Тюркский и Западно-Тюркский каганаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:07, реферат

Описание работы

В середине I тыс. н.э. в степях Казахстана произошли крупнейшие этнические сдвиги. Вместе с гуннами закончилась мифическая история. В древнетюркскую эпоху человеческое существование, в историческом аспекте, стало предметом размышления.
"Когда было сотворено вверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство предки мои - Бумын каган и Естеми каган

Содержание работы

I. Введение…………………………………………………………………..……3

II. Основная часть………………………………………………………………...4

Тюркский каганат
Особенности древнетюркской эпохи…………………………..…4
Образование и расцвет Тюркского каганата…………………..…8
Распад Тюркского каганата и образование Западно-Тюркского каганата...................................................................................................10
Западно-Тюркский каганат
История Западно-Тюркского каганата...........................................11
Экономическая и политическая жизнь Западно-Тюркского каганата……………………………………………………………...….12
Правовая система в Западно-Тюркском каганате………….…....14

III. Заключение………………………………………………..............................16

IV. Список использованной литературы……………………………………….17

Файлы: 1 файл

Реферат 2 рк история.docx

— 335.08 Кб (Скачать файл)

   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АТЫРАУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ Х. ДОСМУХАМЕДОВА

 

 

 

 

 

 

Факультет экономики  и права

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

«Тюркский и Западно-Тюркский каганаты»

 

 

 

 

 

 

 

   Выполнила: Утепова С.Н., студентка 1 курса

                                                                группы ЮС-103

                                                                   специальность «Юриспруденция»

                                                Проверила: к.и.н. профессор Каленова Г.Б

 

 

 

 

 

 

 

 

Атырау  2012

 

Содержание: 

 

I. Введение…………………………………………………………………..……3

 

II. Основная часть………………………………………………………………...4

 

  1. Тюркский каганат
    1. Особенности древнетюркской эпохи…………………………..…4
    2. Образование и расцвет Тюркского каганата…………………..…8
    3. Распад Тюркского каганата и образование Западно-Тюркского каганата...................................................................................................10
  2. Западно-Тюркский каганат
    1. История Западно-Тюркского каганата...........................................11
    2. Экономическая и политическая жизнь Западно-Тюркского каганата……………………………………………………………...….12
    3. Правовая система в Западно-Тюркском каганате………….…....14

 

III. Заключение………………………………………………..............................16

 

IV. Список использованной литературы……………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В середине I тыс. н.э. в степях Казахстана произошли крупнейшие этнические сдвиги. Вместе с гуннами  закончилась мифическая история. В  древнетюркскую эпоху человеческое существование, в историческом аспекте, стало предметом размышления. 
 "Когда было сотворено вверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство предки мои - Бумын каган и Естеми каган. Сев на царство, они охраняли государство и установили законы тюркского народа", - пишется в эпитафии в честь Кюльтегина. Этой легендой провозглашено наступление новой эпохи. 
 Древние тюрки знали, что в их время начинается нечто исключительное. Время сотворения мира совмещено со временем появления тюрков. 
 Ряд сведений о тюрках говорит, о том, что данные об этой группе степных народов появились в источниках очень давно. Наиболее ранее упоминание о племенах тюрков /Тура/ находятся в Авесте. Тюрок /Тур/ - один из трёх сыновей легендарного Феридуна, когда он поделил мир на три части старшему сыну Салму достался Рум, Тюрку /Тур/ достался Туран, а младшему Эраджем - Эраншахр. По этой легенде междоусобицы между братьями привели к убийству Эраджа, что объясняет постоянное противостояние юга и севера. Видимо, это следует рассматривать как институт традиционной вражды внутри одной системы, в одной оси координат. 
 В восточных источниках особенно, у Рашид ад-дина, Абульгазы Тюрку отводят особое место в генеалогических повествованиях. Первый из них пишет о том, что монголы "были одним из тюркских народов" и что "за время около четырёхсот лет от них произошло множество ответвлений... вследствие же их могущества другие племена в этих областях также стали известны под их именем, так что большую часть тюрков /теперь/ называют монголами". По Абульгазы: "Яфет, младший сын Ноя, имел восемь сыновей "Тюрк, Хазар, Саклаб, Рус, Минг, Чин, Кеймари, Тарих". Из этих своих детей он на свое место оставил /наследником трона, орды/ старшего сына Тюрка, при этом, завещал другим: "Тюрка вы признавайте государем и повинуйтесь ему". "Он был человек образованный и умный, - пишет Абульгазы, - после отца своего, когда он обозревал земли, одна из них понравилась, и он на ней поселился; эту землю называют Иссиг-кюль".

 

 

 

 

 

  1. Тюркский каганат

1.1. Особенности древнетюркской эпохи.

Как крупное объединение, тюрки стали известны ещё в  конце V века. Первоначальное ядро этого  народа - союз десяти племён (он ок будун), сформировалось из осколков гуннских племён, переселенных в Алтайские горы государством Жуань-Жуаней. Позднее государство, созданное этими племенами, стало называться "Тюрк эль". Существует также мнение о том, что термин первоначально имел социальное значение. И происходил от слова "тюркун", означавшего "военная знать". 
 Тюркские племена на просторах Центральной Азии создали десяток государств - Каганат кок тюрков, Восточно-тюркский каганат, Западно-тюркский, Тюргешеский, Уйгурский каганаты, государства енисейских кыргызов, карлуков, кимаков, караханидов, каракиданей, огузов и, наконец, кыпчаков. Смена на историческом фоне одних названий другими вовсе не обозначала исчезновения первых. Они, уступая первенство, входили в состав победителей или же под другими названиями создавали новые объединения. 
 В связи с выходом на широкую международную арену древнетюркское государство возвращается к традиционным символам политической власти. В основу государственной идеологии была заложена идея туранизма. Вероятно, свою роль сыграли племена, связанные со степными районами Казахстана и Средней Азии. Импульсы, дошедшие до центральных степных районов Казахстана, актуализировали реанимацию идеи туранизма. Возможными носителями этой идеи, мы предполагаем, были племена, входящие в группу Алаша и связанные с древней историей Турана, о которых в виде отголосков сохранились различные легенды в этот период предания о динлинах, о пегих лошадях, о народе бома и т.д. /. 
 О реанимации не только идеи великого туранизма, но и восстановление имени священной, культовой фигуры Алаша хана, как первого хана кочевых тюрко-монгольских племён и родоначальника ханских династий также связано с временем усиления тюрков на востоке. К. Халид, исходя из древнейших исторических преданий казахов и других народов Центрально-Азиатских регионов, возвращение культа Алаша хана связывает с началом возвышения тюрков - карлуков в Караханидское время. 
 Хотя этногенез тюрков больше связан с Центральной Азией, этот огромный регион не был изолирован от соседних цивилизаций. В момент своего могущества территория каганта простиралась от Манчжурии до Керченского пролива, от верховьев Енисея до верховьев Амударьи. Как создатели первой евразийской империи, тюрки оказали огромное влияние на судьбы народов субконтинента. 
 Хозяйство. В хозяйственном плане древнетюркский период представляет единую систему, состоящую из двух неравноценных сфер кочевого и полукочевого скотоводства и оседло-земледельческого типа хозяйства в перифериях Великой степи. Доминирующая часть социально-политического организма тюркских государств вела кочевой образ жизни и использовала города и оазисное население как необходимое дополнение. Государство не могло состояться без городов - без политического центра, без торговли и ремесленного слоя населения городов, обеспечивавших нужды кочевников и составляющих основной класс налогоплательщиков. 
 В хозяйственно-культурной системе Великой степи Мавераннахр занимал особое место, как у тюрков, так и у их предшественников и последователей. Прежде всего, присырдарьинская территория имеет стратегическое значение в плане обеспечения кочевого населения Великой степи необходимым количеством земледельческой и ремесленной продукции. Контроль над трансконтинентальными путями давал кочевникам также огромные выгоды как в экономическом, так и в политическом отношениях. Из территории Мавераннахра готовились глобальные миграции в глубинные районы Востока. Можно сказать, что территория южнее Сырдарьи вынашивает плод миграционной активности, зачатой кочевниками еще в просторах Великой степи. 
