Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 09:39, реферат
Целью данной работы является попытка обобщения религиозных верований, обрядов и эзотерических обычаев наших предков – восточных славян, начиная с первой половины I тысячелетия н.э. до принятия христианства Русью в 988 г.
В то же время, тема очень важна, т.к. без понимания особенностей древнейшего пласта культуры невозможно разобраться в особенностях духовного развития нашего народа в последующие периоды в силу синкретизма русской народной культуры. Вся христианская культура была в значительной степени переосмыслена в соответствии с традиционными языческими представлениями славян.
Ведьмами, в языческом представлении, были обычные женщины, в которых вселялся злой дух, демон или душа умершего. Самой страшной ведьмой считалась Баба Яга, которая живет в «избушке на курьих ножках», пожирает людей. Еще более страшными злыми существами были ведьмаки, которые главенствовали над ведьмами, давали им задания вредить людям и требовали от них отчета. Самым известным ведьмакам, по-видимому, был Кащей Бессмертный, в древнерусской мифологии злой чародей, смерть которого спрятана в несколько вложенных друг в друга волшебных животных и предметов. О многочисленных злых духах и демонах низшего порядка речь шла выше. Общение с миром демонов считалось у русских людей страшным преступлением. Надежным оберегом против нечистой силы и злых духов считался кукиш. Для язычников он значил то же, что и крестное знамение для христиан. После Крещения Руси кукиш прибрел значение отрицания чего-либо или отказа вообще.
Особыми обрядами сопровождались важнейшие события в жизни человека – рождение, свадьбы, смерть.
Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти инициацию. Происходила она в три ступени. Первая – непосредственно при рождении, когда повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком, либо ножницами – в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками рода.
По достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу, т.е. его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в три года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для защиты от порчи. Прядение у всех народов ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому.
В двенадцать – тринадцать лет, по достижении брачного возраста, мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. После этого девушка одевалась в поневу (род юбки, носившейся поверх рубахи и говорившей о зрелости). Юноша после посвящения получал право носить боевое оружие и вступать в брак.
До сих пор сохранившееся выражение «венчать вокруг березы» довольно точно передает смысл венчального обряда русичей. Свадьба состояла из поклонения Ладе, Роду и Триглаву, после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева, призывая в свидетели богов, чуров и берегинь того места, где они находились. Свадьбе обязательно предшествовал сговор или похищение невест. Невеста вообще обязана была идти в новый род как бы насильно, чтобы не оскорбить ненароком духов-хранителей своего рода («не я выдаю, силой ведут»). С этим, кстати, связаны многочасовые рыдания и скорбные песни невест. На пиру молодоженам запрещалось пить (считалось, от любви пьяны будут). Первую ночь молодожены проводили на снопах, застеленных мехами (пожелание богатства и многочадия).
Особое место
среди языческих обрядов
Праславяне в бронзовом веке поднялись на новую ступень и отказались от скорченности. Вскоре появился совершенно новый обряд погребения, порожденный новыми воззрениями о душе человека, которая не воплощается вновь в каком-либо другом существе (звере, птице, человеке…), а перемещается в воздушное пространство неба. Это достигалось посредством закапывания сожженного праха в землю и постройки над погребением модели дома, «домовины».
Есть сведения, что покойника, совершив над ним тризну, сжигали, кости его собирали в малую посудину и ставили на столбе на распятиях, где скрещивались пути. Придорожные столбы, на которых стояли сосуды с прахом предков, – это межевые знаки, охранявшие границы родового поля и дедовской усадьбы.
Есть и другие описания погребального обряда у славян: старейшина деревни объявлял жителям о смерти одного из них посредством черного жезла, носимого со двора во двор. Все жители провожали труп с громким плачем, а некоторые женщины в белой одежде лили слезы в маленькие сосуды, называемые плачевными. Разводили огонь на кладбище и сжигали мертвого с его женою, конем, оружием; собирали пепел в урны, глиняные, медные или стеклянные и зарывали вместе с плачевными сосудами. Иногда сооружали памятники: обкладывали могилы дикими камнями и ограждали столпами. Печальные обряды заключались веселым торжеством, которое именовалось стравою.
В период расцвета язычества наиболее распространенным и почетным было сожжение, с последующим насыпанием кургана. После этого на кургане проводилась тризна в память о покойном. Другим способом хоронили так называемых заложных покойников – умерших подозрительной, нечистой смертью или же живших не по правде. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела, куда подальше в болото или овраг, после чего его заваливали сверху ветками. Делалось это для того, чтобы не осквернять землю и воду нечистым трупом.
Привычное нам погребение в земле широко распространилось только после принятия христианства.
В древности у восточных славян все поколения семьи жили обычно под одной крышей. Где-то неподалеку находилось семейное кладбище, так что в жизни большой семьи принимали участие и давно умершие предки (культ предков). Каждый человек, живущий в подобной большой семье, ощущал себя, прежде всего не индивидуумом, а как член рода. Любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад. С предками были связаны многочисленные праздники, некоторые из них сохранились до наших дней (Радуница, родительский день). Предки – чуры, щуры – хранители своих потомков, предостерегали их, являлись им в образе птиц.
Каждый род имел вполне определенную репутацию. Члены рода чувствовали ответственность за свою большую семью. Род отвечал перед другими родами за каждого сородича. В роду не бывало брошенных стариков или всеми позабытых детей. Взаимопомощь – не писанное правило для всех членов рода. В любой ситуации человек должен был действовать так, как будет лучше для его рода. Общество, в котором безраздельно господствует Род, называют традиционным. Никакого «индивидуализма» традиционное общество не признает, т.к. главная древнейшая традиция нацелена была на выживание рода.
Род был самой первой формой общественной организации и самой живучей. И в более поздние времена предводитель дружины считался отцом своих людей, а воины одного ранга – братьями. В Древнерусском государстве продолжали господствовать примерно те же порядки. Членов дружины такого–то князя летописи именуют «чадью», т.е. «детьми». Воинов князя Василька, например, так и называют «Васильковичами», хотя о физическом родстве нет и речи.
В родовом обществе каждый новорожденный должен был еще «доказать» свое право быть членом данного рода. Для этого над ним совершались определенные ритуалы. Взрослые, желающие вступить в тот или иной род, подвергались также многочисленным серьезным испытаниям. Особо серьезному «экзамену» подвергались желающие вступить в воинское братство – дружину. Они подвергались испытанию в ловкости, силе, владении оружием, проверялись также их духовные качества, проводился обряд мистического посвящения. Воины селились отдельно от всего племени, в особых домах, посторонние в эти воинские дома не допускались. Этот обычай логически объясняется представлениями древних людей о том, что человек, совершивший убийство даже в бою, сражаясь за свое племя, – «нечистый», он имеет большую уязвимость для злых сил. Поэтому воины не допускались какое-то время после боя к общей жизни племени, жили и питались отдельно, совершая очистительные обряды.
Понятие чести было известно славянам под именем правды. Репутация человека часто была для него дороже, чем жизнь, и определяла его взаимоотношения не только с людьми, но и с духами, богами. Следует различать свою личную правду и правду рода. Основные нормы поведения позже были записаны в специальных законах, именуемых «Правдами». Так, ложь, лжесвидетельство, нарушение клятвы, измена долгу, трусость, отказ от вызова на поединок, хулительная песнь гусляра, оскорбление наносили ущерб личной чести. За страшные деяния, вроде убийства родича, нарушения законов гостеприимства человек мог быть объявлен вне закона. Наоборот, месть за родича, победа над врагом, удача на охоте, победа в поединке, устройство пира или состязания, преподнесение дара, женитьба, хвалебная песнь гусляра, служба у славного князя ведут к увеличению личной чести. Запятнавший себя бесчестным убийством, не позаботившийся о погребении павшего врага и т.д. рискует обрушить на свою голову кары и людей, и богов.
Правда рода определялась суммой «правд» его членов. Правда князя должна быть очень высокой. Запятнавший себя князь изгонялся, на его место ставился другой, непременно достойный. Честь рода повышалась в результате коллективных действий. Например, за правильно устроенные праздники, пышные свадьбы, поминки.
Принадлежность к тому или иному роду можно было легко отличить по одежде. Одежда каждого человека содержала огромное количество деталей, много говоривших о его обитателе: из какого он роду, племени, а значит, и как себя с ним вести. До сих пор в русском языке сохранилась пословица: «По одежке встречают, провожают по уму».
Убийство члена одного рода членом другого вызывало вражду родов. Мстили не самому преступнику, а его роду. Возможность кровной мести была мощным сдерживающим фактором. Поводов для нее всячески старались избежать.
