Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:07, реферат
В середине I тыс. н.э. в степях Казахстана произошли крупнейшие этнические сдвиги. Вместе с гуннами закончилась мифическая история. В древнетюркскую эпоху человеческое существование, в историческом аспекте, стало предметом размышления.
"Когда было сотворено вверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство предки мои - Бумын каган и Естеми каган
I. Введение…………………………………………………………………..……3
II. Основная часть………………………………………………………………...4
Тюркский каганат
Особенности древнетюркской эпохи…………………………..…4
Образование и расцвет Тюркского каганата…………………..…8
Распад Тюркского каганата и образование Западно-Тюркского каганата...................................................................................................10
Западно-Тюркский каганат
История Западно-Тюркского каганата...........................................11
Экономическая и политическая жизнь Западно-Тюркского каганата……………………………………………………………...….12
Правовая система в Западно-Тюркском каганате………….…....14
III. Заключение………………………………………………..............................16
IV. Список использованной литературы……………………………………….17
2.1. История Западно-Тюркского каганата
В Западно-Тюркском
каганате собственно тюрки составляли
меньшинство населения и силу
правители черпали у степных
племен Семиречья, т.е. потомков усуней.
Из них сложилось два племенных союза:
дулу - в Жетысу и Джун-гарии и оншадпыт
- на Тянь-Шане. Каждый из этих союзов объединял
по пять племен, вследствие чего весь народ
получил название “народа десяти стрел”.
Противоречия между мировыми державами
из-за гегемонии на Шелковом пути привели
к образованию в 20-х годов V в. двух коалиций,
с одной стороны - Западно-Тюркский каганат,
Китай и Византия, с другой - Восточно-Тюркский
каганат, Иран и Аварский каганат. Война,
разыгравшаяся между этими коалициями,
продолжалась с переменным успехом и не
принесла ни одной из сторон победы. Недовольные
нескончаемой войной, требовавшей огромного
напряжения сил и больших человеческих
жертв, племена дулу в 630 г. восстали против
своего кагана и убили его. Новым правителем
был провозглашен Сибир хан. Дальнейшая
история каганата была полна войн между
дулу и оншадпытами за власть в стране.
Пользуясь этим, от западных тюрок отделились
болгары и приуральские угры. В 635 г. племенные
союзы добились самоуправления, и границей
между ними стала р. Шу. Уступки сепаратистским
тенденциям не могли укрепить государство,
и тюрки продолжали терять свои владения.
После подчинения Восточного каганата
Китаю имперские войска подошли вплотную
к границам Жетысу. Война 640-648 гг. закончилась
поражением тюрок, после чего от каганата
отделились и казары. Последний западно-тюркский
каган Ышбара хан пытался сохранить единство
и независимость страны, но китайская
агрессия продолжалась, распри между тюркскими
племенами еще более ожесточились. В итоге
оншадпыты и дулу в 656 г. признали власть
Китая, Ышбара хан, преданный своим подданными,
отступил за реку Или. Владетель Ташкента
выдал его китайцам, и тюркский каган умер
в 659 г. в плену.
В начале VI в. н.э. многочисленные
тюркские племена, кочевавшие по территории
нынешнего Казахстана стали ощущать настоятельную
потребность в объединении. Кочевое скотоводческое
хозяйство невозможно было вести без более
или менее правильного распределения
пастбищ по сезонам года.
Отсутствие единой власти приводило к
постоянным столкновениям между кочевниками,
ослабляло их, затрудняло правильный экономический
обмен с земледельческими народами. Объединение
многочисленных кочевых племен в один
более или менее устойчивый политический
союз в особенности соответствовало интересам
привилегированных имущественных групп
и классов населения. В середине VI в. такое
объединение возникло - это был Тюрксий
каганат.
В 546 г. Бумын - военный вождь тюркского
племени дулга, кочевавшего на территории
Алтая и Монголии, - объявил себя каганом.
В дальнейшем состав Тюркского каганата
расширился, включив в себя огромное количество
кочевых племен от Байкала до Черного
моря, а также земледельческие районы
Средней Азии. Через Тюрксий каганат проходил
"великий шелковый путь" из Китая
в Византию.
В 603 г. Тюркский каганат, состоявший из
большого количества племен и целых племенных
союзов распадается на Восточный и Западный
Тюркский каганат. Для истории Казахстана
большое значение имеет Западно-Тюркский
каганат, занимавший его территорию. Племенную
основу ЗТК составлял союз тюркских племен,
заметную роль в котором играли племена
карлуков, ягма, усуней, кангюев.
