Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 22:36, реферат
Описание работы
К концу XVIII в. во Франции сложились все предпосылки буржуазной революции. Капиталистический уклад, прогрессивный для того времени, достиг значительного развития. Но утверждению нового, капиталистического способа производства препятствовал феодально-абсолютистскии строй, феодальные производственные отношения. Только революция могла разрушить эту преграду.
Солдаты были воодушевлены
боевым революционным духом. Рядом с мужчинами
дрались женщины, подростки. Девятнадцатилетняя
Роза Баро, назвавшая себя Свободой Баро,
после того, как ее муж был ранен, взяла
патроны, находившиеся в патронташе мужа,
и участвовала в атаке против неприятеля
до самого конца.
Таких примеров героизма было
множество. «Побежденный феодализм, упроченная
буржуазная свобода, сытый крестьянин
против феодальных стран - вот экономическая
основа «чудес» 1792-1793 годов в военной области»(
В. И. Ленин, О революционной фразе, Соч.,
т. 27, стр. 4.), - писал В. И. Ленин, раскрывая
источники побед республиканской армии,
непостижимые для современников.
Наука и искусство на службе
революции
Исходя из интересов революции,
якобинцы с присущей им энергией властно
вмешивались и в решение вопросов народного
образования, науки, искусства. 1 августа
1793 г. Конвент принял декрет о введении
на территории Франции новой системы мер
и весов метрической системы. Разработанная
и подготовленная французскими учёными
под руководством революционных властей,
метрическая система, сделалась достоянием
не только Франции, но получипа широкое
распространение и за ее пределами.
Конвент отменил старый календарь,
основанный на христианском летосчислении,
и ввел новый, революционный календарь,
по которому летосчисление начиналось
с 22 сентября 1792 г.- со дня провозглашения
Французской республики.
Революционное правительство,
содействуя развитию науки, требовало
в то же время от ученых помощи в организации
военного производства и в решении других
задач, стоявших перед страной. Крупнейшие
ученые того времени - Бертолле, Монж, Лагранж
и многие другие - своим активным участием
в организации дела обороны внесли много
нового в металлургическое производство,
в химическую науку и в другие отрасли
науки и техники. Крупное значение имели
опыты Гитона-Морво по применению аэростатов
в военных целях. Конвент поддержал и практически
осуществил изобретение, предложенное
Шаппом, - оптический телеграф. Сообщение
из Лилля в Париж передавалось в 1794 г. за
один час.
Революция преобразила искусство
и литературу во Франции; она приблизила
их к народу. Народное творчество нашло
свое наиболее полное выражение в революционных
боевых песнях - таких, как «Карманьола»
и многие другие, распевавшихся на улицах
и площадях.
Композиторы Госсек, Керубини
создавали революционные гимны, великий
художник Давид писал картины на патриотические
темы, театры ставили пьесы революционного
содержания, написанные Мари-Жозефом Шенье
и другими драматургами, отдавшими свое
перо служению революции. Выдающиеся художники
и композиторы принимали деятельное участие
в организации, и оформлении народных
революционных празднеств.
Победа над внутренней контрреволюцией
и интервенцией
Мощные удары революционного
террора, бдительность и самоотверженность
народных масс сломили внутреннюю контрреволюцию.
Осенью 1793 г. был подавлен жирондистский
мятеж на юге. Потерпели поражение и вандейские
мятежники. В то же время республиканские
армии героическим сопротивлением остановили
и отбросили назад войска интервентов.
В декабре войсками Конвента был взят
Тулон - крупный военно-морской порт, ранее
сданный контрреволюционерами англичанам.
К весне 1794 г. военное положение
республики существенно улучшилось. Французская
армия, захватив инициативу, прочно удерживала
ее в своих руках. Изгнав интервентов из
пределов Франции, войска республики вели
наступательные бои на территории противника.
26 июня 1794 г. в ожесточенной
битве при Флерюсе французская армия
под командованием генерала Журдана наголову
разбила войска интервентов. В этом сражении
французы впервые использовали воздушный
шар, вызвавший смятение в войсках противника.
Победа при Флерюсе имела решающее значение.
Она не только устранила угрозу для Франции,
но и открыла французской армии путь в
Бельгию, Голландию и в Рейнскую область.
В течение одного года якобинская
диктатура выполнила то, чего не удалось
добиться за предшествующие четыре года
революции,- она сокрушила феодализм, разрешила
главные задачи буржуазной революции
и сломила сопротивление ее внутренних
и внешних врагов. Она смогла выполнить
эти огромные задачи, лишь стараясь на
широчайшие массы народа, переняв от народа
плебейские методы борьбы и действуя ими
против врагов революции. В период якобинской
диктатуры Французская буржуазная революция
ярче, чем когда-либо, выступала как народная
революция. .«Историки буржуазии видят
в якобинстве падение... Историки пролетариата
видят в якобинстве один из высших подъемов
угнетенного класса в борьбе за освобождение»(В.И.Ленин
Можно ли запугать рабочий класс «якобинством»?
