Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами и народами с различными политическими, религиозными и этническими традициями.
Но самым значительным, широко известным в мире являлся Великий шелковый путь, протянувшийся от берегов Атлантического океана до берегов
Тихого, пересекавший весь Азиатский континент и соединявший страны
Средиземноморья с Дальним Востоком в древности и раннем средневековье. Это была не просто дорога или даже система дорог от океана до океана, это был сложнейший культурно—экономический мост между Востоком и Западом, соединявший народы в их стремлении к миру и сотрудничеству.

Содержание работы

Введение
2. Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП):
1. Возникновение ВШП
2. Исторические направления Великого шелкового пути
3. ВШП и Кушанское царство
4. ВШП и Арабский халифат
5. ВШП и Чингизхан
6. ВШП и А. Темур
7. Программа «Шелковый путь»
8. Великий шелковый путь возрождается
3. Заключение

Файлы: 1 файл

Шёлковый путь казахстан.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Чуйский путь. В раннем средневековье он был самым оживленным. Караваны из Самарканда шли в Ташкент. Затем вдоль предгорий Кыргызского хребта они приходили в Чуйскую долину. Здесь с запада на восток тянулась цепочка городов, через которые проходили караваны. Самыми крупными из них были 
Невакет и Суяб. Из Суяба через ущелье Боом торговцы попадали на озеро Иссык- 
Куль. Вдоль его южного побережья, минуя города Яр, Ход и Тон, караваны проходили в г. Барсхан (р-он Кайсары). Из Барсхана было два пути. Один вел на север через перевал Сан-Таш в степи Монголии и к кыргызам в Южную 
Сибирь. Другой через перевал Джуук в Центральный Тянь-Шань и через перевал 
Бедель в Восточный Туркестан. Из Восточного Туркестана все пути вели в 
Китай.

В середине II в. н.э. Клавдий  Птоломей дал описание античного  варианта 
ВШП. По нему дорога вела через Месопотамию (Междуречье), Ассирию (Адиабена) и Мидию в Экбатану, оттуда поворачивала к Кастийским воротам (горный перевал восточнее Рея), затем проходила через Парфию в Гекатомпил, Арию 
(Герат), Бактру (Балх) и Маргианскую Антиохию (Мерв). Путь, описанный 
Птоломеем, делился на три отрезка: от переправы через реку Евфрат до Балха, от Балха до Каменной башни и от нее до Серы (Чаньянь). Установление контактов и связей между странами, находившимися на всем пространстве от 
Рима до Китая, привело к активизации тогдашней мировой торговли.

В III - первой половине IV в.в. положение стран Передней Азии на путях мировой торговли подверглось  существенным изменениям. С возникновением 
Византийской империи эти маршруты стали ориентироваться на Константинополь, превращавшийся в крупнейший торговый и культурный центр на стыке Европы и 
Азии. Тогда, наряду с сирийским участком «Южной дороги», сформировалась новая континентальная магистраль, направившаяся через Экбатану и Арташат в 
Константинополь.

В скором времени необходимость дальнейшего сокращения, выпрямления пути в Константинополь привела к тому, что стали использоваться дороги, проходящие через Рей (близ Тегерана), и дороги из Междуречья (Низибин) в 
Малую Азию (через Самосату). Дорога от Рея пошла по местам, где впоследствии возникли Казвин, Зенджан, Миане и Тебриз.

В IV-VI вв. между Византией  и Ираном заключались соглашения, по которым обмен товарами и, главным  образом, китайским шелком, между  персидскими и византийскими  купцами производился в специально отведенных местах - Низибине (река Тигр), Калинникуме (река Евфрат) и Арташате (река 
Араке), впоследствии его функции перешли к Двину.

Оживление мировой торговли. наметившееся в V -начале VII вв., привело  к открытию новых путей. Китайские  источники того времени описывают три дороги: «Северную», «Среднюю» и «Южную». Последняя вела в Северо-западную 
Индию. «Северная дорога», минуя ставку тюркского кагана (близ озера Иссык- 
Куль), огибала Каспийское море и выходила к Причерноморью. Что касается 
«Средней дороги», то она выходила через Цунлин (Памир), проходила через страны Цао, Хе, Большую и Малую Ань, Самарканд, Бухару, Мерв, доходила до 
Босы (Иран) и достигала Западного моря.

