Великая Французская революция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 09:55, доклад

Описание работы

Важной вехой на пути становления французского конституционализма явилось торжественное провозглашение 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина. В этом документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционно настроенного третьего сословия, выступавшего в это время еще единым фронтом в конфликте с королем и со всем старым режимом.

Файлы: 1 файл

ИГП.docx

— 44.29 Кб (Скачать файл)

С первых дней революции  Национальное, а затем Учредительное  собрание занялось разработкой конституции  и определением принципов организации  новой государственной власти, в  связи с чем были образованы специальные конституционные комиссии.

Важной вехой на пути становления  французского конституционализма явилось  торжественное провозглашение 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина. В этом документе формулировались  важнейшие государственно-правовые требования революционно настроенного третьего сословия, выступавшего в  это время еще единым фронтом  в конфликте с королем и  со всем старым режимом.

На содержание декларации, выдержанной в духе естественно-правовой концепции, существенное влияние оказали  идеи французских просветителей XVIII в., а также Декларация независимости США.

В число естественных прав, перечень которых отличался от того, какой был предусмотрен в Декларации независимости США, включались свобода, собственность, безопасность, сопротивление  угнетению. Поставив на первое место  в перечне естественных прав человека свободу и собственность, декларация воплотила известную мысль Вольтера: «Свобода и собственность — вот крик природы». В концепции естественных прав, претендующих на универсальное выражение природы человека, реализовывались не только общедемократические устремления народных масс, но и специфические интересы буржуазии, закреплялись важнейшие отношения формирующегося капиталистического общества.

Идея свободы была, несомненно, центральной и самой демократической  идеей декларации. Она не сводилась  лишь к политической свободе, а означала в конечном счете более широкое понимание свободы человека и гражданина как свободы предпринимательства, свободы передвижения, свободы религиозных убеждений и т. д. Собственность также рассматривалась авторами декларации в абстрактно-индивидуалистическом духе и была единственным естественным правом, которое объявлялось в этом документе «неприкосновенным и священным». Незыблемость частной собственности была гарантирована: «Никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости», причем лишь на условиях «справедливого и предварительного возмещения».

Стремление защитить имущественные  интересы граждан нашло свое отражение  в статьях 13, 14, в которых запрещались  произвольные королевские поборы (в  том числе на содержание вооруженных  сил) и устанавливались общие  принципы налоговой системы (равномерное  распределение общих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан  или их представителей и т. д.). В  декларации была осуществлена своеобразная «национализация» государственной власти, которая не рассматривалась уже как основанная на «собственном праве короля», а трактовалась как выражение национального суверенитета. Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника. Закон рассматривался как «выражение общей воли», причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам «сообразно их способностям» в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. По существу это означало отказ от феодального принципа закрытости государственного аппарата для представителей третьего сословия и обоснование одинаковой доступности государственных должностей ввиду их равенства перед законом. Декларация провозглашала ряд первостепенных для закрепления демократического строя политических прав и свобод граждан (право высказываться, писать и печатать свободно; право выражать свои мнения, в том числе религиозные).

Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской  власти, конституционалисты принимали  на себя обязательство построить  новый правовой порядок на «твердой основе закона». В эпоху абсолютизма и подавления личности право базировалось на принципе: «Только то дозволено, что разрешается». Согласно Декларации, все, «что не воспрещено законом, то дозволено», и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе.

Идея законности получила свое закрепление и в виде общих  принципов организации государственной  власти, и прежде всего в разделении властей. Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделено властей, не имеет конституции.

При всем своем ясно выраженном политико-юридическом содержании декларация не имела нормативно-правовой силы. Она была лишь исходным документом революционной власти, стремившейся установить конституционный строй. Поэтому многие ее положения носили программный характер и не могли  быть немедленно реализованы на практике в условиях Франции конца XVIII в., только вступающей на путь создания гражданского общества и утверждения политической демократии. Опираясь на положения  декларации и используя оказавшуюся  в их руках государственную власть, конституционалисты под влиянием широких  народных масс провели ряд важных антифеодальных и демократических  преобразований.

Самым главным итогом первого  этапа революции и деятельности Учредительного собрания явилась Конституция, окончательный текст которой  был составлен на основе многочисленных законодательных актов, имевших  конституционный характер и принятых в 1789— 1791 гг. Из-за противодействия  со стороны короля она была утверждена лишь 3 сентября 1791 г., а через несколько  дней король присягнул на верность Конституции.