 Обретя определенную структуру и подкрепленные жизнеутверждающей энергией, мигранты шли на завоевание центров оседлых цивилизаций. В этом плане Мавераннахр являлся своеобразным плацдармом Великой степи. 
 Город и степь в той или иной мере дополняли друг друга, и этот симбиоз создавал государство. Для тружеников города необходимы были защита неспокойствие, что могли гарантировать им воинственные покровители - кочевые племена. 
 Социальная организация. Сравнения социальной природы тюркских обществ демонстрируют не только их принципиальную однотипность, но и сходство многих форм социальной организации, общественных институтов и культурных элементов. Это сходство иногда доходит до полного тождества. Имеющиеся различия связаны с различными источниками внешнего воздействия (создание империи). В целом можно их охарактеризовать как раннесредневековые, где государственные институты основаны на даннической эксплуатации земледельческого населения кочевниками. Древнетюркское общество пронизывало социальное и сословное неравенство. "Беки" и "кара будун" (простой народ) - "слушайте хорошенько мою речь", - требует в своей надписи Бильге каган (нач. VIII в). В тюркских письменных памятниках отчетливо выделяется трехступенчатый характер социальной стратификации - каганский род - знатные беки - народ. В этой связи уместно привести следующую тюркскую пословицу: "Иер басуркы таг (опора земли - гора), Бодун басуркы бег", (опора народа - бек). 
 Во главе древнетюркских государств стояли каганы (ханы), за исключением огузов (у них-ябгу). Всевластный каган руководствовался в политике интересами аристократической верхушки, которая набиралась из представителей господствующего рода. Сыновья и родственники кагана назывались тегинами. При кагане была военная дружина. При крупномасштабных войнах из рядов кочевников-скотоводов набиралось ополчение. Само название Западно-Тюркского государства "он ок эли" (государство десяти стрел) свидетельствует о десятичной системе организации общества. Стрела служила знаком власти. Каждая стрела выставляла один тумен воинов, то есть 10 тыс. Во главе туменов стояли шады с боевым знаменем. 
 Десятичная система древних тюрков была структурой военно-административного характера, построенной на генеалогической основе, то есть она сочетала родоплеменное и территориальное начало организации общества. В каждую стрелу входило несколько племен. 
 Структуры древнетюркской общины веками складывались и приспосабливались к целям и задачам военно-кочевого быта. Формирование сословных групп и правящей династии, сакрализация института каганства, новая административная система в виде надплеменных административных единиц в ходе завоевания и освоения новых территорий привела к политической организации, к имперской системе. Каган был выше племенных вождей, он был носителем политической власти, верховной судьей, выполнял функцию военного предводителя. В то же время власть кагана всегда находилась под контролем племенной аристократии и зависела от её устремлений. 
 Не только кризис тюргешского государства, но и распад тюркской державы на две части отчасти объясняется социальными причинами. Непрерывные завоевательные войны на время приглушали острые противоречия, возникшие в ходе социальной перестройки тюркского общества. Но неудачи и хозяйственные осложнения быстро меняли обстановку. Так, внутренняя распря в связи со смертью Таспар кагана, произошедшая в самом династийном племени - ашина и страшный голод в степи, когда "вместо хлеба употребляли растертые в порошок кости", привели каганат к острому кризису.

