Участие политссыльных в общественной и культурной жизни Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 14:04, реферат

Описание работы

Проблема интеллигенции, её места и роли в развитии общества является одной из центральных в современной жизни, что обусловило усиленный интерес и к российской интеллигенции. Эта история исследована недостаточно, история же провинциальной интеллигенции, её особенности и специфика изучены ещё менее.
В настоящей работе рассмотрены основные пути формирования сибирской интеллигенции, её численности и размещения, пополнение её рядов из числа политических ссыльных, их вклад в общественную и научную жизнь края.
В качестве объектов исследования выступают представители ссыльной интеллигенции.
По мнению авторов и составителей Большой советской энциклопедии, "интеллигенция представляет собой общественную прослойку , состоящую из людей, занимающихся умственным трудом , который является их профессиональным занятием".

Содержание работы

1.Введение
2.Состояние культурного развития Сибири XIX -начала XX веков
3.Участие политссыльных в общественной и культурной жизни Сибири
4. Участие политссыльных в общественной и культурной жизни Алтая
5. Заключение
6. Используемая литература

Файлы: 1 файл

Istoria_Sibiri_Referat.docx

— 55.60 Кб (Скачать файл)

Сибирская ссылка по-прежнему остается интересной и достаточно много аспектной темой, не потерявшей своей актуальности в настоящее время, поскольку круг рассматриваемых вопросов и конкретных направлений исследований претерпевал существенные изменения.

Вопросы политической ссылки имеют важное значение для изучения истории заселения региона, его научного исследования, культуры. Материалы по Алтаю дают возможность существенно расширить, углубить представления об истории русского и польского освободительного движения, о механизмах практического осуществления карательной системы Российской империи. В связи с этим актуальность данного исследования очевидна.

К числу вопросов, требующих первоочередного решения, относятся: определение численности, социального, профессионального состава, конфессиональной принадлежности ссыльных, составление их кратких биографий, изучение разносторонней деятельности на Алтае, выявление характера их взаимоотношений с местным населением и между собой, определение влияния политической ссылки на общественную жизнь региона.

Территориально исследование охватывает бывший Алтайский горный округ, в который входили Барнаульский, Бийский, Змеиногорский, Кузнецкий уезды и южная часть Томского уезда Томской губернии. На этой территории в настоящее время расположены Алтайский край, Республика Алтай, части Новосибирской, Кемеровской, Омской, Томской областей, восточная часть Республики Казахстан.

В XIX в. политическая ссылка на Алтай была представлена последовательно декабристами, членами Общества военных друзей, польскими участниками восстания 1830 – 1831 гг. и членами конспиративных польских организаций конца 30-х –. 40-х гг., революционными демократами 60-х гг., участниками восстания 1863 г. в Царстве Польском, народниками, членами первых рабочих организаций, польской партии «Пролетариат», марксистских кружков.

База для изучения рассматриваемых вопросов достаточно широка и многообразна. Значительное количество документальных материалов сосредоточено в центральных и местных архивах (ГАРФ, РГВИА, РГИА, ГАОО, ГАТО, ЦХАФАК и др.), что подробно рассматривалось автором.

Однако все препоны, возводимые администрацией Кабинета, не могли полностью оградить округ от ссылки. В исключительных случаях ввиду различных обстоятельств, с учетом особого положения Алтая, сюда допускались политссыльные. Ярким подтверждением этого явилась ссылка на Алтай декабристов и членов Общества военных друзей.

Ссылкой декабристов преследовалась цель лишить их возможности влияния на русское общество, пресечь все проявления свободомыслия. В то же время ссылка порождала возможность влияния на местное население, просвещение народа, повышение его общей культуры. В этом отношении наиболее показательно пребывание в Бухтарминской крепости декабриста М.И. Муравьева-Апостола, занимавшегося медицинской, педагогической, научной деятельностью.

Отсутствие общения ссыльных между собой объясняется еще одной особенностью алтайской ссылки – разновременностью и кратковременностью их пребывания на Алтае.

Сам факт их ссылки на Алтай, условия жизни, отношение к ним местных властей и жителей, их деятельность здесь представляют, бесспорно, немалый интерес для истории.

Из числа участников восстания 1830 – 1831 гг. в Царстве Польском на Алтае находились Адам Валичек, Селиверст Флерчик, Антон Ясковяк.

В конце 30 – начале 40-х гг. XIX в. была продолжена ссылка в Западную Сибирь участников конспиративных освободительных польских организаций и групп, среди которых были и неблагополучные в политическом отношении римско-католические священники, находившиеся на Алтае.

Во второй половине XIX в. политическая ссылка на Алтай получила свое дальнейшее развитие. Этому способствовало дозволение от 15 марта 1862 г. найма в виде опыта на 3 года ссыльнопоселенцев для работ на удаленных золотых промыслах в Алтайский горный округ, которое затем было продлено положением Комитета министров от 4 февраля 1866 г.

Хотя эти положения не касались непосредственно политических преступников, но тем не менее создавали определенную возможность проникновения ссыльных на территорию округа.

О подробностях пребывания В.В. Флеровского в Кузнецке известно благодаря дошедшим до нас воспоминаниям самого ссыльного и его жены, в которых отмечалось сближение с польскими ссыльными в Кузнецке, давалась характеристика некоторых поляков.

В 60-х гг. XIX в. значительную массу политических ссыльных в Сибири составляли участники польского национально-освободительного движения. На Алтае в этот период находились 345 ссыльных поляков.

Малочисленность польской политической ссылки на Алтае при сравнении с общим числом сосланных в Сибирь поляков очевидна, что обусловливалось, на наш взгляд, закрытием долгое время Алтайского горного округа для ссылки.

Среди поляков, отбывающих ссылку на Алтае, необходимо особо отметить врача Ц.И. Тэраевича, медицинская деятельность которого явилась выражением активной жизненной позиции.

В революционных событиях Польши принимали участие русские военнослужащие царской армии, в т.ч. В.А. Монастырский, в 1862 г. переведенный на службу в 10 Сибирский линейный батальон Барнаула.

В целом, политссыльные 60-х гг. XIX в. не могли не оказывать определенного влияния на население Алтая, уже одним своим присутствием здесь привлекали к себе внимание.

Для политической ссылки 60-х гг. характерен относительно высокий уровень культуры и образования. По воспоминаниям участника революционного движения 60-х гг. Л.Ф. Пантелеева, польская ссылка « в огромном большинстве представляла высококультурный элемент». Значение польской политической ссылки определялось В.В. Флеровским одной фразой «они вносили с собой цивилизацию». Политическая ссылка 60-х гг. XIX в. на Алтае явилась характерным проявлением карательной политики правительства.

В 70-х гг. в стране резко увеличилось число репрессированных по обвинению в политической неблагонадежности и за пропаганду. Наиболее распространенной была ссылка внесудебная или административная без привлечения к суду. Следует отметить, что на Алтае также преобладала ссылка административным порядком (более 50% составляли административно ссыльные).

Поскольку на Алтай большинство ссыльных попадало в результате прошения переводом из других мест, размещение в городах обусловливалось рядом причин: лучшими условиями жизни, большими возможностями изыскать средства к существованию, заниматься активной общественной деятельностью: просветительской, научно-исследовательской, публицистической, медицинской.

В 70-х – 90-х гг. XIX в. ссылка на Алтай была представлена преимущественно народниками. Однако, наряду с ними, здесь находились и сосланные члены первых рабочих организаций (Г.В. Буряк, И.Г. Гаврилов и др.), марксистских кружков (П.П. Шатько, Д. Странден и др.), польской партии «Пролетариат» (С.С. Гросс, Л.Л. Ковальский и др.)[20].

Сословный состав политссыльных Алтая 70-х – 90-х гг. XIX в. был достаточно разнообразен. Значительную долю составляли дворяне (около 49%), мещане (около 22%), представители духовенства (около 13%), крестьяне (около 12%), купцы (около 4%)[21]. Не случайно, известный американский журналист и путешественник Дж. Кеннан, посетивший ссыльных Усть-Каменогорска, указывал на большое разнообразие «положений, которые они раньше занимали в обществе.

Обе крайние ступени социальной лестницы имели здесь своих представителей: тут был один деревенский сапожник и одна кавказская княгиня, а между этими двумя представителями всевозможных классов и интересов: врачи, юристы, помещики, писатели, аптекари, журналисты, студенты, офицеры и т.д. Большая часть из них были дворяне или принадлежали к привилегированным сословиям, некоторые обладали, действительно, из ряда вон выходящим образованием».

Профессиональный состав политссыльных был достаточно пестрым. Из числа лиц, у которых удалось определить род занятий, были студенты, врачи, учителя, инженеры, рабочие, офицеры, чиновники, представители духовенства.

Политическая ссылка 70-х – 90-х гг. XIX в. на Алтае была многонациональной по составу. Здесь отбывали срок наказания русские, украинцы, грузины, немцы, поляки, евреи и т.д. Это еще раз подтверждает мысль о том, что борьба с общим врагом – самодержавием сближала представителей различных национальностей.

Среди политссыльных Алтая были представители различных вероисповеданий: православные, католики, лютеране. Вместе с тем значительное число ссыльных являлось атеистами: их переписка и воспоминания, как правило, не отражают подлинного отношения к религии и церкви.

В условиях ссылки, строгого полицейского надзора политссыльные искали и находили новые пути к активной общественной деятельности. Это нашло выражение в развертывании культурно-просветительской, научно-исследовательской, публицистической, медицинской деятельности, что, естественно, было сопряжено с отходом от активной практической революционной деятельности.

В данных условиях встала острая необходимость пробуждения общественной активности населения, его просвещения, повышения общей культуры, на что и была направлена разносторонняя общественная деятельность политссыльных 70-х – 90-х гг. XIX в.

Следует отметить постепенное сближение ссыльных с либеральными чиновниками. На Алтае особенно наглядно это проявилось на примере службы ссыльных и местного чиновничества в управлении Алтайского горного округа, в их совместной деятельности в «Обществе попечения о начальном образовании», «Обществе любителей исследования Алтая».

В соответствии с «Положением о полицейском надзоре» 1882 г. поднадзорным воспрещалась всякая педагогическая деятельность, чтение публичных лекций. Их могли допускать к письменным занятиям в правительственных и общественных учреждениях по найму, к врачебной, акушерской практике только с разрешения министра внутренних дел.

Однако эти правила соблюдались не всегда. Малочисленность местной интеллигенции, ужасающее состояние просвещения, нехватка грамотных людей, высокий образовательный уровень ссыльных вызывали их широкое привлечение на Алтае в качестве педагогов, врачей, писцов и т.д.

Многие из ссыльных, находившихся под надзором полиции, испытывая материальные затруднения, занимались частной медицинской и педагогической практикой, ремеслами, служили в купеческих конторах (А.Я. Сулин, П.В. Ровенский).

Часть ссыльных работала по специальности, полученной на свободе. На Барнаульском сереброплавильном заводе трудились инженеры-технологи Ф.В. Олесинов и П.П. Шатько.

Многие ссыльные занимались ремеслами. Среди них столяр А.А. Александров, кузнец О.Ф. Костюрин, сапожник Л.Л. Ковальский и т.д. Таким образом, ссыльным было необходимо работать, т.к. не хватало средств к существованию, в то же время они видели в этом возможность сближения, установления контактов с местным населением.

В разносторонней деятельности политссыльных проявилась, несомненно, их активная жизненная позиция в ссылке.

Одним из направлений деятельности политссыльных на Алтае была культурно-просветительская работа, являющаяся, без сомнения, выражением мнения о решающей роли в переустройстве общества просвещения, распространения знаний среди населения.

Именно в период ссылки в мировоззрении народников возросла доля просветительства, имеющего демократическую направленность, поскольку оно было связано с защитой интересов народных масс, борьбой с бескультурьем, безграмотностью.

В просвещении народа, в повышении его общей культуры проявилась гражданская позиция ссыльных.

Политссыльные развернули активную культурно-просветительскую работу среди населения. Это нашло выражение прежде всего в их участии в деятельности «Общества попечения о начальном образовании», основанном 7 октября 1884 г. в Барнауле по инициативе ссыльного В.К. Штильке.

Общество ставило своей целью «ликвидацию неграмотности усилиями самих граждан при наименьшем вмешательстве административной власти». Таким образом, уже в самой постановке вопроса имела место демократическая направленность.

Активными членами общества являлись ссыльные П.П. Шатько, Ф.В. Олесинов, А.А. Силин и др. Они делали регулярные вещевые и денежные пожертвования в пользу Общества, отдавали свои книги и журналы в фонд создаваемых библиотек. По инициативе Общества 15 сентября 1885 г. была открыта Нагорная школа, в 1896 г. – Зайчанская школа, в которых работали некоторые из политссыльных (М.Н. Крепыш и др.). Ссыльный М.О. Курский заведовал городской библиотекой и Народным домом Общества.

Несмотря на стремление правительства к изоляции политссыльных посредством запретов и ограничений, они занимались учительской деятельностью. Обучая грамоте, политссыльные несли новые знания, расширяя кругозор, поднимали культурный уровень населения. Преподаванием занимался В.К. Штильке, частные уроки давали П.В. Ровенский, Е.Г. Воронин, А.Н. Федоров, И.Е. Овсянкин, М.О. Курский и др.

Большое значение имело научное изучение Алтая политссыльными. В центре внимания исследователей находились вопросы переселенческого движения, крестьянской земельной общины, экономики округа, жизни и быта алтайцев и т.д. Чрезвычайно важно, что ссыльные одними из первых поставили эти вопросы и попытались их разрешить.

Значительным событием в общественной и культурной жизни Алтая явилось появление в 1890 г. историко-статистического сборника «Алтай», в который вошли работы ссыльных народников П.А. Голубева, И.Е. Овсянкина, Н.М. Зобнина, охватывающие все стороны жизни округа XIX в. Инициатором его издания был П.А. Голубев.

Научное изучение округа приобрело более систематический характер с созданием 27 октября 1891 г. при непосредственном участии ссыльных «Общества любителей исследования Алтая». Общество существовало исключительно на частные средства (членские взносы, пожертвования). Его целью являлось содействие возможно широкому изучению Алтая, собиранию материала, его обработке и распространению.

Информация о работе Участие политссыльных в общественной и культурной жизни Сибири