Утопия Томаса Мора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение и анализ политической утопии Томаса Мора, воплощенной в его работе «Утопия».
В связи с поставленной целью, задачи следующие:
1. Изложить кратко биографические данные Т. Мора; ознакомиться с его творчеством.
2. Ознакомится с социально- политическим, общественным устройством того времени.
2. Рассмотреть религиозно-философские воззрения и политические взгляды утопийцев.
3. Рассмотреть и проанализировать “Утопию” Томаса Мора.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ТОМАСА МОРА…………………………….5
Биография автора………………………………………………..5
Анализ политической обстановки эпохи………………………8
« ЗОЛОТАЯ КНИГА, СТОЛЬ ЖЕ ПОЛЕЗНАЯ, КАК ЗАБАВНАЯ, О НАИЛУЧШЕМ УСТРОЙСТВЕ ГОСУДАРСТВА И О НОВОМ ЕГО ОСТРОВЕ УТОПИИ»…………………………………………………….11
Содержание политико-правового учения………………………...11
Религиозно-этическая концепция «Утопии»…………………….15
Общественный строй «Утопии»………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………

Файлы: 1 файл

ИПиПУ.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

столь сильным, чтобы удержать от разбоев тех, у кого нет никакого иного способа, чтобы сыскать себе пропитание»10.

Английское государство и другие известные Мору государства оцениваются им отрицательно. Сущность всех этих государств одна: «заговор богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах».

Законы этих государств представляют собой ухищрения, позволяющие богатым использовать труд бедных людей для все большего своего обогащения: «Эти затеи стали уже законом, как только богатые от имени государства, а значит, и от имени бедных, постановили однажды, что их

нужно соблюдать».

Идеальное государство Мора построено на принципах, прямо противоположных принципам всех существующих европейских государств:

• коллективная собственность;

• всеобщая обязательность труда;

• аскетический образ  жизни;

• централизованное распределение  произведенной продукции.

Если в европейских  государствах принцип коллективной собственности не действовал, то в идеальном государстве он действует: «распределять все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив частную собственность. Если же она останется, то у наибольшей и самой

лучшей части людей  навсегда останется страх, а также  неизбежное бремя нищеты и забот».

Если в европейских  государствах принцип всеобщей обязательности труда не действовал, и было много праздных сословий (монахи, воины, священники, женщины и др.), то в идеальном государстве все работают. А так как работают все, то каждому достаточно работать не более шести часов.

Если в европейских  государствах принцип аскетического образа жизни не являлся универсальным, то жителям идеального государства — утопийцам присущи минимальные потребности и совсем не свойственно стремление к роскоши. Утопийцы носят одинаковую одежду и пренебрежительно относятся к изделиям из золота. Из золота они делают сосуды для нечистот и цепи для рабов (статус раба в «Утопии» — это временный статус, который имеют лица, совершившие преступление и в качестве наказания, выполняющие тяжелые работы).

Принцип централизованного  распределения произведенной

продукции, заключается в том, что все произведенное утопийцами накапливается на складах, расположенных в центре каждого города. Распределение осуществляется централизованно, с учетом потребностей той или иной семьи. Отсутствует, какая бы то ни было, денежная система расчетов.

Идеальное государство  представляет собой государство  со смешанной формой правления. Идея такой смешанной формы правления была высказана еще Полибием и Цицероном.11

Государственное устройство Утопии — федерация 54 городов. Высший орган — утопийский сенат из 162 человек, — по три старца от каждого города. Утопийский сенат обсуждает общие дела острова: перераспределение продуктов, рабочей силы и др. В каждом городе 6000 патриархальных семей. Каждые 30 семей избирают на один год филарха; в каждом городе 200 филархов, которые следят за тем, чтобы все работали. Есть также протофилархи, которые избираются из числа ученых. Один протофиларх приходится на 300 семей. Во главе каждого города стоит князь, который избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не становится тираном. Князь и протофилархи входят в сенат города. В каждом городе проводятся народные собрания, на которых решаются важные дела города.

В идеальном государстве законов мало, поскольку нет частной собственности и споров, связанных с ней. Законы понятны всем: «У утопийцев законоведом является всякий. Ведь у них законов мало, и кроме того они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование»; «утопийцы считают в высшей степени несправедливым связывать каких-нибудь людей такими законами, численность которых

превосходит возможность  их прочтения...»12.

Книга Томаса Мора «Утопия» оказала большое влияние

на последующее развитие социалистической политико-правовой идеологии.

 

 

 

2.2. Религиозно-этическая концепция  «Утопии».

 

Присущее гуманистам круга Эразма, к которым принадлежал  Т. Мор, стремление сочетать идейное наследие языческой античной литературы с учением Христа, греческих философов и Новый Завет дало основание ряду современных исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом, именовать мыслителей этого круга "христианскими гуманистами", а данное течение - "христианским гуманизмом".