В 582-603 гг. окончательно завершился распад каганата на Восточную (центрально-азиатскую) и Западную (средне-азиатскую) части: между Восточно- и Западно-Тюркскими каганатами всё это время велись изнурительные войны. 
 Низший слой населения составляли невольники. Их захватывали во время войн и набегов. Женщин и девушек источники упоминают как главную военную добычу. Они шли в качестве контрибуции, их отнимали у подвластных племён. В условиях патриархального хозяйства кочевников благосостояние семьи зависело не только от количества скота, но и в не меньше мере, от возможности своевременно и полностью переработать продукцию животноводства. Этим были заняты женщины. Поэтому захват женщин был первостепенным делом в набегах. 
 В социальной терминологии древних тюрков встречается термин "таг". М. Кашгарский говорил даже о наличии пословицы: "без тата нет тюрка". Каждый бек или тархан имел своих тагов, то есть зависимых от него людей. Некоторые материалы позволяют констатировать их положение как служивого населения, как определенную социальную прослойку в структуре раннеклассового общества. В отличие от рабов (кул-кун), таты были включены в общественную жизнь, им доверялись серьёзные задания и т.д. 
 В социальном плане государство состояло из привилегированных родов, рядового населения и данников. Если кочевым племенам, вошедшим в империю, удавалось войти и в генеалогическую структуру, занять равное положение со всеми, то оседло-земледельческое население до конца подвергалось эксплуатации. 
 Этнополитическая история. Начало этногенеза тюрков восходит к древним турам, политогенез же больше связан с гуннами. Согласно генеалогической легенде первопредком тюрков был десятилетний мальчик, единственный уцелевший при истреблении народа. Его выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой. Потомки десяти сыновей волчицы, получив тотемное имя Ашина (шона-волк), впоследствии объединили все местные племена и дали им имя тюрк. 
 Другая легенда повествует о следующем: "Естественное положение Алтайских гор походит на шлем - на монгольском - тукюе - наименование - Дом. Ещё говорят, что предки тукюесского Дома происходят из владетельного Дома Со, обитавшего от хуннов на север. 
 Старейшина аймака назывался апанбу. Их было 70 братьев. Первый назывался Ичжин-нишыду и родился от волчицы Апанбу. Нишыду имел сверхъестественные свойства: мог наводить ветры и дожди. Он взял за себя двух жён, из них, как сказывают, одна была дочь духа лета, другая дочь духа зимы. Первая родила четырёх сыновей, из коих первый превратился в Лебедя, другой царствовал между реками Абу (Абакан) и Гань (Кем - Енисей) под наименованием Ци-гу (Ки-ку-кыргыз). Третий царствовал при реке Чу-си (Чу-я). А последний жил при горах Басы-чу - си. Это был старший сын. На горах обитал род Апанбуев, Там, по большей части, были холодные росы. Старший сын произвел теплоту. Надулуше научил их добывать огонь, и через то их всех спас: почему с общего согласия поставили старшего государем над собою под наименованием Тукюе. Это был Надулуше. Он имел десять жён. Все его сыновья прозывались по дому матерей и хотели избрать одного, чтобы поставить на место отца. Они пришли к большому дереву и условились: кто выше прочих вспрыгнет на дерево, тот и будет поставлен старейшиной. Ашина хотя был малолетним, но вспрыгнул очень высоко. Почему братья и признали его государем, под наименованием Ахянь-ше". Тумын-каган, правивший в стране тюрков в середине VI века, был потомком вышеназванного Надулуше. В IV-V вв., когда появились на исторической арене Центральной Азии тюрки, их окружали с востока китайцы, с севера - тунгусы - маньчжуры, с запада - иранское, а с юга тохарское население. Для становления тюркского государства особенно были важны связи с согдийцами. 
 До середины VI века тюрки были зависимы от жуан-жуаней (жужань, авары). Начало гегемонии связано с подчинением племён теле, обитавших в Джунгарии (теле, возможно, огузы). В период самоутверждения тюрки направили посольство к аварскому кагану, потребовав принцессу. На что жужанский правитель ответил следующим возмущённым вызовом: "Ты мой плавильщик-вассал. Как смел говорить такое?" 
 Степная империя тюрок. В V-VI вв. на территории Казахстана появляется новое государство, сумевшее объединить все кочевые народы Евразии и превратить их в мощную военную державу, ставшую вровень с Византией, Ираном и Китаем. Это - Великий Тюркский каганат. 
 Трудно переоценить значение тюрок и их государств в мировой истории. Можно считать, что VI в. был переломным моментом в истории человечества, потому что с образованием Тюркского каганата была прервана разобщенность средиземноморской и дальневосточной культур, а тюрки стали своеобразным связующим звеном посредником между ними. Влияние тюрков было столь велико, что даже после падения каганата имя "тюрк" не исчезло. Арабы стали называть так всех кочевников к северу от Согда, и те с гордостью приняли это название. В дальнейшем этот термин стал обозначением языковой семьи. История древних тюрков - это история не только казахов, но и других тюркоязычных народов, как многочисленных, таких, как турки или татары, так и небольших, как шорцы, гагаузы или караимы. Древние тюрки наиболее ярко претворили в жизнь начала степной культуры, которые зрели еще в сакское и хуннское время.