Несмотря на свой противоречивый характер, Конституция представляла собой новый шаг на пути закрепления  сложившихся за два года революции  политико-правовых порядков. Конституция  открывалась Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., хотя последняя  не рассматривалась в качестве собственно конституционного текста. Такая практика, когда конституцию предваряет Декларация прав, стала обычной не только для французского, но и мирового конституционализма. Вместе с тем собственно конституционному тексту предшествовало краткое вступление (преамбула).

В преамбуле был конкретизирован  и получил развитие ряд антифеодальных положений, провозглашенных в Декларации 1789 г. Так, отменялись сословные отличия  и дворянские титулы, ликвидировались  цехи и ремесленные корпорации, упразднялись система продажи и наследования государственных должностей и иные феодальные установления. В преамбуле  нашла свое новое отражение и идея равенства: «Ни для какой части нации, ни для одного индивида не существует более особых преимуществ или изъятий из права, общего для всех французов».

Конституция существенно  расширяла по сравнению с Декларацией 1789 г. перечень личных и политических прав и свобод, в частности предусматривала  свободу передвижения, свободу собраний, но без оружия и с соблюдением  полицейских предписаний, свободу  обращения к государственным  властям с индивидуальными петициями, свободу вероисповедания и право  выбора служителей культа.

В Конституции предусматривались  также некоторые социальные права, явившиеся отражением широко распространившихся во Франции в годы революции эгалитарных  настроений. Так, декларировались введение общего и частично бесплатного народного  образования, создание специального управления «общественного призрения для воспитания покинутых детей, для облегчения участи неимущих убогих и для приискания работы тем здоровым неимущим, которые окажутся безработными».

В Конституции получила дальнейшее развитие и концепция национального суверенитета, который един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем. Подчеркивая, что нация является единственным источником всех властей, осуществляемых «лишь путем уполномочения», Конституция на практике реализовывала передовую для той эпохи идею создания системы представительных органов власти.

Компромиссный характер Конституции, отразившей тенденцию к политическому  союзу новых буржуазных и старых феодальных сил, выразился прежде всего в закреплении монархической формы правления. Доктрина разделения властей, провозглашенная еще в Декларации 1789 г. и проводимая в Конституции достаточно последовательно, создавала возможность организационно разграничить участие в осуществлении государственной власти двух политически господствующих групп, выражавших интересы, с одной стороны, большинства французского общества, и, с другой стороны, дворянства, но с фактически сложившимся в ходе революции преобладанием первой.

Выборная законодательная  и судебная власть находилась в руках  представителей победившего третьего сословия, тогда как власть исполнительная, которая по Конституции вверялась  королю, рассматривалась дворянскими  кругами в качестве своего оплота. Тем самым был окончательно сломлен  абсолютизм и создана  конституционная  монархия.  Расходы короля ограничивались цивильным листом, утверждаемым законодательной  властью. Вместе с тем Конституция  объявляла особу короля «неприкосновенной и священной», наделяла его значительными полномочиями.

Король рассматривался как  верховный глава государства  и исполнительной власти, на него возлагалось  обеспечение общественного порядка  и спокойствия. Он являлся также  верховным главнокомандующим, назначал на высшие военные, дипломатические  и иные государственные должности, поддерживал дипломатические сношения, утверждал объявление войны. Король единолично назначал и увольнял министров, руководил их действиями. В свою очередь королевские указы требовали  обязательной контрасигнации (подписи-скрепы) соответствующего министра, что в  известной мере освобождало короля от политической ответственности и  перекладывало ее на правительство.

Король мог не согласиться  с постановлением законодательного корпуса, имел право вето. Признанию  этого права короля предшествовала острая и длительная борьба в Учредительном собрании. В конечном счете Конституция закрепила за королем отлагательное, а не абсолютное вето, как этого добивались сторонники сохранения сильной королевской власти. Законодательная власть осуществлялась однопалатным Национальным Законодательным собранием,  которое избиралось на два года. Оно, как это вытекало из принципа разделения властей, не могло быть распущено королем. В Конституции содержались положения, гарантирующие созыв депутатов и начало работы собрания. Члены Законодательного собрания должны были руководствоваться клятвой “жить свободными или умереть”. Они не могли подвергаться преследованиям за выраженные словесно или письменно мысли или за действия, совершенные при выполнении ими обязанностей представителей.

