Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:03, контрольная работа
Данная контрольная работа посвящена исследованию созданной Львом Николаевичем Гумилевым теории этногенеза, которая является одним из наиболее интересных феноменов отечественной науки второй половины XX века. В теории Гумилева для философа интересно многое - и культурологические, и социально-философские, и методологические аспекты, однако основную ценность представляет ее философско-историческое содержание. Занимаясь изучением издревле, еще с Полибия и Ибн Халдуна волновавших людей вопросов об основных принципах и характере исторического процесса,
Данная контрольная работа посвящена исследованию созданной Львом Николаевичем Гумилевым теории этногенеза, которая является одним из наиболее интересных феноменов отечественной науки второй половины XX века. В теории Гумилева для философа интересно многое - и культурологические, и социально-философские, и методологические аспекты, однако основную ценность представляет ее философско-историческое содержание. Занимаясь изучением издревле, еще с Полибия и Ибн Халдуна волновавших людей вопросов об основных принципах и характере исторического процесса, Гумилев предпринял смелую попытку соединить эти исконные философские проблемы с данными современных наук - как общественных, так и естествознания. В соответствии с общими тенденциями науки XX века, заключающимися в интеграции различных областей знания, Лев Николаевич разработал свою теорию как синтез различных дисциплин - истории, этнологии, химии, географии, физики, биологии, генетики. Таким образом, теория Гумилева является современной в полном смысле этого слова.
Первоначально теория этногенеза была сформулирована в статьях, публиковавшихся в течение 1970х г.г. в общеакадемическом журнале по естественным наукам «Природа», а в наиболее полном виде — в докторской диссертации по географическим наукам (успешно защищенной, но не утвержденной ВАКом), депонированной ВИНИТИ в 1979 г. - «Этногенез и биосфера Земли» (в виде полноценно изданной монографии она вышла в свет лишь в 1989 г.). С самого момента своего появления она вызвала шквал критики с самых разных сторон, не утихший и поныне. Теория Гумилева фактически официально была признана антинаучной, а автор - искажающим достоверные исторические факты, в результате чего ему было отказано в праве даже именоваться ученым. Интересно отметить, что такое критическое отношение существовало как к общей теории этногенеза, так и к ее частному случаю - работам Гумилева по этногенезу и истории народов Евразии, в первую очередь - России и монголов. С более общей, философской и философско-исторической точки зрения теория Гумилева также была объявлена лишенной всякой ценности, и, более того — даже вредной. Причем, если еще три десятилетия назад Гумилева обвиняли в отсутствии основополагающих положений исторического материализма в его работах, в антимарксизме а также - в непатриотичности его произведений, то теперь зачастую упор делается на якобы присутствующий в трудах Гумилева национализм.
Необоснованность
подобных упреков для непредвзятого
читателя очевидна. Академик Д.С. Лихачев
в предисловии к первому
Однако, несмотря на такое обилие критики, творчество Гумилева до сих пор остается малоисследованным. Несколько кандидатских диссертаций, воспоминания друзей, статьи немногочисленных учеников и последователей — вот и все, что существует по этой теме на настоящий момент. Имеется, конечно, и достаточно многочисленная подборка работ, критикующих теорию Гумилева - как написанных в советское время, так и изданных уже в наши дни. Однако, большинство контраргументов против теории Гумилева, известных на настоящий момент, носит декларативный характер. Оппоненты теории зачастую избегают упоминания трудов Гумилева (даже критического) в своих научных исследованиях, а большинство научных работ, ссылающихся на произведения Гумилева, не анализируют саму теорию Гумилева, а выхватывают ее отдельные стороны (не всегда самые принципиальные) исключительно в своих собственных (посторонних по отношению к Гумилеву) целях. Все это имеет место наряду с несомненной оригинальностью трудов Гумилева, которую едва ли могут отрицать как сторонники, так и противники его теории, и их широкой общественной популярностью. Трудно назвать какую-либо еще общественнонаучную теорию (разве что марксизм), которая бы вызвала такой поистине широчайший общественный интерес - еще в советское время депонированный в ВИНИТИ трактат «Этногенез и биосфера Земли» зачитывался до дыр, распространялся всеми возможными способами, на ленинградские лекции Гумилева по теории этногенеза приходило огромное количество людей. Его труды читали физики и химики, биологи и писатели, военные и гражданские служащие. Если искать в истории аналогии такого интереса к научной концепции, прежде всего, приходят в голову естественнонаучные теории, имевшие междисциплинарный характер и большое мировоззренческое значение.
