Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 20:46, курсовая работа
Тридцатилетняя война (1618—1648) — один из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и Россию), за исключением Швейцарии. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе.
Со времени Карла V ведущая роль в Европе принадлежала Австрийскому дому — династии Габсбургов. В начале XVII века испанская ветвь дома владела кроме Испании также Португалией, Южными Нидерландами, государствами Южной Италии и, помимо этих земель, имела в своём распоряжении огромную испано-португальскую колониальную империю. Немецкая ветвь — австрийские Габсбурги — закрепили за собой корону императора Священной Римской империи, являлись королями Чехии, Венгрии, Хорватии.
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Тридцатилетняя война……………………………………………...….5
Глава 2. Международные отношения во время Тридцатилетней войны…...10
Заключение…………………………………………………………………...…30
Список использованных источников и историография……………………...36
В дальнейшем понятие политического равновесия приобрело более широкий смысл и стало означать: 9
а) любое распределение силы;
б) политику какого-либо государства
или группы государств, направленную
на то, чтобы чрезмерные амбиции
другого государства были обузданы
с помощью согласованной
в) многополярную совокупность, в которую время от времени объединяются великие державы с целью умерить чрезмерные амбиции одной из них.
Основная идея принципа политического
равновесия, провозглашенного в Вестфале,
по мнению С.А.Жигарева, заключалась, с
одной стороны, в намерении оградить
независимость и свободу
Идея равновесия как принцип
международных отношений и
Уже во второй половине XIX в. рушится созданный в результате Венского конгресса Священный союз, а к концу столетия в Европе происходит формирование двух основных военно-политических группировок - Тройственного союза и Антанты, развязавших в начале XX в. первую мировую войну. Ее итогом стали новый раскол Европы и мира в целом, Октябрьская революция и образование СССР.
Согласно традиционным принципам вестфальской системы, гражданские права являлись сугубо внутренним делом государств. Однако, начиная с запрета пиратства в ХVIII веке и работорговли в ХIХ веке, этот принцип стал размываться. Венский конгресс 1815 года был, пожалуй, первым в новое время обращением международных элит к проблеме гражданских прав. На конгрессе обсуждались вопросы религиозной свободы, гражданских и политических прав и отмены рабства. За ним последовал ряд договоров по отмене рабства. К примерам относятся Берлинская конференция по Африке 1885 года, Брюссельская конференция 1890 года, Женевская конференция 1926 года. Гаагские мирные конференции 1899 и 1907 годов ввели принцип права индивидов обращаться в апелляционный суд. Версальская мирная конференция 1919 года обсуждала среди прочего и вопрос о защите меньшинств. Попытки установить всеобщие стандарты гражданских прав начались после Второй мировой войны с принятием Конвенции о геноциде 1948 года и Всеобщей декларации гражданских прав 1949 года.
Таким образом, история международных отношений получила развитие с 1648 г, с конца Тридцатилетней войны.
Заключение
Раскол в Западной Церкви, начатый Мартином Лютером в XVI веке, привел Европу к разделению. С течением времени противоречия между расколовшимися частями когда-то единой христианской Церкви только усиливались. Религиозные войны, которые последовали за церковным расколом, в XVI веке подарили Европе в общей сложности только 25 мирных лет, а в веке XVII — лишь около 20-ти. Причем те, кто желал реформировать папскую Церковь, относились друг к другу с еще большей ненавистью и злобой, чем к их общему недругу — Риму. Отсутствие единства между двумя главными лагерями реформаторов — лютеранами и кальвинистами подрывало и без того еще неокрепшие позиции протестантов. Стремление создать единый союз для борьбы с католичеством еще сильнее рассорило между собой реформаторов, каждый из которых считал только свою церковь истинной и святой. Все попытки хоть как-то примирить враждовавшие стороны заканчивались плачевно для желающих это сделать. Так, когда канцлер Саксонии попытался смягчить вражду между лютеранами и кальвинистами, его объявили еретиком и заключили в тюрьму. Он подвергался пыткам и истязаниям как предатель и еретик. Спустя год его казнили на костре те братья-реформаторы, которых он так желал примирить между собой. Раздор и разномыслие, царившие в среде протестантов были только на пользу католической лиге, созданной Римом для борьбы с реформаторскими идеями. Во главе этого католического союза встали иезуиты.
Историки отмечают, что самым страшным периодом двухвекового религиозного противостояния был период «Тридцатилетней войны». Эта «война вер» стала величайшей трагедией для всех европейских стран и, особенно, для Германии и Чехии. Миллионы людей, увлекаемые неодолимым порывом веры, взялись за оружие. Они пренебрегли своими повседневными трудами и заботами, чтобы установить в Германии безраздельное господство той веры, которую они считали «правой», а всех инаковерующих силой оружия заставить ее принять.
Пожар Тридцатилетней войны вспыхнул в Богемии. Протестанты этого княжества пользовались полной религиозной свободой, которая со временем стала ущемляться католическими правителями. Недовольные этим реформаторы направили делегацию в Прагу с целью потребовать объяснений по поводу строгих мер, принимаемых по отношению к ним. Секретарь императора и два его католических советника не только не дали им объяснений, но высокомерно указали на еще большие прещения и запреты, которые вскоре на них будут наложены. Возмущенные действиями власти, делегаты выбросили через окно замка всех своих оппонентов. Выброшенные спаслись чудом! — благодаря падению в кучу навоза. Мятежники же сформировали свое правительство и стали созывать армию. Так началась война, которая отняла у Европы за тридцать лет более 15 миллионов человек.
Во главе императорской католической армии встал опытный военачальник, бывший когда-то протестантом, но из-за обещанных ему денег и славы перешедший к Риму. Очень быстро он завоевал почти всю Германию, дойдя до Балтийского моря. Его армию отличали жестокость и вседозволенность. Они шли, уничтожая все на своем пути. Страх сковывал сопротивление. Многие мирные жители кончали жизнь самоубийством, слыша о приближении императорского войска. Казалось, что протестантизму в Германии пришел конец. Предвкушая победу, католические полководцы уже мечтали о ликвидации протестантизма и в Швеции. Но Шведский король Густав Адольф, понимая опасность, грозящую его стране, решил вмешаться в религиозную войну в Германии. Он был любимцем своего народа и армии. Став королем в семнадцать лет, он привел страну к процветанию. Императорские военачальники, прослышав о планах шведского короля, с насмешкой говорили: «Его снежное величество скоро растает, как только спустится к югу». Однако они недооценили северного монарха. Вступив на германскую землю, он заявил: «Кто не за меня, тот против меня». Впавшие было в полное отчаяние протестанты, воспрянули духом. Из разных областей Германии на помощь шведскому королю стали прибывать оставшиеся силы немецких реформаторов.
Продвигаясь все дальше на юг, Густав наносил сокрушительные удары по когда-то непобедимой, как казалось, императорской армии. Освобождая один за другим немецкие города, он дошел до католической Баварии. И здесь шведский король проявил себя мудрым правителем. Он не стал уподобляться своим предшественникам и преследовать всех, кто исповедовал католицизм. Он дал мирным жителям полную свободу вероисповедания и богослужения. Этим шагом Густав приобрел симпатии всего католического населения княжества. Вся Германия рукоплескала шведскому королю. Его имя было на устах у каждого немца, как когда-то имя Мартина Лютера. Половина Европы слала ему поздравления и пожелания успеха. В Вене же, в центре германского католицизма, царила полная растерянность.
Однако шведский король не смог завершить начатого им дела освобождения Германии, он погиб при освобождении Лейпцига. Тридцатилетняя война со смертью героического шведского короля не закончилась. Она продолжалась с переменным успехом еще шестнадцать лет, превратив Германию в страну развалин и бесчисленных могил. Один из современников этих событий, описывая бедствия своей страны, воскликнул: «Кто в силах спокойно взирать на трупы детей и женщин, на одичавшую землю и одичавших сынов горячо любимой родины, которых война довела до полного морального растления, на сожженные селения и города, коих бесчисленные множества? Такова ли христианская вера? Этому ли учит Библия?» Материальным бедствиям Германии сопутствовал неизбежный культурный упадок страны. Среди огня и разрушения, погромов и зверских насилий выросло поколение, не знавшее грамоты и школы, прятавшееся в норах и лесах, жившее в постоянном страхе и горькой нужде. Специалисты утверждают, что даже немецкий язык в период долгого безвременья подвергся порче, огрубел и упростился, оказался засоренным чужеземными словами и вульгаризмами.
