Великая Яса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:58, реферат

Описание работы

В 1204-1205 гг. некий Темучин завершил объединение всех основных монгольских племен под своей властью. В 1206 году на берегу Онона был созван курултай (съезд) монгольских князей, на котором Темучин был провозглашен великим ханом Монголии с титулом Чингисхан. Одновременно на Великом курултае в том же году был принята Великая Яса Чингисхана - «Свод постановлений», обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом. С утверждением феодальных отношений в монгольском обществе и образованием государства в начале 13 в. начало действовать монгольское феодальное право на уровне обычно-правовых норм.
Образование единого монгольского государства способствовало политическому объединению страны, ликвидации политической раздробленности, развитию экономики и культуры и правовому регулированию общественных отношений на уровне обычного права как единого регулятора во всей Монголии.
Деятельность Чингисхана была положительной и прогрессивной до тех пор, пока она соответствовала объективно-историческому процессу консолидации монгольской народности и формированию феодального государства.
Рассмотрим Ясу как источник сведений и феодальном государстве памятник права.

Содержание работы

Введение
1. История возникновения Великой «Ясы» Чингисхана
2. Значение «Ясы» по нормам международного права
3. Управление государством и административные распоряжения по «Ясе»
4. Нормы уголовного права по Ясе
Заключение

Файлы: 1 файл

Великая Яса.docx

— 34.13 Кб (Скачать файл)

     Однако  по мере расширения монгольской империи, содержание и ханского двора, и административных учреждений потребовало установления более постоянной системы обжалования.

     К вышеозначенным податным титулам следует  прибавить еще темы, о которых говорится в ямском уставе. Податное устройство приспособлено было таки образом к войсковым частям. Следует заметить, что именно так и было организовано податное управление на Руси после монгольского завоевания.

     Установлено были подати и натурой и деньгами. В расчет должна быть принята и  трудовая повинность населения.

     Важным  источником дохода должна была являться и военная добыча, особенно в первое время расширения империи.

     Собственность умерших должны унаследовать их дети, и нельзя ее переводить в государственный  фонд.

     Государство по ясе было военно-феодальным и  управлялось военной силой. Командиры  получили награды соответственно заслугам, а не по праву рождения. Воины  были разверстаны по десяткам, сотням и тысячам и были обязаны служить  с четырнадцати до семидесяти лет. Для  наблюдения за порядком кроме стотысячной  армии была создана десятитысячная гвардия, несшая службу по охране ханской юрты. Гвардия (кешикташ) была создана из знатных воинов, лично преданных Чингисхану. В составе гвардии выделялась также тысяча самых преданных и сильных воинов - «багатуров».

     Наказаний было установлено два: смертная казнь  и ссылка на пустынный север Монголии. Отличительной чертой этого установления было введение наказания за неоказание помощи в беде боевому товарищу. Этот закон назывался Яса, и хранителем Ясы (верховным прокурором) был назначен второй сын Чингисхана, Чагатай. В  столь воинственном и разноплеменном людском скопище было необходимо поддерживать строгий порядок, для  чего всегда требуется реальная сила. Чингисхан это предусмотрел и  из числа наиболее проверенных воинов создал две стражи, дневную и ночную. Они несли круглосуточное дежурство  в орде, находились неотлучно при  хане и подчинялись только ему. Это  был монгольский аппарат принуждения, поставленный выше армейского командного состава: рядовой гвардеец считался по рангу выше тысячника. Тысячниками  же были назначены 95 нойонов, избранных  войском.

     В Ясе особое место отведено правилам охоты. Чингисхан рассматривал охоту  как лучшую школу военного обучения. Большая зимняя облава занимала серьезное  место в монгольской общественной жизни. Облава эта являлась одним  из важных факторов в экономической, социальной и государственной жизни  монголов.

     Большая облава требовала участия целых  корпусов монгольской армии, чтобы  окружать и загонять стада диких  животных - хищных зверей, диких ослов, антилоп и т.д. Облава играла в  подготовке армии приблизительно ту же роль, что большие маневры в  настоящее время.

     Яса содержала подробные наставления  касательно охвата и загона дичи. Воины  располагались на широком пространстве военным строем - большой полк, правая и левая рука - и все эти части  должны были постепенно сближаться, загоняя  дичь в заранее условленное место  так, чтобы в конце концов дичь очутилась в тесном кольце.

     Вся кампания иногда растягивалась на два-три  месяца. Каждая небрежность или нарушение  приказа со стороны начальника и  рядовых подлежали строгому наказанию. Как только дичь была загнана во внутреннее кольцо, хан имел право  первенства в стрельбе; затем выступали  сановники и военачальники, и  наконец рядовые войны. Попавшая в облаву дичь не уничтожалась целиком: часть отпускалась на разводку.

     Известно, что Чингисхан придавал большое  значение развитию торговли. Одной  из главных задач его управления было обеспечение безопасности торговых путей. Принимая это во внимание, мы можем думать, что Яса содержала  в себе более или менее разработанный  торговый устав.

     Люди  ханской крови подлежали верховному суду ханского рода, составленному  из родовых старейшин. Если человек  ханской крови нарушал Ясу, то его должны были увещать родовые  старейшины дважды. Если он нарушал  Ясу в третий раз, то подлежал ссылке в отдаленные места. Если он после  этого не раскаивался, его заключали  в тюрьму и держали там, пока он не раскается. Если он оставался неукротим, собрание всего рода должно было решить, что с ним делать.

