Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 11:58, реферат
Описание работы
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X — XV вв. по данным источников или по художественным произведениям, имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Представления эти в той или иной степени полярны. Воображая начальный период русской государственности, одни мысленно рисуют «теремную затворницу», которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие, напротив, видят социально активных личностей в образах отомстившей древлянам за смерть мужа княгини Ольги или новгородской посадницы Марфы Борецкой.
К числу первых специальных
исследований относится и книга А. В. Добрякова
«Русская женщина в домонгольский период»,
изданная в 1864 г. Ее автор, учитель одной
из санкт-петербургских гимназий, поставил
перед собой цель «рассмотреть, как представляют
женщин памятники древнейшего периода
русской жизни» 20. А. В. Добряков
впервые предпринял попытку рассмотреть
положение женщин в семье и обществе в
зависимости от их принадлежности к тому
или иному социальному слою. Он стремился
показать имущественные и личные права
женщин, их жизнь в семье, взаимоотношения
с родственниками, различия между правами
и положением «язычницы» и «христианки».
Во второй половине XIX в. тема,
которой посвящена книга, нашла отражение
в трудах историков, популяризировавших
исторические знания. О судьбе женщины
в допетровское время писал Н. Я. Аристов.
На основе трудов С.М. Соловьева, В. И. Сергеевича
и других ученых создал биографии выдающихся
древнерусских женщин Д. Я. Мордовцев.
Большой круг историко-литературных источников
привлек для освещения «женского литературного
типа» Древней Руси И. С. Некрасов 21. Но преимущественное
использование некоторыми филологами
(А. Н. Чудиновым, А. И. Желобовским, Н. В.
Ше-метовой) материалов фольклора приводило
к преувеличению степени социальной «свободы»
древнерусских женщин, к идеализации их
общественного положения 22. В то же
время ограничение круга источников нарративной
и церковной литературой вызывало тенденциозное
преуменьшение значения и роли женщин
в хозяйственной и политической жизни
древнерусского общества. «Женщина была
бесправна... роль женщины проявлялась
только в семье»,— писал И. Е. Забелин.
«...Ни о какой общественной жизни для женщины
не могло быть и речи...» — отмечал позднее
Н. К. Грун-скии .
Возможности использования
агиографического материала для изучения
древнерусской истории исследовал в 1871
г. В. О. Ключевский и пришел к выводу, что
кано-низированность описаний жизни, поведения,
самих образов древнерусских женщин в
житийной литературе и связанное с этим
искажение фактов являются помехой для
привлечения житий как источника исторического
исследования 24. Действительно,
даже для характеристики «деяний» выдающихся
женщин русской истории (например, княгини
Ольги) материал агиографии оказывается
на редкость тенденциозным. Но, взятые
в комплексе и сопоставленные с другими
историческими памятниками, данные житийной
литературы могут помочь воспроизвести
церковную концепцию социальной роли
женщины. Однако этот прием не использовался
в дореволюционной буржуазной науке.
Свое понимание вопроса о социальном
положении древнерусской женщины дали
революционные демократы и их последователи,
произведения которых носили большей
частью пропагандистский характер. Они
подчеркивали неравноправие женщин в
любом классовом обществе и искали причину
этого в сфере общественных отношений.
Сравнивая различные формы государственного
устройства в период феодальной раздробленности,
последователь революционных демократов
И. А. Худяков увидел существенные различия
в положении женщин в княжествах и феодальных
республиках. Так, он обратил внимание
на отдельные свидетельства участия женщин
не только в судебных тяжбах, но и в политической
жизни средневекового Новгорода и использовал
эти данные для обоснования необходимости
решить один из насущных тогда вопросов
— о социальном равноправии женщин. В
одной из своих статей И. А. Худяков утверждал,
что проблема социальной роли женщины
в «эпоху Древней Руси и Московии» должна
рассматриваться на основе трех видов
источников: фольклора, церковной литературы
и летописей, соответственно представляющих
«три женских портрета»: «поляницу», «злую
жену» и, наконец, «пользовавшуюся большей
свободой правительницу» (Марфа, Софья
Витовтовна и т. д.) 25.