Западный Тюркский каганат представлял
собой уже более сложное в экономическом
и политическом отношении объединение,
чем племенные объединения усуней, кангюев
и хунну.
На территории западного тюркского каганата
существовало своеобразное разделение
труда: горный Алтай давал металлы (железо),
Семиречье - хлеб и продукты городского
ремесла, степные районы - продукты животноводства.
Обмен производился между этими областями
преимущественно в натуральной форме
и достигал больших масштабов. Так, тюрки
только китайцам продавали по нескольку
десятков тысяч лошадей, получая в обмен
до 100 тыс. кусков шелка.
Такое разделение труда содействовало
укреплению частной собственности и дальнейшей
дифференциации общества.
Основную массу кочевого населения каганата
составляли свободные общинники "кара
будун". Среди них уже выделялись впавшие
в зависимость члены родовых общин (тат).
"Тат" - полузависимый, не имевший
своего хозяйства человек, должен был
работать в хозяйстве крупного скотовладельца.
По другим источникам "тат" - инородцы,
зависимые иноплеменники. Каждый бек или
тархан имел своих "татов". "Нет
тюрка без тата" - свидетельствовали
источники.
В каганате имелось значительное количество
рабов из числа военнопленных. Занимались
они домашним хозяйством.
Внутри народа (будун) выделяется племенная
знать, это родовая аристократия - тарханы,
выполнявшие судебные функции, беки (старейшины,
племенные вожди) - главная опора аристократического
сословия на местах. К господствующей
верхушке каганата следует отнести и так
называемых огланов, которые составляли
военную дружину кагана и наиболее крупных
беков.
Кочевое население каганата подразделялось
на родоплеменные общности, состоявшие
из патриархальных семей. Господствующей
формой собственности была семейная частная
собственность на скот. Семья состояла
из главы (кан); из жен, среди которых выделялась
старшая (катун); из сыновей, дочерей, невесток;
рабов (кул-раб, кюнь-рабыня), а также из
наложниц и их детей. Из совокупности таких
семей складывался род (урук), группа родов
образовывала племя.
В обширном каганате, объединявшем различные
этнические группы из числа кочевого и
земледельческого населения, не могло
быть полного кочевого равенства. Господствующие
кочевые племена должны были укрепить
себе привилегированное положение. Себя
они именовали элем, всех других, не входящих
в господствующие племенные группы, именовали
кара будунами. В будущем это разделение
на сословия у казахов выступило в форме
разделения на белую кость и черную кость.
Политический строй западно-тюркского
каганата еще недостаточно исследован.
Источники свидетельствуют, что власть
кагана непосредственно выросла из власти
племенного вождя. Каганы, как и усуньские
гуньмо, усвоили сложную титулатуру: их
называли уже "небоподобными", "неборожденными".
Каган созывал Совет,
состоявший из членов рода кагана, племенной
знати, тарханов, огланов. По обычаю каган
не мог игнорировать Совет, который имел
право даже смещать кагана.
В действительности же каганы зачастую
узурпировали власть и не считались с
Советом, минуя его решения, стали самолично
назначать своих наследников.
В связи с ростом власти кагана и появилось
понятие "эль". Каган - вождь эля. Эль
уже не просто народ, а страна, населенная
различными племенами и народами.
Род кагана стремился дать руководителей
для племен подвластных тюркскому кагану.
Для управления покоренными племенами
всегда назначались ближайшие родичи
кагана, так называемые ябгу, шады и элтеберы.
Первоначально ябгу и шады командовали
левым и правым крылом войск, в то время
как центром командовал сам каган.
Из числа беков (племенная знать) каганы
назначали буруков (начальники небольших
военных отрядов, а в мирное время судьи
народа), а также тарханов (сборщики дани
- наместники).
Кроме военной власти, кагану принадлежало
право распоряжаться пастбищами, районами
кочевок отдельных племен, он разбирал
споры между племенами и их руководителями
- беками, а также осуществлял высшие жреческие
функции. Впоследствии сам каган стал
рассматриваться в качестве божества
на земле. Военной опорой кагана была,
кроме лично подчиненных ему племен, его
военная дружина (огланы), формировавшаяся
в основным из родичей, которая резко выделила
его из среды всех остальных племенных
вождей (беков как самого сильного среди
них). Появление дружин, зачатков чиновничьего
аппарата, учреждение округов представляло
собой серьезный шаг в укреплении государственности
в каганате и изживании родоплеменной
системы в его земледельческих владениях.
Военная демократия у тюрок представляла
собой новый большой шаг от родоплеменной
организации к раннефеодальному государству.
