Тотемизм, анимизм и фетишизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 00:23, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о происхождении религии — один из центральных вопросов религиоведения и культурологии. Собрано множество достоверной информации, убеждающей в том, что религия — это историческая категория культуры и её истоки сосредоточены в земных реалиях бытия человека первобытного общества. Как и другие духовные феномены, возникавшие в те далёкие времена, древняя религия — порождение начального этапа становления культуры человечества, отражение формирующихся общественных, семейных и производственных отношений, примитивного состояния психики, чувств, разума и знаний первобытного человека о себе и окружающем мире.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Понятие тотемизма и тотемизм в Древней Руси 5
Глава II. Понятие анимизма. 12
Глава III. Фетишизм. 15
Глава VI. Анимизм и фетишизм в Древней Руси. 17
Заключение 20
Использованная литература 22

Файлы: 1 файл

Контрольная тотемизм.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«Поволжская государственная  социально-гуманитарная академия»

 

 

Исторический факультет

 

Кафедра отечественной  истории и археологии

 

 

 

Контрольная работа

На тему: «Тотемизм, анимизм и фетишизм»

 

 

 

Научный руководитель:

доцент, к.и.н. Королев  А.И.

 

Выполнил: студент первого  курса 

заочного отделения

Радбиль Виктор Михайлович

 

 

 

 

 

 

Самара, 2012

Оглавление:

 

Введение                                                                                                      3

Глава I. Понятие тотемизма и тотемизм в Древней Руси                                    5

Глава II. Понятие анимизма.                                                                                 12

Глава III. Фетишизм.                                                                                             15

Глава VI. Анимизм и фетишизм в Древней Руси.                                              17

Заключение                                                                                                20

Использованная литература                                                                     22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопрос о происхождении  религии — один из центральных вопросов религиоведения и культурологии. Собрано множество достоверной информации, убеждающей в том, что религия — это историческая категория культуры и её истоки сосредоточены в земных реалиях бытия человека первобытного общества. Как и другие духовные феномены, возникавшие в те далёкие времена, древняя религия — порождение начального этапа становления культуры человечества, отражение формирующихся общественных, семейных и производственных отношений, примитивного состояния психики, чувств, разума и знаний первобытного человека о себе и окружающем мире.

Истоки религии - в  человеческой практике, в той ее стороне, которая отражает несвободу, зависимость человека от окружающего  мира. Именно тогда у него появилось  желание прибегнуть к помощи иных, более могучих, чем он сам сил. Отсюда возникли магия, фетишизм, анимизм, тотемизм и другие первобытные верования. Возникнув одновременно, магия и искусство слились и переплелись друг с другом. Это наблюдалось в первобытных обрядах. С одной стороны, они служили средством магического воздействия на окружающий человека мир, а с другой – средством удовлетворения эстетических потребностей.

Можно согласиться с  мнением ученых, что религия существует с тех пор, как существует человек  современного типа, человек разумный, и человечество само сформировалось в процессе эволюции. Следовательно, сформировалась и религия как часть человеческой жизни, его культуры. Все вместе они явились художественным отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности - охоты, земледелия, собирательства. Сначала, очевидно, появился танец, представлявший собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов, затем родилась музыка и мимическое искусство. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.

Вопрос о возникновении  религии является одним из самых  дискуссионных, поскольку, решая эту  проблему, необходимо обращаться к  такому периоду жизни человечества, сведения о котором зачастую носят отрывочный, фрагментарный и вероятностный характер.

Религия в своем развитии прошла длительный и сложный путь формирования. Безусловно, основой  для возникновения самых первых религиозных верований человека были природные инстинкты, заложенные в нём, прежде всего, инстинкт самосохранения. В первобытных религиях запечатлено фантастическое сознание людьми их зависимости от природных сил. Так как уровень развития был еще низким, человек не отделяя себя от природы, переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине (кровнородственные связи, раннеродовые связи, взаимоотношения полов, бессилие перед болезнями, смерть сочлена родовой общины, угрожающая её целости и благополучию, межплеменная рознь). Объектом религиозного восприятия становятся именно те природные явления, с которыми человек связан в своей повседневной практической деятельности, которые имеют для него жизненно-важное значение. Непонимание сути многих природных явлений, бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её таинственными силами и непрестанные поиски средств воздействия на них. Очевидно, что наличие у человека биологических инстинктов и осознание им грозного превосходства природы никак не зависело от места его обитания, что само по себе подтверждает то, что первые мифологические представления у разных племён были почти одинаковыми.

 

 

 

 

Глава I. Понятие тотемизма и тотемизм в Древней Руси

 

Тотемизм – одна из ранних форм религии, в основе которой лежит  вера в существование особого рода мистической связи между какой - либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на зыке североамериканских индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о её существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей устойчивые языковые обороты. Позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно - родственных отношений. Члены родовой группы стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали сверхъестественными возможностями. Это вело с одной стороны, к усилению культа предков, с другой стороны к изменению отношения к самому тотему. Например, возникли запреты на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу.

В наиболее чистом и удобном для  исследования виде тотемизм был обнаружен  у индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, коренных жителей Центральной  и Южной Африки.

Тотемизм возник из веры той или  иной группы людей в их родство  с 
определенным видом животных или растений, скорее всего первоначально 
именно тех, что составляли основу пищи данного коллектива. Постепенно он 
превратился в основную форму религиозных представлений возникающего 
рода. Члены родовой группы (кровные родственники) верили в то, что они 
произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема (т. 
е. полулюдей-полуживотных, полулюдей-полурастений, различного рода 
фантастических существ и монстров). Тотемная родовая группа обычно 
носила имя своего тотема и свято почитала его. Вначале почитание, 
видимо, не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу; причем именно этот факт (т. е. потребление мяса тотема) мог натолкнуть на мысль о родстве человека и его тотема - ведь 
оба они в конечном счете состояли из одной и той же субстанции.1 Однако 
такого рода связи между людьми и тотемами относятся к глубокому 
прошлому, и косвенно об их существовании могут свидетельствовать лишь 
древние предания, как, например, сохранившиеся среди австралийских 
аборигенов мифы, свидетельствующие о первоначальной тесной связи между 
тотемными представлениями и охотой с ее охотничьей магией и маскировкой 
людей в шкуры животных.

Тотемные представления сыграли  огромную роль в процессе формирования родового общества: именно они более всего способствовали отграничению группы сородичей от остальных, возникновению четкого представления о своих, т. е. принадлежавших к данному тотему, на которых строго распространялись уже выработанные веками нормы и обычаи, и чужих, не принадлежавших к этому тотему и тем самым как бы стоявших вне всех принятых норм и обычаев данного коллектива. Эта важная социальная роль тотемизма сказалась и на характере эволюции тотемистических 
представлений. С течением времени, по мере укрепления родовой структуры, 
на передний план стало выдвигаться представление о тотемном первопредке 
с его смешанным зооантропоморфным обликом, о тотеме как о близком 
родственнике, о брачных связях между человеком и его тотемным 
родственником. Наконец, возникло представление о реинкарнации, т. е. о 
возможном перевоплощении человека (в частности, умершего предка) в его 
тотем и обратно. Все это вело, с одной стороны, к усилению культа 
мертвых предков и веры в их сверхъестественные возможности, а с другой - 
к изменению отношения к тотему, в частности к появлению запретов на 
употребление тотема в пищу. Возникла система запретов-табу, важнейший из 
которых относился к запрещению употреблять в пищу тотем, за исключением тех случаев, когда потребление мяса тотема носило ритуальный характер приобщения к нему и тем напоминало о древних нормах и правилах.2

В первобытном обществе религиозные  санкции нередко должны были освящать социальные нормы, поддерживать общественный порядок и наказывать его нарушителей, и в этом выражается социально-интегративная функция религии. Но здесь существуют и такие сферы общественной жизни и нормы поведения, на которые авторитет религии не простирается. У эскимосов, например, даже такие серьезные преступления, как убийство, похищение женщины или воровство, не влекут за собой сверхъестественного наказания.

Религиозно-обрядовая деятельность ориентирована в значительной степени на поддержание на должном уровне поголовья диких животных — объектов охоты, и религиозные санкции обычно сформулированы как запреты и предписания, относящиеся к этой важнейшей сфере жизни. Вот почему мы полагаем, что обряды и связанные с ними представления, относящиеся к добыванию и поддержанию средств существования, составляют древнейший элемент первобытной религии.

Возникший вместе с тотемизмом обычай табуирования стал в условиях первобытной родовой общины важнейшим механизмом регулирования социально-семейных отношений. Так, половозрастное табу разделило коллектив на строго фиксированные брачные классы и тем самым исключило половые связи между близкими родственниками. Пищевое табу не менее строго регулировало характер пищи, которая предназначалась вождю, воинам, женщинам, детям и т. п. Ряд других табу призван был 
гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила 
погребения, фиксировать права и обязанности отдельных категорий членов 
общины. Все эти табу бывали необычайно строгими. Так, в периоды 
инициации, т. е. приобщения юношей и девушек к числу взрослых мужчин и 
женщин, табу запрещало женщинам присутствовать при мужских обрядах, а 
мужчинам - при женских. Некоторые вещи, принадлежавшие вождю, в том 
числе и пища, также подчас бывали табуированы. Исследователи приводят 
примеры того, как воспринималось нарушение табу.

Тотемизм с его верой в обладающего сверхъестественными 
возможностями тотемного первопредка, с культом своих в противовес чужим, системой запретов-табу оказался исторически одной из первых форм 
религиозных представлений возникающей социальной общности - родовой 
общины.3

Тотемизм - это вера в  происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных. Появление  тотемизма прежде всего связано  с организацией рода как общественной ячейки существования людей в  первобытном обществе. Человек в рамках рода осознает общность происхождения всех его членов. Существование анимистических воззрений окружающая природа помогают ответить на него. Разные роды произошли от разных предков, а предки (духи - двойники к тому времени перешли от статического состояния к мобильному, что дало возможность говорить о "переселяемости" и "оборачиваемости") происходят от представителей животного мира, которые наиболее похожи, по мнению тотемистов, на людей. Образ тотемистического первопредка возник как религиозное отражение структуры родового общества, построенного по принципу генеалогического древа. Этот вид первобытно-религиозных верований широко распространен у различных народов мира - от австралийских аборигенов до народностей нашего Крайнего Севера.

Вопрос о тотемистическом  культе у восточных славян довольно сложен. Возможно, что в ряде случаев  мы сталкиваемся с трансформацией тотемизма  в культ предков в образе животных, отголоски "звериных" культов  прослеживается в ранних церковных  поучениях. В упоминающемся уже "Хождении Богородицы по мукам" сообщается, что славяне "богаты прозваша" зверей ("тварей"). Отцы церкви неистовствовали, когда новообращенные христиане продолжали соблюдать "бесовские" обряды, при которых их участники "надевали на себя звериные шкуры", плясали, скакали и пели "бесовские" песни. Тотемистические игры в медведя ("комоедица") сохранились в белоруской деревне до второй половины XIX в. Здесь, видимо, можно усмотреть пережиток ритуальных плясок на празднике тотема, который известен и изучен у народов Крайнего Севера и многих других.4

Элементы тотемизма  прослеживаются и в более позднем, уже земледельческом, обряде "вырывания  бороды" - последних колосьев с  поля. При этом поются особые песни, призывающие на помощь волков, лисиц, медведей и других животных. Наиболее ярко подтверждают существование тотемизма у восточных славян архаические пласты русских народных сказок, прежде всего волшебных и о животных. Тотемным животным выступает в сказке чудесная корова, помогающая падчерице. Падчерица не ест мяса коровы и с почетом ее хоронит. В данном случае отношение к корове определяется представлением, что тотем может спасти человека, предупредить его об опасности. Причинением вреда тотему наносит вред и связанному с ним человеку.

Зачастую в сказках животных называют лисичка-систричка, волк-братик, медведь-дедушка. Это в определенной мере свидетельствует о представлении о кровно родственных связях человека и животных. Интересно, что австралийцы, у которых тотемизм в чистом виде существовал еще в прошлом веке, называли своих тотемных животных: "это наш отец", "это наш друг". Глубоко архаические воззрения о родстве человека и животных донесла до нас сказка "Медведь - Липовая нога" восточнославянского происхождения. Мужик, повстречавший медведя, в схватке отрубает ему лапу и приносит ее домой бабе. Старуха сдирает с лапы кожу и ставит лапу варить (медвежье мясо), а сама начинает прясть медвежью шерсть. Медведь же, сделав из липы деревянную ногу, идет в спящее село, вламывается в избу и съедает обидчиков. Медведь мстит по всем правилам кровнородственной мести: око за око, зуб за зуб. Раз его мясо едят, значит и он ест живых людей.

Здесь прослеживается архаический  мотив нарушения запрета убивать  и употреблять в пищу тотемное животное. Вместе с тем в сказках описывается и ситуация, когда зверь преданно следует священной родственной связи и обязательствам, вытекающим из нее. Так, в сказке об Иване-царевиче и Сером волке в начале волк убивает коня Ивана. А затем клянется царевичу служить "верой и правдой". С точки зрения тотемизма, пишет В.П. Аникин, "понятно почему сказочный волк, причинив вред человеку, считает себя обязанным возместить урон верной службой. Родственная связь считалась священной, и нарушение ее каралось. Когда поступки шли вразрез с родовой моралью, они требовали возмещения и возмещения самого точного. Волк съел коня, он сам служит герою конем. Он берет на себя обязанность помогать человеку добровольно, без принуждения и для него родственные связи священны. Логика первобытного мышления здесь несомненна"5.

Информация о работе Тотемизм, анимизм и фетишизм