Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:31, курсовая работа
В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами и народами с различными политическими, религиозными и этническими традициями.
Но самым значительным, широко известным в мире являлся Великий шелковый путь, протянувшийся от берегов Атлантического океана до берегов
Тихого, пересекавший весь Азиатский континент и соединявший страны
Средиземноморья с Дальним Востоком в древности и раннем средневековье. Это была не просто дорога или даже система дорог от океана до океана, это был сложнейший культурно—экономический мост между Востоком и Западом, соединявший народы в их стремлении к миру и сотрудничеству.
Введение
2. Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП):
1. Возникновение ВШП
2. Исторические направления Великого шелкового пути
3. ВШП и Кушанское царство
4. ВШП и Арабский халифат
5. ВШП и Чингизхан
6. ВШП и А. Темур
7. Программа «Шелковый путь»
8. Великий шелковый путь возрождается
3. Заключение
Относительное спокойствие в этот период способствовало экономическому и культурному развитию региона. К восточно-западной торговле была добавлена интенсивная торговля с районами Волги через Хорезм.
Самарканд стал значительным
городом Средней Азии. Рынки были
переполнены товарами со всех концов
света: Персии, Индии, Китая. Огромным спросом
пользовались шелковые и хлопчатобумажные
ткани Зарафшанской долины.
А медеплавильщики славились своими лампами
и котлами. Из Самарканда также вывозили
стремена, удила, ремни, платки, орехи.
Особенно большое значение имело производство
бумаги, секрет изготовления которой был
ранее известен только в Китае. По мнению
английского историка Хильды Хукхэм, секрет
изготовления бумаги был раскрыт самими
китайскими мастерами — бумагоделами,
которые были захвачены в плен в битве
при Таласе (751 г.) и затем привезены в Самарканд.
Самаркандские мастера— бумагоделы освоили
искусство выделки писчей бумаги и в дальнейшем
передавали своё умение от поколения к
поколению. Подобная передача секретов
производства бумаги была одной из причин
её высоко сортности на протяжении многих
веков. К концу Х в. самаркандская бумага
заменила папирус и пергамент в восточных
странах, и даже когда её производство
распространилось на запад, самаркандская
бумага не имела себе равных.
Бухара славилась изделиями золотых дел мастеров. Значительное место в её экспорте занимали также ковры, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, дублёные кожи, конские сёдла масла, конопля, сера, грецкие орехи и, конечно, знаменитые бухарские арбузы и дыни.
Область Шаша, или Чача,
славилась в эту пору выделкой кож и кожаных
изделий, что обуславливалось прежде всего
соседством с кочевой степью. Из
Шаша вывозились; высокие сёдла из лошадиной
кожи, колчаны для стрел, палатки; кроме
того: плащи, молитвенные коврики, луки,
иголки и ножницы.
Торговая активность
X—XII вв. была особенно благоприятна для
Хорезма: Этот оазис в нижнем течении Амударьи,
южнее Аральского моря, выступал посредником
в степной торговле между Волгой и кочевниками.
От главного города Хорезма Ургенча караваны
могли следовать до Отрара и затем в Китай, или же
главная дорога могла соединяться в Бухаре
и вести к югу.
Отсюда дорога шла на восток, в Китай или
же южнее через Гиндукуш в Индию.
Известно, что Хорезм "специализировался"
на кондитерских изделиях из миндаля и
великолепных дынях, которые экспортировались
упакованными в свинцовые формы со снегом
или льдом.
Кроме того особенно ценились Хорезмские луки, натянуть которые могли только сильные люди; а также: лодки, рыбий клей, рыбьи зубы: не говоря уже о большом количестве рыбы, которая вылавливалась в низовьях Амударьи и вывозилась в солёном виде.
Купцы, конечно, не могли вести караванную торговлю в индивидуальном порядке, так как расходы на отправку даже самого небольшого каравана были значительны. Как и в предшествующие времена, купцы были объединены в определенные торговые компании, ставившие целью ведение торговых операций караванным путём.
В торговых операциях в Х в. часто использовались чеки ("чек" — персидское слово, обозначавшее в данном случае — "документ"). Можно было не возить с собой большие суммы денег, а дать их в каком-либо городе одному из достойных коммерческого доверия саррафов (менял), взять у него соответствующий документ — чек и, по предъявлении его в другом городе, получить полностью сданную сумму.
ВШП и Чингизхан
Следует сказать, что в периоды политических конфликтов трассы Великого шелкового пути имели еще одну функцию, весьма неблагоприятную.
Именно Великий шелковый
путь использовал в своих целях
в XIII в.
Чингизхан, покоряя народ за народом. Но
завоевание — это один из способов, хотя и неблагоприятный,
установления контактов между народами.
Покоряя страны, подчиняя себе народы,
завоеватели не могли покорить жизнь.
