Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами и народами с различными политическими, религиозными и этническими традициями.
Но самым значительным, широко известным в мире являлся Великий шелковый путь, протянувшийся от берегов Атлантического океана до берегов
Тихого, пересекавший весь Азиатский континент и соединявший страны
Средиземноморья с Дальним Востоком в древности и раннем средневековье. Это была не просто дорога или даже система дорог от океана до океана, это был сложнейший культурно—экономический мост между Востоком и Западом, соединявший народы в их стремлении к миру и сотрудничеству.

Содержание работы

Введение
2. Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП):
1. Возникновение ВШП
2. Исторические направления Великого шелкового пути
3. ВШП и Кушанское царство
4. ВШП и Арабский халифат
5. ВШП и Чингизхан
6. ВШП и А. Темур
7. Программа «Шелковый путь»
8. Великий шелковый путь возрождается
3. Заключение

Файлы: 1 файл

Шёлковый путь казахстан.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Относительное спокойствие  в этот период способствовало экономическому и культурному развитию региона. К восточно-западной торговле была добавлена интенсивная торговля с районами Волги через Хорезм.

Самарканд стал значительным городом Средней Азии. Рынки были переполнены товарами со всех концов света: Персии, Индии, Китая. Огромным спросом пользовались шелковые и хлопчатобумажные ткани Зарафшанской долины. 
А медеплавильщики славились своими лампами и котлами. Из Самарканда также вывозили стремена, удила, ремни, платки, орехи. Особенно большое значение имело производство бумаги, секрет изготовления которой был ранее известен только в Китае. По мнению английского историка Хильды Хукхэм, секрет изготовления бумаги был раскрыт самими китайскими мастерами — бумагоделами, которые были захвачены в плен в битве при Таласе (751 г.) и затем привезены в Самарканд. Самаркандские мастера— бумагоделы освоили искусство выделки писчей бумаги и в дальнейшем передавали своё умение от поколения к поколению. Подобная передача секретов производства бумаги была одной из причин её высоко сортности на протяжении многих веков. К концу Х в. самаркандская бумага заменила папирус и пергамент в восточных странах, и даже когда её производство распространилось на запад, самаркандская бумага не имела себе равных.

Бухара славилась изделиями золотых дел мастеров. Значительное место в её экспорте занимали также ковры, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, дублёные кожи, конские сёдла масла, конопля, сера, грецкие орехи и, конечно, знаменитые бухарские арбузы и дыни.

Область Шаша, или Чача, славилась в эту пору выделкой кож и кожаных изделий, что обуславливалось прежде всего соседством с кочевой степью. Из 
Шаша вывозились; высокие сёдла из лошадиной кожи, колчаны для стрел, палатки; кроме того: плащи, молитвенные коврики, луки, иголки и ножницы.

Торговая активность X—XII вв. была особенно благоприятна для 
Хорезма: Этот оазис в нижнем течении Амударьи, южнее Аральского моря, выступал посредником в степной торговле между Волгой и кочевниками. От главного города Хорезма Ургенча караваны могли следовать до Отрара и затем в Китай, или же главная дорога могла соединяться в Бухаре и вести к югу. 
Отсюда дорога шла на восток, в Китай или же южнее через Гиндукуш в Индию. 
Известно, что Хорезм "специализировался" на кондитерских изделиях из миндаля и великолепных дынях, которые экспортировались упакованными в свинцовые формы со снегом или льдом.

Кроме того особенно ценились Хорезмские луки, натянуть которые  могли только сильные люди; а также: лодки, рыбий клей, рыбьи зубы: не говоря уже о большом количестве рыбы, которая вылавливалась в низовьях Амударьи и вывозилась в солёном виде.

Купцы, конечно, не могли  вести караванную торговлю в индивидуальном порядке, так как расходы на отправку даже самого небольшого каравана были значительны. Как и в предшествующие времена, купцы были объединены в определенные торговые компании, ставившие целью ведение торговых операций караванным путём.

В торговых операциях  в Х в. часто использовались чеки ("чек" — персидское слово, обозначавшее в данном случае — "документ"). Можно было не возить с собой большие суммы денег, а дать их в каком-либо городе одному из достойных коммерческого доверия саррафов (менял), взять у него соответствующий документ — чек и, по предъявлении его в другом городе, получить полностью сданную сумму.

ВШП и Чингизхан

Следует сказать, что  в периоды политических конфликтов трассы Великого шелкового пути имели  еще одну функцию, весьма неблагоприятную.

Именно Великий шелковый путь использовал в своих целях  в XIII в. 
Чингизхан, покоряя народ за народом. Но завоевание — это один из способов, хотя и неблагоприятный, установления контактов между народами. Покоряя страны, подчиняя себе народы, завоеватели не могли покорить жизнь. Жизнь всё равно продолжалась. Продолжал существовать и Великий шелковый путь, хотя его торговые функции были ограничены, и он несколько изменил своё направление.