Распространенным способом выяснить отношения, доказать свою невиновность, добиться чего-либо был поединок. Ему обязательно предшествовал вызов, отказаться от которого – значит покрыть себя позором. Не всегда сражались до смерти, чаще был уговор «до первого удара», «до первой раны» и др.
Были и ритуальные поединки, а также те, на которые хотели обратить внимание богов. Проходили они без доспехов. Часто противники дрались обнаженными по пояс.
Поединок обязательно предшествовал любому крупному сражению.
Волхвы-ведуны, колдуны, знахари и пр. подобные люди веками вырабатывали особые методы и способы воздействия на действительность и потусторонний мир, искали возможности заглянуть в прошлое и будущее. Эти формы религиозных верований называются магией и мантикой.
Магия – мнимое, воображаемое искусство или умение влиять на окружающий мир с помощью неких «непостижимых» манипуляций. Круг их достаточно широк: это могут быть слова (заклинания, заговоры, молитвы), предметы (амулеты, обереги), письмена и различные действия.
Магические приемы различаются по следующим признакам: а) по степени сложности; б) по общей направленности; в) по психологическому механизму воздействия; г) по целевому назначению.
По степени сложности магические приемы подразделяются на индивидуальные магические действия, индивидуальный или групповой магический обряд, коллективную магическую церемонию. Пример индивидуального магического действия: человек плюет три раза через левое плечо, чтобы уберечься от беды (за левым плечом, по поверьям, сидит черт, ответственный за все неурядицы).
В магическом обряде отдельные действия должны производиться в определенном порядке, с точнейшим соблюдением определенных условий. Таковы, например, приемы т.н. лечебной магии. Вот магический обряд лечения от туберкулеза легких: больного купают в воде, зачерпнутой из трех колодцев, настоянной на мусоре из трех изб и сдобренной мхом с трех крыш.
Коллективная магическая церемония в обязательные правила ее проведения вводит не только требования к приготовлению снадобья, но и указания о времени проведения, внешнем виде и составе участников и пр. Например, чтобы не допустить в деревню морового поветрия (эпидемия чумы или холеры), в русской традиции существовала специальная церемония: в полночь голые старухи с причитаниями и заклинаниями опахивали сохой или плугом всю окружность селения.
В зависимости от общей направленности различают агрессивные (протрептические) и оборонительные (профилактические) типы магии.
К протрептическим типам магии относятся а) контактная магия – магическая сила передается человеку путем непосредственного взаимодействия с носителем магической силы (ношение талисманов, употребление снадобий и т.п.); б) инициальная магия – ввиду недосягаемости объекта колдовства при магической манипуляции производится только начало желаемого действия, а окончание его возлагается на магическую силу; в) парциальная магия – манипуляции производятся с частью объекта или с его заменителем (часть одежды, волосы, ногти и пр.); г) имитативная магия – колдовство производится над изображением или подобием объекта (фотографией, рисунком, фигуркой из воска и пр.).
К защитным типам магии относятся: а) отгоняющая – ношение амулетов от «дурного глаза»; б) очистительная – ритуальные омовения и окуривания, прыгания через костер и пр.
По целевому назначению магические приемы подразделяются на лечебную, вредоносную (черную), военную, любовную, промысловую, земледельческую, скотоводческую и т.д.
Российские ученые располагают материальными свидетельствами древнего магического знания – лабиринтами. Русский Север является сосредоточением «культуры лабиринтов». Именно здесь больше всего крупных лабиринтов, выложенных из камня. Особенно знамениты в этом плане Соловецкие острова. Русские поморы именовали лабиринты «вавилонами», «девичьими плясками», «игрой святого Петра». Лабиринт являлся мистериальным символом, овеществленными в камне вратами посвящения.
Вступая в иллюзорные отношения с миром духов, человек постоянно желал заранее узнать результаты своего обращения к ним. Мнимое, воображаемое искусство угадывания настоящего и будущего называется мантикой. Существующие многообразные способы гадания классифицируются в специальной литературе по двум формально-типологическим признакам: а) гадание по внешним знамениям – по небесным светилам, по огню, по метеорологическим явлениям, по священным книгам, по строению человеческого тела, по кофейной гуще, по бобам, по дыму, по чаше с водой, по зеркалу, по движению жука, по цифрам и пр.; б) гадание по «внутреннему просветлению»: по сновидениям, ясновидение и др.