Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:44, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ политической утопии Томаса Мора, воплощенной в его работе «Утопия».
В связи с поставленной целью, задачи следующие:
1. Изложить кратко биографические данные Т. Мора; ознакомиться с его творчеством.
2. Ознакомится с социально- политическим, общественным устройством того времени.
2. Рассмотреть религиозно-философские воззрения и политические взгляды утопийцев.
3. Рассмотреть и проанализировать “Утопию” Томаса Мора.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ТОМАСА МОРА…………………………….5
Биография автора………………………………………………..5
Анализ политической обстановки эпохи………………………8
« ЗОЛОТАЯ КНИГА, СТОЛЬ ЖЕ ПОЛЕЗНАЯ, КАК ЗАБАВНАЯ, О НАИЛУЧШЕМ УСТРОЙСТВЕ ГОСУДАРСТВА И О НОВОМ ЕГО ОСТРОВЕ УТОПИИ»…………………………………………………….11
Содержание политико-правового учения………………………...11
Религиозно-этическая концепция «Утопии»…………………….15
Общественный строй «Утопии»………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
В любое время перед
Во все времена, человечество вынужденно выбирать свой путь к «счастью», к созданию идеального мира. Но есть ли оно «счастье» для всех, и возможно ли создание государства – удовлетворяющего всех. Томас Мор в своей «Утопии» предлагает свою модель такого идеального государства.
Насколько она реальна можно судить по-разному, сам автор назвал свое произведение утопией (Утопия (от греч. u - не и topos – место, т.е. место которого нет) - Несбыточная мечта, неосуществимая фантазия)1, но так ли это?
Социалистов-утопистов нередко называют провозвестниками коммунистического тоталитаризма. Многое из идей, высказанных Мором в своей «Утопии» нашли отражение в тоталитарных, коммунистических режимах. Уничтожение частной собственности, провозглашения идеи равенства, распространяющейся на общественное положение каждой отдельной личности, доказывающей необходимость уничтожения не только классовых привилегий, но и самих классовых различий. Эти идеи живы и по сей день, а значит, актуальна и «Утопия» Томаса Мора.
Объект работы — деятельность и творчество Томаса Мора
Предмет
работы — «Утопия» Томаса Мора как
вызов существующему социально-
Целью данной работы является рассмотрение и анализ политической утопии Томаса Мора, воплощенной в его работе «Утопия».
В связи с поставленной целью, задачи следующие:
1. Изложить кратко биографические данные Т. Мора; ознакомиться с его творчеством.
2. Ознакомится с социально- политическим, общественным устройством того времени.
2. Рассмотреть религиозно-философские воззрения и политические взгляды утопийцев.
3. Рассмотреть и проанализировать “Утопию” Томаса Мора.
Томас Мор родился в 1477 или 1478 г. в Лондоне в семье богатого горожанина, воспитывался в доме видного политического деятеля того времени кардинала Нортона.
Сын богатого лондонского судейского чиновника, Томас Мор первоначальное образование получил в грамматической школе Святого Антония. Тринадцати лет он был принят пажом в дом архиепископа Кентерберийского Джона Мортона. В 1492-1494 годах Томас Мор учился в Оксфордском университете, где сблизился с кружком оксфордских гуманистов — Джоном Колетом, Томасом Линакром, Уильямом Гросином, Уильямом Лили.
В 1496-1501 годах Томас по настоянию отца изучал английское обычное право при лондонской юридической корпорации Lincoln"s Inn. Одновременно Мор изучал классические языки (латинский и греческий), произведения крупнейших античных и раннехристианских мыслителей (Платона, Аристотеля, Августина). В 1499 году он познакомился с Эразмом Роттердамским, с которым его связывали отношения самой тесной дружбы (в доме Мора Эразм написал и ему посвятил свою «Похвалу Глупости»).2
Около 1502 года Мор стал вести адвокатскую практику и преподавать право.