«Средняя дорога», отходившая от Двина в Константинополь, вела через 
Карин (Феодосиополь, Эрзерум), Колонию (Койли, Гисар), от нее в Никию 
(Езник), Амасию, Гангру и Ангрию (Анкюра, Анкара). Дорога в южном направлении проходила через Хлат, Хлимар, Урфу Одесса) и Дамаск в 
Иерусалим, а оттуда в Александрию. Другая дорога вела в Басру через 
Нахичеван, Гандзак-Шахастан, Тизбон (Ктеси-фон), Аколию (Куфа). От Гандзака- 
Шахастана дорога отходила на Ниневию (Мосул), Мцбин (Низибин) и Урфу 
Одесса). На северо-восток дорога проходила через города Восточного 
Закавказья с выходом к Каспийскому морю. Северо-западное ответвление от 
Двина вело к Фазису (Поти) и Диоскурии (Сухуми).[2]

ВШП и Кушанскео царство

В 1 в. н. э. на территории Средней Азии образуется Кушанское  государство, первым правителем которого был Кудзула Кадфиз. Столицей государства, вероятно, был город на месте Дальверзинтепа, в долине 
Сурхандарьи. Во время правления Кудзулы Кадфиза в состав Кушанского государства наряду с южными районами Узбекистана и Таджикистана вошли 
Афганистан и Кашмир. В период правления Канишки (78—123 гг. н.э.) Кушанская держава расширяет экспансию на Восток: укрепляет свои владения в Индии, столица государства была переведена из Бактрии в Пешавар (на севере 
Индии)[3], а Кушанское государство превратилось в огромную империю, занимавшую территорию от Индии и Хотана до юга Узбекистана и Афганистана. 
Строятся новые города, развиваются ремесла и устанавливаются торговые связи с Индией, Китаем и Римской империей. В торговле особенно высоко ценились лошади из Ферганы.

Именно в Кушанский  период широкий размах принимает  международная торговля, способствовавшая укреплению Великого шелкового пути. 
Направление торговых связей определялось следующим образом: на востоке — с 
Китаем, куда из Средней Азии везли шерстяные ткани, ковры, украшения, лазурит и породистых лошадей: а из Китая доставлялись шелковые ткани, железо, никель, меха, чай, бумага, порох; на юге — с Индией, откуда вывозили пряности и благовония. Путь в Индию был назван "висячим перевалом" из-за узких, повисших на большой высоте, карнизов в горах; на западе — через Иран с Сирией и Римом, где китайский шёлк ценился на вес золота; на севере — через Хорезм с Восточной Европой.[4]

Главная дорога проходила  через Дуньхуан, Хами, Турфан, Кашгар, Узген, 
Ош, Куву, Андижан, Коканд, Самарканд, Бухару и Мерв (см.карту). В Мерве 
(современный город Мары в Туркменистане) великий шелковый путь разветвлялся.

Одна ветвь вела через  Хорезм на Волгу, в Восточную Европу. Таким образом товары из Китая, Индии, Средней Азии достигали Руси: Киева, 
Новгорода, а позже и Москвы. В Москве на рынке был особый, как его называли, "индийский" ряд, где торговали в основном восточные, индийские купцы.

Другая ветвь шла  через Балх и земли современного Афганистана в 
Индию. Третья направлялась к Багдаду и далее к Средиземному морю. Здесь товары перегружались на корабли и попадали в Египет, Византию, Италию.

Примечательно, что кроме  основных дорог Великого шёлкового  пути существовали и примыкавшие  к ним караванные тропы. Известно, что существовал "золотой" путь. По мнению А.Сагдуллаева, В.Костецкого, 
Н.Норкулова он был назван так из-за сказочных богатств Кураминских и 
Алтайских гор, а также реки Зарафшан и шёл в направлении к Папу и Заркенту, к поселениям рудокопов и стоянкам кочевников. А по мнению А.Аскарова — это был путь в Сибирь, проходивший через Давань (Фергану) по побережью озера 
Иссык-Куль, по которому возили золото. Но вполне вероятно, что функционировали оба эти пути.

Существовал и так  называемый "серебряный" путь, по которому шли караваны с центрально-азиатским  серебром в те государства, где его  не хватало: через Хазарский каганат, Булгарское государство — в Киевскую Русь и страны Европы. Серебро, добываемое в рудниках Шаша и на горе Кухи—сим 
("Серебряная гора"), шло на чеканку монет. Судя по находкам серебряных монет – дирхемов — на территории России, Германии и стран Балтики, они вывозились и как деньги, и как товар. Торговля в основном была меновая, деньги служили лишь единицей счета. Купцы оценивали свой товар в определенную сумму и меняли его на другой товар такой же стоимости.

С караванами на Запад  и Восток по Великому шелковому пути шли купцы, дипломаты, искатели лёгкой наживы и приключений, простые труженики — ремесленники и земледельцы, а также паломники— пилигримы. Особенно много бродило по караванным путям буддийских монахов и :служителей культа Будды. 
Их движение не было бесцельным, по сути они осуществляли распространение религии. Постепенно буддизм из Индии проникает и в страны, расположенные вдоль Великого шёлкового пути. Временем активного проникновения буддизма в 
Среднюю Азию датируется известное буддийское святилище Айртам (Северная 
Бактрия, II в. н.э.).

Особенно сильный центр  буддизма был обнаружен археологами  при раскопках в Термезе, в  местечке Дальверзин-тепа. Здесь находится  целый комплекс храмов, посвященных  Будде. Судя по раскопкам, это был  мощный и весьма долговременный центр буддизма на юге Средней Азии, откуда началось широкое распространение этой религии по всей территории Средней Азии, ставшей в период Кушанской империи государственной религией.

Затем по караванному  пути буддизм постепенно распространился в 
Китай, далее двинулся в Японию, Юга—Восточную Азию и страны Индокитая. 
Сейчас мы знаем, как глубоко внедрился буддизм во всех этих странах. 
Особенно прочно он укоренился в Китае и Японии. То есть самая активная и самая непосредственная роль в распространении буддизма принадлежит именно 
Великому шелковому пути.

Буддизм был не единственным учением, попавшим в Среднюю Азию и Китай о 
Запада. Наряду с зороастризмом здесь имели место несторианское христианство и манихейство.

Несторианцы бежали в  Среднюю Азию и Китай от преследований, которые начались, когда их толкования христианских сюжетов были объявлены православной церковью в Сирии ересью, в частности, они считали, что Иисус был рожден человеком, а затем уж стал мессией (Христом).

Китайцы называли христианство "учением света" и отличали его от зороастризма, который они обозначали как "учение огня". В Китае зороастризм не получил широкого распространения и оставался большей частью религией чужеземцев.

Манихейство, "учение о двух принципах", имело в противоположность этому большой успех. Оно сочетает в себе элементы зороастрийских и христианских религиозных представлений. Характерным также является строгий дуализм, утверждаемый двумя непримиримыми принципами Добра и Зла. 
Запрещенное в Персии в III в., манихейство прочно обосновалось в Согдиане, а начиная с VIII в. нашло многочисленных сторонников в Средней Азии среди уйгуров. Период его расцвета длился вплоть до Х в. Отношение китайцев к манихейцам большей частью зависело от их отношений с уйгурами, а они, в свою очередь, были жизненно важными для функционирования торговли на 
Великом шёлковом пути.

В период после Х в. манихейство в западной части  Центральной Азии было окончательно вытеснено исламом, а в восточной  части — буддизмом.

Но этот путь, соединявший многие страны, способствовал только миграции религий, параллельно с этим шёл столь же активный культурный взаимообмен, в том числе письменности и музыки.

Средняя Азия всегда отличалась своеобразием музыкального искусства. А её выгодное географическое положение в период функционирования Великого шёлкового пути способствовало оживлению и в сфере её музыкальной жизни. 
Средняя Азия выступала не только посредником, но и активным участником процесса музыкального взаимообогащения народов. Политическая обстановка, сложившаяся в регионе, в результате которой Средняя Азия, Восточный 
Туркестан и Северная Индия вошли в государственное объединение Кушанской империи (I— IV вв.), государства эфталитов (V— сер. VI вв.), Тюркского каганата (сер. VI— VII вв.), способствовала установлению наиболее тесных контактов с восточными странами. В этот период усиливается их этническая и культурная общность, укрепляются связи с Китаем.

В монографии Э.Шефера "Золотые  персики Самарканда" приведены  данные о разнообразных дарах  императорскому дворцу, а также о широкой торговле. Это знаменитые среднеазиатские кони и собаки — очевидно охотничьи, пользовавшиеся широким спросом в придворной среде. С охотничьими забавами связан был привоз в Китай ловчих соколов, а также гепардов. Из Хорезма поступали меха пушных зверей — соболей, белок, лисиц, куниц, бобров, зайцев, ' привозились также выделанные шкуры козлов, а из тюркских стран — войлочные изделия и доспехи из лошадиной кожи. В Китае ценили иноземное вино, и хотя к VIII в. изготовление его уже было здесь освоено, из Чача 
(Ташкентский оазис) в эту пору привозилось вино, приготовленное "по иранскому способу". Из Тохаристана доставляли лекарство "читрагандха" — средство от ран и кровотечений, представлявшее смесь целебных смол и трав. 
В качестве лекарственных препаратов упоминается "терновый мед" — всем известная верблюжья колючка, сладкий сок которой обладает целебными свойствами.

Значение Великого шелкового  пути не исчерпывалось торговым обменом  и оседанием вдоль его магистралей  тех или иных изделий в качестве посольских даров или предметов рынка. Шелковый путь в огромной мере способствовал ретрансляции технологических достижений. Так, шелководство и шелкоткачество, которые долгое время были монополией Китая, в V—VI вв, продвинулись в Среднюю Азию, Иран и Византию. И, наоборот, техника изготовления стекла, поступавшего из стран Средиземноморья, проникла в 
Иран и Среднюю Азию, а в V в. её освоили в Китае.

Существует версия приобретения западным миром знаний об изготовлении шёлка. Это произошло посредством того, что на современном языке можно было бы назвать промышленным шпионажем. Китайская принцесса в 420 или 440 гг. должна была выйти замуж за правителя Хотана и не хотела отказываться от шёлка вдали от своей родины. Поэтому спрятав личинки . шелкопряда в своей прическе, она пронесла их контрабандой в Хотан. Так началось изготовление шёлка за пределами Китая, хотя поначалу и в малом объёме. Из Средней Азии в 
Византию личинки шелкопряда, а вместе с ними основы изготовления шёлка, попали, спрятанные в дорожном посохе несторианского монаха. Таким образом была разрушена монополия Китая на производство шёлка.

ВШП и Арабский халифат

В VII в. н.э. на Аравийском полуострове образовалось новое  государство 
— Арабский халифат, начавшее вести завоевания, благодаря которым уже в VIII в. н.э. оно занимало территорию от берегов Атлантики до Средней Азии. 
Буддийские храмы в Средней Азии были превращены в мечети. Арабский язык стал государственным и литературным языком. Обязанность каждого мусульманина совершить в течение жизни хадж (паломничество) в священный город Мекку помогала развивать пешеходные и торговые дороги. Базируясь сначала в Дамаске, а затем в Багдаде новая империя добилась высоко развитой торговли между Индией и Китаем, с одной стороны, и славянскими странами, 
Византией и Европой, с другой. Политические волнения не нарушали торговой активности и культурных контактов в пределах мусульманского мира. 
Мусульманские торговцы активно действовали на караванных путях и утвердились в торговых центрах далеко за пределами их собственной империи, 
Мусульманские коммерческие общины можно было найти от Испании до Китая, а торговля между Китаем и Монголией перешла целиком в их руки.

Власть Арабского халифата в Средней Азии пала в конце  девятого столетия. Период IX—XII вв. в  Средней Азии в политическом плане  был периодом существования нескольких централизованных государств — Саманидов, 
Караханидов, Газневидов, Сельджукидов и Хорезмшахов. А что касается уровня культурного развития, то период IX—XII вв. получил в исторической литературе определение "восточного ренессанса".

Информация о работе Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие