Усиление колониальной эксплуатации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 00:38, реферат

Описание работы

В 1893—1899гг. колониальные власти провели финансовую реформу, которая закрепила положение Индии как аграрно-сырьевого придатка метрополии и облегчила проникновение в страну английского капитала. Были закрыты монетные дворы, чеканившие серебряные рупии, вместо прежнего серебряного стандарта вводился золотой стандарт рупии. Ее курс был повышен и ставился в зависимость от английского фунта стерлингов. Эти меры способствовали развитию товарооборота между Индией и Англией, усиливая при этом расхождение между ценами на импортные и экспортные товары в Индии. При этом торговые отношения Индии с другими странами Азии, с их обесценивавшейся серебряной валютой, оказались затрудненными. Эти меры содействовали обогащению английских экспортеров через торговлю и неэквивалентный обмен. Непосредственным результатом реформы было разорение ряда индийских торговых фирм, повышение цен и, главное, значительное обесценивание серебряных украшений — основной формы сбережений широких народных масс Индии, что тяжело сказалось на положении трудящихся.

Файлы: 1 файл

восток.docx

— 38.70 Кб (Скачать файл)

Карательные законы Роулетта. Расстрел демонстрации в Амритсаре

Английские колонизаторы пытались с помощью репрессий  приостановить национально-освободительную  борьбу. В марте 1919 г. были введены  в действие законы Роулетта, предоставившие полиции чрезвычайные полномочия для пресечения народных выступлений. Эти законы отменили суд присяжных заседателей при разборе судебных дел по обвинению в мятеже. Для вынесения приговоров по этим обвинениям были назначены особые чиновники. Тысячи людей были заточены в тюрьмы. Были запрещены митинги и демонстрации.

10 апреля 1919 г. в  пенджабском городе Амритсаре полицейские и военные отряды по приказу губернатора О’Дайера расстреляли мирных демонстрантов, собравшихся для протеста против высылки местных лидеров Индийского национального конгресса. Было убито 379 и ранено 1200 человек. Ответом на этот расстрел безоружных людей были антиимпериалистические восстания, вспыхнувшие в городах Лахоре, Казуре, Вазирабаде. Они были подавлены военной силой.

В 1919 г. огромное значение приобрели новые формы массовой борьбы: кампании несотрудничества с английскими властями, всеобщие забастовки рабочих, политические протесты населения — факельные шествия с красными флагами, отказ крестьян платить налоги правительству, ренту помещикам, проценты ростовщикам.

Индийский национальный конгресс поставил перед собой задачу возглавить массовое народное движение. В руководстве ИНК встал Ганди, стремившийся превратить конгресс во влиятельную массовую организацию  страны.

Формирование  антиколониального фронта

 

Колониальные власти в годы войны  обещали предоставить Индии самоуправление.

Однако надежды народов Индии на изменение статуса не оправдались. Англия

держала мертвой хваткой свою главную колонию, и это было не удивительно,

если учесть общее ослабление сил  в послевоенный период – Англии как никогда

нужны были ресурсы, которые она  «выкачивала» из колоний. Так или  иначе, это

вызвало новый этап антиколониальной борьбы.

Развитие капиталистического уклада упрочило позиции национальной буржуазии.

Росла промышленность и ряды рабочего класса. Однако для Индии численность

последнего была невелика. Но вместе с тем половина рабочих была занята на

крупных предприятиях с числом рабочих свыше 1 тыс. человек. Такая

концентрация на крупных предприятиях и в нескольких центрах (Бомбей, Мадрас и

др.) превращала немногочисленный пролетариат в важную организованную силу.

Однако не рабочий класс, а многомиллионное  крестьянство определяло характер

индийского общества. Индийская  деревня составляла основу социально-

экономической структуры. Это не просто община, а особая социальная

организация. Всю жизнь деревни  пронизывают кастовый строй, племенной  и

сословный принцип деления общины и брахманство как сплачивающий религиозный

фактор. Таким образом, индийская  деревня — это самодовлеющая организация.

Индийское крестьянство составляло главную  массовую силу национально-

освободительного движения в Индии  в межвоенный период. Вовлечь такую деревню

в широкий поток антиколониальной борьбы можно было лишь с учетом социально-

психологических особенностей индийского крестьянства и городского рабочего —

вчерашнего крестьянина. Выдающаяся роль в организации массовых

ненасильственных кампаний сопротивления  в 20—40-е гг. принадлежала Махатме

Ганди (1869—1948). В межвоенный период Ганди стал идейным вождем Индийского

национального конгресса. Благодаря Ганди, а также тому, что национальная

буржуазия выдвинула идею полной национальной независимости, в Индии

сформировался  общенациональный  антиколониальный фронт.

