Великая Яса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:58, реферат

Описание работы

В 1204-1205 гг. некий Темучин завершил объединение всех основных монгольских племен под своей властью. В 1206 году на берегу Онона был созван курултай (съезд) монгольских князей, на котором Темучин был провозглашен великим ханом Монголии с титулом Чингисхан. Одновременно на Великом курултае в том же году был принята Великая Яса Чингисхана - «Свод постановлений», обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом. С утверждением феодальных отношений в монгольском обществе и образованием государства в начале 13 в. начало действовать монгольское феодальное право на уровне обычно-правовых норм.
Образование единого монгольского государства способствовало политическому объединению страны, ликвидации политической раздробленности, развитию экономики и культуры и правовому регулированию общественных отношений на уровне обычного права как единого регулятора во всей Монголии.
Деятельность Чингисхана была положительной и прогрессивной до тех пор, пока она соответствовала объективно-историческому процессу консолидации монгольской народности и формированию феодального государства.
Рассмотрим Ясу как источник сведений и феодальном государстве памятник права.

Содержание работы

Введение
1. История возникновения Великой «Ясы» Чингисхана
2. Значение «Ясы» по нормам международного права
3. Управление государством и административные распоряжения по «Ясе»
4. Нормы уголовного права по Ясе
Заключение

Файлы: 1 файл

Великая Яса.docx

— 34.13 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

     Введение 

     1. История возникновения Великой «Ясы» Чингисхана

     2. Значение «Ясы» по нормам международного права

     3. Управление государством и административные распоряжения по «Ясе»

     4. Нормы уголовного права по Ясе 

     Заключение 

     Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В 1204-1205 гг. некий Темучин завершил объединение всех основных монгольских  племен под своей властью. В 1206 году на берегу Онона был созван курултай (съезд) монгольских князей, на котором  Темучин был провозглашен великим  ханом Монголии с титулом Чингисхан. Одновременно на Великом курултае в  том же году был принята Великая  Яса Чингисхана - «Свод постановлений», обнародованный Чингисханом при  избрании его великим ханом. С  утверждением феодальных отношений  в монгольском обществе и образованием государства в начале 13 в. начало действовать монгольское феодальное право на уровне обычно-правовых норм.

     Образование единого монгольского государства  способствовало политическому объединению  страны, ликвидации политической раздробленности, развитию экономики и культуры и  правовому регулированию общественных отношений на уровне обычного права  как единого регулятора во всей Монголии.

     Деятельность  Чингисхана была положительной и  прогрессивной до тех пор, пока она  соответствовала объективно-историческому  процессу консолидации монгольской  народности и формированию феодального  государства.

     Рассмотрим  Ясу как источник сведений и феодальном государстве памятник права. 
 
 
 
 
 
 
 

     1. История возникновения  Великой «Ясы»  Чингисхана

     В 12 веке на территории Монголии не было единого государства, основой монгольского общества были родоплеменные отношения. Социальной единицей была семья, несколько  семей составляли айманы (роды), несколько  родов объединялись в хотон (аул), несколько аулов составляли орду (племя), а из племен образовались народности - улусы. Вели они полуоседлый образ  жизни. В конце 12 в. среди монгольских  племен возвышается род Есугея, сын  которого Темучин начал вести  борьбу за объединение. В процессе этой борьбы сложилась военно-феодальная система кочевой империи Темучина. Она была создана на разделении всех монгольских племен на военные округа - «тысячи». Армия составляла более 200 тыс. человек и была предана  Темучину. В 1206г. состоялся курултай, на котором Темучин провозгласил себя правителем и принял титул Чингисхан, что означало «властитель океана». На курултае был принят свод законов  «Яса», который определял различные  виды правовых отношении монгольском  государстве1.

     «Яса» охватывала все стороны жизни  империи. Письменность на основе уйгурского алфавита, заимствованная монголами  по велению Чингисхана у побежденных  найманов, позволила записать этот первоначально устный свод правил. Наследники хана верили в магическую силу Ясы и скрывали «священную книгу» от всяких иностранцев, покоренных или  до поры свободных. Считалось, что она  приносит победу в битве. Полный текст  до нас, к сожалению, не дошел, но упоминание многих положений Ясы в трудах древних историков позволяет  понять ее суть.

     В Ясе отчетливо прослеживаются идеи императорского государства и императорского права. Весьма вероятно, что одним  из этих источников были китайские  государственно-правовые понятия.