    1. Образование и расцвет Тюркского каганата

 

В VI веке в Центральной  Азии вновь начинается консолидация племен. Данный процесс был закономерен, так как степень политической децентрализации в IV-V вв. достигла максимума  и стала угрозой нормальной хозяйственной  жизни в степи. Появляется также  ряд технических новшеств, изменивших как военное дело, так и экономику  кочевников. 
 Изобретение стремени и кривой сабли, высокий мобилизационный потенциал сделали кочевников значительной военно-политической силой Евразии. Это вызвало необходимость создания норм, регулировавших отношения в обществе, и централизованного государства, способного установить их и обеспечить выполнение. В результате возникла империя, возглавленная тюркским родом ашина. 
 Первоначально род ашина входил в состав государства аваров (жужаней) и специализировался на выплавке железа. Объединение алтайских племен во главе с ашина носило название тюрк. В 551 году тюрки попытались освободиться от власти аваров, для чего заключили союз с Китаем. В 552 году тюркский правитель Бумын разгромил аваров и принял титул "Иль-хан". Этим ознаменовалось юридическое провозглашение новой империи тюркской. 
 После смерти Бумына в 552 г. на престол вступил его сын Кара-Иссык хан, который нанес полное поражение аварам. После победы хан погибает при загадочных обстоятельствах, и государство возглавляет его брат Муган хан. В 553 г. авары были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая. В следующем году начался поход тюрков на запад, возглавленный младшим братом Бумына Истеми каганом. Усуни, ослабленные набегами аваров, не оказали сопротивления, и уже в 555 г. войска Истеми достигли Аральского моря и предместьев Ташкента. Однако племена yap и хионитов, живших к северу от Арала, оказали яростное сопротивление и были покорены только к 558 г. Тюрки вышли к реке Едиль, но не стали ее переходить. Так, за короткий срок была создана огромная кочевая империя, охватывающая территорию от Едиля до Хинганских гор.

Система управления. Главой государства считался каган из рода ашина. Он правил как всем каганатом, так и восточной его частью. Западная часть находилась под властью правителя с титулом ябгу-каган, подчиненного кагану. Наследование шло по удельно-лествичной системе, по которой наследовал не сын отцу, а младший брат старшему и старший племянник младшему дяде. В 568 г. тюркская держава делилась на четыре удела, а в 576 г. - уже на восемь. Ставка самого кагана находилась на Алтае. 
 Система управления в восточной и западной части империи отличались. В восточной части к числу высших чиновников относились шады, эльтеберы и тутуки. Все родственники кагана носили титул тегин. Высших чиновников тюрки называли тархан, а низших, делившихся на 24 класса - буюрук, т.е. "приказные". В западной части империи существовали такие должностные лица, как правители уделов - иркины и чары. Позже в каждое военно-административное объединение были назначены представители ябгу-кагана - шады. Все чиновники обозначались термином бег - князь. 
 В социальной структуре тюрков выделялось три слоя: беки, кара-будуи - основная масса кочевников и кулы - рабы из военнопленных. Кроме того, в состав тюркского общества входили таты - оседлые земледельцы, ремесленники и торговцы. 
 За короткое время Тюркский каганат оказался в одном ряду с мировыми империями того времени. В Средней Азии в войне с эфталитами в 560 г. тюрки захватили Ташкент и долину Зарафшана. В 565 г. во главе с Истеми-каганом они одержали победу в битве у Несефа, и Согд был присоединен к каганату. В 570-576 гг. тюрки завоевали Северный Кавказ, в 576 г. - Боспор. В итоге этих завоеваний каганат мог контролировать все важные участки Великого Шелкового пути. Однако могущество державы пошатнулось вследствие междоусобиц. 
 