Самым существенным моментом в так  называемом "христианском гуманизме" был рационалистический критерий в трактовке общественно-религиозных вопросов, составляющий в то время наиболее сильную и перспективную сторону в развитии гуманизма как формы буржуазного просвещения, расчищавшего путь новому антифеодальному мировоззрению будущего буржуазного общества.

Именно в русле этих гуманистических  исканий, творчески синтезировавших  идейное наследие античности, и средневековья и смело рационалистически сопоставлявших политические и этнические теории с общественным развитием тогдашней эпохи, возникает "Утопия" Мора, отразившая и оригинально осмыслившая всю глубину социально-политических конфликтов эпохи разложения феодализма и первоначального накопления капитала.

Для понимания гуманистической концепции, как самого Мора, так и его окружения очень важно наряду с социально-политическими проблемами "Утопии" исследовать также ее эстетический и религиозный аспекты.

Обращаясь к анализу этического аспекта "Утопии", нетрудно заметить, что главное в утопийской этике - это проблема счастья. Утопийцы полагали, что "для людей все счастье или же его важнейшая доля" заключается в удовольствии, наслаждении. 13

Однако, согласно этике утопийцев, не во всяком наслаждении состоит счастье человека, но "только в честном и благородном", основанном на добродетели и устремлении в конечном итоге к "высшему благу", к которому "влечет нашу природу добродетель". Ставя и решая эти "вечные" проблемы, Мор обнаруживает основательное знакомство с древнегреческой философией, в частности с сочинениями Платона и Аристотеля. При этом речь идет о глубоком понимании существа этической философии Платона, без искажений и христианской тенденциозности, которую было бы естественно предположить у католика Мора. Прежде всего, это обнаруживается при рассмотрении Мором таких важнейших категорий, как удовольствие и наслаждение.

Понятие "удовольствие" этика  утопийцев определяет как "всякое движение и состояние тела и души, пребывая в которых под водительством природы, человек наслаждается". Так же, как и в диалоге Платона "Филеб", в "Утопии" дается тщательная классификация родов и видов удовольствий.

Больше всего утопийцы ценят  духовные удовольствия, которые они считают "первыми и главенствующими". Таковыми являются удовольствия, связанные с упражнениями в добродетели и с сознанием беспорочной жизни. При этом в духе учения стоиков под добродетелью подразумевается "жизнь согласная с законами природы", к которой люди предназначены богом".

Примечательно, что совершенная этика утопийцев обосновалась и аргументировалась почти исключительно доводами разума.

Утопийцы считали свою этику наиболее разумной, прежде всего потому, что она полезна для общества в целом и для каждого члена общества в отдельности, так как принципы этой этики, с их точки зрения, больше всего отвечали самому существу человеческой природы, проявляющемуся в стремлении человека к счастью. Другим критерием, которым руководствовались в своей этической философии граждане совершенного государства, была религия, постулирующая идею бессмертия души, ее божественного предназначения к счастью. Гуманность утопийской этики подкреплялась также верою в загробное воздаяние за добрые и дурные дела. Утопийцы были убеждены в том, что к добродетельной жизни, т. е. жизни "согласно с законами природы", люди предназначены самим богом. Обосновывая с помощью религии этику совершенного государства, автор "Утопии" исходил из ложной идеи о несовместимости человеческой морали с атеизмом, и в этом он оставался сыном своего времени. Однако важно другое: сама религия утопийцев проникнута духом рационализма и приобретает несколько утилитарный характер, поскольку она освещает лишь то, что отвечает интересам всего общества. Из религии берется ровно столько, сколько требуется для обоснования гуманистических идеалов, в частности наиболее разумных, с точки зрения Мора, идеалов этики и политики. Таким образом, автор "Утопии" настойчиво пытается согласовать религию с общественной пользой и доводами разума. В своем неосознанном стремлении вырвать человеческий разум из религиозных пут, предоставив ему, безграничные возможности к познанию, он приходит к необходимости объявить все разумное угодным богу. Рационалистический момент в религии утопийцев играет настолько важную роль, что, в конце концов, голос разума, например, в таком вопросе, как общественная польза, воспринимается утопийцам как голос божий; и сам процесс познания окружающего мира обретает под пером гуманиста божественную санкцию. И в этом смысле своеобразная религия Утопии предвосхищает философский деизм просветителей, служивший не более как удобным и легким способом отделаться от религии. Прославляющая разум и во всем апеллирующая к разуму (даже при решении религиозных проблем), религия Утопии не поднимает вопроса о личности бога, но признает его первопричиной мира. Такая религия ничего общего не имеет ни с католицизмом, ни с будущим протестантизмом.