     Так же вероятно, на Ясу повлияла христианская идея Вселенской Империи. В первой редакции Яса была утверждена Чингисханом вскоре после победы его над найманами и кереитами, а как раз среди обоих этих народов христианство - несторианского толка - было сильно развито. Известно, что в результате включения найманов и кереитов, а позже уйгуров, в монгольское государство христианство стало играть немаловажную роль при дворе самого Чингизхана и его преемников. Некоторые из влиятельных сановников молодой империи были христианами по вере. Можно думать, что именно через них христианская идея Вселенской Империи, покоящейся на религиозных основаниях, могла быть воспринята Ясою2.

     Но  имея в виду эти возможные (и даже вероятные) влияния со стороны, нельзя забывать о личности самого Чингисхана как творца Ясы. Следует признать, что Чингисхан был не только гениальным полководцем, но и государственный  деятель крупного размаха.

     По  мысли Чингисхана, одобренный им свод законов должен был быть закреплен  навек. Всякое изменение Ясы, по его  мнению, могло бы привести лишь к  гибели государства. Хранителем Ясы  Чингис назначил еще при жизни  своей старшего сына Джагатая.

     Каждый  новый хан, правил ли он всей империей или только своим улусом, должен был начинать свое царствование подтверждением Ясы. Потомки Чингисхана должны были ежегодно собираться вместе с высшими  сановниками каждого улуса для  того, чтобы удостовериться, что  ни один хан или князь Чингисовой крови за это время не нарушил  Ясы. Виновный в ее нарушении должен был быть низложен. «Кто нарушит  Ясу, лишится головы» - таков был  указ первого хана Золотой Орды.

     Наличие Ясы как твердого свода законов  не исключало, однако, возможности дальнейшего  законодательства Чингисовых преемников. Но это законодательство имело лишь вспомогательное значение для удовлетворения местных нужд каждого улуса на незыблемой основе Ясы. В этом порядке  ханы Золотой Орды издали довольно большое количество указов и распоряжений, известных частью под именем ярлыков. Сюда относятся и ярлыки в пользу русской церкви. Ярлыки эти прямо ссылаются на Великую Ясу, как основной источник указанной правоспособности ханов.

     Мы  должны отличать Великую Ясу от местных  яс (судебников) улусного значения. Несмотря на наличие этих постепенно развивавшихся  судебников, Великая Яса долго  после распадения Монгольской Империи  признавалась в качестве высшего  свода во всех улусах и областях, некогда входивших в состав этой империи. 

     2. Значение «Ясы»  по нормам международного  права

     Общей задачей международного права монголов являлось установление вселенского  мира. Эта цель должна была быть достигнута путем или международных переговоров  о подчинении других народов воле Хана, или, при отказе подчинения - путем  войны. В дошедших до нас фрагментах Ясы на эти общие цели международного права и международной политики монголов сохранились лишь намеки.

     Чингисхан сам не принадлежал ни к одному из определенных вероисповеданий, но вероятно был проникнут глубоким религиозным  чувством. Он подолгу беседовал с  мудрецами различных вер относительно коренных вопросов жизни и правления, например, достоверно известно о его  беседах с даосским монахом Чан-Чуем.

     Задачи  международной политики монголов довольно ясно выражены в дипломатической  переписке монгольских ханов  с Римским Папой и некоторыми европейскими государствами. Руководимый  верой, или своими целями, Чингис и  требовал вселенского признания  своей власти. Все враги его  империи в его глазах лишь «бунтовщики». Одним из основных положений международного права Ясы была определенная форма  объявления войны с гарантией  безопасности населению враждебной страны в случае добровольного подчинения3.

     Другим  важным началом международного права  монголов нужно считать неприкосновенность послов, хотя в дошедших до нас фрагментах Ясы об этом ничего и не говорится. Но поход на Туркестан в 1219 году предпринят был Чингисханом для отместки за убийство послов Хорезмшахом Мохаммедом. И русские князья в 1223 года навлекли на себя гнев монголов именно избиением  монгольских послов, результатом  чего и была катастрофа на Калке. О  почете, с которым Чингис относился  к послам видно из того, что согласно Ясе, послы имели право бесплатно  пользоваться ямскою службою империи4.  

3. Управление государством и административные

распоряжения  по «Ясе»

     Верховная власть, по Ясе, сосредоточена в лице Хана. Ханский титул есть единственный атрибут верховной власти.