Также, несмотря на то, что сам Гумилев определил хронологическим пределом своих исследований XVIII век, его произведения обладают настолько высокой общественно-политической значимостью, что получили хождение в российских общественных и политических кругах. Их представители широко используют введенные Гумилевым понятия и определения, опираются на его идеи для подтверждения собственных взглядов, зачастую не имеющих ничего общего с взглядами самого Гумилева.
Очевидно, что при недостатке объективного научного и философского изучения это сводится к искажению позиций Гумилева; более того, теория Гумилева начинает таким образом ассоциироваться с высказываниями соответствующих публицистов и общественных деятелей. Как нам представляется, все это наглядно свидетельствует о необходимости всестороннего изучения теории Гумилева. Существенно важно и то, что она является едва ли не единственной существующей на сегодняшний день универсальной, т.е. объясняющей все аспекты этногенеза, этнологической теорией. (Другой вопрос - насколько эта теория соответствует действительности).
Также необходимо отметить актуальность теории Гумилева в связи с растущей популярностью евразийских идей. О евразийстве за последние 20 лет говорили и писали такие разные люди, как H.A. Назарбаев, М.Ш. Шаймиев, Е.М. Примаков, Патриарх Кирилл и многие другие. В то же время, нельзя сказать, чтобы евразийство понималось всеми ими адекватно. Так, в интерпретации Назарбаева оно представляет собой геополитическое обоснование независимости Казахстана, вне всякой связи с такими государствами, как Россия, Украина, Белоруссия. Евразийские взгляды использовались для утверждения особой роли татарского народа в современной РФ. В интерпретации ряда политических деятелей евразийство представляет собой нечто аморфное, достаточно далекое от положений, выдвинутых основателями учения. Очевидно, что в свете широкого общественного интереса к евразийским перспективам России необходимо правильное понимание этих перспектив, соответствующее собственно евразийским идеям. Теория Гумилева представляет в этом отношении бесспорный интерес, т.к. придерживаясь положений, сформулированных классиками евразийства, она подводит под эти положения фундаментальную, на современном уровне науки проработанную основу. Отметим также, что если основатели евразийства работали в 20е г.г. XX века, и их мысли о евразийском будущем России были направлены на далекую перспективу, то Гумилев дожил до того времени, когда о евразийстве стало возможным открыто говорить, обсуждать его. Таким образом, его труды можно воспринимать не как абстрактный прогноз, а как живое руководство к действию для тех, кто разделяет евразийские представления о нашей стране.
Особо следует остановиться на собственно историко-философской актуальности исследования теории этногенеза. Как известно, философско-историческая проблематика вообще является традиционной для отечественной мысли. Она присутствовала в ней еще со средних веков, с представлений о Москве как Третьем Риме, затем занимала значительное место в философии XIX - начала XX века. Однако, в советский период в развитии этого направления русской философии в значительной степени произошел перерыв. Такими крупными мыслителями, как А.Ф. Лосев и М.М. Бахтин, связанными с дореволюционной философской традицией, философско-историческая проблематика не разрабатывалась. Другие философы, работавшие в СССР, активно разрабатывали философию науки, теорию познания, этику, эстетику, социально-философские вопросы. Философско-историческая тематика же оставалась в стороне, а там, где она все-таки присутствовала - исследовалась в марксистском ключе, который по отношению ко всей истории отечественной философии нельзя не назвать односторонним. И именно в творчестве Гумилева, по сути, еще в советский период произошло возрождение философско-исторического направления русской мысли во всем его богатстве и разнообразии. Фактически, не связанный официально с философской наукой Гумилев протянул руку славянофилам, Чаадаеву, Данилевскому, Леонтьеву, Федорову, продолжил и развил их традиции. Предпринятая им попытка означает, что русская философско-историческая мысль не прервалась, а сохранилась в сложный для отечественной философии период. В известной степени, благодаря трудам Гумилева можно делать выводы и о существовании дальнейших перспектив этой традиционной для русской философии проблематики. И это также является фактором, обусловливающим историко-философскую актуальность изучения теории Гумилева.
Степень изученности проблемы. Теория Гумилева стала объектом внимания научной общественности с момента выхода его первых работ по этногенезу. Хронологически, все работы, так или иначе затрагивающие пассионарную теорию этногенеза, могут быть разделены на два основных этапа:
1. Советский
период (70е - конец 80х г.г.). Для
этого периода характерны
2. Постсоветский период (с конца 80х - начала 90х г.г. до нашего времени). Для этого периода характерно широкое общественное распространение взглядов Гумилева, появление работ, развивающих теорию этногенеза, а также первые попытки ее объективного изучения. К числу последователей Гумилева, появившихся в этот период, можно отнести его учеников - К.П. Иванова2 и В.Ю. Ермолаева3, применивших теорию этногенеза к изучению локальных этнографических проблем, Н.В. Трубникову4 и А.Д. Гомбожапова5, с гумилевской точки зрения исследовавших различные исторические явления, Ю.С. Самохина6, который взял идеи Гумилева за основу для программы краеведческого воспитания молодежи. П.С. Ширинкин7 попытался развить географические аспекты теории Гумилева, К.В. Маклаков8 - биологические, Р.Х. Бариев9 на основе работ Гумилева разработал оригинальную концепцию этноноосферы. Для критики данного периода наиболее традиционны обвинения Гумилева в национализме и ксенофобии. С подобными выпадами выступали такие авторы, как Л.С. Клейн10 и А.Л. Янов11. Самый скромный сегмент работ о Гумилеве за постсоветский период составляют попытки объективной оценки его творчества. Достаточно
Таким образом, в целом, к настоящему моменту имеется достаточно обширная подборка посвященных теории Гумилева работ, однако только малая их часть содержит ее непредвзятый анализ. Объективное изучение теории Гумилева только начинается, в связи с чем представляется нужным и своевременным предпринятое исследование. Подробный разбор наиболее интересных и содержательных публикаций, посвященных теории этногенеза, производится в третьей главе настоящей диссертации.
О. Шпенглера
Книга О. Шпенглера «Закат Европы» является одним из самых поучительных событий в умственной жизни современной Германии. Огромный спрос на эту книгу (32 издания за 2 года); ее широчайшая популярность не только в говорильных «салонах», но и в среде серьезной, интенсивно работающей университетской молодежи; ряд кружков и научных обществ, основанных с целью разрабатывать проблемы истории и культуры в духе нового учения, наконец, внушительный поход против развратителя юношества Шпенглера, организованный во имя спасения «вечных ценностей» культуры немецкими профессорами и приват-доцентами, начиная маститым хранителем традиций, теологом Гарнаком и кончая радикалом и фанатиком «полной социализации» Отто Нейратом, все это заставляет думать, что Шпенглеру лучше чем кому-либо другому удалось оформить идеологию современного культурного кризиса. Таким образом, как симптом и символ переживаемой Западом культурной катастрофы «Закат Европы» бесспорно глубоко знаменательное и значительное явление. Актуальность исследования теории Шпенглера определяется, с одной стороны, необходимостью анализировать сегодняшнее состояние культуры, которое многие определяют как кризисное, с другой стороны - концепция циклов развития цивилизаций в истории представляет большой интерес из прогностических соображений.
Целью данной работы является рассмотрение теории локальных цивилизаций О.Шпенглера. В связи с этим необходимо решить следующие задачи: определить соотношение понятий культуры и цивилизации в теории Шпенглера; проанализировать его концепцию цикла развития общества от начальных стадий культуры до цивилизации.
Основная часть
Разработку
своей концепции истории О.