Жизнь всё равно продолжалась. Продолжал
существовать и Великий шелковый путь,
хотя его торговые функции были ограничены,
и он несколько изменил своё направление.
Когда Чингизхан покорил
Среднюю Азию, Хорезм разделился на
две части; северную со столицей в
Ургенче, . которая была включена в
улус Джучи
(владение старшего сына Чингизхана) и
впоследствии ставшая частью Золотой
Орды (территория от Сибири до Восточной
Европы, правителем которой был внук
Чингиз—хана — Берке): и южную — со столицей
в Кяте, ставшей частью чагатайского улуса
(владение второго сына Чингиз—хана —
Чагатая, территория
Средней Азии).
Монгольское господство
стимулировало караванную торговлю
между
Китаем и странами Средиземноморья. Но
выгода от этой торговли доставалась не
Средней Азии, из-за её внутренних неурядиц,
а Золотой Орде. Многие из караванов обходили
стороной Мавераннахр. проходя прямо к Волге севернее
Каспия, а оттуда шли к Чёрному морю. Хорезм
был южным отрезком на этом северном пути,
он продолжал играть роль связующего звена
в региональном и межконтинентальном
торговом обмене. Крупным торговым центром
был Ургенч, базары которого были переполнены.
ВШП и А. Темур
Особо покровительствовал международной торговле Амир Темур, ставший правителем Мавераннахра в 1370 году. Он выступал за сохранение Великого шёлкового пути и восстановление его трасс через территорию Мавераннахра.
С присоединением Хорезма
торговля, которая потоком шла
через базары
Ургенча, теперь вновь была направлена
через Самарканд — столицу империи
Амира Темура.
В конце 70-х годов Темур направляет свой взор на Хорасан. Через него шёл магистральный путь из Мавераннахра и Китая, с которым в Балхе соединялась дорога из Индии. Вдоль этих дорог были богатые рынки, особенно в Герате, где можно было найти товары Средиземноморья и Хорасана: шёлк и хлопчатобумажные ткани, парчу и платки, войлок и ковры; великолепную бирюзу из Нищапура, ароматические вещества: гранаты, виноград, фисташки и миндаль; а также сталь, изготавливаемую в Герате, хорасанское золото и серебро. рубины и ляпис-лазурь из Мавераннахра. На этих рынках можно было купить лошадей, мулов, овец и верблюдов.
В 80-е годы XIV века Хорасан и Герат вошли
в состав империи Амира
Темура. А с 1389 по 1395 гг. Темур совершил
три 'похода против хана Золотой
Орды Тохтамыша, & результате которых
была разрушена столица Золотой орды —
Сарай Берке (город в низовье Волги), а
караванные пути, проходившие через её
территорию, перестали функционировать.
После падения Сарая Берке северная межконтинентальная
дорога была практически заброшена. Вместо
дороги через Сарай, Ургенч и Отрар. караваны
вновь взяли путь через Герат,
Балх и Самарканд.
Все последующие походы
Амира Темура в Иран, на Кавказ, в
Индию и
Турцию были направлены на восстановление
торговых магистралей Великого шёлкового
пути, которые действовали в до монгольское
время (т.е. до
Чингиз—хана).
В годы правления Амира Темура происходит укрепление торговых отношений с Китаем. Караванная торговля между Средней Азией и Китаем получила новый стимул. По данным, содержащимся в китайском источник: "Мин шилу" ("Записки о событиях в годы правления минских императоров"), в период между 1368—1398 гг. посольства от Амира Темура прибыли в Китай девять раз. В качестве даров в Китай были отправлены лошади, верблюды, бархат, мечи и доспехи. Со своей стороны китайский император отправил подарки из драгоценных камней. Также известно, что в 1394 г. Амир Темур отправляет императору Китая письмо с добрыми пожеланиями в сопровождении "подарка" в качестве 200 лошадей.
В 1404—1405 гг., когда Темур
предпринял поход на Китай, обстановка
несколько обострилась. Однако уже
при его преемниках Шахрухе и
Улугбеке наметилось восстановление и активное
развитие дипломатических отношений.
Правители в своих посланиях Друг Другу
подчеркивали необходимость укрепления
дружеских отношений, развития взаимовыгодной
торговли и обеспечения безопасности
торговых путей. За период 1403—1449 гг. в
Китай прибыли 33 посольства из Самарканда
и 14 из Герата.
Прибывавшие в Китай послы различных государств освобождались от уплаты пошлин, кроме того, им бесплатно предоставлялся ночлег, оказывались необходимые услуги и устраивались различные увеселения в течение всего времени их пребывания в Китае.
Даже тогда, когда в
результате открытия морских путей
основная часть товаров из Китая
и Индии стала поставляться по
морю, участие среднеазиатских купцов
в торговле между Дальним Востоком
и странами
Передней Азии продолжалось, хотя в значительно
меньших объемах. В Среднюю
Азию и в период позднего феодализма продолжали
поступать китайская шелковая одежда,
шелковая ткань и фарфоровые изделия.