     С первоначальной точки зрения монгольского государственного права только монголы  составляли государственно дееспособный народ в империи. И только в  период междуцарствия народ монгольский  мог осуществлять в полной мере свое право, принимая участие в избрании нового хана. Всякий новый хан должен по рождению принадлежать к дому Чингиса. После смерти правящего хана члены  его рода, высшие сановники, войска, племенные и родовые старейшины сходятся вместе на Курултай, на котором  и производится избрание нового хана. Избранным должен быть наиболее способный  из потомков Чингисхана. Никто не может  быть ханом без утверждения на Курултае.

     С избранием нового хана политическая роль народа кончается. Курултаи, собираемые ханами по различным вопросам во время  их царствований, были, в сущности, лишь совещаниями офицеров армии и родовых старейшин для принятия к сведению и исполнению решений хана по поводу предстоящего похода или других важных дел.

     Общественный  строй монголов и турок основан  был на племенном и родовом  праве. В сохранившихся отрывках Великой Ясы находим мало указаний на внутренние социальные отношения  монгольских племен и родов.

     Империя Чингисхана основана была на всеобщем прикрепления населения к службе государству. Каждый имел свое определенное место в войске или податном участке, и с этого места он не мог  сойти.

     Этот  принцип крепости лица государству  можно сравнить с Московским царством 16-17 веков.

     Каждый  начальник, будь он даже высшего ранга, должен беспрекословно подчиняться  всякому приказу Хана, хотя бы преданному через гонца низшего служебного ранга.

     Женщины также обязаны были служебной  повинностью, замещая мужчин, не являвшихся на призыв.

     Прикрепление  к службе соединятся с другим началом - равенства в несении служебных  тягот. Строгая дисциплина утверждается во всех отраслях службы, но от каждого  требуется равное напряжение и не позволяется ни на кого возлагать  чрезмерных тягот.

     Равенство в труде требует равенства  в пище. Яса воспрещает кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. В общей  трапезе ни один не должен есть более  другого.

     Некоторые группы населения могли быть изъяты из-под действия общего крепостного  устава или освобождены от податной повинности. Такие изъятия делались иногда по религиозным соображениям (ханские ярлыки церквам), иногда же по соображениям особой ценности для  государства изымаемых из общего крепостного устава групп (врачи, техники, ремесленники).

     Изъятие делались в пользу упомянутых разрядов населения ввиду того, что от них  ожидалась служба специального характера, которая не могла быть согласована  с общим уставом.

     О применении этого закона в действительной жизни лучше всего свидетельствуют  ханские ярлыки в пользу русской  церкви. Ярлыки эти обеспечивали русскому духовенству свободу от военной  службы и податей. Они были возобновляемы  при каждой смене хана в Золотой  Орде. В ярлыках этих встречаем  прямые ссылки на Великую Ясу.

     Помимо  духовенства, изъятия от действия крепостного  устава давались врачам и юристам. Техники  и ремесленники, будучи изъяты от действия общего устава, подлежали трудовой повинности по их специальности5.

     Согласно  с этими целями, одной из важнейших  задач управления сделалось устройство почтовых станций (ямов) по всем имперским  путям. Устройство ямов было распределено между населением страны так, что  на каждые две тьмы возлагалось попечение  об определенном участке дороги.

     В добавление к таким основным отраслям внутреннего управления, как ямское и податное дело, по некоторым вопросам более узкого значения издавались особые указы, иные из которых включены были в Ясу. Было три таких вида указов:

     - Указ, предписывающий каждому под  страхом смерти возвращать беглого  раба законному собственнику.

     - Указы, предписывающие соблюдение  известных правил убоя скота  в соответствии с монгольскими  обычаями.

     - Указы, предписывающие соблюдение  известных правил для вхождения  в воду и мытья одежды в  воде или, в некоторых случаях,  запрещение этих действий. Мотивы, обусловившие издание этих указов, двоякого характера. С одной  стороны, здесь оказывается ритуалистический  страх перед природой - боязнь  осквернения человеком одной  из основных стихий, что могло  бы оскорбить Верховное Существо.

     С другой стороны, тут действовали  весьма практические - можно сказать, научные - соображения: желание избежать поражения людей молнией, в случае, если они соприкоснуться с водой во время грозы. Запрещение входить в воду и мыть одежду в воде первоначально имело силу лишь на время грозы.

     Благодаря преобладанию так называемого натурального хозяйства у монголов и турок  задачи финансового управления в  первоначальном монгольском государстве  не могли быть особенно сложными. Начальники и воины должны были сами озаботиться  относительно коней, фуража и некоторого количества съестных припасов для похода. Во время похода монгольское войско продовольствовалось за счет врага  и военной добычи.

Информация о работе Великая Яса