Соч., т. 25, стр.120), - писал В. И. Ленин.
Кризис якобинской диктатуры
Кратковременный период якобинской
диктатуры был самым великим временем
революции. Якобинцы сумели пробудить
дремавшие силы народа, вдохнуть в него
неукротимую энергию мужество, смелость,
готовность к самопожертвованию, бесстрашие,
дерзание. Но при всем своем непреходящем
величии, при всей своей исторической
прогрессивности якобинская диктатура
все же не преодолела ограниченности,
свойственной всякой буржуазной революции.
В самой основе якобинской диктатуры,
как и в политике, проводимой якобинцами,
лежали глубокие внутренние противоречия.
Якобинцы боролись во имя полного торжества
свободы, демократии, равенства в той форме,
в какой эти идеи представлялись великим
буржуазным революционерам-демократам
XVIII столетия. Но сокрушая и выкорчевывая
феодализм, выметая, по выражению Маркса,
«исполинской метлой» весь старый, средневековый,
феодальный мусор и всех тех, кто пытался
его сохранить, якобинцы тем самым расчищали
почву для развития буржуазных, капиталистических
отношений. Они в конечном счете создавали
условия для замены одной формы эксплуатации
другой: феодальной эксплуатации - капиталистической.
Якобинская революционно-демократическая
диктатура подвергала строгой государственной
регламентации продажу и распределение
продуктов и других товаров, отправляла
на гильотину спекулянтов и нарушителей
законов о максимуме. Как отмечал В. И.
Ленин, «...французским мелким буржуа, самым
ярким и самым искренним революционерам,
было еще извинительно стремление победить
спекулянта казнями отдельных, немногих
«избранных» и громами деклараций...» В.
И. Ленин, О продовольственном налоге,
Соч., т. 32, стр. 310.
Однако поскольку государственное
вмешательство осуществлялось только
в сфере распределения, не затрагивая
способа производства, вся репрессивная
политика якобинского правительства и
все его усилия в области государственной
регламентации не могли ослабить экономическую
мощь буржуазии.
Более того, за годы революции
экономическая мощь буржуазии как класса
значительно возросла в результате ликвидации
феодального землевладения и продажи
национальных имуществ. Война, нарушившая
обычные экономические связи, предъявлявшая
огромные требования ко всем областям
хозяйственной жизни, также создавала,
вопреки ограничительным мероприятиям
якобинцев, благоприятные условия для
обогащения ловких дельцов. Из всех щелей,
из всех пор общества, освобожденного
от феодальных оков, росла предприимчивая,
дерзкая, жадная к наживе новая буржуазия,
ряды которой беспрестанно пополнялись
выходцами из мелкобуржуазных слоев города
и зажиточного крестьянства. Спекуляция
на дефицитных товарах, игра на меняющемся
курсе денег, продажа и перепродажа земельных
участков, огромные поставки для армии
и военного ведомства, сопровождавшиеся
всякого рода мошенничествами и махинациями,-
все это служило источником быстрого,
почти сказочного обогащения новой буржуазии.
Политика репрессий якобинского правительства
не могла ни остановить, ни даже ослабить
этот процесс. Рискуя сложить голову на
плахе, все эти выросшие за годы революции,
опьяненные возможностью в кратчайший
срок создать огромное состояние богачи
неудержимо рвались к барышу и умели обходить
законы о максимуме, о запрете спекуляции
и другие ограничительные меры революционного
правительства.
До тех пор, пока исход борьбы
с внешней и внутренней феодальной контрреволюцией
не был решен, собственнические элементы
вынуждены были мириться с революционным
режимом. Но по мере того, как благодаря
победам республиканских армий опасность
феодальной реставрации ослабевала, буржуазия
все решительнее стремилась избавиться
от революционно-демократической диктатуры.
Подобно городской буржуазии,
эволюционировало зажиточное и даже среднее
крестьянство, поддерживавшее якобинцев
лишь до первых решающих побед. Как и буржуазия,
имущие слои деревни враждебно относились
к политике максимума, добивались отмены
твердых цен, стремились немедленно и
полностью без всяких ограничений, запретов,
реквизиций воспользоваться приобретенным
за годы революции.
Между тем якобинцы продолжали
неуклонно проводить свою политику террора
и максимума. В начале 1794 г. они сделали
попытку осуществить новые социально-экономические
мероприятия в ущерб крупным собственникам.