Другой представитель демократического
лагеря — С. С. Шашков — в своих исследованиях
по истории русских женщин опирался на
опубликованные письменные источники.
В предисловии к одной из книг, изданной
в 1872 г., он писал: «...ввиду вопросов эмансипации,
волнующих современные женские поколения,
знание былых судеб русской женщины представляется
не только интересным, но и практически
полезным для дела освобождения». С. С.
Шашков заметил связь между возникновением
частной (он ее называл «исключительной»)
собственности и ухудшением социального
положения женщин, т. е. вплотную подошел
к историко-материалистическому пониманию
проблемы. Говоря о тяжелом положении
зависимой женщины, он подчеркивал, что
«женщина всегда старалась освободиться
из этого положения, что она боролась с
враждебными ей началами». «Противодействие
русской женщины всему, что давило и порабощало
ее, было достаточно сильным»,— отмечал
С. С. Шашков. К «порабощающим началам»
он относил «религию, закон, обычай». По
его мнению, особенно заметное негативное
воздействие на социальное положение
русских женщин оказал «ви-зантизм», наложивший
на всю древнерусскую жизнь печать «мрачной,
суровой замкнутости». В этом вопросе
он, как видим, разделял взгляды В. Я. Шульгина.
С. С. Шашков считал, что XVI век принес «полное
порабощение» женщине, а «историю борьбы
женщин за свободу» и «самостоятельность»
начинал со сподвижницы Степана Разина
Алены Арзамасской (Темников-ской) 26.
С демократических позиций
подошел к исследованию проблемы и историк-публицист
А. П. Щапов. Его интересовали главным образом
такие вопросы, как «положение народной
женщины», женская грамотность и образование.
Представляет интерес вывод А. П. Щапова
о противоречивости влияния церкви и христианства
на изменения в положении женщины С одной
стороны, писал он, «церковь с самого начала
взяла женщину под свою защиту, возвысила
значение матери», а с другой — та же церковь
«укореняла в ней (женщине.— Н. П.) веру в святость
и нерушимость церковно-брачного подчинения
мужу». «Источник унижения и отверженности»
женщины в Древней Руси А. П. Щапов предлагал
искать в воззрениях людей, а также в господстве
аскетических идеалов, насаждавшихся
церковью 27.
Особое направление в исследовании
истории древнерусской семьи и социального
положения женщины буржуазными учеными
связано с применением сравнительно-исторического
метода. Несмотря на ряд допущенных исследователями
ошибочных сопоставлений, этот метод способствовал
углубленному анализу проблемы. В трудах
С. М. Шпилевского, С. В. Ешевского и других
ученых собран большой материал для сравнительного
изучения положения женщины и истории
семьи в средние века на Руси и в Западной
Европе. К. Алексеев и В. Д. Спасович при
сравнении прав супругов на Руси и в Польше
выявили аналогии в развитии семейного
права восточного и западного славянства.
В работах М. И. Горчакова, Д. Н. Дубакина,
А. И. Заго-ровского, Н. К. Суворова, А. С.
Павлова, А. И. Алмазова на основе исследования
византийских правовых норм, вошедших
в состав древнерусских памятников семейно-брачного
права, определялись сходство и различия
се-мейно-брачных норм Византии, Руси и
Западной Европы, доказывалась самобытность
русского брачного пра-ва28.
Среди причастных к этому направлению
исследователей было много специалистов
по истории церковного права. Не случайно
материалы их трудов неоднократно использовались
А. Надеждиным, Т. В. Барсовым, И. М. Альтшуллером
и другими авторами, которые стремились
показать права и роль женщины в обществе
с позиций христианских воззрений, на
основе церковной концепции. Защитники
ее восхваляли влияние церковных законов
на укрепление семейного статуса женщин,
что якобы благотворно способствовало
«устранению женщин из жизни общественной»
и выполнению ими тех функций, которые
«свойственны женщинам от природы» 29.