Следует подчеркнуть историческую заслугу Мора, который вначале 17века, смело, провозгласил идею полной религиозной свободы, положив в основу религиозных порядков совершенного государства закон, согласно которому ни один человек не может быть преследуем за свои религиозные убеждения. Религии утопийцев отличались друг от друга не только на своем острове, но и в каждом городе. Правда, общим для религий утопийцев было то, что они обязательно предписывали всем гражданам строгое соблюдение разумных и полезных для всего общества норм морали, а также установленных политических порядков, т. е. вместо того, что, с точки зрения Мора-гуманиста, представляло общечеловеческую ценность: человеколюбие, сочетание личных интересов с общественным благом, а также недопущение религиозных междоусобиц. Поддержание этих разумных моральных и политических норм лучше всего, по мнению Мора, обеспечивалось верой в бессмертие души. В остальном, граждане Утопии пользовались полной свободой вероисповедания. Каждый мог пропагандировать свою религию "только спокойно и рассудительно, с помощью доводов", не прибегая к насилию и воздерживаясь от оскорблений других религий.14

Идея веротерпимости, выдвинутая Мором накануне Реформации, задолго предвосхитила принцип, который был сформулирован лишь в конце 17века "Нантским эдиктом", не говоря уже о том, что в решении религиозного вопроса автор "Утопии" был намного последовательнее, чем составители данного документа. В отличие от современной Мору Европы в Утопии не было религиозных распрей и ненависти: там одинаково уживались и языческие верования и христианство. Очевиден тот разительный контраст, который существует между естественной, рационалистической и лишенной конфессионализма гуманистической религией Утопии с ее широкой терпимостью и уважением к религиозным верованиям других народов и официальным католицизмом времен Реформации, религиозных воин и народных еретических движений. Однако сам Мор, создавший свою "Утопию" в период гуманистических исканий путей реформы церкви, по-видимому, не считал религиозную концепцию "Утопии" противоречащей учению Христа и христианской религии. Более того, некоторые черты религиозной концепции утопийцев были для Мора настолько привлекательными, что, вероятно, он был бы рад, если бы католицизм, упрощенный и очищенный от схоластики в результате реформы, позаимствовал их на благо всего христианства.

Необходимо также иметь в виду, что религиозная концепция "Утопии" с ее верой в бессмертие души и божественное воздаяние после смерти, даже с точки зрения Нового Завета, представляет собой существенное условие, ведущее к спасению.

Таким образом, когда легендарный  Утоп провозгласил этот принцип веры в качестве необходимого условия этики, он тем самым обеспечил утопийцам, употребляя христианскую терминологию, "путь к спасению".

Религиозно-этическая  концепция "Утопии", несомненно, возникает под влиянием гуманистического движения за реформу церкви, и в этом ее прямая обусловленность потребностями своего времени, которые позднее реализуются в реформационном движении, у нее те же социальные и идеологические корни - кризис феодального общества и его господствующей церковно-католической идеологии. И в этом смысле концепция "Утопии" есть не что иное, как попытка идейного преодоления кризиса феодальной идеологии, предпринятая на основе гуманистической доктрины "естественной религии". Своеобразие этой доктрины, которую разрабатывала плеяда гуманистов, группировавшихся вокруг Эразма и проповедовавших необходимость реформы церкви в качестве реальной основы для оздоровления и реформы общества, состояло в синтезе античной этики, включавшей элементы этики Платона, Эпикура, стоиков и свободно истолкованной христианской этики. Этим и объясняется сложность религиозно-этической концепции "Утопии", которая явно расходится с официальной идеологией феодального общества. Не случайно, с наступлением Реформации, широкая гуманистическая трактовка религиозно-этических проблем у того же Мора, пожелавшего остаться в лоне католической церкви, уступает место конфессионализму, нетерпимости к "еретикам", т. е. ко всем тем, кто хотя бы в малейшей степени расходился с официальной католической доктриной, например, в таких вопросах, как авторитет церкви и папы, свобода воли, отношение веры к разуму и т. д.

Весьма существенным является вопрос о соотношении индивидуальной и социальной этики. Именно здесь яснее всего выявляется та специфика новой этики бесклассового общества, которая выдвигает автора "Утопии" в ряды передовых мыслителей. В отличие от философов античности и средневековья он исследует и решает этические проблемы на стыке философии, политики и социологии.15

Оригинальность Мора как мыслителя эпохи Возрождения - в том, что он ищет путь к совершенной этике в радикальном переустройстве общества на началах социальной справедливости, равенства и братства. При этом Мор не ограничивается порицанием человеческих пороков и провозглашением принципов этики, которыми должен руководствоваться некий абстрактный индивидуум, но выводит универсальный принцип совершенной этики индивидуума из коллективной этики бесклассового общества, где моральным провозглашается то, что отвечает интересам большинства.

Информация о работе Утопия Томаса Мора