    

Махатма Ганди  и гандизм

 

Учение Ганди уходит корнями  в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной

индийской культуры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этические

и философские концепции. Ганди  также был знаком с принципом  ненасилия Л. Н,

Толстого. Глубоко национален и  социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия

утверждения «общества всеобщего  благоденствия» (сарводайя), царства

Божия на земле, общества справедливости, которое красочно описывается в

священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения Ганди содержала

протест против капиталистического уклада, отрицание им прогрессивности и

необходимости для Индии того капиталистического пути, по которому пошла

европейская цивилизация.

Гандизм находил отклик в широких  слоях крестьянства и городских  низов потому,

что в нем социальный идеал соединялся с верой в то, что борьба за

независимость против британского  господства — это кровное дело, поскольку это

борьба за справедливость. Ганди черпал из культурно-исторических и

религиозных традиций призывы, образы, близкие крестьянину, ремесленнику.

Поэтому требования независимости  страны и преобразования общества,

облаченные в традиционные образы, становились понятными многим десяткам

миллионов простых людей. В этом секрет громадной популярности личности Ганди

и его идей. Печатью глубочайших  традиций Индии, пониманием психологии

крестьянства был отмечен тактический метод гандизма в национально-

освободительной борьбе, метод ненасильственного  сопротивления (бойкот, мирные

марши, отказ от сотрудничества и  т.д.). В этом методе весьма своеобразно

сочетались терпение и протест, консерватизм и стихийная революционность. Это

было характерно для веками воспитанного в фаталистическом, религиозном

мировоззрении индийского крестьянина. У Ганди активный протест сочетался с

терпимостью к противнику. Именно в таком сочетании ненасилие у Ганди

выступает как единственно возможная  форма сопротивления колониальному  гнету.

Ганди отрицал классовую борьбу как дестабилизирующий, разъединяющий нацию

фактор перед лицом общей  задачи — освобождения от иностранного гнета. Таким

образом, гандизм был глубоко  национальной н по своему характеру крестьянской

идеологией. Гандизм также отвечал  интересам национальной буржуазии, которая

взяла эту идеологию на вооружение. Национальная буржуазия вместе с  народом

стремилась к устранению британского  колониального господства и к  установлению

своей собственной власти мирным путем  при опоре на массовое движение. Гандизм

связал воедино крестьянство, ремесленников, национальную буржуазию и

заставил колонизаторов покинуть Индию без кровопролитной вооруженной

борьбы.

Критики Ганди утверждали, что он был склонен к компромиссам, но он как никто

другой знал, когда именно массовое ненасильственное движение нужно

приостановить, чтобы оно не превратилось в свою противоположность, то есть в

кровавую бойню. Экстремисты также  упрекали его в том, что он не доводил  до

конца всех революционных возможностей массового ненасильственного

сопротивления. А что было бы, если бы Ганди довел их до конца?

Один раз в истории Индии  этот процесс вышел из-под контроля, будучи

спровоцирован британской политикой  «разделяй и властвуй» в 1947 г., когда

Индия была разделена на два государства по религиозному признаку. Тогда

конфликты между мусульманами и индусами переросли в религиозную войну,

унесшую миллионы жизней и мусульман и индусов. Ганди и сам стал жертвой

междоусобицы. Он был убит религиозным  фанатиком вскоре после утверждения

независимости Индии в январе 1948 г.

Первая кампания ненасильственного  несотрудничества была организована Ганди в

1919—1922 гг. Послевоенный подъем  национально-освободительного движения в

Индии начался крупными забастовками в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде.

Стачки были стихийными, но это  был общий симптом перемен  в настроении

индийского народа. Колониальные власти стали на путь маневров. Министр  по

делам Индии Монтегю предложил реформу избирательной системы в Индии, чтобы

ослабить напряженность. Предлагалось провести увеличение числа избирателей

при выборах в центральное и провинциальные законодательные собрания, а также

предоставить индийцам дополнительные места в советах при вице-короле и

губернаторах провинций. Одновременно был принят репрессивный закон,

определяющий наказания за антиправительственные  акции (закон Роулетта). Так

англичане политикой «кнута и пряника» пытались сдержать поднимающуюся волну

освободительного движения.

Кампания неповиновения началась как протест против закона Роулетта. 6 апреля

1919 г. Ганди призвал к харталу (закрытие лавок и прекращение всякой деловой

активности). Колониальные власти ответили насилием. 13 апреля в Амритсаре,

провинция Пенджаб, английские колонизаторы расстреляли мирный митинг. Было

убито свыше 1 тыс. человек и ранено около 2 тыс. Эта кровавая бойня вызвала

всеобщее возмущение в Пенджабе и охватила всю страну. Ганди срочно выехал в

Пенджаб, чтобы не допустить перерастания возмущения в стихийный бунт. Это  ему

удалось.

Осенью 1919 г. именно здесь, в Амритсаре, состоялся съезд Индийского

национального конгресса, который  принял решение бойкотировать выборы по

закону Монтегю. Бойкот полностью сорвал выборы.

Опыт выступлений 1919 г. подвел Ганди  к выводу о необходимости поэтапного

развертывания борьбы за независимость. На основе этого опыта Ганди разработал

тактику ненасильственного несотрудничества, которая предусматривала

постепенность, дву-этапность развития движения. Чтобы удержать борьбу в

рамках ненасилия и в то же время обеспечить ее нарастание, предусматривалось

на первом этапе проводить кампании бойкота колониального режима: отказ от

почетных званий и должностей, бойкот официальных приемов, бойкот английских

школ и колледжей, английских судов, бойкот выборов, бойкот иностранных

товаров; на втором этапе — уклонение  от уплаты государственных налогов.

Начало кампании неповиновения  было назначено на 1 августа 1920 г. Индийский

национальный конгресс и Мусульманская  лига совместно руководили кампанией.

ИНК превращался в эти годы в  массовую политическую организацию (10 млн.

членов). У движения было 150 тыс. добровольцев-активистов. Гандизм стал

идеологией ИНК.

4 февраля 1922 г. произошел инцидент, который угрожал перерастанием движения

в неконтролируемую фазу: толпа крестьян сожгла загнанных в помещение

нескольких полицейских. Ганди  резко осудил этот акт самосуда и  объявил о

прекращении кампании гражданского несотрудничества. Движение пошло на

убыль.

Новый подъем антиколониального движения в Индии пришелся на время мирового

экономического кризиса. Этот этап ненасильственного несотрудничества

(1928—1933) характерен более организованным движением, четкой постановкой

вопроса о независимости Индии  и требованиями конституции.

Вторая кампания гражданского несотрудничества началась в апреле 1930 г. Она

проходила примерно по такой же схеме, как в начале 20-х гг. Английские власти

объявили кампанию незаконной. Лидеры движения, в том числе и Ганди, были

арестованы. В тюрьмах оказалось 60 тыс. участников движения. Кое-где

выступления начали перерастать в восстания. Волнения затронули и армию.

Солдаты отказывались стрелять.

5 марта 1931 г. между руководством  ИНК и администрацией вице-короля  было

заключено соглашение, по которому английская сторона обязалась прекратить

репрессии и освободить заключенных, арестованных за участие в кампании

несотрудничества, а конгресс объявил о прекращении кампании гражданского

неповиновения. Ганди дал согласие на участие з конференции «круглого стола»,

созываемой в Лондоне для обсуждения индийских проблем. Таким образом, борьба

была перенесена за стол переговоров.

К конференции «круглого стола» ИНК представил документ «Об основных правах и

обязанностях граждан Индии». Фактически это была основа конституции.

В документе были важные пункты: введение в Индии буржуазно-демократических

свобод, признание кастового и  религиозного равенства, административно-

территориальное переустройство страны с учетом религиозного фактора,

установление минимума заработной платы, ограничение арендной платы за землю,

снижение налогов. Конференция  окончилась провалом.

В августе 1935 г. английский парламент  принял для Индии новую программу

реформ. Реформа предусматривала  расширить (до 12% населения) участие  граждан

Индии в выборах путем снижения имущественного и других цензов, предоставить

местным законодательным органам большие права.

Кампании ненасильственного сопротивления  расшатали колониальный режим. В

1937 г. прошли выборы в центральные  и провинциальные законодательные  собрания

по новой избирательной системе. Индийский национальный конгресс получил

большинство выборных мест в 8 из 11 провинций Индии и сформировал там

местные правительства. Это был  крупный шаг вперед к овладению властью в

стране, накоплению «парламентского  опыта».

С началом второй мировой войны  в 1939 г. и объявлением Великобританией  войны

Германии 3 сентября 1939г. вице-король Индии объявил Индию воюющей  стороной.

    


Информация о работе Усиление колониальной эксплуатации