В Конституции содержался перечень полномочий и обязанностей Законодательного собрания, причем особо  было выделено его право на установление государственных налогов и обязанность  министров отчитываться в расходовании государственных средств. Это делало министров в известной степени зависимыми от законодательной власти.

Конституция сформулировала основные принципы организации судебной власти, которая “не может осуществляться ни законодательным корпусом, ни королем”. Было установлено, что правосудие отправляется беспошлинно судьями, избираемыми  на определенный срок народом и утверждаемыми  в должности королем. Судьи могли  быть смещены или отстранены от должности  только в случаях совершения преступления и в строго установленном порядке.

Конституция предусмотрела  введение во Франции неизвестного ранее  института присяжных заседателей. Участие присяжных предусматривалось  как на стадии обвинения и предания суду, так и на стадии рассмотрения фактического состава деяния и вынесения  по этому поводу своего суждения. Обвиняемому  гарантировалось право на защитника.

Конституция окончательно закрепила  сложившееся в ходе революции  новое административное деление  Франции на департаменты, дистрикты  (округа), кантоны. Местная администрация формировалась на выборной основе. Но королевская власть сохраняла важное право контроля за деятельностью местных органов, а именно право отменять распоряжения департаментской администрации и даже отстранять ее чиновников от должности.

Сохранив предусмотренные  в этом декрете квалификационные требования, Конституция ввела для  активных граждан еще два условия: 1) быть включенными в список национальной гвардии муниципалитета и 2) принести гражданскую присягу.

Первичные собрания активных граждан избирали выборщиков для  участия в департаментских собраниях, где и проходили выборы представителей в Законодательное собрание. Таким  образом, выборы приобретали двухступенчатый  характер. Для выборщиков предусматривался еще более высокий ценз — доход  или аренда имущества (жилья), равные стоимости 100—400 рабочих дней (в зависимости  от местности и численности населения).    

Право быть избранным в  качестве депутаты (пассивное избирательное  право) предоставлялось лицам с  еще более высоким имущественным  доходом 

Привилегия богатства  отражалась и в распределении  депутатских мест. Одна треть Законодательного собрания избиралась в соответствии с размером территории, вторая —  пропорционально численности активных граждан, третья — в соответствии с суммой уплачиваемых налогов, т. е. в зависимости от размеров собственности  и доходов.

Непоследовательный характер конституции проявился и в  том, что она, построенная на идее равенства, не распространялась на французские  колонии, где продолжало сохраняться  рабство.

В Конституции 1791 г. указывалось, что “нация обладает неотъемлемым правом изменять свою Конституцию”. Но при этом устанавливался сложный  порядок внесения в нее поправок и дополнений. Это делало Конституцию  “жесткой”, не способной приспосабливаться  к быстро меняющейся революционной обстановке. Таким образом, скорая гибель конституции и основанного на ней конституционного строя была фактически предопределена.

Первая республика во Франции.  Созданная в соответствии с Конституцией 1791 г. новая система государственных  органов Франции отражала временное  равновесие противостоящих политических сил. В конечном счете она не удовлетворяла  обе стороны' буржуазию, власть которой  при сохранении монархического строя  не была гарантированной и прочной, и Людовика XVI и дворянство, которые  не могли смириться с происшедшими переменами и не оставляли планов реставрации старых порядков.

Состав Законодательного собрания, с первого взгляда, оказался благоприятным для короля: в нем  преобладали так называемые фейяны — представители крупной торговой и промышленной буржуазии, либеральные дворяне и другие консервативные силы, стремившиеся не допустить дальнейшего развития революции. Фейянам противостояли жирондисты  (лидеры — Бриссо, Верньо, Кондорсе), выражавшие интересы более радикальных торгово-промышленных кругов, а также якобинцы  (лидеры — Дантон, Робеспьер и др.), представлявшие собой леворадикальную и наиболее революционно настроенную политическую группировку. Жирондисты и якобинцы, которые были в меньшинстве в Законе-' дательном собрании, пользовались огромным авторитетом в органах самоуправления Парижа — в секциях и в генеральном совете Парижской коммуны, а также в Якобинском клубе, ставшем политическим центром революционного Парижа. В этой ситуации возникло и стало быстро нарастать открытое противостояние законодательной и королевской власти. Сгруппировавшиеся вокруг короля силы феодальной реакции, заручившись поддержкой монархической Европы, готовили заговор против Конституции.

Информация о работе Великая Французская революция