Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:05, реферат
Вместе с гуннами закончилась мифическая история. В древнетюркскую эпоху человеческое существование, в историческом аспекте, стало предметом размышления. "Когда было сотворено вверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие.
Введение……………………………………………………….…………………..3
Глава I. Истоки происхождения……………………………………….…………4
Глава II. Тюркские языки………………..………..…………………………...….8
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Филологический факультет
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине этнонимическая топология
Тюркские народы
Челябинск
2014
Оглавление
Введение……………………………………………………….
Глава I. Истоки происхождения……………………………………….…
Глава II. Тюркские языки………………..………..…………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В середине I тыс. н.э. в степях Казахстана произошли крупнейшие этнические сдвиги.
Вместе с гуннами закончилась мифическая история. В древнетюркскую эпоху человеческое существование, в историческом аспекте, стало предметом размышления. "Когда было сотворено вверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство предки мои - Бумын каган и Естеми каган. Сев на царство, они охраняли государство и установили законы тюркского народа" пишется в эпитафии в честь Кюльтегина. Этой легендой провозглашено наступление новой эпохи. Древние тюрки знали, что в их время начинается нечто исключительное. Время сотворения мира совмещено со временем появления тюрков. Ряд сведений о тюрках говорит о том, что данные об этой группе степных народов появились в источниках очень давно. Наиболее ранее упоминание о племенах тюрков /Тура/ находятся в Авесте. Тюрок /Тур/ - один из трёх сыновей легендарного Феридуна, когда он поделил мир на три части старшему сыну Салму достался Рум, Тюрку /Тур/ достался Туран, а младшему Эраджем - Эраншахр. По этой легенде междоусобицы между братьями привели к убийству Эраджа, что объясняет постоянное противостояние юга и севера. Видимо, это следует рассматривать как институт традиционной вражды внутри одной системы, в одной оси координат. В восточных источниках особенно, у Рашид ад-дина, Абульгазы Тюрку отводят особое место в генеалогических повествованиях. Первый из них пишет о том, что монголы "были одним из тюркских народов" и что "за время около четырёхсот лет от них произошло множество ответвлений вследствие же их могущества другие племена в этих областях также стали известны под их именем, так что большую часть тюрков /теперь/ называют монголами". По Абульгазы: "Яфет, младший сын Ноя, имел восемь сыновей "Тюрк, Хазар, Саклаб, Рус, Минг, Чин, Кеймари, Тарих". Из этих своих детей он на свое место оставил /наследником трона, орды/ старшего сына Тюрка, при этом, завещал другим: "Тюрка вы признавайте государем и повинуйтесь ему". "Он был человек образованный и умный пишет Абульгазы после отца своего, когда он обозревал земли, одна из них понравилась, и он на ней поселился; эту землю называют Иссиг-кюль".
ИСТОКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Древние тюрки - это предки многих
современных тюркских народов, в том числе
и татар. Тюрки кочевали по Великой Степи
(Дешти-Кыпчак) на просторах Евразии. Здесь
они вели свою хозяйственную деятельность,
на этих землях создавали свои государства.
Волго-Уральский регион, находящийся на
периферии Великой Степи, издавна был
населен угрофинскими и тюркскими племенами.
Во втором веке нашей эры сюда из Центральной
Азии прикочевали также и иные тюркские
племена, известные в истории под названием
гуннов. В IV веке гунны заняли Причерноморье,
затем, вторглись в Центральную Европу.
Но, со временем, гуннский союз племен
распался и большинство гуннов возвратилось
в Причерноморье, влившись в состав других
местных тюрков.
Около двухсот лет просуществовал Тюркский
каганат, созданный тюрками Центральной
Азии. В числе народов этого каганата письменные
источники указывают на татар. Отмечается,
что это весьма многочисленный тюркский
народ. Племенное объединение татар, расположившееся
на территории современной Монголии, включало
в себя 70 тыс. семей. Арабский историк указывал,
что благодаря их исключительному величию
и авторитету, другие племена также объединились
под этим именем. Другие историки сообщали
также о татарах, обитающих на берегах
реки Иртыш. В нередких военных столкновениях
противниками татар обычно оказывались
китайцы и монголы. Несомненно, что татары
были тюрками, и в указанном смысле являются
близкими родственниками (а также в определенной
степени могут быть отнесены к предкам)
современных тюркских народов.
После распада Тюркского каганата вошел
в силу Хазарский каганат. Владение каганата
простирались на Нижнее Поволжье, Северный
Кавказ, Приазовье и Крым. Хазары представляли
собой объединение тюркских племен и народов
и «были одним из замечательных народов
той эпохи» (Л. Н. Гумилев). В этом государстве
процветала исключительная веротерпимость.
К примеру, в столице государства г. Итиль,
расположенном недалеко от устья Волги,
действовали мусульманские мечети, молельные
дома христиан и иудаистов. Работали семь
равнонравных судей: по два мусульманина,
иудея, христианина и один язычник. Каждый
из них разрешал тяжбы людей одинаковой
с ним религии. Хазары занимались кочевым
скотоводством, земледелием н садоводством,
а в городах - ремеслами. Столица каганата
являлась не только центром ремесленничества,
но и международной торговли.
В годы своего расцвета Хазария была мощным
государством, недаром и Каспийское море
именовалось Хазарским. Однако военные
действия внешних врaroв ослабляли государство.
Особенно ощутимыми оказались нападения
войск арабского халифата, киевского княжества
и враждебная политика Византии. Все это
привело к тоиу, что в конце Х века Хазария
перестала существовать как самостоятельное
государство. Одним из основных составляющих
хазарского народа были булгары. Некоторые
историки прошлого указывали, что скифы,
булгары и хазары - это один и тот же народ. Другие считают, что булгары
- это гунны. Упоминаются они и как кыпчаки,
как кавказские и северокавказские племена.
Во всяком случае, тюрки-булгары известны
по письменным источникам почти две тысячи
лет. Имеется немало трактовок слова «булгар».
По одной из них 6улгары - это речные люди
или люди, связанные с рыболовством. По
другим версиям «булгары» может означать:
«смешанные, состоящие из многих элементов»,
«бунтари, мятежники», «мудрецы, мыслители»
и т. д. Булгары имели свое государственное
образование - Великую Булгарию в Приазовье,
со столицей - r. Фанагория,на Таманском
полуострове. К этому государству относились
земли от Днепра до Кубани, часть Северного
Кавказа и степные просторы между Каспийским
и Азовским морями. Некогда и Кавказские
горы назывались цепью булгарских гор.
Приазовская Булгария была мирным государством,
и нередко попадала в зависимость от Тюркского
каганата и Хазарии. Своего наибольшего
расцвета государство достигло при правлении
Кубрат-хана, которому удалось объединить
булгар и другие тюркские племена. Этот
хан был мудрым правителем, достигшим
замечательных успехов в обеспечении
спокойной жизни своим согражданам. В
период его правления росли булгарские
города, развивались ремесла. Государство
получило международное признание, относительно
стабильными были отношения с географическими
соседями.
Положение государства резко ухудшилось
после смерти Кубрат-хана в середине VII
века, усилилось политическое и военное
давление Хазарии на Булгарию. В этих условиях
произошли несколько случаев переселения
значительных масс булгар в другие края.
Одна группа булгар во главе с царевичем
Аспарухом двинулась на запад и осела
на берегах Дуная. Большая группа булгар,
ведомая сыном Кубрата Кодраком, направилась
в среднее Поволжье.
Оставшиеся в Приазовье булгары оказались
в составе Хазарии вместе с нижневолжскими
булгарами-саксинами и с иными тюрками
государства. Однако это не принесло им
вечного мира. В 20-е годы VII века Хазария
подверглась нападению арабов, в ходе
которого были захвачены и сожжены крупные
булгарские города Приазовья. Через десять
лет арабы повторили свой поход, на этот
раз они разграбили булгарские земли в
окрестностях рек Терека и Кубани, захватили
в плен 20 тысяч барсилов (путешественники
века в составе булгарского народа выделяли
барсилов, эсегелов и, собственно, буггар).
Все это вызвало еще один массовый поход
булгарского населения к своим соплеменникам
в Поволжье. Впоследствии, разгром Хазарии
сопровождался и другими случаями переселения
булгар на среднее и верхнее течение Итиля
(Река Итиль в понимании того времени начиналась
рекой Белой, включала часть Камы и далее
Волгу).
Таким образом, произошли массовые и небольшие
переселения булгар в Волго-Приуральский
регион. Выбор района переселения вполне
объясним. Здесь несколько веков тому
назад жили гунны и продолжали жить их
потомки, а также другие тюркские племена.
С данной точки зрения, эти места являлись
исторической родиной предков для определенных
тюркских племен. Kpoмe того, тюркские народы
среднего и нижнего Поволжья поддерживали
постоянные тесные связи с родственными
народами Прикавказья и Приазовья; развитое
кочевое хозяйство не раз приводило к
смешиванию разных тюркских племен. Поэтому.
усиление булгарского элемента в среднем
Поволжье было вполне ординарным явлением.
Увеличение булгарского населения в этих
краях привело к тому, что именно булгары
стали основным образующим элементом
татарского народа, сформировавшегося
в Волго-Уральском регионе. При этом следует
учесть, что никакой более или менее крупный
народ не может вести свою генеалогию
лишь от одного единственного племени.
И татарский народ в указанном смысле
не является исключением, среди его предков
можно было бы назвать не одно племя, а
также указать не одно влияние (в том числе
и финно-угорское). Однако, главным элементом
в составе татарского народа следует признать
именно булгар.
Со временем тюркско-булгарские племена
стали составлять в этом регионе достаточно
крупное население. Если к тому же учитывать
наличие у них исторического опыта государственного
строительства, то нет ничего удивительного
в том, что вскоре здесь возникло государство
Великая Булгария (Волжская Булгария).
В начальный период своего существования
Булгария в Поволжье представляла собой
как бы союз относительно независимых
областей, вассально зависимый от Хазарии.
Но, во второй половине Х века, верховенство
единого князя признавалось уже всеми
удельными правителями. Сложилась общая система, уплаты податей в общую казну единого
государства. Ко времени распада Хазарии
Великая Булгария представляла собой
полностью сформировавшееся единое государство,
его границы признавались соседними государствами
и народами. В дальнейшем зона политического
и экономического влияния Булгарии простиралась
от Оки до Яика (Урала). К землям Булгарии
относились районы от верховьев Вятки
п Камы до Яика и низовьев Волги. Хазарское
море стало именоваться Булrарским. «Атил
- река в области кыпчаков, она впадает
в море Булгар»- писал Махмуд Кашгари в
ХI веке.
Великая Булгария в Поволжье стала страной
оседлого и полуоседлого населепия и обладала
высокоразвитым хозяйством. В земледелии
булгары применяли железные лемехи к плугам
уже в Х веке, булгарский плуг-сабан обеспечивал
пахоту с оборотом пласта. Булгары пользовались
железными орудиями сельскохозяйственого
производства, выращивали более 20 видов
культурных растений, занимались садоводством,
пчеловодством, а также охотой и рыболовством.
Высокого для того времени уровня достигло
ремесленничество. Булгары занимались
ювелирным, кожевенным, косторезным, металлургическим,
гончарным производствами. Они были знакомы
с выплавкой чугуна, и стали применять
его в производстве. В своих изделиях булгары
использовали также золото, серебро, медь
и их различные сплавы. «Булгарское царство
было одним из немногих государств средневековой
Европы, в котором в наиболее короткий
срок создались условия для высокого развития
ремесленного производства в ряде отраслей»
(А. П. Смирнов).
Уже с ХI века Великая Булгария занимает
позиции ведущего торгового центра Восточной
Европы. Развивались торговые отношения
с ближайшими соседями - с северными народами,
с русскими княжествами и со Скандинавией.
Развернулась торговля со Средней Азей,
с Кавказом, с Персией, с Прибалтикой. Булгарский
торговый флот обеспечивал вывоз и ввоз
товаров по водным путям, а по сухопутью
ходили торговые караваны в Казахстан
и в Среднюю Азию. Булгары вывозили рыбу,
хлеб, лес, моржовые зубы, меха, специальным
образом обработанную кожу «бyлгaри», мечи,
кольчуги и т. д. От Желтого моря до Скандинавии
были известны ювелирные, кожаные и меховые
изделия булгарских мастеров. Чекaнка
собственных монет, начатая в Х веке, способствовала
дальнейшему укреплению позиций булгарского
государства, как признанного центра торговли
между Европой и Азией.
