Тотемизм, анимизм и фетишизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 00:23, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о происхождении религии — один из центральных вопросов религиоведения и культурологии. Собрано множество достоверной информации, убеждающей в том, что религия — это историческая категория культуры и её истоки сосредоточены в земных реалиях бытия человека первобытного общества. Как и другие духовные феномены, возникавшие в те далёкие времена, древняя религия — порождение начального этапа становления культуры человечества, отражение формирующихся общественных, семейных и производственных отношений, примитивного состояния психики, чувств, разума и знаний первобытного человека о себе и окружающем мире.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Понятие тотемизма и тотемизм в Древней Руси 5
Глава II. Понятие анимизма. 12
Глава III. Фетишизм. 15
Глава VI. Анимизм и фетишизм в Древней Руси. 17
Заключение 20
Использованная литература 22

Файлы: 1 файл

Контрольная тотемизм.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Обнаруженные дубы указывали  и на другой пласт верований язычников-славян. Стволы деревьев на высоте нескольких метров (там, где начинали расходиться  ветви) были симметрично и прочно засажены кабаньи челюсти. Наряду с почитанием дуба днепровские славяне поклонялись священным животным - диким кабанам-вепрям. Древнерусские летописи и былины неоднократно повествуют об охоте на вепря и торжественном поедании кабаньего мяса на княжеских пирах.11 Некоторые исследователи видят в этих "вепревых" угощениях отголоски обрядового поедания мяса вепря, связанного с древним культом.

 

Заключение

 

Тридцать тысяч лет  архаической культуры не исчезли. Нам  в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. Но это не значит, что они существовали только в первобытном обществе. В этом обществе они только возникли и являлись господствующими формами религиозной стороны жизнедеятельности первобытного человека. Но существовали они всегда, на протяжении всей истории человеческой культуры, Различные формы их проявлений мы можем четко обнаружить во всех последующих религиозных системах, в том числе и в современных религиях. Они также существуют в виде суеверий и других пережитков прошлого в сознании людей. Пищевые запреты, причастие — отдаленный отголосок табу и тотемизма. Вера в амулеты, талисманы, в другие священные реликвии живет в сознании современного человека. Магические символические действия — составная часть всей современной обрядности. Вера в заговоры, порчу, гадания — никогда не исчезала из сознания и практики людей. Может быть, стоит прислушаться к мнению известного немецко-американского этнографа Ф. Боаса: «Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и первобытным оказывается скорее кажущимися, в действительности основные черты ума одинаковые. Главные показатели интеллекта являются общими для всего человечества».

Огромное количество религий у разных народов существует сейчас на Земле и однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. В любой из них над природой и человеком существуют силы, управляющие миром в целом. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость. Сегодня, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения, религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития.

Древняя Русь и после  принятия христианства являла собой  в мировоззренческом отношении, и в практических действиях языческое общество лишь с формальным существованием в нем элементов христианской веры и культа. Большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться без или с малым привнесением в них христианских норм и в XI, и в XII, и в XIII вв., а иногда и в более позднее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

 

  1. Васильев Л.С. История религий Востока. - М.: 2003.
  2. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РоссПЭН, 2004.- 522 с.
  3. Зубов А.Б. История религии. Книга первая. М.: МГИМО-Университет, 2006.- 436 с.
  4. История религии: Учебник / Под. ред. И.Н. Яблокова. - Т.1,2. - М.: Высшая школа. 2004.
  5. Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. М., 1988
  6. Крывелев И.А. История религии: Очерки в 2 т. - М., 2001.
  7. Леонидов Ф.А. Введение в вероучения народов мира. Справочное пособие. - М.: Флинта. 2005.
  8. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998.- 288с.
  9. Музафарова Н.И. История религий: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс. 2004.
  10. Народы и религии мира: Энциклопедия. - М., 1999.
  11. Основы религиоведения: Учебник/Под ред. И.Н. Яблокова. - М. - Высшая школа, 2004.
  12. История религий в России. Учебное пособие, под ред. Трофимчука Н.А. - М., 2002.
  13. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Учебное пособие. - М.: Центр, 2006.
  14. Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. Шахнович М.М. - СПб.: Питер, 2006.
  15. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981
  16. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.- 573с.
  17. Тайлор. Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре. С.: Русич, 2000.-624 с.
  18. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 5-е изд. М.: Республика, 2005. - 543 с. Материалы с сайта www.krugosvet.ru , Энциклопедия «Кругосвет», раздел: Религия.
  19. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.: АСТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2003.- 781с.
  20. Элбакян Е.С. Религиоведение: словарь. М.: Академический Проект, 2007.- 637с.
  21. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.: АСТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2003.- 781с.
  22. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Учебное пособие. - М.: Центр, 2006.
  23. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 5-е изд. М.: Республика, 2005. - 543 с. Материалы с сайта www.krugosvet.ru , Энциклопедия «Кругосвет», раздел: Религия.
  24. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005.

 

 

 

 

 

1 Тайлор. Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре. С.: Русич, 2000.-624 с.

2 Зубов А.Б. История религии. Книга первая. М.: МГИМО-Университет, 2006.- 436 с.

3 Музафарова Н.И. История религий: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс. 2004.

4 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 5-е изд. М.: Республика, 2005. - 543 с. Материалы с сайта www.krugosvet.ru , Энциклопедия «Кругосвет», раздел: Религия

5 Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. М., 1988. – С.31

6 Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. М., 1988. – С.33

7 Тайлор Э.Б. Первобытная культура: пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.- 573с.

8 Штернберг Л.Я. Основы первобытной религии. В кн.: Первобытная религия в свете этнографии. Л.: Издательство института народов Севера ЦИК СССР 1936.-584 с.

9 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981

10 История религий в России. Учебное пособие, под ред. Трофимчука Н.А. - М., 2002.

11 Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. М., 1988. – С.35




Информация о работе Тотемизм, анимизм и фетишизм