Великие реформы 60-70-х годов XIX в. в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 18:26, контрольная работа

Описание работы

Интерес к истории реформ, проведённых Александром II, никогда не исчезал, но на определенных этапах пройденного с тех пор страной пути он приобретал особенную остроту и общественно-политическую актуальность. И совсем не случайно наше время пробудило живое и пристальное внимание к эпохе реформ прошлого века.

Содержание работы

Введение
1 Предпосылки либеральных реформ Александра II
2 Реформы в области общественных отношений
2.1 Отмена крепостного права
2.2 Земская реформа
2.3 Городская реформа
2.4 Судебная реформа
2.5 Военная реформа
2.6 Реформы в области просвещения
2.7 Реформы в области печати
3 Социально-политические последствия реформ и их оценки в исторической культуре
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

История контрольная.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

•  Размеры наделов. В положениях устанавливались максимальные и минимальные размеры наделов. В этих пределах и должны были договориться помещик с крестьянами. Размеры были различны по трем зонам («полосам»):

– в черноземной зоне был введен уменьшенный душевой надел – от 2,75 до 6 десятин;

– в нечерноземной – пределы устанавливались от 3 до 7 десятин, что практически означало сохранение в руках крестьян дореформенных площадей пахотной земли;

– в степной – надел мог колебаться в размере от 3 до 12 десятин.

– земли сверх максимальной нормы изымались – «отрезались» – у крестьянина. В целом по стране, за вычетом 8 западных губерний, где наделы даже были увеличены (после польского восстания 1863 г.), «отрезки» составили до 20 % угодий (в некоторых губерниях – до 40 %).

•  Размер выкупа за полевой надел исчислялся следующим образом: стоимость годового оброка принималась за 6 % выкупной суммы (оброк перед реформой постоянно увеличивался помещиками, что привело к завышенной выкупной стоимости по сравнению с рыночной ценой надела).

– Помещику крестьянин выплачивал сам 20–25 % выкупа, иногда в рассрочку. Часто эта доля выкупа заменялась отработками.

–  Государство оплачивало помещикам 75–80 % выкупа (за вычетом долга кредитным организациям) специальными облигациями.

– Эту сумму крестьянин получал в виде ссуды и должен был ее возвратить государству в течение 49 лет, выплачивая, кроме того, 6 % годовых.

•  Сроки проведения реформы. Крестьяне имели право по первому своему требованию выкупить усадебную и пашенную землю не ранее, чем через 9 лет, по соглашению с помещиком. До перехода на выкуп, исполняя повинности в пользу помещика, крестьянин считался временнообязанным. Сроки перехода крестьян из временнообязанного состояния «на выкуп» не были определены Положениями и фактически зависели от воли помещика. В то же время долги помещиков, прекращение выдачи им банковских ссуд стимулировали перевод крестьян на выкуп. К 1881 г. 85 % временнобязанных крестьян перешли на выкуп.

•  Формы собственности . По закону после завершения выкупной операции собственником пашенной земли становилась община, но сразу после этого крестьяне получали право на выход из общины с землей и превращение в единоличного собственника земли.

•  Чересполосица. Община получала пахотную землю, расположенную в разных полях. Согласно традиционной норме, она распределяла эти земли между крестьянскими дворами, исходя из принципа уравнительности. В итоге крестьянское владение не представляло собой единого массива и разделялось на ряд полос. Чересполосица и сопряженные с ней огромные затраты сил и времени (дальноземы) на обработку земли тормозили экономическое развитие деревни.

3. Крестьянская община. Освобожденные крестьяне оставались членами общины.

• Община исполняла землераспределительные функции. После перехода крестьян на выкуп община становилась неполным юридическим собственником надельной земли и получала право производить ее переделы в соответствии с численностью крестьянской семьи. Она занималась хозяйственными вопросами, принимала решения о выходе крестьян из поземельной общины или приеме новых членов.

•  Отвечала за административный, полицейский порядок, а также сбор налогов, который совершался с помощью системы «круговой поруки». На период временнообязанного состояния за помещиком оставалась «обязанность» следить за общественным поведением крестьян и выполнять другие полицейские функции.

