Тоталитаризм как феномен XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:12, творческая работа

Описание работы

Моя цель, рассмотреть все аспекты тоталитаризма и понять, почему же, эту форму власти можно считать феноменальной для XX века. Я хочу развенчать современные мифы о тоталитаризме.
Многие считают, что эта тема, неактуальна в современном мире, но ведь ХХ век, открывает нам глаза на все грани тоталитаризма, что является огромным опытом для современного общества. Кто знает, какая форма правления будет в нашем государстве в ближайшее время, ведь сторонники тоталитаризма, приходят к власти именно на волне, общественного возмущения, нестабильности, которую мы наблюдаем сейчас.

Содержание работы

Вступление
1. Теория тоталитаризма
1.1.Понятие тоталитаризма
1.2.Историко-цивилизационные предпосылки тоталитаризма
1.3.Первоначальная идея тоталитаризма
1.4.Различные толкования тоталитаризма
2. Исторические проявления тоталитаризма
2.1.Анализ характеристик тоталитаризма. Немецкий тоталитаризм
2.2.Советский тоталитаризм
2.3.Современный американский тоталитаризм
Выводы
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Esse_Bender_13-AP.docx

— 48.14 Кб (Скачать файл)

Механизмом же угнетения личных свобод называется тотальный контроль за всеми членами общества. Так, происходит слабозаметная подмена понятий: основную черту тоталитарного общества – его целостность, заменяют одним из его следствий – тотальным контролем, умело забывая о причинах его возникновения и о возможностях его осуществления в середине прошлого века (согласия членов этого общества). И уже «Интернациональный политологический симпозиум США 1952 определяет тоталитаризм как «закрытую и неподвижную социокультурную и политическую структуру, в которой всякое действие от воспитания детей до производства и распределения товаров, направляется и контролируется из единого центра» .

В это же время советские  историки и журналисты, учитывая очередной  экономический кризис капиталистических стран в 50-х, находят параллели между зарождением фашизма в 30-х годах и социально-политическими процессами в США и Западной Европе. Здесь, наоборот наличие частной собственности делает невозможным реализацию декларированных прав большинством граждан общества, в чем и проявляется западный тоталитаризм.

 

 

2. Исторические проявления  тоталитаризма

 

2.1 Анализ характеристик  тоталитаризма. Немецкий тоталитаризм.

Во Всемирной Энциклопедии  даны «определяющие характеристики тоталитаризма», которые были списаны из трудов по тоталитаризму, призванных опорочить саму идею тоталитаризма. Вследствие этого необходимо провести их критический логический и исторический анализ.

Первой определяющей характеристикой  тоталитаризма во Всемирной Энциклопедии названа «опора режима на люмпенизированные слои». Далее восьмой характеристикой названа «опора режима на гипертрофированный аппарат тайной полиции, насилие и террор как универсальные средства внутренней и внешней политики». Возникает вопрос, на что же все-таки опирается режим? Ведь люмпенизированные слои и аппарат тайной полиции это ни одно и то же. Возникает логическое противоречие, которое показывает несостоятельность этих характеристик. Также логически несостоятельна сама первая характеристика: как может режим опираться на оскорбленные им слои населения. На эти слои могут опираться альтернативные режиму политические силы, еще не пришедшие к власти и обещающие вывести людей из люмпенизированного слоя. Также на тайную полицию, насилие и террор, по мнению автора, опирались и опираются все государственные режимы.

