Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:31, курсовая работа
В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами и народами с различными политическими, религиозными и этническими традициями.
Но самым значительным, широко известным в мире являлся Великий шелковый путь, протянувшийся от берегов Атлантического океана до берегов
Тихого, пересекавший весь Азиатский континент и соединявший страны
Средиземноморья с Дальним Востоком в древности и раннем средневековье. Это была не просто дорога или даже система дорог от океана до океана, это был сложнейший культурно—экономический мост между Востоком и Западом, соединявший народы в их стремлении к миру и сотрудничеству.
Введение
2. Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП):
1. Возникновение ВШП
2. Исторические направления Великого шелкового пути
3. ВШП и Кушанское царство
4. ВШП и Арабский халифат
5. ВШП и Чингизхан
6. ВШП и А. Темур
7. Программа «Шелковый путь»
8. Великий шелковый путь возрождается
3. Заключение
Чуйский путь. В раннем
средневековье он был самым оживленным. Караваны из Самарканда шли в Ташкент.
Затем вдоль предгорий Кыргызского хребта
они приходили в Чуйскую долину. Здесь
с запада на восток тянулась цепочка городов,
через которые проходили караваны. Самыми
крупными из них были
Невакет и Суяб. Из Суяба через ущелье
Боом торговцы попадали на озеро Иссык-
Куль. Вдоль его южного побережья, минуя
города Яр, Ход и Тон, караваны проходили
в г. Барсхан (р-он Кайсары). Из Барсхана
было два пути. Один вел на север через
перевал Сан-Таш в степи Монголии и к кыргызам
в Южную
Сибирь. Другой через перевал Джуук в Центральный
Тянь-Шань и через перевал
Бедель в Восточный Туркестан. Из Восточного
Туркестана все пути вели в
Китай.
В середине II в. н.э. Клавдий
Птоломей дал описание античного
варианта
ВШП. По нему дорога вела через Месопотамию (Междуречье), Ассирию
(Адиабена) и Мидию в Экбатану, оттуда поворачивала
к Кастийским воротам (горный перевал
восточнее Рея), затем проходила через
Парфию в Гекатомпил, Арию
(Герат), Бактру (Балх) и Маргианскую Антиохию
(Мерв). Путь, описанный
Птоломеем, делился на три отрезка: от
переправы через реку Евфрат до Балха,
от Балха до Каменной башни и от нее до
Серы (Чаньянь). Установление контактов
и связей между странами, находившимися
на всем пространстве от
Рима до Китая, привело к активизации тогдашней
мировой торговли.
В III - первой половине IV в.в.
положение стран Передней Азии на
путях мировой торговли подверглось
существенным изменениям. С возникновением
Византийской империи эти маршруты стали
ориентироваться на Константинополь,
превращавшийся в крупнейший торговый и культурный
центр на стыке Европы и
Азии. Тогда, наряду с сирийским участком
«Южной дороги», сформировалась новая
континентальная магистраль, направившаяся
через Экбатану и Арташат в
Константинополь.
В скором времени необходимость дальнейшего сокращения, выпрямления
пути в Константинополь привела к тому,
что стали использоваться дороги, проходящие
через Рей (близ Тегерана), и дороги из
Междуречья (Низибин) в
Малую Азию (через Самосату). Дорога от
Рея пошла по местам, где впоследствии
возникли Казвин, Зенджан, Миане и Тебриз.
В IV-VI вв. между Византией
и Ираном заключались соглашения,
по которым обмен товарами и, главным
образом, китайским шелком, между
персидскими и византийскими
купцами производился в специально
отведенных местах - Низибине (река Тигр), Калинникуме
(река Евфрат) и Арташате (река
Араке), впоследствии его функции перешли
к Двину.
Оживление мировой торговли.
наметившееся в V -начале VII вв., привело
к открытию новых путей. Китайские
источники того времени описывают три дороги: «Северную», «Среднюю»
и «Южную». Последняя вела в Северо-западную
Индию. «Северная дорога», минуя ставку
тюркского кагана (близ озера Иссык-
Куль), огибала Каспийское море и выходила
к Причерноморью. Что касается
«Средней дороги», то она выходила через
Цунлин (Памир), проходила через страны
Цао, Хе, Большую и Малую Ань, Самарканд,
Бухару, Мерв, доходила до
Босы (Иран) и достигала Западного моря.