     В отношении общего судопроизводства можно здесь сослаться на один из существующих фрагментов Ясы. По этому  фрагменту, для силы словесного утверждения  необходимо три свидетеля. При наличии  письменных документов правила были вероятно, другие. 

     4. Нормы разного вида права по Ясе

     Основной  задачей уголовного права Ясы  является обеспечение мира и порядка  в обществе и государстве.

     Основной  своей идеальной задачи уголовное  право Ясы стремится на практике достигнуть путем самых жестоких санкций.

     Яса считает преступлением, подлежащим наказанию, следующие виды проступков: а) преступления против религии, нравственности и установленных обычаев; б) преступления против хана и государства; в) преступления против жизни и интересов частных лиц.

     Главным видом этих преступлений против государства  признается нарушение крепостного  устава, в особенности со стороны  высших начальников. К этому же разряду  следует отнести то, что запрещалось  употреблять монгола в качестве подневольного слуги. На первый взгляд эту норму кажется естественным отнести к следующему разделу (преступления против свободы лица). На самом деле истинным мотивом этого указа  было намерение не давать людям ускользнуть  в частную зависимость от крепостной служебной повинности государству6.

     Лишь  один из дошедших фрагментов Ясы посвящен убийству, и в нем говорится  об убийстве по отношению к специальным  категориям лиц - мусульман и китайцев. Все другие случаи нарушения интересов  частных лиц относятся к преступлениям  против собственности. Главнейшие виды их следующие: увод или принятие чужого раба или пленника, конокрадство и  увод скота, злостное банкротство.

     Чингисхан установил общественный порядок  для укрепления господства монгольской  империи и утвердил закон, который  удерживал нацию кочевников в  рамках твердого закона.

     Процитируем вкратце те положения закона, по которым следует наказание казнью: тех, кто убил людей, распутствовал  с женой другого, мужчин, распутствовавших между собой, бежавшего раба и  последовавших за ним, кто погубил  других особо извращенным методом, кто поддержал одного из двух дерущихся, кто преднамеренно оклеветал  других, кто лгал, кто третий раз  растратил имущество других, находившееся на хранении, кто спрятал то, что  нашел, кто не возвращал хозяину  одежду, имущество и оружие, найденное  в битве.

     Эта строгость закона оказала благоприятное  влияние на общественный строй и  жизненный быт того времени, претворение  закона было четким.

     Уголовное право монгольского государства  в рассматриваемом периоде и  несколько позднее носило конкретный, казуальный характер. Многие из принятых и проверенных временем статей послужили  в будущем основой для более  поздних законодательств.

     Сведения  наши о частном праве Ясы весьма скудны. Это следует, вероятно, объясняет  не дефективность существующих фрагментов Ясы, а тем обстоятельством, что  вопросы частного права регулировались главным образом обычным правом, и потому Яса их касалась лишь отчасти.

     В вопросы наследственного права  Яса, по-видимому, подтверждала нормы  обычного права. После смерти главы  семьи имущество разделялось  между сыновьями так, что доля старшего сына была больше других. Юрт (дом) отходил младшему сыну. Старшинство  сыновей устанавливалось в соответствии с рангом их матерей в семье  отца. Хан не должен был вмешиваться  в наследственные отношения, даже в  случае если у умершего не было родственников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Исторически неправомерно смотреть на Ясу лишь как на кодификацию норм обычного права монгольских племен. Рассмотренные  выше факты приводят к совершенно иным выводам.

     Из  всего сказанного выше ясно, что  задачей Ясы было не кодифицировать нормы обычного права, а создать  новые нормы права в соответствии с нуждами новой Империи, для  постройки которой прежнее родовое  государство было лишь исходным пунктом.

     Большинства вопросов так называемого обычного права - родового и племенного - Яса  даже не касается. Не в этом было ее назначение. В жизни рода и семьи  Яса почти не вмешивается и  в этом отношении не кодифицирует, а лишь подтверждает - большей частью молчаливо - существующие нормы. В ряде других случаев, как например, по отношению к уголовному праву, Яса, наоборот, явным образом отменяет действие прежних норм.

     Наконец, в большинстве случаев Яса  создает новые нормы права, это  было необходимо для приспособления ханского законодательства к вновь  возникшим запросам и нуждам расширявшейся  империи.

     Основной  задачей Чингизхана при издании  Ясы, таким образом, создать новую  систему права - право ханское  или имперское, которое должно было утвердиться как надстройка над  прежним обычным правом. В действительности новое ханское право во многих отношениях явилось результатом  слияния новых понятий о Хане-Императоре с прежними понятиями о Хане-вотчиннике и племенном старейшине. Государство  и в Ясе продолжает до некоторой  степени рассматриваться как  ханский улус, вотчина.

     С другой стороны, однако, в Ясе проявляется  отчетливо и новая имперская  идея. И сам Чингисхан, и его  ближайшие преемники сознательно  стремились к тому, чтобы превратить монгольское государство в мировую  империю. Это устремление ясно видно  во всем замысле Ясы.

     Список  использованной литературы 

     1. Владимирцов Б.Я. Чингис-хан.- СПб.: ООО «Академ», 1998.- 389 с.

     2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государство и народы Евразийских степей: Древность и средневековье. - СПб.: АиСТ, 2000.- 478 с.

     3. Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана.- М.: Восточная литература, 2006.- 456 с.

     4. Мухаметова Ф.Ф. Монгольская «Яса» и ее роль в системе общественных отношений империи Чингизхана //Вопросы истории.- 2002.- №5.- С.56-69.

Информация о работе Великая Яса