8 и 13 вантоза (конец февраля - начало марта)
Конвент по докладу Сен-Жюста принял важные,
имевшие большое принципиальное значение
декреты. Согласно этим так называемым
вантозским декретам, собственность лиц,
признанных врагами революции, подлежала
конфискации и бесплатному распределению
среди неимущих. Врагами революции в то
время считались не только бывшие аристократы,
но и многочисленные представители как
старой, фельянской и жирондистской, так
и новой буржуазии, в частности спекулянты,
нарушавшие закон о максимуме. В вантозских
декретах отразились уравнительные устремления
якобинцев-учеников и последователей
Руссо. Если бы вантозские декреты удалось
провести в жизнь, это означало бы значительное
увеличение числа мелких собственников,
прежде всего из рядов бедноты. Однако
собственнические элементы воспротивились
осуществлению вантозских декретов.
В то же время внутренняя противоречивость
политики якобинцев вела к тому, что росло
недовольство и на другом полюсе - в рядах
плебейских защитников революции.
Якобинцы не обеспечили условий
для действительного улучшения материального
положения плебейства. Установив под давлением
народных масс максимум на продукты питания,
якобинцы распространили его и на заработную
плату рабочих, причинив им тем немалый
вред. Они оставили в силе антирабочий
закон Ле Шапелье. Наемные рабочие, преданные
борцы революции, самоотверженно трудившиеся
на оборону республики, принимавшие активное
участие в политической жизни, в низовых
органах революционно-демократической
диктатуры - революционных комитетах,
революционных клубах и народных обществах,
также становились все более недовольными
политикой якобинцев.
Якобинская диктатура не осуществила
и чаяний деревенской бедноты. Распродажу
национальных имуществ использовала в
основном зажиточная верхушка крестьянства,
скупившая большую часть земли. В эти годы
безостановочно усиливалась дифференциация
крестьянства. Беднота добивалась ограничения
размеров «ферм», владений зажиточных
крестьян, изъятия у них излишков земли
и раздела ее между неимущими, но якобинцы
не решались поддержать эти требования.
Местные органы власти обычно становились
на сторону богатых крестьян в их конфликтах
с сельскохозяйственными рабочими. Все
это вызывало и среди малоимущих слоев
деревни недовольство якобинской политикой.
Борьба в рядах якобинцев
Обострение внутренних противоречий
в стране и кризис революционной диктатуры
привели к борьбе в рядах якобинцев. С
осени 1793 г. среди якобинцев начали оформляться
две оппозиционные группировки. Первая
из них складывалась вокруг Дантона. Один
из влиятельнейших вождей революции на
ее предыдущих этапах, пользовавшийся
одно время наряду с Робеспьером и Маратом
огромной популярностью в народе, Дантон
уже в решающие дни борьбы с жирондистами
проявил колебания. По выражению Маркса,
Дантон, «несмотря на то, что он находился
на вершине Горы... до известной степени
был вождем Болота»( К. Маркс, Борьба якобинцев
с жирондистами, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч.,
т. III, стр. 609.). После вынужденного ухода
из Комитета общественного спасения Дантон
на время удалился от дел, но, и оставаясь
в тени, он стал притягательным центром,
вокруг которого группировались видные
деятели Конвента и якобинского клуба:
Камилл Демулен, Фабр д'Эглантин и другие.
За некоторыми исключениями, все это были
лица, прямо или косвенно связанные с быстро
растущей новой буржуазией.
Группировка дантонистов вскоре
определилась как откровенно правое направление,
представлявшее разбогатевшую за годы
революции новую буржуазию. На страницах
редактировавшейся Демуленом газеты «Старый
кордельер», в своих речах и статьях дантонисты
выступали как сторонники политики умеренности,
спуска революции на тормозах. Дантонисты
более или менее откровенно требовали
отказа от политики террора и постепенной
ликвидации революционно-демократической
диктатуры. В вопросах внешней политики
они стремились к соглашению с Англией
и другими участниками контрреволюционной
коалиции, чтобы любой ценой поскорее
добиться заключения мира.
Но политика робеспьеристского
Комитета общественного спасения встречала
оппозицию и слева. Парижская коммуна
и секции отражали это недовольство. Они
искали путей к смягчению нужды бедноты,
настаивали на проведении политики суровых
репрессий против спекулянтов, нарушителей
закона о максимуме и т. д. Впрочем, ясной
и определенной программы действий у них
не было.
Наиболее влиятельной левой
группировкой в Париже после разгрома
«бешеных» стали сторонники Шометта и
Эбера - левые якобинцы (или эбертисты,
как их стали называть позднее историки),
воспринявшие ряд требований «бешеных».
Степень сплоченности и однородности
эбертистов была невелика. Эбер (1757-1794),
бывший до революции билетером в театре,
выдвинулся как один из активных деятелей
клуба кордельеров. Осенью 1793 г., когда
прокурором Коммуны стал Шометт, самый
выдающийся представитель левых якобинцев,
Эбера назначили его заместителем. Способный
журналист, Эбер приобрел известность
своей газетой «Отец Дюшен», пользовавшейся
популярностью в народных кварталах Парижа.