«Средняя дорога», отходившая
от Двина в Константинополь, вела
через
Карин (Феодосиополь, Эрзерум), Колонию (Койли, Гисар), от нее в Никию
(Езник), Амасию, Гангру и Ангрию (Анкюра,
Анкара). Дорога в южном направлении проходила
через Хлат, Хлимар, Урфу Одесса) и Дамаск
в
Иерусалим, а оттуда в Александрию. Другая
дорога вела в Басру через
Нахичеван, Гандзак-Шахастан, Тизбон (Ктеси-фон),
Аколию (Куфа). От Гандзака-
Шахастана дорога отходила на Ниневию
(Мосул), Мцбин (Низибин) и Урфу
Одесса). На северо-восток дорога проходила
через города Восточного
Закавказья с выходом к Каспийскому морю.
Северо-западное ответвление от
Двина вело к Фазису (Поти) и Диоскурии
(Сухуми).[2]
ВШП и Кушанскео царство
В 1 в. н. э. на территории
Средней Азии образуется Кушанское
государство, первым правителем которого
был Кудзула Кадфиз. Столицей государства,
вероятно, был город на месте Дальверзинтепа, в долине
Сурхандарьи. Во время правления Кудзулы
Кадфиза в состав Кушанского государства
наряду с южными районами Узбекистана
и Таджикистана вошли
Афганистан и Кашмир. В период правления
Канишки (78—123 гг. н.э.) Кушанская держава
расширяет экспансию на Восток: укрепляет
свои владения в Индии, столица государства
была переведена из Бактрии в Пешавар
(на севере
Индии)[3], а Кушанское государство превратилось
в огромную империю, занимавшую территорию
от Индии и Хотана до юга Узбекистана и
Афганистана.
Строятся новые города, развиваются ремесла
и устанавливаются торговые связи с Индией,
Китаем и Римской империей. В торговле
особенно высоко ценились лошади из Ферганы.
Именно в Кушанский
период широкий размах принимает
международная торговля, способствовавшая укреплению Великого
шелкового пути.
Направление торговых связей определялось
следующим образом: на востоке — с
Китаем, куда из Средней Азии везли шерстяные
ткани, ковры, украшения, лазурит и породистых
лошадей: а из Китая доставлялись шелковые
ткани, железо, никель, меха, чай, бумага,
порох; на юге — с Индией, откуда вывозили
пряности и благовония. Путь в Индию был
назван "висячим перевалом" из-за
узких, повисших на большой высоте, карнизов
в горах; на западе — через Иран с Сирией
и Римом, где китайский шёлк ценился на
вес золота; на севере — через Хорезм с
Восточной Европой.[4]
Главная дорога проходила
через Дуньхуан, Хами, Турфан, Кашгар,
Узген,
Ош, Куву, Андижан, Коканд, Самарканд, Бухару
и Мерв (см.карту). В Мерве
(современный город Мары в Туркменистане) великий шелковый
путь разветвлялся.
Одна ветвь вела через
Хорезм на Волгу, в Восточную Европу.
Таким образом товары из Китая, Индии,
Средней Азии достигали Руси: Киева,
Новгорода, а позже и Москвы. В Москве на
рынке был особый, как его называли, "индийский" ряд, где торговали
в основном восточные, индийские купцы.
Другая ветвь шла
через Балх и земли современного
Афганистана в
Индию. Третья направлялась к Багдаду
и далее к Средиземному морю. Здесь товары
перегружались на корабли и попадали в Египет, Византию, Италию.
Примечательно, что кроме
основных дорог Великого шёлкового
пути существовали и примыкавшие
к ним караванные тропы. Известно,
что существовал "золотой" путь.
По мнению А.Сагдуллаева, В.Костецкого,
Н.Норкулова он был назван так из-за сказочных богатств Кураминских
и
Алтайских гор, а также реки Зарафшан и
шёл в направлении к Папу и Заркенту, к
поселениям рудокопов и стоянкам кочевников.