Тридцатилетняя война, первый
общеевропейский вооруженный конфликт,
завершила собой историческую эпоху. Она
решила важный вопрос, поднятый реформацией,—
вопрос о месте церкви в государственной
жизни Германии и связанных с нею стран,
о том, какую долю
материальных благ и власти согласно уделить
церковникам большинство господствующего
класса. Католическая церковь даже в тех
странах, где протестантизм был разгромлен,
не восстановила положения, существовавшего
до реформации, и была вынуждена удовлетвориться
подчиненной ролью в системе абсолютной
монархии.
Вторая важнейшая проблема
войны — создание централизованных
национальных государств на месте средневековой
Священной Римской империи — не была решена
до конца. Империя фактически распалась,
но далеко не все возникшие на ее развалинах
государства
носили национальный характер. Напротив,
условия раз-
вития немецкого, а также чешского и венгерского
народов значительно ухудшились. Укрепившаяся
независимость князей препятствовала
национальному объединению Германии.
Закрепился раскол протестантского Севера
и католического Юга. В дальнейшем это
должно
было привести к углублению культурных
различий.
Для австрийских Габсбургов
Вестфальский мир был переломным моментом
внешней политики. Перестав заниматься
германскими делами, они все внимание
сосредоточили на борьбе с турками. Экспансия
на юго-восток
стала основным содержанием австрийской
внешней политики на двести пятьдесят
лет.
Остальные участники Тридцатилетней
войны продолжали и после мира свою
внешнеполитическую линию. Швеция пыталась
добить Данию, поглотить Польшу и не допустить
расширения русских владений в Прибалтике.
Франция во второй половине XVII века, так
же как и во время Тридцатилетней войны,
систематически овладевает территориями
Священной Римской империи, не забывая
поддерживать в ней внутренние
раздоры и подрывать и без того слабое
влияние Габсбургской династии.
Особенно быстрое выдвижение
предстояло Бранденбургу. Уже в первые
десятилетия после
наименование Прусского королевства,
оно начнет борьбу за гегемонию в Германии.
По сути, принципы, заложенные в Вестфальском договоре, легли в основу современных международных отношений. После подписания Вестфальского мира ведущую роль стали играть не монархии, связанные династическими и прочими связями, а суверенные государства. Решающую роль играет теперь государственный интерес, а исторические и конфессиональные принципы отошли в прошлое. Появился принцип веротерпимости: протестанты и католики были уравнены в правах. Все противоречия, из-за которых началась Тридцатилетняя война, нашли свое разрешении. Появился также принцип исконной Германской свободы, упал авторитет Габсбургов. Была подтверждена германская раздробленность. С одной стороны это предоставило свободу германским правителям, они перестали зависеть от крупных монархов, однако с другой стороны, Вестфальский мир не разрешил проблему объединения Германских земель, германский вопрос (как и итальянский) перекочевал в венскую систему отношений.
Также в результате Тридцатилетней войны сложилось определенное равновесие, баланс сил между государствами того времени, при котором ни одно из них не имело решающего превосходства над другими. Если одна держава нарушала мир и спокойствие, тут же складывалась коалиция, целью которой было восстановление мира и противостояние агрессору. В основе всех коалиций традиционно находилась Великобритания. Они никогда не обладали мощной сухопутной армии, однако всегда оказывали финансовую поддержку.
Вестфальский мир внес
изменения в систему
Однако, результатом этой бессмысленной войны стало условие, при котором протестанты и католики Германии получили одинаковые гражданские права. Также были уравнены между собой в правах и различные протестантские церкви, основными из которых являлись лютеране и кальвинисты. Эти условия мира вернули Европу на сто лет назад — к середине XVI века. Именно тогда в Аугсбургском договоре были прописаны те же принципы. Таким образом, Тридцатилетняя «война вер», унесшая миллионы жизней, была разыграна впустую.
Список использованных источников и историография