Однако мнение авторов, разделявших
взгляд церковников на предназначение
женщины, не было общепризнанным. В спор
с теми, кто представлял древнерусскую
женщину — вслед за канонической литературой
и церковными законами XII—XV вв.— «покорной
рабой, игрушкой своего мужа-господина» 30, вступили ученые, которые отвергали
воззрения на сам брак в Древней Руси как
на акт исключительно религиозный. Многие
исследователи семейно-брачных отношений
в «до-московский период» Руси (А. Ефименко,
А. Смирнов, И. Харламов и др.) стремились
доказать, что брак в X — XV вв. был лишь
разновидностью частной сделки, носил
договорный характер; что по крайней мере
в домонгольский период оба лица, вступавшие
в брак, участвовали в заключении договора
о нем 31.
В конце XIX — начале XX в. возрос
интерес к исто-
рико-этнографической проблематике
, и внутрисемейные отношения в X—XV вв.
нашли отражение в исследованиях историков,
сумевших научно оценить древнерусскую
покаянную литературу и епитимийники
как источники по истории семейного быта
Древней Руси. Особую роль в изучении этих
памятников сыграли публикации и работы
С. И. Смирнова33.
В начале XX в. попытку создать
обобщающие работы по «истории русской
женщины», дать ответ на вопрос о причинах
ее «долголетнего теремного затворничества»,
«отнявшего у нее все человеческие права»
, предприняли женщины — М. Дитрих и Е.
Щепкина. Их выводы мало чем отличались
от выводов предшественников 35. В качестве
причин негативных изменений в социальном
статусе женщин М. Дитрих и Е. Щепкина выдвигали
«утверждение патриархальных начал»,
влияние христианства и византийской
литературы. Остались традиционными и
хронологические этапы в «истории русской
женщины»: языческая свобода, которую
сменило «постепенное закабаление»; с
XVI в.— усиление затворничества, а со времени
Петра I — освобождение, включение женщин
в общественную жизнь. Е. Щепкина внесла,
правда, в эту хронологию некоторые коррективы,
до XVI в.— «замкнутость семейной жизни
для женщин высших классов», а с XVI в.—
возрастание интереса к «ценности женской
личности» 36.
На рубеже XIX и XX вв. буржуазные
историки проявили внимание к новым сторонам
проблемы. Так, в рамках изучения внешней
политики Руси и истории международных
отношений X — XIII вв. освещалась (до этого
отмеченная лишь в популярных очерках)
внешнеполитическая деятельность великой
княгини Ольги 37, королевы
Франции — дочери Ярослава Мудрого Анны
Ярославны38 , императрицы
Германии Евпраксии-Адельгейды Всеволодовны 39, королевы Венгрии Евфро-синьи Мстиславны 40, а также дипломатическая деятельность
русских княжон, в том числе польской королевы
Елены Ивановны — дочери Ивана III 41. На участие
в установлении международных контактов
представительниц княжеских родов указывалось
и в биографических очерках отдельных
князей, составленных А. В. Экземплярским 42.
Немногим больше «повезло»
вопросу об образовании и грамотности
женщин в Древней Руси. На рубеже XIX и XX
вв. увидела свет книга известной участницы
женского либерального движения 70—80-х
годов Е. О. Лихачевой «Материалы для истории
женского образования в России (1086 — 1856)».
Однако наука располагала тогда лишь нарративными
и отчасти актовыми материалами, не были
еще известны или верно датированы многие
эпиграфические источники. Следствием
ограниченности источниковой базы был
вывод об общей неграмотности древнерусских
женщин, за редким исключением представительниц
привилегированных слоев 43.
К началу XX в. русская историческая
наука накопила некоторый археологический
материал, позволивший расширить представления
о древнерусской одежде и женских украшениях 44. Обобщить достижения русских археологов
попыталась Л. Н. Кудь Ее небольшая работа
«Костюм и украшения древнерусской женщины»
(Киев, 1914) по сей день единственное исследование,
специально посвященное этому вопросу.
Но вне поля зрения автора оказались многочисленные
свидетельства русских летописей, памятников
церковной литературы Не использовались
в работе фрески и миниатюры как источники
по истории древнерусского женского костюма,
хотя вопрос о привлечении их к изучению
одежды X — XV вв. был уже поставлен 45.
