Тюркский и Западно-Тюркский каганаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:07, реферат

Описание работы

В середине I тыс. н.э. в степях Казахстана произошли крупнейшие этнические сдвиги. Вместе с гуннами закончилась мифическая история. В древнетюркскую эпоху человеческое существование, в историческом аспекте, стало предметом размышления.
"Когда было сотворено вверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство предки мои - Бумын каган и Естеми каган

Содержание работы

I. Введение…………………………………………………………………..……3

II. Основная часть………………………………………………………………...4

Тюркский каганат
Особенности древнетюркской эпохи…………………………..…4
Образование и расцвет Тюркского каганата…………………..…8
Распад Тюркского каганата и образование Западно-Тюркского каганата...................................................................................................10
Западно-Тюркский каганат
История Западно-Тюркского каганата...........................................11
Экономическая и политическая жизнь Западно-Тюркского каганата……………………………………………………………...….12
Правовая система в Западно-Тюркском каганате………….…....14

III. Заключение………………………………………………..............................16

IV. Список использованной литературы……………………………………….17

Файлы: 1 файл

Реферат 2 рк история.docx

— 335.08 Кб (Скачать файл)
  1.  Западно-Тюркский каганат

 

2.1. История  Западно-Тюркского каганата

В Западно-Тюркском каганате собственно тюрки составляли меньшинство населения и силу правители черпали у степных  племен Семиречья, т.е. потомков усуней. Из них сложилось два племенных союза: дулу - в Жетысу и Джун-гарии и оншадпыт - на Тянь-Шане. Каждый из этих союзов объединял по пять племен, вследствие чего весь народ получил название “народа десяти стрел”. 
 Противоречия между мировыми державами из-за гегемонии на Шелковом пути привели к образованию в 20-х годов V в. двух коалиций, с одной стороны - Западно-Тюркский каганат, Китай и Византия, с другой - Восточно-Тюркский каганат, Иран и Аварский каганат. Война, разыгравшаяся между этими коалициями, продолжалась с переменным успехом и не принесла ни одной из сторон победы. Недовольные нескончаемой войной, требовавшей огромного напряжения сил и больших человеческих жертв, племена дулу в 630 г. восстали против своего кагана и убили его. Новым правителем был провозглашен Сибир хан. Дальнейшая история каганата была полна войн между дулу и оншадпытами за власть в стране. Пользуясь этим, от западных тюрок отделились болгары и приуральские угры. В 635 г. племенные союзы добились самоуправления, и границей между ними стала р. Шу. Уступки сепаратистским тенденциям не могли укрепить государство, и тюрки продолжали терять свои владения. После подчинения Восточного каганата Китаю имперские войска подошли вплотную к границам Жетысу. Война 640-648 гг. закончилась поражением тюрок, после чего от каганата отделились и казары. Последний западно-тюркский каган Ышбара хан пытался сохранить единство и независимость страны, но китайская агрессия продолжалась, распри между тюркскими племенами еще более ожесточились. В итоге оншадпыты и дулу в 656 г. признали власть Китая, Ышбара хан, преданный своим подданными, отступил за реку Или. Владетель Ташкента выдал его китайцам, и тюркский каган умер в 659 г. в плену.

    1. Экономическая и политическая жизнь западно-тюркского каганата

В начале VI в. н.э. многочисленные тюркские племена, кочевавшие по территории нынешнего Казахстана стали ощущать настоятельную потребность в объединении. Кочевое скотоводческое хозяйство невозможно было вести без более или менее правильного распределения пастбищ по сезонам года. 
 Отсутствие единой власти приводило к постоянным столкновениям между кочевниками, ослабляло их, затрудняло правильный экономический обмен с земледельческими народами. Объединение многочисленных кочевых племен в один более или менее устойчивый политический союз в особенности соответствовало интересам привилегированных имущественных групп и классов населения. В середине VI в. такое объединение возникло - это был Тюрксий каганат. 
 В 546 г. Бумын - военный вождь тюркского племени дулга, кочевавшего на территории Алтая и Монголии, - объявил себя каганом. В дальнейшем состав Тюркского каганата расширился, включив в себя огромное количество кочевых племен от Байкала до Черного моря, а также земледельческие районы Средней Азии. Через Тюрксий каганат проходил "великий шелковый путь" из Китая в Византию. 
 В 603 г. Тюркский каганат, состоявший из большого количества племен и целых племенных союзов распадается на Восточный и Западный Тюркский каганат. Для истории Казахстана большое значение имеет Западно-Тюркский каганат, занимавший его территорию. Племенную основу ЗТК составлял союз тюркских племен, заметную роль в котором играли племена карлуков, ягма, усуней, кангюев.  
 Западный Тюркский каганат представлял собой уже более сложное в экономическом и политическом отношении объединение, чем племенные объединения усуней, кангюев и хунну. 
 На территории западного тюркского каганата существовало своеобразное разделение труда: горный Алтай давал металлы (железо), Семиречье - хлеб и продукты городского ремесла, степные районы - продукты животноводства. Обмен производился между этими областями преимущественно в натуральной форме и достигал больших масштабов. Так, тюрки только китайцам продавали по нескольку десятков тысяч лошадей, получая в обмен до 100 тыс. кусков шелка. 
 Такое разделение труда содействовало укреплению частной собственности и дальнейшей дифференциации общества. 
 Основную массу кочевого населения каганата составляли свободные общинники "кара будун". Среди них уже выделялись впавшие в зависимость члены родовых общин (тат). "Тат" - полузависимый, не имевший своего хозяйства человек, должен был работать в хозяйстве крупного скотовладельца. 
 По другим источникам "тат" - инородцы, зависимые иноплеменники. Каждый бек или тархан имел своих "татов". "Нет тюрка без тата" - свидетельствовали источники. 
 В каганате имелось значительное количество рабов из числа военнопленных. Занимались они домашним хозяйством. 
 Внутри народа (будун) выделяется племенная знать, это родовая аристократия - тарханы, выполнявшие судебные функции, беки (старейшины, племенные вожди) - главная опора аристократического сословия на местах. К господствующей верхушке каганата следует отнести и так называемых огланов, которые составляли военную дружину кагана и наиболее крупных беков. 
 Кочевое население каганата подразделялось на родоплеменные общности, состоявшие из патриархальных семей. Господствующей формой собственности была семейная частная собственность на скот. Семья состояла из главы (кан); из жен, среди которых выделялась старшая (катун); из сыновей, дочерей, невесток; рабов (кул-раб, кюнь-рабыня), а также из наложниц и их детей. Из совокупности таких семей складывался род (урук), группа родов образовывала племя. 
 В обширном каганате, объединявшем различные этнические группы из числа кочевого и земледельческого населения, не могло быть полного кочевого равенства. Господствующие кочевые племена должны были укрепить себе привилегированное положение. Себя они именовали элем, всех других, не входящих в господствующие племенные группы, именовали кара будунами. В будущем это разделение на сословия у казахов выступило в форме разделения на белую кость и черную кость. 
 Политический строй западно-тюркского каганата еще недостаточно исследован. Источники свидетельствуют, что власть кагана непосредственно выросла из власти племенного вождя. Каганы, как и усуньские гуньмо, усвоили сложную титулатуру: их называли уже "небоподобными", "неборожденными".

Каган созывал Совет, состоявший из членов рода кагана, племенной  знати, тарханов, огланов. По обычаю каган не мог игнорировать Совет, который имел право даже смещать кагана. 
 В действительности же каганы зачастую узурпировали власть и не считались с Советом, минуя его решения, стали самолично назначать своих наследников. 
 В связи с ростом власти кагана и появилось понятие "эль". Каган - вождь эля. Эль уже не просто народ, а страна, населенная различными племенами и народами. 
 Род кагана стремился дать руководителей для племен подвластных тюркскому кагану. 
 Для управления покоренными племенами всегда назначались ближайшие родичи кагана, так называемые ябгу, шады и элтеберы. Первоначально ябгу и шады командовали левым и правым крылом войск, в то время как центром командовал сам каган. 
 Из числа беков (племенная знать) каганы назначали буруков (начальники небольших военных отрядов, а в мирное время судьи народа), а также тарханов (сборщики дани - наместники). 
 Кроме военной власти, кагану принадлежало право распоряжаться пастбищами, районами кочевок отдельных племен, он разбирал споры между племенами и их руководителями - беками, а также осуществлял высшие жреческие функции. Впоследствии сам каган стал рассматриваться в качестве божества на земле. Военной опорой кагана была, кроме лично подчиненных ему племен, его военная дружина (огланы), формировавшаяся в основным из родичей, которая резко выделила его из среды всех остальных племенных вождей (беков как самого сильного среди них). Появление дружин, зачатков чиновничьего аппарата, учреждение округов представляло собой серьезный шаг в укреплении государственности в каганате и изживании родоплеменной системы в его земледельческих владениях. Военная демократия у тюрок представляла собой новый большой шаг от родоплеменной организации к раннефеодальному государству.

2.3.  Правовая система в Западно-Тюркском каганате

Основным источником права у тюрок был обычай, но уголовные обычаи, как наиболее важные, уже стали кодифицироваться. Древние  источники сообщают, что у многих племен "находится тюркское уложение, хранимое в храме. При определении  наказаний берут сие уложение и решают дело". 
 
Право собственности. 
  При кочевом хозяйстве, которым жила основная масса тюрок частная собственность могла утвердиться лишь на рабов, скот, орудия труда, оружие, предметы потребления, предметы роскоши. Основное средство производства - земля - находилась в общинной или племенной собственности. Распоряжались ею каган, его наместники, племенные вожди, т.е. феодальная верхушка тюркского общества. Каждый крупный скотовладелец старался занять обособленное от других пастбище. 
 В подвластных тюркам оседлых районах Семиречья возникло частное право владения пахотными землями. Порядок перехода права владения по наследству и по сделкам неизвестен.

Семейно-брачное  право. 
 Тюрки в изучаемый период жили по отцовскому праву. Это вполне соответствовало скотоводческому характеру хозяйства у них. Знатные тюрки имели по несколько жен. Браки уже носили сословный характер. Знать не роднилась с простым народом. Женщина попала в зависимость от мужчины, на ее плечах лежали все семейные обязанности ведения тяжелого в условиях кочевого быта домашнего хозяйства. 
 Отец и муж распоряжались имуществом семьи, в том числе и имуществом жены, которое она принесла в дом мужа; отец имел право отдать свою дочь за долги или продать в рабство.

В представлениях о  родстве у тюрок долгое время  сохранялись пережитки матриархата.

Уголовное право. 
 Применялась смертная казнь как наказание за преступление против кагана, а также за убийство других правителей; за похищение спутанной лошади (так как скот являлся основным богатством кочевников); казни подлежал соблазнитель чужой жены. Система выкупов применялась при защите собственности и личности кочевника: "укравший лошадь и другие вещи платит в 10 крат против стоимости кражи"; "повредивший глаз повинен отдать дочь, а если нет дочери, то женино имущество, изувечивший какой-либо член тела, платит лошадь". 
 Судебную власть в тюркском обществе осуществляли каган и представители знати (буруки и тарханы). Суд был открытым и производился по заявлению сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Непосредственно на исторической арене средневековья  тюркские племена стали фигурировать в эпоху гуннов. 
 Во главе древнетюркских государств стояли каганы (ханы), за исключением огузов (у них - ябгу). Всевластный каган руководствовался в политике интересами аристократической верхушки, которая набиралась из представителей господствующего рода. Сыновья и родственники кагана назывались тегинами. При кагане была военная дружина. При крупномасштабных войнах из рядов кочевников-скотоводов набиралось ополчение. Само название Западно-Тюркского государства "он ок эли" (государство десяти стрел) свидетельствует о десятичной системе организации общества. Стрела служила знаком власти. Каждая стрела выставляла один тумен воинов, то есть 10 тыс. Во главе туменов стояли шады с боевым знаменем. 
 Десятичная система древних тюрков была структурой военно-административного характера, построенной на генеалогической основе, то есть она сочетала родоплеменное и территориальное начало организации общества. В каждую стрелу входило несколько племен. 
 Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Западно-Тюркский каганат в то время был достаточно развитым государством в экономическом и правовом плане. 
 В государстве существовали свои законы, которые основывались на традициях предков. Произошло разделение труда, это способствовало развитию торговых отношений, создании и чеканки собственной монеты. 
 Основную долю в бюджет государства составляло сборы с караванов проходившего по территории государства Великого Шелкового пути. Была также своя армия, а у кагана даже своя дружина. 
 В западно - тюркском каганате присутствовали все признаки суверенного государства. Для создания правопорядка в внутри государства нужны были законы, которым бы подчинялись все слой общества.  
 В государстве действовала повинность "кровного долга", по которому выделялись люди для прохождения военной службы, существовало и рабовладение, в рабство попадали военнопленные. 
 Но большая разница между слоями общества и борьба за власть между правящими племенами привели к междоусобице в внутри государства. 
 Внешние и внутренние факторы приведут к угасанию Западно-Тюркского каганата, но следующие племена и государства на этой территории будут иметь некоторые сходства в управлении и законодательстве.

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Кузембайулы А., Абиль Е. История Республики Казахстан. - Алматы, 1998г.

 

  1. Бартольд В.В. Тюрки: двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. - Алматы, 1998г.

 

  1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - Москва, 1993г.

 

  1. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. - Спб., 1994г.

 

  1. Кадырбаев А.Ш. Очерки истории средневековых уйгуров, джалаиров,

найманов и киреитов. - Алматы, 1993г.

 

  1. История Казахстана. - А., 1996 - т.1.

 

  1. История Казахстана, Очерки - А., 1993

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Тюркский и Западно-Тюркский каганаты