Вторая характеристика тоталитаризма  во Всемирной Энциклопедии: «наличие особого рода квазиприродной утопической идеологии, охватывающей все сферы жизни людей, подавляющей культурную традицию и обосновывающей (в условиях монополизации средств массовой информации) необходимость существующего режима для переустройства общества в целях создания «нового мира», «преодоление кризисных явлений в политике и экономике» и т.д.». Здесь возникает историческое противоречие – существование в истории Великой Германии и немецкого народа в рамках единого государства является историческим фактом. Фактом также является существование, хотя и короткое, Великой Германии в конце 30-х начале 40-х годов ХХ века. Следовательно, немецкая идеология того времени не была утопической, о чем также свидетельствуют современные процессы европейской интеграции. Если идеология не была утопической и подтверждалась ранее историей страны, то она не может подавлять культурную традицию, так как сама является ее частью. Кроме того, в любом государстве обосновывается «необходимость существующего режима для переустройства общества», так как иначе она перестанет существовать. Так, например Советский Союз перестал существовать, когда его руководство прекратило обосновывать необходимость существующего режима.

Третьей характеристикой  тоталитаризма выделяют «целенаправленное  создание и воспроизведение структур социальной мифологии для воздействия  на народные массы в интересах  господствующих клик». Как было показано выше, цели и интересы народных масс в тоталитарном государстве совпадают с интересами руководства государства. Следовательно, если вышеуказанное воздействие и происходит, то также и в интересах народных масс. Кроме того, мифология, как система мифов или мифологическое сознание того или иного народа, не может быть создана за несколько лет, а воспроизведение ее противоречит второй характеристике тоталитаризма, где говорится о подавлении культурной традиции.

Четвертая характеристика –  это «монополизация власти одной  политической партией, либо харизматически ориентированным политическим кланом». Во всех республиканских государствах власть принадлежит одному политическому большинству: одной партии либо их объединению (клану). Эти партии в определенных случаях управляются некоторыми политическими кланами.

Пятая характеристика - захват политической верхушкой дискреционных (не ограниченных законом) властных полномочий. Захват руководством государства дискреционных полномочий характерен для большинства современных государств, где это выражается либо непосредственно, либо посредством различных политических технологий и махинаций, так т для многих государств прошлого. Например, конституцией РФ предусмотрена передача президентских полномочий, в случае тяжелой болезни Президента, Премьер-министру страны. В реальности этого не происходило во время болезни Ельцина, следовательно, им были захвачены дискреционные властные полномочия, однако РФ от этого не стала тоталитарным государством.

Шестая характеристика - огосударствление и бюрократизация общества. Германия на протяжении 33-39 года совершила невиданный ранее для  большинства развитых стран экономический  рывок, на протяжении 39-45 годов она  воевала практически со всем миром, временами довольно успешно, после себя она оставила передовые научно-технические достижения, которых не знали в других странах. Бюрократизация же означает оторванность власти от широких масс, пренебрежительное отношение к сути дела под видом соблюдения формальности. Достижение же вышеуказанных положений не представляется возможным в бюрократизированном государстве, следовательно, шестая характеристика не может соответствовать Германии 30-40-х годов.

Седьмая характеристика - милитаризация  общественной жизни. Милитаризация характерна для всех государств, планирующих либо внешнюю военную экспансию, либо защиту от внешних врагов. Также милитаризация может на короткий период времени способствовать поднятию экономики. Милитаризация общественной жизни была характерна для многих периодов истории Германии, и, следовательно, она не является уникальной для фашистской Германии. Первоначально основной целью любого государства является защита от внешних врагов, что означает определенную степень милитаризации общества и является чертой, присущей для всех государств в большей или меньшей степени в зависимости от задач государства.

Восьмая характеристика - опора  режима на гипертрофированный аппарат  тайной полиции, насилие и террор как универсальные средства внутренней и внешней политики, была проанализирована выше вместе с первой характеристикой.

Девятая характеристика - постулирование возможностей формирования тоталитаризма исключительно за счет координального разрушения ставшего, существующего мира, отрицание позитивной значимости гражданского общества и его институтов. Так как немецкий тоталитаризм предполагал создание Великой Германии, достичь этой цели было невозможно без изменения мирового порядка, установившегося после Первой мировой войны. Внутри же Германии необходимо было разрушить полностью коррумпированную государственную систему, которая была сформирована в начале 1920-х годов.