Итак, русская дореволюционная
историография выявила и накопила значительный
конкретно-исторический материал, позволяющий
с разных сторон осветить историю семьи,
социальное положение и роль женщины в
древнерусском обществе, воссоздать ее
внешний и духовный облик. Буржуазные
историки концентрировали внимание на
юридических аспектах внутрисемейных
отношений, исследовали главным образом
имущественные права супругов в семье.
Проявив интерес к отдельным представительницам
привилегированного сословия, они отчасти
осветили социальный статус женщин этого
ранга. Филологи и этнографы выделили
наиболее яркие женские образы в фольклоре
XI—XV вв. В попытках создать обобщающие
труды по проблеме заметно стремление
выявить динамику изменений в социальном
статусе древнерусских женщин, предложить
свое понимание вопросов о причинах возникновения
их политического неполноправия, о новых
путях и традициях в истории женской эмансипации.
Однако концептуально-методологическая
ограниченность не позволила дворянско-буржуазной
историографии дать обоснованное решение
ряда сложных вопросов Древнерусской
семьи, в том числе и об имущественных
правах женщин в Древней Руси. Ученым революционно-демократического
направления, вплотную подошедшим к историко-материалистическому
пониманию процесса эволюции семейных
отношений, также не всегда удавалось
правильно объяснить явления X—XV вв. Но
именно они первыми обратили внимание
на необходимость изучения положения
«народной» женщины, расширив тем самым
круг исследуемых вопросов.
Древнерусские
женщины в работах советских ученых
Возможность подлинно научного
исследования проблемы, которой посвящена
книга, дала историкам марксистско-ленинская
методология. В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса,
В. И. Ленина содержатся существенные выводы
об основных общих чертах, характеризующих
феодальную формацию в целом и феодальную
семью в частности, имеются ценные высказывания
о роли женщины в обществе, в том числе
в феодальном. По отношению к женщине в
обществе, писал К. Маркс, можно «судить
о степени общей культуры человека». Ф.
Энгельс отметил в «Анти-Дюринге» верное
положение социалистов-утопистов о том,
что «в каждом данном обществе степень
эмансипации женщины есть естественное
мерило общей эмансипации» 46. Исследуя
процессы классообразования, Ф. Энгельс
показал зависимость и тесную взаимосвязь
происхождения семьи, частной собственности
и государства.
Рассматривая семью исторически,
в ее связях с производством, экономическим
развитием и всей жизнью общества, Ф. Энгельс
пришел к выводу, что утверждение частной
собственности на средства производства
сопровождалось негативными изменениями
в социальном положении женщин. Он писал:
«Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением
женского пола. Муж захватил бразды
правления и в доме, а жена была лишена
своего почетного положения, закабалена,
превращена в рабу его желаний, в простое
орудие деторождения» 47.
Поскольку феодальной формации
— особенно в ее «первые столетия» — присуще
господство натурального хозяйства, когда
дом и семья были жизненной и производственной
ячейкой, постольку права женщин, их положение
в феодальном обществе зависели в конечном
счете от статуса женщины в семье. «Господство
мужа» и «сравнительно большую крепость
брачных уз, которые только муж и может
расторгнуть», Ф. Энгельс выделил как отличительные
черты моногамной семьи того времени.
В основе подобной дифференциации социальных
и семейных ролей лежали, как указывал
Ф. Энгельс, «экономические условия, а
именно победа частной собственности»,
ибо в классическом виде в любом зрелом
феодальном обществе в роли собственников
средств производства выступали, как правило,
мужчины, а женщины были исключены из системы
первичных отношений распределения (средств
производства, и прежде всего земли). Говоря
об исключении женщин из социально-экономических
отношений в эпоху средневековья, Ф. Энгельс
отнюдь не утверждал, что они были отстранены
и от участия в производительном труде.
На женщинах по-прежнему лежали все домашние
заботы, но, писал Энгельс, «ведение домашнего
хозяйства утратило свой общественный
характер. Оно перестало касаться общества.
Оно стало частным занятием...» 48.