2.3. Правовая система в Западно-Тюркском каганате
Основным источником
права у тюрок был обычай, но
уголовные обычаи, как наиболее важные,
уже стали кодифицироваться. Древние
источники сообщают, что у многих
племен "находится тюркское уложение,
хранимое в храме. При определении
наказаний берут сие уложение
и решают дело".
Право собственности.
При кочевом хозяйстве, которым жила основная
масса тюрок частная собственность могла
утвердиться лишь на рабов, скот, орудия
труда, оружие, предметы потребления, предметы
роскоши. Основное средство производства
- земля - находилась в общинной или племенной
собственности. Распоряжались ею каган,
его наместники, племенные вожди, т.е. феодальная
верхушка тюркского общества. Каждый крупный
скотовладелец старался занять обособленное
от других пастбище.
В подвластных тюркам оседлых районах
Семиречья возникло частное право владения
пахотными землями. Порядок перехода права
владения по наследству и по сделкам неизвестен.
Семейно-брачное
право.
Тюрки в изучаемый период жили по отцовскому
праву. Это вполне соответствовало скотоводческому
характеру хозяйства у них. Знатные тюрки
имели по несколько жен. Браки уже носили
сословный характер. Знать не роднилась
с простым народом. Женщина попала в зависимость
от мужчины, на ее плечах лежали все семейные
обязанности ведения тяжелого в условиях
кочевого быта домашнего хозяйства.
Отец и муж распоряжались имуществом
семьи, в том числе и имуществом жены, которое
она принесла в дом мужа; отец имел право
отдать свою дочь за долги или продать
в рабство.
В представлениях о
родстве у тюрок долгое время
сохранялись пережитки
Уголовное
право.
Применялась смертная
казнь как наказание за преступление против
кагана, а также за убийство других правителей;
за похищение спутанной лошади (так как
скот являлся основным богатством кочевников);
казни подлежал соблазнитель чужой жены.
Система выкупов применялась при защите
собственности и личности кочевника: "укравший
лошадь и другие вещи платит в 10 крат против
стоимости кражи"; "повредивший глаз
повинен отдать дочь, а если нет дочери,
то женино имущество, изувечивший какой-либо
член тела, платит лошадь".
Судебную власть в тюркском обществе
осуществляли каган и представители знати
(буруки и тарханы). Суд был открытым и
производился по заявлению сторон.
Заключение
Непосредственно на
исторической арене средневековья
тюркские племена стали фигурировать
в эпоху гуннов.
Во главе древнетюркских государств стояли
каганы (ханы), за исключением огузов (у
них - ябгу). Всевластный каган руководствовался
в политике интересами аристократической
верхушки, которая набиралась из представителей
господствующего рода. Сыновья и родственники
кагана назывались тегинами. При кагане
была военная дружина. При крупномасштабных
войнах из рядов кочевников-скотоводов
набиралось ополчение. Само название Западно-Тюркского
государства "он ок эли" (государство
десяти стрел) свидетельствует о десятичной
системе организации общества. Стрела
служила знаком власти. Каждая стрела
выставляла один тумен воинов, то есть
10 тыс. Во главе туменов стояли шады с боевым
знаменем.
Десятичная система древних тюрков была
структурой военно-административного
характера, построенной на генеалогической
основе, то есть она сочетала родоплеменное
и территориальное начало организации
общества. В каждую стрелу входило несколько
племен.
Из вышеизложенного можно сделать вывод
о том, что Западно-Тюркский каганат в
то время был достаточно развитым государством
в экономическом и правовом плане.
В государстве существовали свои законы,
которые основывались на традициях предков.
Произошло разделение труда, это способствовало
развитию торговых отношений, создании
и чеканки собственной монеты.
Основную долю в бюджет государства составляло
сборы с караванов проходившего по территории
государства Великого Шелкового пути.
Была также своя армия, а у кагана даже
своя дружина.
В западно - тюркском каганате присутствовали
все признаки суверенного государства.
Для создания правопорядка в внутри государства
нужны были законы, которым бы подчинялись
все слой общества.
В государстве действовала повинность
"кровного долга", по которому выделялись
люди для прохождения военной службы,
существовало и рабовладение, в рабство
попадали военнопленные.
Но большая разница между слоями общества
и борьба за власть между правящими племенами
привели к междоусобице в внутри государства.
Внешние и внутренние факторы приведут
к угасанию Западно-Тюркского каганата,
но следующие племена и государства на
этой территории будут иметь некоторые
сходства в управлении и законодательстве.
Список использованной литературы:
найманов и киреитов. - Алматы, 1993г.