 

 

    1. Распад Тюркского каганата и образование Западно-Тюркского каганата

В 581 г. в Китае  произошел переворот, и Чжоуская династия сменилась династией Суй. Новый правитель прекратил все отношения с тюрками и запретил вывоз шелка в степь, что сразу подорвало могущество тюркской знати, богатевшей за счет пошлин с караванной торговли на Шелковом пути. Это совпало со смертью Таспар-кагана и последовавшими за этим династическими распрями между родственниками кагана. 
 Суйская дипломатия сразу почувствовала разлад в среде тюрков и всеми методами стала сеять раздор между ханами. В 558 г. вражда между Кара Чурином, ханом западных земель, и старшим ханом возобновилась. В войне с Китаем (598 г.) восточные тюрки во главе с Жангаром поддержали Суйскую Империю. Кара Чурин был убит, но Тюркский каганат так и не объединился. В 604 г. ханом Западного каганата стал малолетний Таман - правнук Кара Чурина, а Восточного - Жангар. Единый Тюркский каганат перестал существовать.

На территории от рек Или и Чу на юго-востоке до Волги и Иртыша на севере и востоке в 603-704 гг. существовал Западно-Тюркский каганат. Столицей и зимней ставкой государства был город Суяб, расположенный на реке Чу. Летняя ставка Мынбулак. 
 В VII в. этнополитическую основу Западно-Тюркского каганата составляли "он ок будун" ("десять племен"). Представители власти с титулами ябгу, шад, эльтебер принадлежали к роду кагана. Вассальное, оседлое население Жетысу, завоеванное тюрками, назывались татами. Судебные функции выполняли представители власти с титулами буруки и тарханы. 
 Основное население Западно-Тюркского каганата состояло из карабудунов, именно они облагались различными повинностями. В государстве действовала повинность "кровного долга", по которому выделялись люди для прохождения военной службы, существовало и рабовладение, в рабство попадали военнопленные. 
 На завоеванных Западно-Тюркским каганом территориях сборщикам налогов присваивалась должность "селиф". "Селифами" и своими наместниками на завоеванных территориях каган назначал лиц из местных жителей, что укрепляло положение каганата. Свидетельством могущества и международного авторитета Западно-Тюркского каганата является оказание им военной помощи Византийской империи в 627 году. 
 Борьба между господствующими племенами нушеби и дулу привело к ослаблению Западно-Тюркского каганата, чем воспользовался Китай и в середине VII в. вторгся на территорию Семиречья. Западно-Тюркский каганат теряет свою независимость в 704 г. 
 В 682 году в результате войны с Китаем восточные тюрки на территории современной Монголии восстановили свое государство и в 682-744 гг. подчинили себе территории Казахстана, Центральной Азии и Южной Сибири. В 744 году на территории восточных тюрок возник Уйгурский каганат. 
 Воссоздали и укрепили Восточно-Тюркский каганат Бильге-каган и Культегин. Воинская доблесть тюрков, деяния Бильге-кагана и Культегина отражены на "вечных" каменных письменах. 
 Древняя Восточно-Иранская народность, населявшая территорию Средней Азии и юга Казахстана - согдийцы, сыграли особую роль в расцвете городов на территории Казахстана в раннем средневековье.

Информация о работе Тюркский и Западно-Тюркский каганаты