 

 

 2.2. Советский тоталитаризм

В конце 20-х годов стало  ясно, что мировая революция провалилась. С ней провалились и надежды обрести союзников среди развитых стран мира. Следовательно, Советскому Союзу пришлось развиваться во вражеском окружении, где большинство стран планировали военную интервенцию. Также в условиях мирового экономического кризиса, который никак не затронул СССР, очевидным для всей страны было и то, что свои экономические проблемы развитые страны попытаются решить за счет Советского Союза. «Когда капиталистические противоречия начинают обостряться, буржуазия обращает свои взоры в сторону СССР: нельзя ли решить то или иное противоречие капитализма или все противоречия вместе взятые, за счет СССР (доклад т. Сталина на XVI съезде ВКП(б)» .

Все эти внешние условия  требовали мощного и быстрого экономического и военного развития Советского Союза для простого выживания страны. Что в свою очередь требовало сплоченности общества, то есть его тоталитаризации.

Николло Макиавелли писал: «…Корда дело идет о спасении Отечества, нельзя обращать внимания ни на какие трудности и на то, справедливо это или несправедливо, гуманно или жестоко, похвально или заслуживает порицания, но, оставляя в стороне все другие критерии, надо прибегать исключительно к тому средству, которое может спасти жизнь и сохранить свободу Отечества».

Так была поставлена общая  цель: построение социализма в одной  стране. Для ее достижения требовалось проведение индустриализации, для чего было необходимо большое количество рабочих, которых взяли из крестьян посредством коллективизации. Такая индустриализация в развитых странах проходила столетиями, когда на протяжении нескольких поколений крестьян лишали земли и загоняли в города на фабрики, бродяг повсеместно вешали, о чем написано у многих зарубежных классических писателей.

«За 1929-1937 годы страна совершила  беспрецедентный скачок в росте  промышленной продукции. За это время в строй вступило около шести тысяч крупных предприятий, то есть по 600-700 ежегодно. Темпы роста тяжелой промышленности были в два-три раза выше, чем за 13 лет развития России перед Первой мировой войной. Страна обрела потенциал, который по отраслевой структуре и техническому оснащению находился, в основном, на уровне передовых капиталистических государств. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 году вышел на второе место после США (в 1913 Россия занимала пятое место)».

Советская цивилизация «первая в истории, которая решила построить общество без огромного разрыва между нищетой и богатством, без организованной преступности, растления малолетних, экономических кризисов и безработицы. Общество высокой культуры, всеобщего образования и величайшей техники».

В Советском Союзе индустриализация происходила в очень короткие сроки, что вызвало определенные явления, из-за которых многие авторы и называют Советский Союз тоталитарным государством. Так, один главных западных теоретиков тоталитаризма Анна Аренд понимает тоталитаризм как «систему массового террора, которая обеспечивает в стране атмосферу общего страха» . Необходимо отметить, что каждый человек, который выполняет какую-то работу и несет за это ответственность, испытывает страх за возможность ее неудачного выполнения, особенно когда не имеет большого опыта ее выполнения. В 30-х годах, когда проводилась индустриализация и механизация сельского хозяйства, большинство людей выполняли новые для них работы, и соответственно, отвечая за их выполнение, испытывали страх.

Одним из главных признаков  тоталитаризма А. Аренд в книге  «Происхождения тоталитаризма» считает репрессии и массовый террор. В любом государстве при любом режиме всегда существуют люди недовольные режимом в силу различных причин. Не выполняя возложенные на них обществом обязанности, они мешают достижению обществом поставленной цели. Кроме того, в тяжелой внешнеполитической обстановке государства эти люди становятся предателями своей страны, так как действуют в интересах других стран, которые заинтересованы в замедлении развития страны. Во время войны эти люди исполняют роль «пятой колонны», помогая противнику захватить власть. Во всех странах Европы, которые были захвачены Германией, существовала «пятая колонна», состоящая из вышеописанных людей. Однако в СССР такой пятой колонны не наблюдалось благодаря «репрессиям и массовому террору».