Булгары, в своей основной массе, приняли
ислам еще в 825 году, т. е. почти 1200 лет тому
назад. Каноны ислама, с их призывом к душевной
и телесной чистоте, к милосердию и т. д.,
нашли особый отклик у булгар. Официальное
принятие ислама в государстве стало мощным
фактором консолидации народа в единый
организм. В 922 году правитель Великой
Булгарии Алмас Шилки принял делегацию
багдадского халифата. В центральной мечети
столицы государства - в г. Булгape был проведен
торжественный молебен. Ислам стал официальной
государственной религией. Это позволяло
Булгарии укреплять торгово-экономические
отношения с развитыми мусульманскими
государствами того времени. Позиции ислама
в скором времени стали весьма устойчивыми.
Западноевропейские путешественники
того времени отмечали, что жители Булгарии
- это единый народ, «крепче держащийся
закона Мухамметова, чем кто-нибудь другой».
В рамках единого государства, в основном,
завершилось и формирование самой народности.
Во всяком случае, русские летописи ХI
века отмечают здесь единый, булгарский
народ.
ТЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ
- семья языков, на которых говорят многочисленные народы и народности СССР, Турции, часть населения Ирана, Афганистана, Монголии, Китая, Румынии, Болгарии, Югославии и Албании. Вопрос о генетическом отношении этих языков к алтайским языкам находится на уровне гипотезы, которая предполагает объединение тюркских, тунгусо-маньчжурских и монгольских языков. По мнению ряда ученых (Е.Д. Поливанов, Г.Й. Рамстедт и др.) рамки этой семьи расширяются включением корейского и японского языков. Существует также урало-алтайская гипотеза (М.А. Кастрен, О. Бетлингк, Г. Винклер, О. Доннер, З. Гомбоц и др.), согласно которой тюркские языки, а также другие алтайские языки составляют вместе с финно-угорскими языками урало-алтайскую макросемью. В алтаистической литературе типологическое сходство тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков иногда принимается за генетическое родство. Противоречия алтайской гипотезы связаны, во-первых, с нечетким применением сравнительно-исторического метода при реконструкции алтайского архетипа и, во-вторых, с отсутствием точных методов и критериев для дифференциации исконных и заимствованных корней.
Формированию отдельных
По современной географии распространения выделяются тюркские языки следующих ареалов: Средней и Юго-Восточной Азии, Южной и Западной Сибири, Волго-Камья, Северного Кавказа, Закавказья и Причерноморья. В тюркологии имеется несколько классификационных схем. В.А. Богородицкий разделил тюркские языки на 7 групп: северо-восточную (якутский, карагасский и тувинский языки); хакасскую (абаканскую), в которую включались сагайский, бельтирский, койбальский, качинский и кызыльский говоры хакасского населения региона; алтайскую с южной ветвью (алтайский и телеутский языки) и северной ветвью (диалекты т.н. черневых татар и некоторые другие); западно-сибирскую, куда включены все диалекты сибирских татар; поволжско-приуральскую (татарский и башкирский языки); среднеазиатскую (уйгурский, казахский, киргизский, узбекский, каракалпакский языки); юго-западную (туркменский, азербайджанский, кумыкский, гагаузский и турецкий языки). Лингвистические критерии этой классификации не отличались достаточной полнотой и убедительностью, так же как и чисто фонетические признаки, положенные в основу классификации В.В. Радлова, выделявшего 4 группы: восточную (языки и диалекты алтайских, обских, енисейских тюрок и чулымских татар, карагасский, хакасский, шорский и тувинский языки); западную (наречия татар Западной Сибири, киргизский, казахский, башкирский, татарский и, условно, каракалпакский языки); среднеазиатскую (уйгурский и узбекский языки) и южную (туркменский, азербайджанский, турецкий языки, некоторые южнобережные говоры крымскотатарского языка); якутский язык Радлов выделял особо. Ф.Е. Корш, впервые привлекший в качестве оснований для классификации морфологические признаки, допускал, что тюркские языки первоначально разделились на северную и южную группы; позднее южная группа распалась на восточную и западную. В уточненной схеме, предложенной А.Н. Самойловичем (1922), тюркские языки распределены на 6 групп: р-группа, или булгарская (в нее включался также и чувашский язык); д-группа, или уйгурская, иначе северо-восточная (помимо древнеуйгурского в нее вошли тувинский, тофаларский, якутский, хакасский языки), тау-группа, или кыпчакская, иначе северо-западная (татарский, башкирский, казахский, киргизский языки, алтайский язык и его диалекты, карачаево-балкарский, кумыкский, крымскотатарский языки), таг-лык-группа, или чагатайская, иначе юго-восточная (современный уйгурский язык, узбекский язык без его кыпчакских диалектов); таг-лы группа, или кыпчакско-туркменская (промежуточные говоры - хивинско-узбекские и хивинско-сартские, утратившие самостоятельное значение); ол-группа, иначе юго-западная, или огузская (турецкий, азербайджанский, туркменский, южнобережные крымскотатарские диалекты).