•  Сельский сход (сход общинников), на котором могли присутствовать лишь домохозяева (главы семей), являлся главным органом управления общины. На сходе избирался сборщик податей и староста, исполнявший решения схода, а также распоряжения волостного старшины и мирового посредника.На сельском сходе выдвигались также представители (1 от каждых 10 дворов) на волостной сход, где избирался волостной старшина и волостной суд. Вместе с сельскими старостами волости старшина входил в волостную управу.

2.2 ЗЕМСКАЯ  РЕФОРМА

После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года.

Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.

Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли  ответственность  за  народное  образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое.

Земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. Новые формы местного самоуправления не только  сделали  его  всесословным, но и  расширили  круг  его полномочий. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.

2.3 ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА

16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление -  городские думы, избираемые на  четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из  городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.

Право избирать  и  быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие  имущественным  цензом  (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных   заведений, банков). В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую – более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью – все остальные.

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто  хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).

2.4 СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

Эта реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.

Страна была разделена на 108 судебных округов.

Сущность судебной реформы сводится к следующему:

-   суд делается устным и гласным;

-   власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти;

-   основной формой судопроизводства является процесс состязательный;

-   дело может разбираться не более как в двух инстанциях. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали  серьезные гражданские  иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию. 

-    по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий;

-    устраняется канцелярская тайна;

-    и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации.

Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишним лет.

В 1863 году принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний освобождались женщины. Но сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат.

2.5 ВОЕННАЯ РЕФОРМА

Проведение военных реформ, потребность в которых особенно возникла после поражения в Крымской войне,  началось в 1850-х годах, и растянулось на много лет. Большая часть преобразований была связана с деятельностью военного министра Д.А.Милютина. Его главная цель - технически перестроить армию, с одной стороны, а с другой - всемерно облегчить участь солдата. Прежде всего, он добился сокращения срока службы до 16 лет и отмены телесных наказаний.

В 1864 г. им была проведена реформа местного военного управления, которая разделила территорию империи на военные округа.  В 1865 г. был учрежден Главный штаб, который стал центральным органом управления войсками. Была кардинально перестроена система подготовки офицеров: существовавшие прежде кадетские корпуса преобразовывались в военные гимназии, создавались военные училища, готовившие офицеров. Были созданы юнкерские училища, поступление в которые открывало доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения. Создание стройной системы военного образования потребовало пересмотра программ и курсов Академии Генерального штаба и других академий.

Войска были разделены на полевые и местные, были упразднены армии и корпуса, пехота и кавалерия оснащены винтовками Бердана. Артиллерия получила первые нарезные орудия, заряжаемые с казенной части.

Затем важную реформу составило полное преобразование военных судов. Был переработан военно-уголовный кодекс, и само судопроизводство было основано на новых воззрениях и гуманных началах.

1 января 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность вместо рекрутского набора. Все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий, 6 лет служило непосредственно в строю и 9 лет числилось в запасе (для флота – 7 лет действительной службы и 3 года в запасе). Отслужившие сроки действительной службы и в запасе зачислялись в ополчение, в котором пребывали до 40 лет. Существовали разные льготы и освобождения от службы, связанные с  семейными обстоятельствами, физической непригодностью, образованием, сословным происхождением и имущественным положением призывника.

2.6 РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

18 июля 1863 г. был издан  новый и общий устав российских университетов, в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).         

19 ноября 1864 г. появился новый  устав о гимназиях, который провозглашал  равенство при поступлении всем  сословиям. Но из-за высокой оплаты  это было доступно только детям обеспеченных родителей.

Обращено было внимание и на женское образование. В 60-х годах стали устраивать открытые женские заведения, с допущением девиц всех сословий, которые находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая было утверждено новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

2.7 РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ПЕЧАТИ

В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2 058).

В 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения.

6 апреля 1865 г. были утверждены  «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной  цензуры оригинальные сочинения  объемом не менее десяти, а  переводные – не менее двадцати  листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

 

 

 

 

 

3 СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМ И ИХ ОЦЕНКИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ  

Информация о работе Великие реформы 60-70-х годов XIX в. в России