 -С.52-58;

Грыцкевіч В.П. Міф пра унію // Віцебскі сшытак. - 1996. -№2. - С.3-8.

Грыцкевіч. В.П .Сферы і формы гістарычнай  культуры // Беларусіka.Albaruthenica. - Мінск: 1997. - Т.6. - Ч.2.- С.7-9;

Грыцкевіч В.П. Месца гістарычнай культуры ў нацыянальна-культурнай ідэнтыфікацыі // Грамадская супольнасць і праблемы нацыянальна-культурнай ідэнтыфікацыі  ў Беларусі. - Брэст, 1996. - С.40-44.

Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории. - М., 1998.

Игнатенко А.П. Введение в историю БССР. Периодизация, источники, историография. - Минск : БГУ, 1965. - С.8-26.

Иллерицкая  Н.В. Становление советской историографической традиции: наука не обретшая лица // Советская историография. – М.: РГГУ, 1996.

Источниковедение  древней Греции (Эпоха эллинизма). - М., 1982.

Источниковедение  истории Древнего Востока. Под редакцией  В.И.Кузищина. – М.,1984.

Источниковедение  истории СССР XIX - начала XX в. Под  ред. И.А.Федосова. - М., 1970;

Источниковедение  истории  СССР. Под ред. И.Д.Ковальченко. - М., 1981;

Клейн Л.С. Археологические источники. –  Л.: ЛГУ, 1978.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. -М., 1987.

Люблинская  А.Д. Источниковедение истории средних  веков. - Л., 1955.

Маслов  Н.Н. Источники по истории КПСС и  перестройка историко-партийной  науки // Перестройка в исторической науке. – Киев: КГУ, 1990.

Медушевская О.М. Источниковедение: теория, история и метод. – М.: РГГУ, 1996.

Медушевская О.М. Источниковедение в России ХХ в.: научная мысль и социальная реальность.// Советская историография. – М.: РГГУ, 1996.

Медушевская О.М. История источниковедения в XIX – XX вв. – М.: МГИАИ, 1988. - 71 с.

Медушевская О.М. Современное зарубежное  источниковедение. -М.,1983..

Никитин С.А. Источниковедение истории СССР. ХIX в. – М., 1940.– Т.2.

Николаева А.Т. Основные этапы развития отечественного источниковедения ХYIII-ХХ веков. – М.: МГИА, 1975.

Николаева А.Т. Основные этапы развития отечественного источниковедения. - М.:МГИАИ, 1976. - 67 с.

Пичета  В.И. Введение в русскую историографию. (Источники и историография). - М.: Госиздат, 1922. - С.76-86.

Пронштейн А.П. Источниковедение в России. Эпоха феодализма. - Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского университета, 1989. - 414 с.;

Пронштейн А.П. Источниковедение в России. Эпоха  капитализма. - Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского университета, 1991. - 664 с.

Пронштейн А.П. Методика исторического исследования. Ростов-на-Дону, 1971.(2-е издание вышло  под названием: «Методика источниковедческого  исследования». Ростов-на-Дону, 1976).

Пушкарев  Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. - М., 1975.

Саар  Г.П. Источники и методы исторического  исследования. - Баку, 1930.-174 с.

Смолин  Г.Я. Источниковедение древней истории  Китая. - Л.,1987.

Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца ХYIII в. – М.: 1940.– Т.1. (2-е изд. – М., 1962).

Улащик  Н.Н. Очерки по археографии и источниковедению истории Белоруссии феодального  периода. - М.: Наука, 1973. - 303 с.

Черноморский  М.Н. Источниковедение истории СССР. Советский период. - М., 1976.

Хорхордина  Т.И. Архивы в «Зазеркалье» // Советская историография. - М., 1996.

Dalmann F. Quellenkunde der deutschen Geschichte. – Leipzig, 1830.

Histoire et ses methodes. Volume publie sons la directions de Ch.Samaran. - P.: La Pleiade, 1961.

Lelewel  J. Nauki dajace poznawac zrodla historyczne.-Poznan, 1863.



Информация о работе Теория источниковедения