В дальнейшем предлагались новые схемы, в каждой из них была попытка уточнить распределение языков по группам, а также включить древнетюркские языки. Так, например, Рамстедт выделяет 6 основных групп: чувашский язык, якутский язык, северная группа (по А.М.О. Рясянену - северо-восточная), к которой отнесены все тюркские языки и диалекты Алтая и прилегающих районов; западная группа (по Рясянену - северо-западная) - киргизский, казахский, каракалпакский, ногайский, кумыкский, карачаевский, балкарский, караимский, татарский и башкирский языки, к этой же группе отнесены и мертвые куманский и кыпчакский языки; восточная группа (по Рясянену - юго-восточная) - новоуйгурский и узбекский языки; южная группа (по Рясянену - юго-западная) - туркменский, азербайджанский, турецкий и гагаузский языки. Некоторые вариации подобного типа схем представляет классификация, предложенная И. Бенцингом и К.Г. Менгесом. В основе классификации С.Е. Малова лежит хронологический принцип: все языки делятся на "старые", "новые" и "новейшие".
Принципиально отличается от предыдущих классификация Н.А. Баскакова; согласно его принципам, классификация тюркских языков есть не что иное как периодизация истории развития тюркских народов и языков во всем многообразии возникавших и распадавшихся мелких родовых объединений первобытного строя, а затем крупных племенных объединений, которые, имея одно происхождение, создавали общности, различные по составу племен, а следовательно, и по составу племенных языков.
Рассмотренные классификации, при всех их недостатках, помогли выявить группы тюркских языков, генетически связанных наиболее близко. Обосновано особое выделение чувашского и якутского языков. Для разработки более точной классификации необходимо расширение набора дифференциальных признаков с учетом чрезвычайно сложного диалектного членения тюркских языков. Наиболее общепринятой схемой классификации при описании отдельных тюркских языков остается схема, предложенная Самойловичем.
Типологически тюркские
языки относятся к
Наличие гармонии гласных
и связанное с ней
Более последовательно проявляется в тюркских языках гармония по признаку палатальности - непалатальности, ср. тур. ev-ler-in-de 'в их домах', карачаево-балк. бар-ай-ым 'пойду-ка' и т. п. Губной сингармонизм в разных тюркских языках развит в разной степени.
Существует гипотеза
о наличии для раннего
В татарском, башкирском и древнечувашском языках произошел переход /a/ в первых слогах многих слов в лабиализованное, отодвинутое назад /å/, ср. *кара 'черный', др.-тюрк., казах. кара, но тат. кåра; *åт 'лошадь', др.-тюрк., тур., азерб., казах. ат, но тат., башк. åт и т.д. Произошел также переход /a/ в лабиализованное /o/, типичный для узбекского языка, ср. *баш 'голова', узб. бош. Отмечается умлаут /a/ под влиянием /и/ следующего слога в уйгурском языке (ети 'его лошадь' вместо аты); сохранилось краткое ê в азербайджанском и новоуйгурском языках (ср. *кêл- 'приходи', азерб. гêл'-, уйгур. кêл- и пр.). Для татарского, башкирского, хакасского и отчасти чувашского языков характерен переход ê > и, ср. *êт 'мясо', тат. ит. В казахском, каракалпакском, ногайском и карачаево-балкарском языках отмечается дифтонгоидное произношение некоторых гласных в начале слова, в тувинском и тофаларском языках - наличие фарингализованных гласных.
Консонантизм тюркских языков может быть представлен в виде таблицы:
Смычные |
q |
к г |
о |
т д |
п б |
Щелевые (спиранты) |
ґ |
о |
j |
ґ' з з' |
о |
Аффрикаты |
о |
о |
о |
ч дж |
о |
Сонорные |
о |
ng |
о |
л р н |
м |