В 1504 г., став членом парламента, посчитал своим долгом перед обществом возглавить оппозицию королю Генриху VII, требовавшему введения новых налогов, за что впал в немилость. Опасаясь репрессий, Томас Мор на время оставил политику и вернулся к адвокатской практике. Наряду с судейскими делами, Мор пробует себя на литературном поприще. В эти годы он перевел с латинского на английский язык биографию Джованни Пикоделла Мирандолы (1510), личность и трагическую судьбу которого он считал поучительной для реформаторов церкви. В 1510 году Мор снова был избран в парламент, созванный новым королем Генрихом VIII. Тогда же Мор был назначен помощником городского шерифа. В 1515 году в составе английского посольства он был направлен для переговоров во Фландрию.
Во Фландрии Мор приступил к работе над первой книгой «Утопии», которую завершил по возвращении домой. Обстоятельства создания «Утопии» известны мало. По словам Эразма Роттердамского, Томас Мор сначала написал ее вторую часть, а потом уже первую. Параллельно он работал над другим своим произведением – хроникой «История Ричарда 3»3.
В литературе о Т. Море подчеркивается, что ему было присуще обостренное чувство гражданского долга, которое, по всей вероятности, и привело его на королевскую службу. Не случаен, по-видимому, и тот факт, что, став одним из членов Королевского Совета, Т.Мор вошел в комиссию, которая рассматривала все прошения, поступавшие на королевское имя, и рекомендовала королю принять то или иное решение.
В 1518 г. Мор поступает на службу к Генриху VIII, становится королевским секретарем и членом Королевского совета, выполняет дипломатические поручения. С 1521 года заседал в «Звездной палате» — высшем судебном учреждении Англии. В должности судьи, по словам Эразма, он снискал себе репутацию справедливого судьи, «покровителя всех нуждающихся».
Тогда же он был назначен помощником казначея королевства, удостоен рыцарского звания, а вскоре получил значительные земельные пожалования.
Гуманистические взгляды сочетались у Томаса Мора с искренней преданностью католицизму. В начале 20-х годов он поддерживает Генриха VIII в полемике с Лютером и, пользуясь его расположением, в 1529 г. принимает высшую должность - лорд-канцлера.
Томас Мор — лорд-канцлер, ликвидировавший практику принимать подарки от тех, кто обращался в королевский суд.
В мае 1532 года король Генрих VIII, принявший после конфликта с папой сторону Реформации, заставил английское духовенство подчиниться контролю королевской власти. Преданный католик и убежденный сторонник верховной власти папы, Мор активно защищал права римско-католической церкви. Отказавшись признать «Акт о верховенстве», провозглашавший короля главой английской церкви он должен был уйти в отставку, сложив с себя полномочия лорд-канцлера. Позже за отказ присягнуть королю Генриху VIII как главе реформированной англиканской церкви в апреле 1534 года Мор был заключен в Тауэр, а в следующем году обвинен в государственной измене, признан виновным и казнен. Казнь состоялась 6 июня 1535г.
Спустя несколько веков в 1886 году он был причислен католической церковью к лику блаженных, а в 1935 году — к лику святых.
После смерти Томаса Мора осталось большое литературное наследие, лишь частично опубликованное при его жизни. Кроме упоминавшихся выше трудов, оно включает в себя обширную переписку, стихотворения, эпиграммы, оригинальные переводы, автобиографическое произведение «Апология», написанный в Тауэре «Диалог об угнетении против невзгод» и др. Не все работы Т.Мора изучены в полной мере. Подлинной жемчужиной всего написанного Т. Мором остается его «Утопия». Она сделала его имя бессмертным.4
Конец XV века ознаменовал собой наступление нового времени. Тенденции экономического развития этого периода обусловили начало процесса первоначального накопления капитала. В Англии и других, наиболее развитых странах Европы зарождаются новые – капиталистические общественные отношения, появляются новые классы, усиливается централизация государственной власти, что подготавливает превращение сословно-представительных монархий в абсолютистские. С особенной силой проявляются новые веяния в идеологии, которая становится той первой ареной, где разгорается битва против феодализма, духовного порабощения человека католической церковью, против схоластики и суеверия.
С конца XV – начала XVI века в странах Европы, а в Италии уже в XIV- XV вв., наступает эпоха Возрождения – развертывается движение, шедшее под знаменем «ренессанса» античной культуры. Приблизительно в то же время появляются идеологические течения гуманизма и реформации церкви. Каждое из них обладало своей формой проявления и гаммой общественно-политических идей.5
Подавляющее большинство гуманистов эпохи Т.Мора были людьми умеренно прогрессивных взглядов. Они призывали к развитию просвещения, искоренению лихоимства и невежества в государственном аппарате, смягчению жестокостей в законах и нравах, но не более. Однако в недрах гуманизма возникли и более радикальные учения. Автором одного из них явился Т.Мор – выдающийся английский гуманист XVI века. Его политико-правовые взгляды не просто отразили появление новых общественных и политических отношений, но, прежде всего, вскрыли присущие им внутренние противоречия.
В Англии того времени первоначальное накопление капитала в невиданных размерах вызвало разорение мелких товаропроизводителей, – как ремесленников, так и крестьян. Особенно сильно пострадали крестьяне-копигольдеры – люди лично свободные, но владевшие своей землей временно, по «копиям» – средневековым документам, продление действия которых после установленного срока целиком зависело от лендлорда – феодального собственника земли.
В связи с развитием английской суконной промышленности резко возросла потребность в сырье для нее, что повлекло в конце XV – начале XVI века стремительный рост овцеводства. В стране шло массовое превращение принадлежавших крупным землевладельцам пахотных земель в пастбища. Лендлорды резко расширили практику так называемого «огораживания» – захвата и огораживания общинных земель, в которые входили и исконные крестьянские наделы. Такое огромное число крестьян было разорено и согнано со своих земель, что даже бурно развивающаяся промышленность не могла обеспечить их занятость.
Одновременно английское государство установило так называемые законы о бродяжничестве, которые получили в истории наименование «кровавого законодательства».
Буржуазия с момента
своего возникновения была обременена
своей собственной
Учение Т.Мора об идеальном государстве возникло в эпоху, когда противоречия буржуазных общественных отношений уже начинали сказываться, несмотря на сохранение основ феодализма, но вопрос о правильном устройстве общества еще не мог быть тогда решен в силу отсутствия капиталистического производства и порождаемого им промышленного пролетариата.
2.1. Содержание политико-правового учения.
В своей книге «Утопия» Т. Мор описал идеальное государство как теоретическую альтернативу существующему английскому (европейскому) государству. Описание этого государства дается словами одного из путешественников — Рафаэля Гитлодея, который побывал на острове Утопия, расположенном где-то в Новом Свете. Гитлодей — участник диалога с Мором. В Англии в это время шел процесс «огораживания земель»: крестьян сгоняли с земель, на которых они долгое время жили, а на этих землях создавали пастбища для овец. Этот процесс привел к массовому бродяжничеству и связанному с ним росту имущественных и насильственных преступлений. Мор оценил эту ситуацию таким образом: «овцы... пожирают даже людей, опустошают и разоряют поля, дома, города»7.
В уголовном законодательстве Англии была установлена одна и та же санкция за совершение, как кражи, так и убийства — смертная казнь. Будучи гуманистом, Мор признал такое уголовное законодательство несправедливым, считая, что «карать смертью за простую кражу — чрезмерное наказание»8; «нисколько не справедливо за отнятые деньги отнимать у человека жизнь. Ибо, я полагаю, ничто из того, что есть в мире, не может сравниться с человеческой жизнью»9.
Мор высказал тезис о социальной детерминированности преступности, согласно которому совершение некоторых преступлений может быть обусловлено не только индивидуальными особенностями преступников, но и несправедливым устройством общества: «Ни одно наказание не является