По данным Р.Г.Мукминовой,
одним из предметов экспорта из Средней Азии по Великому шёлковому
пути в этот период являлась ткань занданачи
— продукция мастерской, располагавшейся
в селении Зандана недалеко от
Бухары. Получившая название по месту
выработки, она поставлялась Через
Бухару в ряд стран, в том числе на Кавказ
и в Россию.
С XVI в. торгово-дипломатические
связи Средней Азии и Китая
начали заметно ослабевать. Причинами
тому явилось открытие морских путей,
усиление межфеодальных войн, обострение
политических отношений между государствами
Шейбанидов в Средней Азии и Сефевидов в Иране, междоусобицы
в Семиречье.
Изоляция среднеазиатских городов от
торговых центров других стран имела последствием
значительный упадок караванной торговли.
В XIX в. когда внимание Европы было обращено на Туркестан, Великий шёлковый путь уже давно стал легендой. Его "повторное открытие" было случайным результатом политических обстоятельств. В этот раз с тайной миссией по заданию королевы Англии . через заснеженные перевалы Каракорума в Среднюю Азию был отправлен индиец Мухаммад—и Хамид. Он должен был разведать оазисы в Такла—Макане. Это был период столкновения интересов колониальных держав — России и Англии, которые соперничали в укреплении своих владений и расширении сферы влияния в Азии, И первой задачей была разведка местности и составление карт. У англичан появилась интересная идея: использовать индийцев, которые под видом купцов могли без особого труда пересекать границы по пути в Туркестан. Так Мухаммад—и Хамид получил своё задание и отправился в Яркенд. Он не смог довести своё задание до конца, так как заболел и скончался, Однако ему удалось сделать кое-какие записи, в которых содержались сведения о маршруте через Такла Макан, считавшемся легендой, и о заброшенных, засыпанных песчаными дюнами, городах в пустыне, недалеко от Хотана.
Должно было пройти ещё
три десятилетия, прежде чем этим
сведениям было уделено более
серьезное внимание. С 1900 г. начинаются
археологические исследования на Шёлковом
пути (на "Южном шёлковом пути",
в Хотане). В них участвовали
английские, немецкие, французские, русские и японские ученые.
Были найдены многочисленные шедевры
искусства, рукописи на не менее чем семнадцати
языках и двадцати четырёх шрифтах, хранящиеся
в настоящее время в самых известных музеях
мира. Начало первой мировой войны внезапно
оборвало эти исследования.
Конец XX века характеризуется уникальными по геополитической значимости и масштабам изменениями в мире, Весь мир становится целостной и взаимозависимой системой.
XXI век, очевидно, будет
веком глобализации в
Азии, расширения участия в международных
программах необходимо рассматривать
не только как историческую неизбежность,
но и как мощный фактор устойчивости, стабильности
как отдельных регионов, так и всей планеты.
Одним из непременных условий развития общества является активный обмен информацией между народами и цивилизациями. Достижения культуры распространялись 'благодаря контактам между народами — через торговлю, завоевание, переселение. На благодатную почву пересаживались целые культурные пласты, и здесь начинался новый цикл развития в условиях новой исторической действительности: изменение, приспособление, приобретение местных черт, дополнение новым содержанием, развитие новых форм.
Особую роль в этом процессе играли караванные дороги,
в частности
Великий : шёлковый путь, который связывал
в древности и раннем средневековье Китай,
Индию, Среднюю Азию, Средний и Ближний
Восток,
Средиземноморье.
В свете этой концепции возрождение традиций Великого шелкового пути имеет важное значение не только для Центральной Азии, но и для всего мира.
Программа «Шелковый путь»
Учитывая уникальную
в истории цивилизации роль Великого
шёлкового пути, международная организация
ЮНЕСКО приняла в 1987 году программу
"Шелковый путь".
Основная идея программы
— показать, как наряду с войнами
на протяжении многих столетий протекали
процессы общения между странами
и народами, а главными факторами
этого процесса служили торговые
отношения и культурный взаимообмен,
осуществлявшиеся по трассам Великого шелкового пути. За
её исполнение взялись международные
группы, составленные из самых разных
специалистов. Важнейшее место в реализации
программы отводится республикам
Центральной Азии, в памятниках культуры
которых сплелись воедино как местные,
так и иноземные традиции.
В узловых точках Великого шелкового пути проведено полтора десятка научных семинаров. Откликом учёных Узбекистана на программу ЮНЕСКО стал сборник "На Среднеазиатских трассах Великого шёлкового пути. Очерки истории и культуры", вышедший в свет в 1990 году.
Итоговая конференция программы "Великий шелковый путь" прошла в Париже в 1997 году. Там же состоялась уникальная выставка, которая показала культурные достижения азиатских народов разных столетий.
Информация о работе Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие