Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 17:53, реферат
В конце XV – начале XVI века начался особый период истории Руси. Она не только освободилась от татаро-монгольского ига, но и начала объединяться вокруг Московского княжества, превратившись в мощное централизованное государство с единоличной властью. Московское государство осталось единственным независимым православным государством в мире. В это время на престол вступил великий князь Иван III. В 1472 г. он женился на племяннице последнего византийского императора Зое (Софье) Палеолог, единственной наследнице утраченного престола.
Введение
Глава 1: О ТЕОРИИ МОСКВА-ТРЕТИЙ РИМ
1.1 Суть теории «Москва – Третий Рим»
1.2 Причины зарождения и становления идеи «Москва - Третий Рим»
1.3 Особенности идеологии «Москва - Третий Рим»
1.4Теологический смысл идеи «Москва - Третий Рим»
Глава 2: ПАДЕНИЕ «Москва – Третий Рим»
2.1Двойственность идеологии «Москва - Третий Рим
2.2Падение теории
Заключение
Список использованной литературы
Примечательно, что Третьим Римом назвал Москву сам7 Константинопольский Патриарх Иеремия, приехавший для поставления первого русского Патриарха Иова. То есть порабощенный турками Второй Рим (надеясь на русское избавление от турецкого гнета) сам признал Русь своей преемницей, а ее Царей - преемниками византийских Императоров. Не удивительно, что в эту эпоху распространяются легенды о происхождении русских Царей от римского императора Августа и складывается трактовка Руси как главного царства вселенной (летописный свод 1652 года). В объединении всех православных народов вокруг Русского Царства заключался и главный замысел реформ Патриарха Никона (историософский масштаб которых, к сожалению, был не понят ни их исполнителями, ни старообрядцами).
Вывод: Теория Филофея не была понята.
Она была разработана с целью объединения
все православных государств вокруг Русского
Царства, но этого не произошло.
Так, получив от Византии в готовом виде православную веру и государственную идеологию, не нуждавшуюся в характерных для византийской эпохи спорах по ее уточнению, русская Империя полнее всех в мире воплотила этот должный идеал. Этому способствовало и то, что у русских, в отличие от греков, не было разработанной дохристианской философии, поэтому христианство стало первым всеобъемлющим мировоззрением, которое наполнило собою государственность во всех ее областях и на всех уровнях. Тем самым Третий Рим стал последним не только в хронологическом порядке, но и третьей, высшей, ступенью совершенствования вселенской Империи. Но, к сожалению, теории была по большей части не правильно понята, а следовательно не реализована в нужной мере.
Золотухина Н.М.Развитие русской средневековой политико–правовой мысли. М. 1985-271с.
2 Казакова Н.А. Проблемы русской общественной мысли …С. 113.
3 Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998.
4 Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985. С. 59.
5 Тойнби А. Постижение истории. - М., 1997.стр.412
6 Г.П .Федотов. Святые древней Руси М.: Московский рабочий, 1990. Стр.80
7 Синицына Н. В. Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV—XVI вв.)
— М.: Индрик, 1998. Стр.350