Участие политссыльных в общественной и культурной жизни Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 14:04, реферат

Описание работы

Проблема интеллигенции, её места и роли в развитии общества является одной из центральных в современной жизни, что обусловило усиленный интерес и к российской интеллигенции. Эта история исследована недостаточно, история же провинциальной интеллигенции, её особенности и специфика изучены ещё менее.
В настоящей работе рассмотрены основные пути формирования сибирской интеллигенции, её численности и размещения, пополнение её рядов из числа политических ссыльных, их вклад в общественную и научную жизнь края.
В качестве объектов исследования выступают представители ссыльной интеллигенции.
По мнению авторов и составителей Большой советской энциклопедии, "интеллигенция представляет собой общественную прослойку , состоящую из людей, занимающихся умственным трудом , который является их профессиональным занятием".

Содержание работы

1.Введение
2.Состояние культурного развития Сибири XIX -начала XX веков
3.Участие политссыльных в общественной и культурной жизни Сибири
4. Участие политссыльных в общественной и культурной жизни Алтая
5. Заключение
6. Используемая литература

Файлы: 1 файл

Istoria_Sibiri_Referat.docx

— 55.60 Кб (Скачать файл)

Участие политссыльных в общественной и культурной жизни Сибири.

 

Несмотря на то, что правилами о надзоре политическим ссыльным запрещалось преподавать, известны некоторые факты, когда им всё же удавалось заниматься педагогической деятельностью. Так, до декабря 1904г. в женской гимназии г. Тюмени преподавала Людмила Трофимова, высланная в 1901г. за участие в политической демонстрации в Санкт-Петербурге.

Кроме того, ссыльные стали проводниками вольного (вне казённых школ) образования: обучали сибиряков грамоте и общеобразовательным предметам, были инициаторами и активными участниками общественной грамотности, народных домов, библиотек.

Широко практиковалось нелегальное частное преподавание. (А.Лютик в Туринске, А.Ауспендеров - в Тюмени, Г. Зданович, Д.Клеменц, А. Соловьёв - в Томске, Р. Зундштрем - в Ялуторовске, И. Гервасий - в Обдорске и многие другие).

Политссыльные возглавили в Сибири движение за демократизацию начальной школы, отстаивая основной тезис: в школе - будущность народа. Они активно включились в деятельность по созданию общественного попечения начального образования в Барнауле, Томске, Петропавловске, Акмополинске и других городах.

Их волновали вопросы подготовки учителей, улучшение их материального и трудового положения. Большое место в статьях ссыльных (С.Л. Чудковского, С.П. Швецова, Д.А. Клеменца, П.А. Голубева и других) занимали проблемы образования - организация школьного дела, программа, методика преподавания, вопросы воспитания, а также история народного образования.

Кроме педагогов среди ссыльных были врачи, агрономы, инженеры, техники и другие специалисты. Некоторые из них служили в частных конторах (например, торговой конторой у купца Громова в Иркутске управлением ссыльный М.А.Натасон). Среди чиновничества в Сибири в начале XX века мы находим имена ссыльных, бывших народовольцев (В.И.Дзюбинский, А.Р.Витте, В.А.Караулов, Н.В.Пигнатти). Труд их как профессионалов ценился очень высоко. Тот же Громов в ответ на предложение генерал-губернатора Горемыкина заявил, что не намерен расставаться с "государственными преступниками т.к. они великолепные работники, и если их уволить - дело пострадает".

 Большое число ссыльных  занималось медицинской практикой, так как в период "хождения  в народ" многие из них приобретали  специальность фельдшера. Г.И. Мендриной  только в западносибирских архивах  выявлены прошения более 50 ссыльных  о разрешении работать в больницах.

Уровень медицинского обслуживания в Сибири был крайне низок, особенно у коренного населения. И хотя правительственная практика ориентировалась на запрещение ссыльным заниматься медициной, полностью отказаться от их услуг местная администрация не могла.

Так, по подсчетам Н.Н Щербакова, в Сибири около 1/3 врачей были политссыльные в 1900г. (из 654 врачей, числившихся на государственной и частной службе, - не менее 200).

Очевидно, что в составе фельдшеров, аптечных работников этот процент был выше, т.к. занятия ссыльных - медиков чаще использовались в этом направлении. Ссыльные искали себе работы. Это обеспечивало им заработок, что было весьма существенным для большинства, т.к. далеко не у всех были богатые родственники, помогавшие материально "государственным преступникам". А прожить на пособие было невозможно. Кроме того, работа давала им возможность вернуться к дельности, к жизни.

Но ссыльные искали не просто заработок или любую работу, а "возможность трудиться в сфере, которая удовлетворяла бы их духовные интересы и потребности ". Значительный след оставили ссыльные в хозяйственном и культурном развитии местного населения, после отбывания каторги были отправлены на поселение в Якутскую область А.Д.Ермолов, Д.А.Юрасов, В.Н.Шаганов.

Они сделали многое для распространения земледелия, огородничества в тех якутских улусах, где не было хлебопашества или оно велось примитивными способами, обучали грамоте якутских детей, приучали к чтению и самообразованию грамотных, оказывали медицинскую помощь населению.

Особо нужно отметить тот огромный вклад, который внесли политические ссыльные в научное изучение Сибири - ее природы, экономики, истории, этнографии.

Очень многие, оказавшись в далеком крае, отходят от революционной деятельности и начинают заниматься исследовательской работой. Исаак Аронович (Адольфович) Гуревич - революционер-народник в Сибири изучал экономику пореформенной русской деревни, семьи проходивших через Ишим переселенцев, их жизнь и быт.

 В Ишиме же И.А.Гуревич  начал планомерное исследование  переселенческого движения крестьян, на основе чего опубликовал  позднее труд "Переселение крестьян  в Сибирь", написанный уже с  точки зрения марксизма .Трагична  была судьба революционера-учёного  И.А. Худякова, он в суровых условиях  севера продолжал заниматься  наукой: тщательно изучал быт, язык, устное народное творчество якутов. И.А. Худяков составил русско-якутский  словарь, написал статьи "Описание  города Верхоянска и Верхоянского округа", "Устройство в Сибири железных дорог", "Успехи человечества в прошедшем настоящем и будущем".

Часть материалов, собранных Худяковым, была опубликована в"Верхоянском сборнике", изданном в 1890 году Восточносибирским отделением географического общества. "Труд И.А. Худякова в тяжёлых условиях сибирской ссылки можно по истине назвать подвигом".В сентябре 1863 года в г. Тару прибыл Евгений Петрович Михаэлис - активный участник революционно-демократического движения 60-х годов, отправленный в ссылку за участие в студенческих волнениях.

Приехав в Сибирь молодым человеком, Михаэлис прожил здесь всю жизнь - 50 лет, из них 15 как ссыльный. Из Тары он просил губернатора разрешения служить, потому что, по его словам, хотел "быть дельным членом общества". В Таре он усердно занимался естественными науками и стал, известным исследователем Сибири.

В 60-у годы в сибирской ссылке находился известный участник революционного движения, экономист и социолог, публицист, философ, статистик и писатель В.В. Флеровский. В ссылке он служил приказчиком у богатого заводчика в Томске, по роду службы много разъезжал.

Эту возможность он использовал для изучения положения трудящихся и собрал богатейший материал для книги "Положение рабочего класса в России". Об этом фундаментальном труде Флеровского высоко отзывался К.Маркс.

Исследовательская работа ссыльных в области естественных наук значительно активизировалась после открытия в 1877 г. в Омске западносибирского отдела Русского географического общества. Были организованы научные экспедиции на Алтай, в Минушинский край, на Обский север, в Монголию, Северный Китай.

Во всех этих начинаниях ссыльные принимали активное участие. По заказу Русского географического общества исследования в Сургутском крае проводил С.П.Швецов, а в южных округах Тобольской губернии - М.Е.Петровавловский-Каронин. В работе "Очерк Сургутского края" С.П.Швецов изучил быт местного населения, их обычаи, занятия. В статье рассматриваются и социальные проблемы, а также имеются ценные наблюдения естественно-географического характера . Н.Е.Петропавловский-Каронин посвятил природе, землевладению и описанию жизни крестьян Курганского, Ишимского и Тюкалинского округов очерки "По Ишиму и Тоболу".

Изучением быта, нравов и хозяйства северных аборигенов (ханты, манси, ненцев) занимались ссыльные народники А.И.Бороздич, В.В.Бартенев, И.И.Неклепаев и другие. Они сделали также очень многое для изучения местного климата, принимая участие в метеорологических наблюдениях в Сургуте, Обдорске, Тюкалинске. Иногда для сбора материала ссыльные просили перевести их в нужный им город. А.С.Журавский таким образом занимался этнографическими изысканиями от Никольска до Якутска.

Большую работу по изучению Обского севера провел Тобольский краеведческий музей, основанный в 1870 г. Секретарем комитета музея и губернского статистического комитета являлся политссыльный Л.Е.Луговской. Круг его интересов был необычайно широк: он изучал религиозные представления северных народов, собирая фольклорные материалы, составил гербарий флоры окрестностей Тобольска.

Политссыльные принимали участие в создании и развитии большинства сибирских музеев (в конце XIX века в Сибири действовало 18 музеев - при обществах изучения края, при статистических комитетах, при городских самоуправления и учебных заведениях).

Ведущую роль занимали ссыльные в одном из разделов естественных наук - метеорологии. Первые наблюдения подобного рода вели еще ссыльные декабристы. В 70-е годы ссыльные-народники использовали уже не только простейшие приборы, но и создавали первые метеорологические станции. Такими метеостанциями, существовавшими благодаря ссыльным с 1872 года, были пункты в Березово, Обдорске, Кондлинске, Нарыме, Атбарасе, Кокчетаве, Петропавловске и других городах.

 В Сургуте долгое  время вел наблюдения Л.А.Иванов, в Тюкалинске - А.Я. Ауслендер, С.П.Швецов, М.Л.Шварцман, в Обдорске - И.А.Гервасий, М.А.Цукерман, В.В.Бартнев, А.Ф.Духович.

"Политическими ссыльными, - писал С.П.Швецов, - в течении  ряда лет производились научные  наблюдения, требовавшие с их  стороны большой точности и  аккуратности. Работе эта производилась, конечно, безвозмездно".

Политическим ссыльным принадлежит значительное место в разработке проблем, связанных с прикладными науками. В инженерных областях работали Л.Пташинский, М.П.Сажин, А.А.Никвист, П.В.Тесленко-Приходь-ко, С.П.Гудков, Ч.В.Емельянцев и многие другие.

Поставленные в условия повседневных контактов с нерусским сибирским населением, политические ссыльные обратились к изучению этнографии. И выступали против расовой теории, отстаивали права народов на самостоятельное культурное и хозяйственное развитие, требовали увеличить расходы на посвящение северных народов.

Огромное значение имели научные изыскания политссыльных в области социально-экономического и политического развития Алтайского горного округа, изучения Горного Алтая. В их работах содержится богатейший фактический материал, представляющий несомненный научный интерес до настоящего времени.

В центре внимания ссыльных народников был целый комплекс вопросов алтайской жизни: переселенческое движение, особенности крестьянской общины, характеристика производительных сил сельского хозяйства, развитие промышленности и положение рабочих и т. п. П.А. Голубев, особенно много занимавшийся изучением экономики, выступил инициатором издания сборника «Алтай», в котором были опубликованы работы ссыльных народников, отразившие краткую историю округа и различные стороны его современного положения.

Публикация сборника была значительным событием в общественной и культурной жизни Барнаула. Н.М. Зобнин впервые обратился к вопросу о положении приписных крестьян, рабочих и мастеровых Алтайского горного округа, совершенно правильно показав крепостнический характер их эксплуатации. Проблемам развития нерусских народов Алтая посвящен фундаментальный труд СП. Швецова «Горный Алтай и его население».

Конкретные условия, в которых оказались ссыльные: оторванность от центров революционной борьбы, полицейский надзор, отсталость и низкий уровень общественной жизни Сибири, превращенной царизмом в «штрафную окраину», обусловили преобладание в деятельности ссыльных легальной практической культурно-просветительской работы.

Этнографическими исследованиями занимались И.И.Неклепаев, В.В.Бартнев, А.Л.Блек, Л.К.Чермак, Ф.Я.Кон, Н.П.Коншин, С.С.Гросс, М.Ф. Костюрина и другие. Наиболее фундаментальным исследованием является труд С.П.Швецова "Горный Алтай и его население".

На сбор материала для данного исследования ученый затратил около 17 лет. Специалисты отмечают, что Швецов впервые дал массовую базу для изучения социально экономического развития алтайцев, которая до сих пор не потеряла своего значения.

Особый интерес представляют экономические работы политических ссыльных, они были, пожалуй, единственными исследователями экономики Сибири вплоть до конца XIX века.

Экономическими исследованиями кроме В.В. Флеровского занимались В.Т.Рапопин, С.Л.Чудковский, С.П.Швецов, Н.Ф.Анненский, И.А.Гуревич, С.Н.Кривенко, К.Р.Качоровский, Н.П.Коншин и другие. Политссыльные первыми обратили внимание на наличие в Сибири признаков капиталистического развития.

Еще в 1862 году Н.В.Шелгунов в статье "Сибирь на большой дороге", находясь под впечатлением Ф.Энгельса "Положение рабочего класса в Англии”, дал характеристику сибирских городов как типично капиталистических. Идеи Шелгунова на более широкой основе развил Флеровский.

Таким образом, политическая ссылка являлась одним из существенных источников пополнения рядов местной интеллигенции. По воспоминаниям современника событий

С.П. Швецова" политические ссыльные представляли собой в Сибири всю ее интеллигенцию, весь ее образованный "класс".

Не один десяток в прошлом видных революционеров в условиях ссылки навсегда оставили революцию и, посвятив свою жизнь научной и просветительской деятельности, внесли огромный вклад в культурное и общественное развитие края. Однако, оценка их вклада в культуру Сибири будет неполной, если не учесть влияние ссыльных на самих сибиряков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие политссыльных в общественной и культурной жизни Алтая

 

История политической ссылки на Алтае в XIX в. является неотъемлемой частью не только истории политической ссылки в Сибири, но и в целом истории революционного движения в России.

Информация о работе Участие политссыльных в общественной и культурной жизни Сибири