Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 00:38, реферат
В 1893—1899гг. колониальные власти провели финансовую реформу, которая закрепила положение Индии как аграрно-сырьевого придатка метрополии и облегчила проникновение в страну английского капитала. Были закрыты монетные дворы, чеканившие серебряные рупии, вместо прежнего серебряного стандарта вводился золотой стандарт рупии. Ее курс был повышен и ставился в зависимость от английского фунта стерлингов. Эти меры способствовали развитию товарооборота между Индией и Англией, усиливая при этом расхождение между ценами на импортные и экспортные товары в Индии. При этом торговые отношения Индии с другими странами Азии, с их обесценивавшейся серебряной валютой, оказались затрудненными. Эти меры содействовали обогащению английских экспортеров через торговлю и неэквивалентный обмен. Непосредственным результатом реформы было разорение ряда индийских торговых фирм, повышение цен и, главное, значительное обесценивание серебряных украшений — основной формы сбережений широких народных масс Индии, что тяжело сказалось на положении трудящихся.
Усиление колониальной эксплуатации
На рубеже нового века возросло значение форм и методов колониального грабежа, присущих эпохе империализма.
В 1893—1899гг.
колониальные власти провели финансовую
реформу, которая закрепила положение
Индии как аграрно-сырьевого
Финансовая
реформа, усилившая позицию английских
экспортеров на индийском рынке,
способствовала превращению страны
в аграрно-сырьевой придаток метрополии.
Неэквивалентный обмен в
Наряду
с этим все большее значение получала
эксплуатация Индии как сферы
приложения английского капитала. Английские
инвестиции по-прежнему направлялись
в строительство и эксплуатацию
железнодорожных линий и
Английский финансовый капитал проникал прежде всего в те отрасли индийского народного хозяйства, которые были непосредственно связаны с эксплуатацией Индии и развитие которых не создавало угрозу конкуренции для английских товаров на индийском рынке.
Английским монополиям принадлежали: подавляющее большинство чайных плантаций в Бенгалии, Ассаме и на юге страны, кофейных плантаций в княжестве Майсур и каучуковых — в княжестве Траванкур; все джутовые фабрики в Калькутте; основная часть механических мастерских; значительная часть текстильных фабрик в Бомбее и других провинциях; почти все железнодорожные мастерские и шахты страны. Англичане владели наиболее крупными предприятиями страны. В 1915 г. все рабочие в джутовой промышленности и портовом хозяйстве, почти все рабочие железнодорожных и трамвайных мастерских, половина рабочих в сахарной и шерстяной промышленности, около 80% рабочих в бумажной и около 60% — в строительной и металлургической промышленности были заняты на предприятиях, принадлежавших английскому капиталу.
Английские
капиталовложения в Индии в 1896 —
1910 гг. возросли с 4 — 5 млрд. до 6 — 7 млрд.
рупий. Засилье английского
Однако
позиции английских монополий в
экономике страны определялись не только
прямыми английскими
По-прежнему главным рычагом, позволявшим Англии сохранять свое экономическое и политическое господство в Индии, оставался колониальный государственный аппарат. На займы и ценные бумаги колониального государства приходилось свыше половины всех английских капиталовложений в Индии. Как и прежде, народы Индии должны были оплачивать колониальные военные авантюры британских империалистов в Азии и Африке: подавление «боксерского восстания» в Китае, военную экспедицию в Тибет, войну с бурами и т. д. В 1900—1913 гг. стерлинговый «долг» Индии возрос со 133 млн. до 177 млн. ф. ст.
Возросло значение управляющих агентств — организаций английских колониальных монополий в Индии. Как старые управляющие агентства, так и новые, являющиеся дочерними предприятиями крупнейших английских монополии, были тесно связаны с английским финансовым капиталом, с крупнейшими английскими колониальными банками. Они действовали в тесном контакте с верхушкой колониальной администрации в Индии, с английской финансовой олигархией и бюрократией. Известный индийский экономист П. Локанатхан остроумно писал об управляющих агентствах, что они «образовали... нечто вроде бутылочного горлышка, через которое британский капитал притекал в Индию и распределялся между различными предприятиями, основанными этими агентствами». Управляющие агентства, получавшие отчисления от прибылей связанных с ними предприятий, держали под контролем основную массу капитала, как английского, так и индийского, функционировавшего в Индии.
С усилением
колониальной эксплуатации Индии возросла
роль английских колониальных банков
— другого важнейшего экономическою
рычага лондонского Сити. Так называемые
разменные банки — «Меркантайл бэнк»,
«Чартерд бэнк оф Индиа» и другие контролировали
внешнюю торговлю страны и финансировали
крупнейшие английские фирмы, занятые
в оптовой экспортно-импортной торговле.
Через индийский торгово-рос-товщический
посреднический капитал они были связаны
с деревней — производителем сырья и покупателем
английских промышленных изделий массового
потребления. В то же время в стране фактически
отсутствовал организованный промышленный
кредит, и индийские предприниматели должны
были обращаться либо к управляющим агентствам,
либо к крупным рос-товщикам-шроффам, которые
контролировали внутреннюю торговлю,
а также держали в финансовой зависимости
кустарей и мелких предпринимателей-
Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений в стране, складывание внутреннего рынка в условиях господства империализма и феодализма привели к громадному развитию торгового и ростовщического капитала, выступавшего в первую очередь как агентура иностранных монополий. В начале первого десятилетия XX в. доход ростовщиков составлял около 200 млн. рупий в год.
В важнейших
торговых центрах страны сложилась
прослойка крупной торговой компрадорской
буржуазии, обслуживавшей экспортно-
Еще в мае 1917 г. вице-король Индии Челмсфорд поставил перед английским правительством вопрос о необходимости внести определенные коррективы в английскую политику в Индии. Это объяснялось изменившейся в стране ситуацией под влиянием русской революции. 20 августа того же года министр по делам Индия Монтегю огласил в палате общин правительственное заявление о политике в Индии, цель которой якобы заключалась в подготовке условий для создания в стране «ответственного правительства». В соответствия с этой декларацией Монтегю и Челмсфорд подготовили для английского правительства и парламента доклад об английской политике в Индии, который был опубликован в июле 1918 г. Основные положения, содержавшиеся в докладе, вошли в принятый в 1919 г. английским парламентом Закон об управлении Индией, известный под названием реформ Монтегю — Челмсфорда.
В законе
предусматривалось некоторое
Индийцам
предоставлялись места в
Эти положения административной реформы явились известной уступкой имущим классам Индия я быля нацелены на отрыв националистически настроенной буржуазии, помещиков и крупной буржуазно-помещичьей интеллигенции от освободительного движения.
На внесение раскола в ряды индийских националистов было направлено и важное положение реформы о порядке выборов в законодательное собрание по куриальной системе, которая предусматривала не только раздельное голосование индусов и мусульман, но и предоставление последним определенных привилегий. В тех провинциях, где мусульмане составляли меньшинство среди избирателей, им гарантировалось 30% всех мест в законодательном собрании; там же, где они составляли большинство, им предоставлялось более половины всех мест.
В новом
Законе об управлении Индией получила
дальнейшее развитие английская политика
противопоставления индусов и мусульман.
Несмотря на известное расширение участия
представителей верхушки индийского общества
в руководстве административным
аппаратом страны, англичане практически
сохранили всю полноту власти.
Они по-прежнему полностью контролировали
финансы, армию, полицию и т. д. Кроме
того, вице-король и губернаторы
провинций сохраняли право
В 1918 г.
был опубликован доклад комиссии
под председательством
Первый
революционный натиск 1918—1922 гг. сменился
периодом временного отступления сил
национального освобождения и контрнаступления
империализма, продолжавшегося до 1927
г. Изменения во внутриполитической
обстановке в Индии были частью общих
процессов, происходивших в
Английская буржуазия стремилась компенсировать потери в Экономической и политической областях, понесенные ею в Индии. Опираясь на прямую поддержку колониального аппарата и используя рычаги экономического (господства, английские промышленники усилили экспорт в Индию, включая сюда и хлопчатобумажные ткали. Иностранная конкуренция на индийском рынке облегчалась проведением соответствующей тарифной политики: в 1925 г. был отменен протекционистский тариф на продукцию хлопчатобумажной промышленности, а в 1927 г. — железоделательной. Одновременно повысились акцизные сборы и тарифы на железнодорожные перевозки. Все эти меры подрывали конкурентоспособность индийских промышленных изделий.
Валютно-финансовая реформа, вводившая новый курс рупии, закрепляла подчиненное по отношению к Англии положение индийской колониальной экономики.
В политической области английский империализм постепенно свел на нет все те незначительные уступки, которые были предоставлены индийской буржуазии по реформе Монтегю — Челмсфорда. После подавления кампании гражданского несотрудничества колониальная администрация, особенно в Бенга-лии, сохраняла режим прямого подавления любого проявления оппозиции.
Программная речь Ллойд Джорджа о политике в Индии в августе 1922 г. свидетельствовала, что английское правительство вовсе не собирается ввести в Индии самоуправление. В провинциях была восстановлена полнота власти английских колониальных чиновников, которые демонстративно игнорировали решения центрального ж провинциальных законодательных собраний. Например, вице-король вопреки мнению большинства в центральной легислатуре издал в 1922 г. закон, предусматривавший меры подавления национального движения в княжествах. В Бенгалии и Центральных провинциях действие диархии даже формально было отменено в 1924—1925 гг.
Одновременно английский колониализм снова сделал ставку на разжигание индусско-мусульманской розни, широко используя выборы по куриальной системе. Оживилась деятельность религиозно-общинных партий — Мусульманской лиги и Хинду маха сабха, созданных в начале 900-х годов. Важной вехой в распространении идеологии индусского шовинизма был съезд Хинду маха сабха в 1925 г., на котором раздавались призывы о насильственном обращении в индуизм индийских мусульман. Ответной реакцией мусульманских религиознообщинных организаций и духовенства была фанатическая антииндусская пропаганда. В этой обстановке англичанам с помощью религиознообщинных организаций удалось в 1923— 1927 гг. спровоцировать серию индусско-мусульманских столк-новеиий и погромов. Сотрудничество между двумя религиозными общинами, установившееся в годы халифатского движения, оказалось основательно подорванным.
Поддержку колониальному режиму оказывали и местные реакционные партии феодальных помещиков, созданные В эти годы в различных провинциях страны, — в частности, Юнионистская партия в Пенджабе и «Джастис парти» (Партия справедливости) в Мадрасе.
Англичане стремились противопоставить националистической оппозиции фронт реакционных партий и организаций.
Укреплению внутриполитических позиций английского империализма в Индии способствовала тенденция к соглашательству в буржуазно-помещичьих кругах, поддерживавших Национальный конгресс. Развитию этой тенденции в свою очередь способствовала складывавшаяся в середине 20-х годов относительно благоприятная конъюнктура для дальнейшего развития крупного индийского предпринимательства.