В развитых капиталистических  странах того времени тоже был  распространен массовый террор и репрессии: в США армия расстреливала демонстрации, устраивала трудовые лагеря под надзором военных, англичане жестоко расправлялись с сопротивлением во всех колониях. Следовательно, террор и репрессии были признаками не только тоталитарных государств Советского Союза и Германии.

Относительно жестокости правителей Николо Макиавелли писал в «Государе»: «… государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица».

Необходимо также отметить, что Аренд в своем труде  признает, что не существует достаточных  доказательств для обоснования ее теории тоталитаризма в СССР как системы массового террора: «ничего не случилось и не похоже, что случится в будущем что-то такое, что могло бы составить однозначное окончание этой истории или обеспечить нас такими же ужасно выразительными и безоговорочными документальными свидетельствами, как это было в случае с нацистской Германией».

 

 2.3. Современный американский тоталитаризм

Как было выше описано, существует два варианта определения тоталитаризма. Первично он понимался как единство, целостность общества в его интересах и целях, это понятие носило позитивный характер. Затем, понадобилось придать ему негативный характер, и тоталитаризм стал обозначать тотальный контроль со стороны государства над всеми сферами жизни людей этого государства.

Современные США не являются ни всеобщим, ни имеющим всеобщую цель обществом. Однако, исходя из второго определения их можно назвать тоталитарным государством.

Современные средства связи, которыми в достаточной мере обладают США, позволяют контролировать любого отдельно взятого человека и их группы. К современным мобильным телефонам, после событий 11 сентября, предъявляется требование возможности быстро находить месторасположение телефона с его обладателем. Системы позволяющие прослушивать все телефонные переговоры в стране и реагировать на ключевые слова. Таким образом, тотальный контроль становится технически достижимой реальностью.

Средства массовой информации США, полностью контролируемые финансовыми  и нефтяными корпорациями, широко используют технологии формирования сознания, которые по эффективности, в том числе и коммерческой, превосходят обычные технологии [14]. Поэтому все больше проблем решаются «промывкой мозгов», то есть корректировкой сознания, а не реального мира. «Это уже делает неадекватным мировосприятие не отдельных управляющих структур, а всего человечества в целом (особенно с учетом того, что «промывка мозгов» неминуемо сопровождается самопрограммированием, то есть промывающий мозги другим сам начинает верить в собственную пропаганду)» .

Манипулирование сознанием  становится одним из определяющих факторов современной социальной жизни. Для этого используется информация, которая наряду с другими ее свойствами, становится орудием власти над людьми, одним из методов управления обществом. Многие сравнивают процессы в обществе, где массы идут против своих интересов, с поведением людей, подвергшихся воздействию наркотиков. Фактически возникает супертоталитарное общество: «Сегодня значительная часть мыслителей считает, что, сделав манипуляцию сознанием главной технологией господства, Запад совершил фатальную ошибку и зашел в тупик (стал мышеловкой, из которой нет выхода, ибо, когда из нее выходишь, она выворачивается наизнанку и ты снова оказываешься внутри нее). Причина в том, что манипуляция сознанием, производимая всегда скрытно, лишает индивидуума свободы в гораздо большей степени, нежели прямое принуждение. Жертва манипуляции полностью утрачивает возможность рационального выбора, ибо ее желания программируются извне. Таким образом, ее положение в конкуренции, в «войне всех против всех» резко ухудшается. Фактически, это ликвидация главных гражданских прав, а значит, ликвидация главных гражданских прав, а значит ликвидация самой принципиальной основы западной цивилизации. На ее месте возникает новый, худший вид тоталитаризма, заменившего труд гораздо более эффективным и более антигуманным инструментом – «индустрией массовой культуры», превращающей человека в программируемый робот»

Информация о работе Тоталитаризм как феномен XX века