Когда Чингизхан покорил  Среднюю Азию, Хорезм разделился на две части; северную со столицей в  Ургенче, . которая была включена в  улус Джучи 
(владение старшего сына Чингизхана) и впоследствии ставшая частью Золотой 
Орды (территория от Сибири до Восточной Европы, правителем которой был внук 
Чингиз—хана — Берке): и южную — со столицей в Кяте, ставшей частью чагатайского улуса (владение второго сына Чингиз—хана — Чагатая, территория 
Средней Азии).

Монгольское господство стимулировало караванную торговлю между 
Китаем и странами Средиземноморья. Но выгода от этой торговли доставалась не Средней Азии, из-за её внутренних неурядиц, а Золотой Орде. Многие из караванов обходили стороной Мавераннахр. проходя прямо к Волге севернее 
Каспия, а оттуда шли к Чёрному морю. Хорезм был южным отрезком на этом северном пути, он продолжал играть роль связующего звена в региональном и межконтинентальном торговом обмене. Крупным торговым центром был Ургенч, базары которого были переполнены.

ВШП и А. Темур

Особо покровительствовал международной торговле Амир Темур, ставший правителем Мавераннахра в 1370 году. Он выступал за сохранение Великого шёлкового пути и восстановление его трасс через территорию Мавераннахра.

С присоединением Хорезма  торговля, которая потоком шла  через базары 
Ургенча, теперь вновь была направлена через Самарканд — столицу империи 
Амира Темура.

В конце 70-х годов Темур  направляет свой взор на Хорасан. Через  него шёл магистральный путь из Мавераннахра и Китая, с которым в Балхе соединялась дорога из Индии. Вдоль этих дорог были богатые рынки, особенно в Герате, где можно было найти товары Средиземноморья и Хорасана: шёлк и хлопчатобумажные ткани, парчу и платки, войлок и ковры; великолепную бирюзу из Нищапура, ароматические вещества: гранаты, виноград, фисташки и миндаль; а также сталь, изготавливаемую в Герате, хорасанское золото и серебро. рубины и ляпис-лазурь из Мавераннахра. На этих рынках можно было купить лошадей, мулов, овец и верблюдов.

В 80-е годы XIV века Хорасан и Герат вошли в состав империи Амира 
Темура. А с 1389 по 1395 гг. Темур совершил три 'похода против хана Золотой 
Орды Тохтамыша, & результате которых была разрушена столица Золотой орды — 
Сарай Берке (город в низовье Волги), а караванные пути, проходившие через её территорию, перестали функционировать. После падения Сарая Берке северная межконтинентальная дорога была практически заброшена. Вместо дороги через Сарай, Ургенч и Отрар. караваны вновь взяли путь через Герат, 
Балх и Самарканд.

Все последующие походы Амира Темура в Иран, на Кавказ, в  Индию и 
Турцию были направлены на восстановление торговых магистралей Великого шёлкового пути, которые действовали в до монгольское время (т.е. до 
Чингиз—хана).

В годы правления Амира  Темура происходит укрепление торговых отношений с Китаем. Караванная торговля между Средней Азией и Китаем получила новый стимул. По данным, содержащимся в китайском источник: "Мин шилу" ("Записки о событиях в годы правления минских императоров"), в период между 1368—1398 гг. посольства от Амира Темура прибыли в Китай девять раз. В качестве даров в Китай были отправлены лошади, верблюды, бархат, мечи и доспехи. Со своей стороны китайский император отправил подарки из драгоценных камней. Также известно, что в 1394 г. Амир Темур отправляет императору Китая письмо с добрыми пожеланиями в сопровождении "подарка" в качестве 200 лошадей.

В 1404—1405 гг., когда Темур  предпринял поход на Китай, обстановка несколько обострилась. Однако уже  при его преемниках Шахрухе и  Улугбеке наметилось восстановление и активное развитие дипломатических отношений. 
Правители в своих посланиях Друг Другу подчеркивали необходимость укрепления дружеских отношений, развития взаимовыгодной торговли и обеспечения безопасности торговых путей. За период 1403—1449 гг. в Китай прибыли 33 посольства из Самарканда и 14 из Герата.

Прибывавшие в Китай  послы различных государств освобождались  от уплаты пошлин, кроме того, им бесплатно  предоставлялся ночлег, оказывались  необходимые услуги и устраивались различные увеселения в течение всего времени их пребывания в Китае.

Даже тогда, когда в  результате открытия морских путей  основная часть товаров из Китая  и Индии стала поставляться по морю, участие среднеазиатских купцов в торговле между Дальним Востоком и странами 
Передней Азии продолжалось, хотя в значительно меньших объемах. В Среднюю 
Азию и в период позднего феодализма продолжали поступать китайская шелковая одежда, шелковая ткань и фарфоровые изделия.

По данным Р.Г.Мукминовой, одним из предметов экспорта из Средней Азии по Великому шёлковому пути в этот период являлась ткань занданачи — продукция мастерской, располагавшейся в селении Зандана недалеко от 
Бухары. Получившая название по месту выработки, она поставлялась Через 
Бухару в ряд стран, в том числе на Кавказ и в Россию.

С XVI в. торгово-дипломатические  связи Средней Азии и Китая  начали заметно ослабевать. Причинами  тому явилось открытие морских путей, усиление межфеодальных войн, обострение политических отношений между государствами 
Шейбанидов в Средней Азии и Сефевидов в Иране, междоусобицы в Семиречье. 
Изоляция среднеазиатских городов от торговых центров других стран имела последствием значительный упадок караванной торговли.

В XIX в. когда внимание Европы было обращено на Туркестан, Великий  шёлковый путь уже давно стал легендой. Его "повторное открытие" было случайным результатом политических обстоятельств. В этот раз с тайной миссией по заданию королевы Англии . через заснеженные перевалы Каракорума в Среднюю Азию был отправлен индиец Мухаммад—и Хамид. Он должен был разведать оазисы в Такла—Макане. Это был период столкновения интересов колониальных держав — России и Англии, которые соперничали в укреплении своих владений и расширении сферы влияния в Азии, И первой задачей была разведка местности и составление карт. У англичан появилась интересная идея: использовать индийцев, которые под видом купцов могли без особого труда пересекать границы по пути в Туркестан. Так Мухаммад—и Хамид получил своё задание и отправился в Яркенд. Он не смог довести своё задание до конца, так как заболел и скончался, Однако ему удалось сделать кое-какие записи, в которых содержались сведения о маршруте через Такла Макан, считавшемся легендой, и о заброшенных, засыпанных песчаными дюнами, городах в пустыне, недалеко от Хотана.

Должно было пройти ещё  три десятилетия, прежде чем этим сведениям было уделено более  серьезное внимание. С 1900 г. начинаются археологические исследования на Шёлковом пути (на "Южном шёлковом пути", в Хотане). В них участвовали  английские, немецкие, французские, русские и японские ученые. 
Были найдены многочисленные шедевры искусства, рукописи на не менее чем семнадцати языках и двадцати четырёх шрифтах, хранящиеся в настоящее время в самых известных музеях мира. Начало первой мировой войны внезапно оборвало эти исследования.

Конец XX века характеризуется  уникальными по геополитической  значимости и масштабам изменениями  в мире, Весь мир становится целостной  и взаимозависимой системой.

XXI век, очевидно, будет  веком глобализации в международных  отношениях. В этих условиях процесс интеграции государств Центральной 
Азии, расширения участия в международных программах необходимо рассматривать не только как историческую неизбежность, но и как мощный фактор устойчивости, стабильности как отдельных регионов, так и всей планеты.

Одним из непременных  условий развития общества является активный обмен информацией между  народами и цивилизациями. Достижения культуры распространялись 'благодаря  контактам между народами — через  торговлю, завоевание, переселение. На благодатную почву пересаживались целые культурные пласты, и здесь начинался новый цикл развития в условиях новой исторической действительности: изменение, приспособление, приобретение местных черт, дополнение новым содержанием, развитие новых форм.

Особую роль в этом процессе играли караванные дороги, в частности 
Великий : шёлковый путь, который связывал в древности и раннем средневековье Китай, Индию, Среднюю Азию, Средний и Ближний Восток, 
Средиземноморье.

В свете этой концепции  возрождение традиций Великого шелкового пути имеет важное значение не только для Центральной Азии, но и для всего мира.

Программа «Шелковый  путь»

Учитывая уникальную в истории цивилизации роль Великого шёлкового пути, международная организация  ЮНЕСКО приняла в 1987 году программу 
"Шелковый путь".

Основная идея программы  — показать, как наряду с войнами  на протяжении многих столетий протекали  процессы общения между странами и народами, а главными факторами  этого процесса служили торговые отношения и культурный взаимообмен, осуществлявшиеся по трассам Великого шелкового пути. За её исполнение взялись международные группы, составленные из самых разных специалистов. Важнейшее место в реализации программы отводится республикам 
Центральной Азии, в памятниках культуры которых сплелись воедино как местные, так и иноземные традиции.

В узловых точках Великого шелкового пути проведено полтора  десятка научных семинаров. Откликом учёных Узбекистана на программу  ЮНЕСКО стал сборник "На Среднеазиатских  трассах Великого шёлкового пути. Очерки истории и культуры", вышедший в свет в 1990 году.

Итоговая конференция  программы "Великий шелковый путь" прошла в Париже в 1997 году. Там же состоялась уникальная выставка, которая  показала культурные достижения азиатских  народов разных столетий.

Информация о работе Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие