Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 16:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть и выявить причины развития уголовно-правовой политики Ивана Грозного в середине XVI века.
Исходя, из поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи:
1. Проследить процесс развития уголовного права в эпоху Ивана Грозного;
2. Выявить причины политики;
3. Показать систему преступлений и наказаний;
4.Рассмотреть оценку и основные вопросы уголовной политики Ивана IV;
Введение…………………………………………………………...............……3 1. Уголовная политика Ивана IV……………………………………......……5 2. Источники права в Московском государстве……………………......…...13
3. Судебники XV-XVI веков как памятники права………………................14
3.1. Основная характеристика…………………………………………...…...14
3.2. Система преступлений и наказаний…………………………….............16 4. Опричнина……………………………………………………......................22
5. Историческая оценка и вопросы уголовной политики Ивана..................27 Заключение………………………………………………………....................30
Список использованной литературы………………………………………..32
4. Большое место в судебниках
занимает охрана прав
5. Преступления против личности. В этой группе преступлений выделяются квалифицированные виды убийства («государский убийца», разбойный убийца),оскорбление действием и словом. В группе имущественных преступлений много внимания было уделено татьбе, в которой также выделялись квалифицированные виды: церковная, «головная» (похищение людей) татьба, неограниченные юридически друг от друга грабеж и разбой (открытое хищение имущества). Так же входит ябедничество (злостная клевета) и преступления против чести. Они также разделяются на простые, предусматривающие имущественно-штрафные взыскания, и квалифицированные («ведомым лихим разбойником»), требовавшие применения смертной казни.
6. К преступлениям против чести судебники, в отличие от Русской Правды, относят не только оскорбления действием, но и оскорбления словом («лай» и «непригожее слово»). Споры об оскорблениях заканчивались полем и возмещением ущерба истцу. Судебники не знают религиозных преступлений, которые, естественно, имели место и сурово наказывались. В России, как и в Европе, еретиков сжигали, но количество таких преступлений было невелико. Русскому праву не был свойственен террор ради террора, на Руси не было инквизиции. Еретиков сжигали лишь тогда, когда в их действиях видели социальную опасность. Даже в середине XVI в., когда церковь начала свой поход против светских развлечений, считая их «бесовским наваждением» (запрещалось играть в кости, шахматы, устраивать увеселения, пляски и т.п.), усиления репрессий против нарушителей не последовало. Церковь прибегала, главным образом, к покаянию и, в особенных случаях, к отлучению. Более мягким, чем в Западной Европе, было на Руси и уголовное наказание. Смертная казнь, к примеру, применялась по Судебнику 1497 г. в 9 случаях (в германской Каролине 1532 г. – в 44). Русские летописи почти не содержат данных о казнях во время правления Ивана III. До середины XVI в., как о том свидетельствует С. Герберштейн, казни вообще применялись крайне редко, в том числе за кражи и за убийство. Не были распространены и изуверские способы казней, свойственные Европе. На Руси не отрубали части тела, не сажали на кол, не выкалывали глаза, не вытягивали кишок. Наиболее приемлемым считалось отсечение головы, повешение (для разбойников), как и в Европе, фальшивомонетчикам заливали горло металлом. В иных случаях прибегали к утоплению. Так, в 1488 г. Иван III велел «казнити, потопити в Москве реке нощью…лихих баб, приходивших с зельем к великой княгине Софье».13 Хотя русскому праву было чуждо изуверство ради устрашения, все же в наказаниях прослеживается стремление законодателя не просто покарать преступника, по и устрашить окружающих по принципу: «чтобы на то смотря, другим неповадно было так делать». Наказания за «коромолу» совершаются, как правило, открыто, при большом стечении народа. Судебник 1497 г. знает кнут (торговую казнь), который применяется и к феодалам, замешанным в антигосударственных заговорах. При Иване IV «раздача боли», т.е. применение палок, плетей и кнута при «наведении должного порядка», становится одним из методов государственной политики. Судебник 1550 г. вводит болевые наказания за должностные преступления: фальсификации протоколов суда, подделку документов, корыстные злоупотребления. Кнут превращается в средство пытки. С середины XVI в. стали применяться правежи – битье толстыми прутьями по икрам ног для выбивания долга. После месячного правежа несостоятельного должника выдавали кредитору «головой для искупа». Судебник 1497 г. не знает тюремного заключения, хотя случаи заточения преступников в монастырские подвалы или башни имели место. Однако государство не имело средств для широкого применения заключения, которое долгое время оставалось уделом высокопоставленных лиц: князей, бояр, воевод. Но задачи борьбы с массовой преступностью, размножившейся в XVI в., породили тюрьмы, которые в ходе губной реформы передаются для обслуживания населению. Судебник Ивана IV упоминает тюрьму уже в 21 случае (для служилых, «лихих» людей, лжесвидетелей), но не назначает сроков тюремного заключения. В качестве дополнительного вида наказаний за большинство преступлений выступают штрафы. Как самостоятельный вид штраф назначается за бесчестье. По Судебнику 1550 г. (ст. 26) для «гостя» он равен 50 рублям, для торгового и посадского человека – 5, крестьянина – 1 рублю. За бесчестье женщины устанавливалась двойная сумма штрафа.14 Усиление центральной власти обусловило развитие форм внесудебной, внеправовой расправы. Практика выработала такую своеобразную форму судебного процесса, как «облихование» (ст.52 Судебника 1550 г.): если подозреваемого обвиняли в том, что он «ведомо лихой человек», этого было достаточно для применения к нему пытки.15Обвинение предъявляли 15―20 человек «лучших людей», детей боярских, дворян, представителей верхушки посада или крестьянской общины. Очевиден был внеправовой и социально ориентированный характер этой процедуры. «Облихование» порождало особого субъекта — «лихого человека», его появление в деле придавало особую значимость данному составу преступления. К «лихим», т.е. особо опасным делам относились разбой, грабеж, поджог, убийство («душегубство»), особые виды татьбы. Появляется понятие «крамола», т.е. антигосударственного деяния. В него, кроме перечисленных видов особо тяжких преступлений, включались также заговоры и мятежи. Система наказаний по судебникам усложняется, формируются новые цели наказания: основными становятся устрашение и изоляция преступника. Целью властей становится демонстрация их всесилия над обвиняемым, над его душой и телом. Процедура казни превращается в своего рода спектакль, появляются новые виды казней и наказаний. Для наказаний стали характерными жестокость и неопределенность их формулировки (что также служило целям устрашения). Высшей мерой наказания была смертная казнь, которая могла быть отменена помилованием со стороны государя. Телесные наказания применялись как основной или дополнительный вид. Наиболее распространенным видом была торговая казнь, т.е. битье кнутом на торговой площади. Членовредительные наказания (урезание ушей, языка, клеймение) лишь начинали вводиться в период судебников. Кроме задач устрашения, эти виды наказаний выполняли важную символическую функцию (выделение преступника из общей массы, «обозначение» его). В качестве дополнительных наказаний часто применялись штрафы и денежные взыскания. Как самостоятельный вид имущественная санкция применялась в случаях оскорбления и бесчестья (ст.26 Судебника 1550 г., как дополнительный — в целом ряде случаев (должностные преступления,нарушение прав собственника, земельные споры и т.д.)16. Размер штрафа варьировался в зависимости от тяжести поступка и статуса потерпевшего.
4. Опричнина и ее значение
Постепенно мужая и укрепляясь
в убеждении, что он является
единственным и непререкаемым
властелином, наместником
Одновременно
с высказываниями против
Послание к Курбскому
Важнейшим катализатором,
Исторические источники
В январе 1565г. из подмосковной
царской резиденции села
Это
был хорошо рассчитанный
право неограниченной самодержавной власти и учреждения опричнины. Страна была разделена на 2 части: опричнину и земщину. В опричнину Грозный включил наиболее важные земли. В неё вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав вначале был определён в 1 тыс. человек. Содержать это войско должно было население земщины. Опричники носили чёрную одежду, к их сёдлам были привязаны собачьи головы и мётлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести всю измену из страны.
Грозный всячески старался создать впечатление, что изменников и врагов у него немного, что «безсогласных бояр» у него нет, и что его политика поддерживается всеми «добрыми людьми» и вообще всенародно. Видимо, с этой целью указ о введении опричнины был представлен на утверждение земского собора, собранного в феврале 1565 г. На этом соборе впервые присутствовали представители посада. Цель их приглашения на посад - оказать давление на светскую и церковную аристократию, оказывая поддержку царю.
Созданию
впечатления о всенародной
Ясным
свидетельством ликвидации с
помощью опричнины всякого
Выступления
против самодержавия князей, церкви
и светских аристократов
Все
эти политические акции
Историк Р.Г. Скрынников
О
царском указе, отменившем
Но, пожалуй, самую большую роль
в том, что формулировка о
будущем опричнины приобрела
в завещании осторожный
7 июня
1572г. умер польский король
Известно,
что в случаях, когда в
Никаких данных, подтверждающих
отмену опричнины в 1572г. не
существует. Опричный двор с самого
начала и до конца дней
5. Историческая оценка и вопросы уголовной политики Ивана IV
Русское уголовное право
XV—XVII вв. довольно подробно анализировалось
в дореволюционной историко-юридической
литературе. Отдельные интересные наблюдения
имеются у В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова,
Н. Костомарова и др. Однако в советской
научной литературе сложилось излишне
доверчивое отношение к дореволюционным
изданиям. Без должного критического
анализа используются данные хотя и известных,
но далеко не «безгрешных» отечественных
правоведов, установить принадлежность
которых к той весьма трудно, имею и преувеличенные
оценки репрессивности русского средневековья.
В одном современное восприятие репрессий
XV—XVII вв. строго логично—они рассматриваются
по нарастающей, по мере роста классовых
противоречий, достигших апогея в крестьянских
войнах XVII в. Но (и это очень важно) до сих
пор не создана целостная историческая
картина уголовных наказаний, не определено
положение субъекта преступления и т.
д.
Информация о работе Уголовная политика Ивана Грозного в середине 16 века