Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 04:19, реферат
«Устная история» — это новое научное направление, интенсивно развивающееся со второй половины ХХ в. Термин «устная история» был введен еще Барбэ д’Оревилли (1852), однако получил распространение после работ профессора Колумбийского университета Аллана Невинса.
Устная история 2
Особенности исследований по устной истории. 7
Интервьюирование респондентов 10
Список литературы 12
Оглавление
Устная история 2
Особенности исследований по устной истории. 7
Интервьюирование респондентов 10
Список литературы 12
«Устная история» — это новое научное направление, интенсивно развивающееся со второй половины ХХ в. Термин «устная история» был введен еще Барбэ д’Оревилли (1852), однако получил распространение после работ профессора Колумбийского университета Аллана Невинса.
Существует несколько определений термина «Устная история»;
Уже
в древности создатели
Дореволюционные российские историки и писатели, в частности И.И. Голиков, В.Н. Татищев, А.С. Пушкин, Н.И. Надеждин, В.О. Ключевский, П.И. Бартенев также прибегали к устным источникам (былинам, песням и другим фольклорным произведениям). Так, во многом благодаря собранным в Поволжье и Оренбуржье устным воспоминаниям Пушкин написал свой единственный научный исторический труд «История Пугачевского бунта».
Зарубежные исследователи XIX века, такие как Л. Драпер, Б. д’Оревилли, Х. Банкрофт, также немало занимались проведением устных интервью.
Однако
устная история получила статус научной
дисциплины только в ХХ веке. Предпосылки
ее становления сформировали два
важных фактора. Во-первых, развитие технических
средств, фиксирующих воспоминания
о прошлом. И таким образом, с
помощью технических средств
устная история возродила древний
метод исторического
Становление устной истории как научной дисциплины обычно связывают с деятельностью двух американцев. Первый из них – историк Алан Невинс ввел в научный оборот термин «устная история» и стал инициатором создания огромной базы устных воспоминаний политических деятелей США. Второй американец – журналист Джо Гулд, который в 1942 г. объявил о грандиозном проекте по написанию книги под называнием «Устная история нашего времени». Он предполагал составить ее из записей рассказов разных людей. Данный проект хотя и не был реализован, но сама его идея вызвала значительный резонанс в западном обществе.
В 1948 г. в Колумбийском университете (Нью-Йорк) по инициативе Алана Невинса создали Кабинет устной истории, и таким образом устная история получила статус научной дисциплины. В 1967 г. в США организовали Ассоциацию исследователей устной истории,
Заметным событием в развитии
и пропаганде методов устной
истории явилась книга
В
целом развитие зарубежных исследований
в рамках устной истории можно
разделить на три больших периода.
С 1948 г. – до середины 1960-х гг. проводилось
активное тиражирование и пропаганда
устной истории как новой дисциплины.
Сформировались основные ее направления:
политическая биография, социальная история,
«фабрикация» истории бесписьменными
сообществами. В данное время устная
история оказалась полезна и
для стратегического
На
втором этапе, с конца 1960-х – до
середины 1970-х гг., на первый план в
устной истории выдвигаются
Третий, нынешний этап развития устной истории, начался с конца 1970-х годов. Он отличается накоплением методологического багажа, теоретических разработок в области устной истории и созданием многочисленных «устных архивов». Среди западных исследователей, получивших известность на ниве устной истории, можно назвать П. Томпсона (Великобритания), Ф. Жутара и Д. Берто (Франция), Р. Грила и Ч. Моррисей (США), Л. Нитхаммера и А. фон Плато (Германия), С. Лейдесдорфа и Я. Талсма (Нидерланды), Л. Пассерини и А. Портелли (Италия), М. Виланову (Испания), Э. Мейера (Мексика), Чанг Е (Китай).
В Советском Союзе одним первых серьезных устных историков являлся ученый-филолог из Московского государственного университета Виктор Дувакин (1909 – 1982), который первоначально собирал воспоминания, беседуя с людьми, знавшими поэта В.В. Маяковского. Впоследствии тематика записей значительно расширилась: он записал на магнитную пленку беседы с 850 респондентами, деятелями науки, литературы и искусства. В 1991 году на основе его коллекции в структуре Научной библиотеки МГУ создали раздел устной истории.
На сегодняшний день в целом ряде университетов за рубежом и у нас, в России, существуют и активно работают научно-исследовательские центры устной истории.
Примером исследовательской работы в области устной истории на общественных началах является создание коллекции интервью с ветеранами Великой Отечественной войны в рамках интернет-проекта «Я помню» Артема Драбкина (биолог по образованию). На основе собранных материалов Драбкин издает серию книг «Я дрался… (на Т-34, По-2,…)», основанных на устных воспоминаниях.
Устная история, как правило, развивается в двух направлениях, либо фиксирует воспоминания великих деятелей и подробности знаменательных событий, либо реконструирует жизнь, менталитет простых, незаметных людей, и даже маргиналов. В любом случае, перед нами неофициальная история, зачастую без цензурных запретов, и тем, она ценна, потому что дает возможность увидеть прошлое «снизу», с точки зрения отдельной личности.
Возможности и перспективы развития устной истории заключается в нескольких направлениях деятельности исследователей.
Таким образом, можно констатировать, что устная история – самостоятельная научная дисциплина, в рамках которой с помощью других наук создаются и анализируются новые персональные исторические источники и на этой основе происходит реконструкция прошлого.
Данный исследовательский
Имея дело с рассказами живого человека,
нельзя забывать о свойствах характера
и темперамента рассказчика. Так, человек,
склонный к депрессии или разочарованный
в жизни, скорее всего не станет разукрашивать
радужными красками свою биографию,
и не обратит внимания на позитивные
моменты в описываемых событиях
или явлениях. Или же, наоборот, дополнит
рассказ разными
Есть и другая проблема — проговоренный
рассказчиком текст подвергается мощному
воздействию со стороны интервьюера.
Он может направлять ход повествования
вопросами, которые он ставит. Он задает
эмоциональный тон опроса, может
сознательно провоцировать
Тем более, что при расшифровке записи и ее переводе с магнитофонной ленты на бумагу у историка возникает соблазн подредактировать, подправить текст, сделать его «более правильным» — и в смысловом отношении, и в грамматическом. При этом ученый выступает как бы соавтором текста. И это привносит в него много субъективных элементов, умаляет значение рассказа как исторического источника.
Перед исследователем также
встает проблема так
Важно также учитывать отражение гендерных, этнических и политических проблем в устных свидетельствах, по «какую сторону баррикад» находился респондент. Важен здесь и менторский аспект: нередко автор воспоминаний специально строит свой рассказ, чтобы «поучить» современное поколение, высказать мысли, наболевшие оценки нынешней жизни и ситуации в стране через противопоставление современному «негативу» «позитивной» истории своего поколения (или — наоборот, противопоставить своей загубленной государством судьбе молодежь наших дней, не понимающую своего «счастья»). Все это вызывает субъективный отбор материала, которым делится респондент, и задача искусного интервьюера — с помощью вопросов ненавязчиво, но максимально смягчить подобные эффекты.
Отдельной проблемой в устной истории
является вопрос об авторстве документа,
получающегося в результате транскрибирования
интервью. Под транскрибированием понимается
процесс создания письменной формы
записанного с помощью