А по мнению А.Аскарова — это был путь
в Сибирь, проходивший через Давань (Фергану)
по побережью озера
Иссык-Куль, по которому возили золото.
Но вполне вероятно, что функционировали
оба эти пути.
Существовал и так
называемый "серебряный" путь, по
которому шли караваны с центрально-азиатским
серебром в те государства, где его
не хватало: через Хазарский каганат, Булгарское государство —
в Киевскую Русь и страны Европы. Серебро,
добываемое в рудниках Шаша и на горе Кухи—сим
("Серебряная гора"), шло на чеканку
монет. Судя по находкам серебряных монет
– дирхемов — на территории России, Германии
и стран Балтики, они вывозились и как
деньги, и как товар. Торговля в основном
была меновая, деньги служили лишь единицей
счета. Купцы оценивали свой товар в определенную
сумму и меняли его на другой товар такой
же стоимости.
С караванами на Запад
и Восток по Великому шелковому пути шли купцы, дипломаты,
искатели лёгкой наживы и приключений,
простые труженики — ремесленники и земледельцы,
а также паломники— пилигримы. Особенно
много бродило по караванным путям буддийских
монахов и :служителей культа Будды.
Их движение не было бесцельным, по сути
они осуществляли распространение религии.
Постепенно буддизм из Индии проникает
и в страны, расположенные вдоль Великого
шёлкового пути. Временем активного проникновения
буддизма в
Среднюю Азию датируется известное буддийское
святилище Айртам (Северная
Бактрия, II в. н.э.).
Особенно сильный центр буддизма был обнаружен археологами при раскопках в Термезе, в местечке Дальверзин-тепа. Здесь находится целый комплекс храмов, посвященных Будде. Судя по раскопкам, это был мощный и весьма долговременный центр буддизма на юге Средней Азии, откуда началось широкое распространение этой религии по всей территории Средней Азии, ставшей в период Кушанской империи государственной религией.
Затем по караванному
пути буддизм постепенно распространился в
Китай, далее двинулся в Японию, Юга—Восточную
Азию и страны Индокитая.
Сейчас мы знаем, как глубоко внедрился
буддизм во всех этих странах.
Особенно прочно он укоренился в Китае
и Японии. То есть самая активная и самая
непосредственная роль в распространении
буддизма принадлежит именно
Великому шелковому пути.
Буддизм был не единственным
учением, попавшим в Среднюю Азию
и Китай о
Запада. Наряду с зороастризмом здесь
имели место несторианское христианство
и манихейство.
Несторианцы бежали в Среднюю Азию и Китай от преследований, которые начались, когда их толкования христианских сюжетов были объявлены православной церковью в Сирии ересью, в частности, они считали, что Иисус был рожден человеком, а затем уж стал мессией (Христом).
Китайцы называли христианство "учением света" и отличали его от зороастризма, который они обозначали как "учение огня". В Китае зороастризм не получил широкого распространения и оставался большей частью религией чужеземцев.
Манихейство, "учение
о двух принципах", имело в противоположность этому большой успех.
Оно сочетает в себе элементы зороастрийских
и христианских религиозных представлений.
Характерным также является строгий дуализм,
утверждаемый двумя непримиримыми принципами
Добра и Зла.
Запрещенное в Персии в III в., манихейство
прочно обосновалось в Согдиане, а начиная
с VIII в. нашло многочисленных сторонников
в Средней Азии среди уйгуров. Период его
расцвета длился вплоть до Х в. Отношение
китайцев к манихейцам большей частью
зависело от их отношений с уйгурами, а
они, в свою очередь, были жизненно важными
для функционирования торговли на
Великом шёлковом пути.
В период после Х в. манихейство в западной части Центральной Азии было окончательно вытеснено исламом, а в восточной части — буддизмом.
Но этот путь, соединявший многие страны, способствовал только миграции религий, параллельно с этим шёл столь же активный культурный взаимообмен, в том числе письменности и музыки.
Средняя Азия всегда отличалась
своеобразием музыкального искусства.
А её выгодное географическое положение в период функционирования Великого
шёлкового пути способствовало оживлению
и в сфере её музыкальной жизни.
Средняя Азия выступала не только посредником,
но и активным участником процесса музыкального
взаимообогащения народов. Политическая
обстановка, сложившаяся в регионе, в результате
которой Средняя Азия, Восточный
Туркестан и Северная Индия вошли в государственное
объединение Кушанской империи (I— IV вв.),
государства эфталитов (V— сер. VI вв.), Тюркского
каганата (сер. VI— VII вв.), способствовала
установлению наиболее тесных контактов
с восточными странами. В этот период усиливается
их этническая и культурная общность,
укрепляются связи с Китаем.
В монографии Э.Шефера "Золотые
персики Самарканда" приведены
данные о разнообразных дарах
императорскому дворцу, а также о широкой торговле.
Это знаменитые среднеазиатские кони
и собаки — очевидно охотничьи, пользовавшиеся
широким спросом в придворной среде. С
охотничьими забавами связан был привоз
в Китай ловчих соколов, а также гепардов.
Из Хорезма поступали меха пушных зверей
— соболей, белок, лисиц, куниц, бобров,
зайцев, ' привозились также выделанные
шкуры козлов, а из тюркских стран — войлочные
изделия и доспехи из лошадиной кожи. В
Китае ценили иноземное вино, и хотя к
VIII в. изготовление его уже было здесь
освоено, из Чача
(Ташкентский оазис) в эту пору привозилось
вино, приготовленное "по иранскому
способу". Из Тохаристана доставляли
лекарство "читрагандха" — средство
от ран и кровотечений, представлявшее
смесь целебных смол и трав.
В качестве лекарственных препаратов
упоминается "терновый мед" — всем
известная верблюжья колючка, сладкий
сок которой обладает целебными свойствами.
Значение Великого шелкового
пути не исчерпывалось торговым обменом
и оседанием вдоль его
Иран и Среднюю Азию, а в V в. её освоили
в Китае.
Существует версия приобретения
западным миром знаний об изготовлении
шёлка. Это произошло посредством того, что на современном языке
можно было бы назвать промышленным шпионажем.
Китайская принцесса в 420 или 440 гг. должна
была выйти замуж за правителя Хотана
и не хотела отказываться от шёлка вдали
от своей родины. Поэтому спрятав личинки
. шелкопряда в своей прическе, она пронесла
их контрабандой в Хотан. Так началось
изготовление шёлка за пределами Китая,
хотя поначалу и в малом объёме. Из Средней
Азии в
Византию личинки шелкопряда, а вместе
с ними основы изготовления шёлка, попали,
спрятанные в дорожном посохе несторианского
монаха. Таким образом была разрушена
монополия Китая на производство шёлка.
ВШП и Арабский халифат
В VII в. н.э. на Аравийском
полуострове образовалось новое
государство
— Арабский халифат, начавшее вести завоевания,
благодаря которым уже в VIII в. н.э. оно занимало территорию
от берегов Атлантики до Средней Азии.
Буддийские храмы в Средней Азии были
превращены в мечети. Арабский язык стал
государственным и литературным языком.
Обязанность каждого мусульманина совершить
в течение жизни хадж (паломничество) в
священный город Мекку помогала развивать
пешеходные и торговые дороги. Базируясь
сначала в Дамаске, а затем в Багдаде новая
империя добилась высоко развитой торговли
между Индией и Китаем, с одной стороны,
и славянскими странами,
Византией и Европой, с другой. Политические
волнения не нарушали торговой активности
и культурных контактов в пределах мусульманского
мира.
Мусульманские торговцы активно действовали
на караванных путях и утвердились в торговых
центрах далеко за пределами их собственной
империи,
Мусульманские коммерческие общины можно
было найти от Испании до Китая, а торговля
между Китаем и Монголией перешла целиком
в их руки.
Власть Арабского халифата
в Средней Азии пала в конце
девятого столетия. Период IX—XII вв. в
Средней Азии в политическом плане
был периодом существования нескольких
централизованных государств — Саманидов,
Караханидов, Газневидов, Сельджукидов
и Хорезмшахов. А что касается уровня культурного
развития, то период IX—XII вв. получил в
исторической литературе определение
"восточного ренессанса".
Информация о работе Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие