Верования древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:59, реферат

Описание работы

Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим всё вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины и в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга.
Христианство
Ислам
Буддизм
Индуизм
Иудаизм
Шаманизм
Сикхизм
Джайнизм
Конфуцианство
Синтоизм
Зороастризм
Бон
Даосизм даоцзяо (религиозный даосизм)
Религиозные течения (отдельных стран и регионов)
Новые религиозные движения (обзор)
Психология
Эзотерика
Центры развития

Файлы: 1 файл

Верования древних славян.docx

— 27.51 Кб (Скачать файл)

Первое упоминание Даждьбога  – в «Повести временных лет» под 980, из которого следует, что местом культа был холм, на котором стоял  кумир Даждьбога и, как и другим богам, приносились жертвы. В общем  весь древнеславянский этнос трактуется как наследие Даждьбога. Даждьбог Сварожич – податель  богатства, связь  с Солнцем.

Перун – бог грозы и  грома, позже стал покровителем воинов. Его оружием считались камни, стрелы или секиры. Образ Перуна со временем, в эпоху двуверия, растворился  в образе Ильи. В пантеоне же Киевской Руси считался верховным богом.

Хорс (Огонь) – почитался  в Киеве наряду с другими богами. Во всех, дошедших до нас документах, где упоминается имя Огня, как  божества, он стоит рядом с именами  Даждьбога и Перуна, что дает основание  отнести его также к солнечным  богам.

Естественно, среди древних  славянских богов должны были быть не только светлые, но и темные боги. Рядом с Белобогом – Чернобог. Для того, что было кого винить в  бедах людских, чтоб объяснять засухи и недороды.

Чернобог – злой бог, приносящий несчастье. Морана – богиня, первоначально  связанная со смертью (Мара – вредоносный  дух, оборотень, несущий гибель), а  также с сезонными ритуалами  и воскресениями природы.

Бог Волос, начиная с 907 года, официально выступает как скотий бог и покровитель богатства. В Киеве его идол находился  на Подоле. В христианскую эпоху  Волос сменил имя, став святым Власием, но не утратил своего предназначения. Однако еще какая-то «часть» образа Волоса превратилась в злого духа. То есть при введении христианства Волос раздвоился на доброго святого  Власия и непонятную нечисть.

Обряды и древние святилища   наверх

Многие обряды отправлялись непосредственно дома или в овине  перед небольшими «образами» богов  и духов-покровителей. Обряды в честь  высших божеств справлялись у  святынь — священных деревьев, камней, источников. Позднее наиболее почитаемым богам стали устраивать святилища со статуями из камня и  дерева и священным неугасимым огнём  и даже строить храмы. В жертву приносились драгоценности, плоды  и злаки, различные животные. В  исключительных случаях (даже «светлым»  богам) приносили в жертву людей.

Отправителями культа богов  были устроители жертвоприношений —  жрецы и хранители священного знания — волхвы. Наряду с ними существовали ведуны и ведьмы, поклонявшиеся тёмным, опасным божествам иного мира. В каждой общине были собственные маги-заклинатели, чародеи — добрые (знахари, кудесники) или злые (колдуны). Были распространены поверья о волкодлаках — людях, умеющих обращаться в волков и использующих свой дар либо во зло, либо во благо. Верховным главой языческого культа в славянском племени считался князь.

Издревле местом общеплеменных  молений для почитания «высоких»  богов были горы, особенно «лысые», т. е. с безлесной вершиной. Археологические  раскопки дают представление о том, как выглядело древнерусское  святилище на холме. На вершине холма  находилось капище — место, где стоял  капь — идол. Вокруг капища шёл земляной вал, на вершине которого горели крады  — священные костры.

Второй вал был внешней  границей святилища. Пространство между  двумя валами носило название требище  — там «потребляли», т. е. ели, жертвенную пищу. На ритуальных пирах люди становились  как бы сотрапезниками богов. Пир  мог проходить и под открытым небом, и в особых зданиях, стоящих  на том же требище, — хоромах (храмах), первоначально предназначенных  исключительно для ритуальных пиров.

Славянских идолов сохранилось  крайне мало. Это объясняется не столько гонениями на язычество, сколько тем, что идолы в большинстве  своём были деревянными. Использование  дерева, а не камня для изображений  богов объяснялось не дороговизной камня, а верой в магическую силу дерева — идол, таким образом, соединял в себе священную силу и дерева, и божества.

Все известные сохранившиеся  до наших дней каменные славянские идолы были найдены на побережье  Чёрного моря и в Приднепровье. Они изображают бородатого бога с  мечом у пояса, рогом в правой руке и гривной (ожерельем) на шее. Учёные полагают, что эти идолы были созданы  в VI—V вв. до н. э. праславянами-земледельцами, которые вели тогда обширную торговлю хлебом с греческими городами.

Скорее всего, богом, которого изображал идол,  являлся земледельческий  бог урожая и изобилия (рог символизирует  обилие и благополучие), богатства  и власти (гривны на шее носили вожди  племён), либо  — бог-воин, возможно, бог грозы. Итак, праславянские боги совмещали в себе черты, со временем развившиеся в образах Дажьбога, Ярилы и Перуна.

Погребальные обряды древних  славян были разнообразны. Но ещё со времён пастушеского быта и вплоть до принятия христианства наиболее распространённой формой погребения было курганное. Хороня умерших, славяне клали с мужчиной оружие, конскую упряжь, убитых коней  и собак; с женщиной клали серпы, сосуды (вероятно, с пищей и питьём), зерно, убитую скотину и домашнюю птицу. Тела умерших возлагали на краду (костёр), веря, что с пламенем их души попадают сразу в небесный мир; погребальный костёр при похоронах  знатных воинов был столь велик, что пламя его было видно в  радиусе 40 км.

Когда хоронили знатного человека, вместе с ним убивали и нескольких его слуг, причём только единоверцев-славян, а не иноземцев, а также одну из его жён — ту, которая добровольно  соглашалась сопровождать мужа в  загробный мир. Готовясь к смерти, она наряжалась в лучшие одежды, пировала и веселилась, радуясь будущей  счастливой жизни в небесном мире. Во время погребальной церемонии  её подносили к воротам, за которыми на дровах и хворосте лежало тело её мужа, поднимали над воротами, и  она восклицала, что видит своих  умерших родичей и велит скорее вести её к ним.

Похороны завершались  стравой — пиром-поминками и  тризной — воинскими состязаниями. И то и другое символизировало  расцвет жизни, противопоставляло  живых умершим. Обычай обильного  угощения на поминках дожил до наших  дней.

Литература   наверх

В. Поликарпов: «История религий»

Большая советская энциклопедия

Мифологический словарь

М. Семенова: «Славянские  мифы»

Н. Вадченко, И. Приседская: «Историческое  досье»

М. Успенский: «Там, где нас  нет»

Полезные ссылки   наверх

Верования славян >>>

О богах славян, их происхождении  и  именах >>>

Возрожденная Русь. Славяне >>>

Курганская славянская община "Пламя Сварги" >>>

наверх


Информация о работе Верования древних славян