Тоталитаризм как феномен XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:12, творческая работа

Описание работы

Моя цель, рассмотреть все аспекты тоталитаризма и понять, почему же, эту форму власти можно считать феноменальной для XX века. Я хочу развенчать современные мифы о тоталитаризме.
Многие считают, что эта тема, неактуальна в современном мире, но ведь ХХ век, открывает нам глаза на все грани тоталитаризма, что является огромным опытом для современного общества. Кто знает, какая форма правления будет в нашем государстве в ближайшее время, ведь сторонники тоталитаризма, приходят к власти именно на волне, общественного возмущения, нестабильности, которую мы наблюдаем сейчас.

Содержание работы

Вступление
1. Теория тоталитаризма
1.1.Понятие тоталитаризма
1.2.Историко-цивилизационные предпосылки тоталитаризма
1.3.Первоначальная идея тоталитаризма
1.4.Различные толкования тоталитаризма
2. Исторические проявления тоталитаризма
2.1.Анализ характеристик тоталитаризма. Немецкий тоталитаризм
2.2.Советский тоталитаризм
2.3.Современный американский тоталитаризм
Выводы
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Esse_Bender_13-AP.docx

— 48.14 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО

«Калининградский государственный  технический университет»

Кафедра  истории

 

 

Творческая работа (эссе)

По дисциплине: ИСТОРИЯ

ТЕМА: Тоталитаризм как феномен XX века.

 

 

 

Выполнил: студент группы 13-ВП 

Савин Виталий Витальевич

 Факультет Промышленного  рыболовства

Научный руководитель: Доктор исторических наук, профессор

Хитров Алексей Анатольевич

 

 

 

 

Калининград

2013г.

 

Оглавление

 

Вступление 

1. Теория тоталитаризма 

1.1.Понятие тоталитаризма 

1.2.Историко-цивилизационные предпосылки тоталитаризма 

1.3.Первоначальная идея  тоталитаризма 

1.4.Различные толкования  тоталитаризма 

2. Исторические проявления  тоталитаризма 

2.1.Анализ характеристик  тоталитаризма. Немецкий тоталитаризм 

2.2.Советский тоталитаризм 

2.3.Современный американский  тоталитаризм 

Выводы 

Список использованной литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Я выбрал эту тему, так  как, в обществе сложилось мнение, что тоталитаризм - это что-то плохое, граничащее с диктатурой понятие, которое  уже кануло в лету. И мнение это, в большинстве своем, негативное, потому что оно основано на исторических примерах таких государств как: Фашистская германия, Италия, Испания, СССР, Китай и мн. др. Я же, в свою очередь, не разделяю такой однозначно негативной позиции.

Историю нельзя рассматривать  и осмысливать с позиций современности, а только в конкретных условиях определенных эпох. Крайне антинаучно также придавать  определенным явлениям прошлого ярко выраженный негативный или позитивный характер. Чтобы понять определенные исторические процессы прошлого необходимо исходить из целей, на достижение которых они были направлены, а также постараться понять потенциальные альтернативные варианты исторического развития отдельных цивилизаций. Необходимо также учитывать, какие цели преследовали люди (философы, историки, журналисты, разведчики-аналитики, политики), дающие анализ тех или иных исторических процессов, по чьему заказу и в чьих интересах.

Таким крайне противоречивым, подающимся с различных позиций, различными государствами и различными авторами, является явление тоталитаризма в ХХ веке.

Моя цель, рассмотреть все  аспекты тоталитаризма и понять, почему же, эту форму власти можно  считать феноменальной для XX века. Я хочу развенчать современные мифы о тоталитаризме.

Многие считают, что эта  тема, неактуальна в современном  мире, но ведь ХХ век, открывает нам  глаза на все грани тоталитаризма, что является огромным опытом для  современного общества. Кто знает, какая  форма правления будет в нашем  государстве в ближайшее время, ведь сторонники тоталитаризма, приходят к власти именно на волне, общественного возмущения, нестабильности, которую мы наблюдаем сейчас.

 

1. Теория тоталитаризма

 1.1. Понятие тоталитаризма

Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение: тоталитаризм – одна из форм авторитарного буржуазного  государства, а также направление  буржуазной политической мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм. Тоталитарное государство - форма авторитарных буржуазных государств периода империализма, характеризующаяся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества. Тоталитарным государствам и режимам свойственны огосударствления всех легальных организаций, дискреционные (законом не ограниченные) полномочия властей, запрещение демократических организаций, ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии в отношении прогрессивных сил и инакомыслящих вообще .

Всемирная энциклопедия 2001 года издания дает следующее определение: тоталитаризм (цельность, полнота) – понятие, обозначающее политическую (государственную) систему,осуществляющую или стремящуюся осуществить ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сферами общественной жизни и над жизнью каждого человека в отдельности.Впервые употреблено критиками режима Муссолини (Дж. Амендола и П. Гобетти) в Италии в 1920-х. В научной литературе Запада вошло в обиход в конце 1930-х [4]. Изначально тоталитаризм однозначно отождествлялся с общественным устройством фашизма. Поэтому в первую очередь необходимо рассмотреть именно фашистский тоталитаризм, причины его возникновения и характеристики.

 

 1.2. Историко-цивилизационные предпосылки тоталитаризма.

В конце 1920-х годов в  капиталистических странах Западной Европы и Соединенных Штатах Америки (в то время САСШ) начался страшный экономический кризис, который привел, с одной стороны, к обнищанию большей части населения, но, с другой стороны, к невиданному раньше обогащению очень малой части населения. Перед первыми встал вопрос простого выживания, перед вторыми – как сохранить и преумножить полученное богатство. Беднейшее безработное и сочувствующее население стало бороться за свои права, проводя демонстрации, забастовки, пытаясь совершить революцию. Выступления населения жестоко подавлялись полицией и регулярными войсками. В таких условиях массовую поддержку получили коммунистические и фашистские политические течения. Первое своей целью ставило перераспределение национальных богатств, улучшения жизненного уровня населения за счет богатой его части и полностью противоречило интересам богатейших людей. Второе же течение проповедовало улучшение жизни населения за счет эксплуатации других наций, стран. Оно не только не затрагивало интересы богатейшего монополистического капитала, а и содействовало увеличению его доходов. Так, беднейшая и богатейшая части населения нашли общие интересы, а также эффективное средство выхода из тяжелейшего экономического кризиса с помощью милитаризации экономики и внешней экспансии. Относительно внешней экспансии у западных стран существовали различные интересы: Германия, стесненная результатами Первой мировой войны, своей главной целью видела непосредственное заселение немецким населением новых территорий и эксплуатацию им местного населения, Великобритания, владевшая четвертой частью мирового пространства, и Франция, также имевшая в своем распоряжении значительные территории, особой надобности в новых землях не видели, их целью было сохранение и закрепление своих территорий и интенсификация их эксплуатации. Соединенные Штаты обладали в то время наиболее развитой промышленностью, основанной на эксплуатации богатейших собственных природных ресурсов, которые, однако, заканчивались. Следовательно, им нужны были рынки сбыта (в 20-х -30-х годах с мировых рынков их начинали теснить немецкий и японский капитал, а у англичан с ее колониями существовали особые торговые соглашения, которые затрудняли проникновение на четвертую часть суши американских товаров) и новые ресурсные базы, которые в основном принадлежали Англии, Франции. Таким образом, между четырьмя ведущими странами возникал конфликт интересов, который очень напоминал ситуацию в начале века. Об этом конфликте интересов, который может привести к новой мировой войне, упоминается во многих изданиях 30-х годов. Например, в пособии по экономической географии и страноведению иностранных государств, изданном в 1930 году говорится: «Окрепший европейский капитал Англии, Франции, Германии и других европейских стран вступили в жестокую конкуренцию с Соединенными Штатами и между собой, которая может окончится новой бойней между империалистическими государствами» .

Однако существовал новый  фактор взаимоотношений между этими  странами. В конце 20-х начале 30-х  годов рабочие развитых стран  стали интересоваться социализмом, строящемся в Советском Союзе. Например, американские рабочие выходили на улицы с плакатами: «Давайте сделаем социализм как в Советском Союзе». Здесь правящий капитал четырех стран нашел общие интересы: объект экспансии и разрушения был найден.

Советский Союз был единым, всеобщим, т.е. в этом смысле тоталитарным государством, где все люди были объединены общей идеей и шли к общей цели, созданная общность интересов, доминирование общественных интересов над личными открывало значительные перспективы, о которых развитые страны и не могли мечтать. Это проведение индустриализации не за столетия, как в Западной Европе и США с целыми поколениями «униженных и оскорбленных», а за десятилетия, а также возможность направлять более 1/3 национального дохода на капитальные вложения без социальных потрясений. Это развитие науки без учета общественного достатка и национального дохода, и внедрение последних мировых научных достижений более быстрыми темпами, чем в развитых странах. Чтобы разрушить такое государство, необходимо было создать аналогичное государство с таким же единым и сплоченным обществом, но отвечающее интересам мирового капитала.

Испытания по созданию такого подконтрольного тоталитарного  государства прошли успешно в Италии, где в 1922 году вождь фашистов Муссолини захватил власть. Изначально тоталитаризм однозначно отождествлялся с общественным устройством фашизма. В идеологии Муссолини термин «тоталитарное государство» содержал ярко выраженное позитивное значение.

В начале 30-х годов в Германии политическая власть делилась между двумя крайними партиями коммунистов и фашистов. Это была единственная западная страна с очень сильной коммунистической партией. Единственным ее конкурентом была национал-социалистическая партия, ее лидер еще в середине 20-х годов изложил свои планы в своем произведении «Моя борьба», в которой Гитлер прямо говорит о экспансии Германии на восток:

«Мы, национал-социалисты, совершенно сознательно ставим крест на  всей немецкой иностранной политике довоенного времени. Мы хотим  вернуться  к тому пункту, на котором прервалось наше старое развитие 600  лет  назад. Мы хотим приостановить вечное германское стремление на юг и на запад Европы и определенно указываем пальцем в сторону территорий, расположенных на востоке. Мы окончательно рвем с колониальной и торговой политикой довоенного времени и сознательно переходим к политике завоевания новых земель в Европе. Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию  и  те  окраинные  государства, которые ей подчинены.» .

Поддерживаемый международными финансово-промышленными группами, которых полностью устраивает изложенный выше сценарий, Гитлер приходит к власти в 1933. С этого момента начинается так называемый немецкий тоталитаризм.

 

1.3. Первоначальная идея  тоталитаризма.

В основе немецкого тоталитаризма  лежал фашизм. Слово «фашизм» (fascismo) произошло от древнеримского «fascic», обозначавшего пучок прутьев с топориком в середине – знак достоинства магистратов, носимый шествовавшими впереди них ликторами (служители в Древнем Риме) и охранявшими высших начальников. Тогда идея фашизма предусматривала:

•        единство нации;

•        суровость  к врагам римского народа;

•        апелляцию  к Римским доблестям;

•        воссоздание  расколотого народа.

Как видно, идея фашизма близка к идее тоталитаризма, который первоначально  характеризуется всеобщностью, цельностью, единством. Идея единства общества предполагает, что каждый член такого общества является носителем целей, идей, информации обо всем обществе. Люди такого общества объединены общностью идей и целей. Такое общество не представляет собой ни толпу, ни казарму, так как каждый человек в этом обществе имеет свою цель и стремиться к ней, а не слепо идет по течению как в толпе, или также слепо идет за начальником как в казарме. Каждый элемент этого общества содержит в себе все качества общества. Поэтому в таком обществе выдвигается сильный лидер близкий к народу с такими же целями и идеями как у других. Будучи едиными в своих целях люди соглашаются на управление ими со стороны лидера для достижения единой цели. Одной из составляющих управления является контроль. Следовательно, контроль за членами общества появляется как одно из следствий тоталитарного общества, а не как главная его черта. Сейчас эта черта подается как базовая характеристика тоталитаризма только потому, что во всеобщности негативное звучание найти сложно, а выражение всеобщий контроль имеет яркое негативное значение. Таким образом, всеобщий контроль нельзя определить первоначальным базовым свойством, а только следствием, реализация такого контроля возможна только при согласии на это общества. Людей невозможно объединить силой, силой их можно только уничтожить, поработить, но не сделать их своими полноценными союзниками, которые при потере реального физического контроля над ними все равно остаются подконтрольными (например, во время немецкой оккупации значительной территории СССР люди на оккупированных территориях в большинстве оставались подконтрольными советскому правительству). Это достигается единством целей. Поэтому наличие общей цели может считаться главным признаком тоталитарного общества.

Такая общая цель была у  фашистов, которая была указана выше как четвертая составляющая идеи фашизма: воссоздание расколотого народа или восстановление Великой Германии.

Из наличия общей цели и стремления к ее реализации вытекает наличие определенных обязанностей у всех членов общества перед последним и уже для выполнения этих обязанностей люди наделяются определенными правами. Только так государство может гарантировать выполнение и соблюдение прав своих граждан, а не простое их декларирование, что мы можем наблюдать сейчас.

Достижение общей цели предполагает формулирование набора соответствующих  задач и распределения их выполнения между членами общества. Для этого необходим лидер, который берет на себя ответственность за руководство достижением обществом определенной цели. Лидер тоталитарного общества отвечает жизнью за выполнение своих обязанностей и за выполнение подчиненными своих обязанностей, то есть несет реальную ответственность. Лидер такого общества в отличие от номинальных лидеров современности не может себе позволить жаловаться на своих подчиненных. Так, например, Гитлер за недостижение германским государством своей цели умер.

Необходимо отметить, что  обществом намного легче управлять, разделив его на группы (партии, различные  демократические организации, классы) с различными, часто противоположными интересами. Эти группы, следуя своим  интересам, противодействуют друг другу, и поэтому поддерживая в нужное время ту группу, которая больше отвечает интересам и целям правящих кругов, можно легко достигать целей посредством манипуляций взаимоотношений между группами в нужном направлении. Однако такое общество организовать на общее дело, на достижение общей цели, которая требует усилий всех членов общества, невозможно.

Управлять же единым, тоталитарным обществом намного сложнее: необходимо добиться одобрения всего общества. Поэтому у такого общества должна быть развита официальная идеология, и каждый член общества должен быть убежден в правильности и достижимости целей государства.

 

 

1.4. Различные толкования  тоталитаризма.

По примеру немецкого  фашистского тоталитаризма западные историки, журналисты, по заказу транснациональных корпораций, во второй половине ХХ века выстраивают концепции советского тоталитаризма, подгоняя советскую историю под историю немецкого фашизма, придавая уже тоталитаризму ярко выраженное негативное значение. Так в понятии тоталитаризма акценты смещаются от значения всеобщности, сплоченности народа, страны с позитивной окраской, к значению угнетения личных свобод людей государства с негативной окраской. Причем угнетение личных интересов граждан выводится из отсутствия права частной собственности в социалистических странах, что уже противоречит немецкому варианту тоталитаризма.

Информация о работе Тоталитаризм как феномен XX века