Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 09:39, реферат
Целью данной работы является попытка обобщения религиозных верований, обрядов и эзотерических обычаев наших предков – восточных славян, начиная с первой половины I тысячелетия н.э. до принятия христианства Русью в 988 г.
В то же время, тема очень важна, т.к. без понимания особенностей древнейшего пласта культуры невозможно разобраться в особенностях духовного развития нашего народа в последующие периоды в силу синкретизма русской народной культуры. Вся христианская культура была в значительной степени переосмыслена в соответствии с традиционными языческими представлениями славян.
Все перечисленные виды магии и мантики зародились в глубокой древности, но продолжают существовать и в наше время.
В заключении следует сказать, что языческое мировоззрение восточных славян в эпоху, предшествующую христианизации Руси, можно охарактеризовать как религию переходного периода к классовому обществу – распада родовых связей и оформления феодальных отношений. «Возникновение классового общества и государства на Руси подготовило почву для принятия христианства как тонко продуманной классовой идеологии. Христианство вторглось в традиционное устойчивое язычество славян не как гонимая религия рабов…, а как государственное православие», – пишет Б.А. Рыбаков. Христианская религия больше, чем язычество, тесно связанное с патриархально-родовым строем славян, соответствовала развивающимся на Руси феодальным отношениям, т.к. оправдывала власть господствующих классов.
На какой же основе оказался возможен синтез язычества и православия? С религиозной стороны между христианством и языческими верованиями славян имелось большое сходство. И в христианстве, и в древних верованиях и обрядах восточных славян содержалось много однородных элементов, представлявших собой различные проявления первобытных форм общественного сознания. Тождество сводилось к следующим основным пунктам: миром управляет высшая сила, его создавшая; существует множество второстепенных сил, управляющих различными разделами природы; они дуалистичны, делятся на добрых и злых духов; средством воздействия на высшую силу являются магические обряды и жертвоприношения; божество природы постоянно возрождается, умирает и снова возрождается; помимо реального мира существует загробный мир человеческих душ. На основе этой общности и произошло совмещение восточнославянского язычества и византийского христианства.
Кроме того, само христианство было насквозь синкретичным. Оно сложилось на базе ранних языческих религий народов Средиземноморья и Передней Азии, среди которых оно формировалось и первоначально распространялось. Такие его элементы, как культы умирающих и воскресающих божеств, культы святых и святых реликвий, представление о загробном мире и второй жизни после смерти, поклонение мощам и изображениям богов, магические таинства и процессии и др., несмотря на их многовековую модификацию, вели своё происхождение от тех же магических и анимистических верований и обрядов, которые составляли канву местной славянской религии. Тождественными древнеславянским оказались культы природы, земледельческие и скотоводческие культы, впитанные христианством из восточных религий.
В процессе проникновения в толщи народных масс изменялся и облик самого православия, шло его «оязычивание», приспособление к жизни народа, к народному «языческому» сознанию, мироощущению, психологии. Совмещению язычества и христианства способствовала также тактика уступок прежней вере, которая проводилась официальной церковью. Со временем церковь признала за православными святыми, образами Христа и Богородицы те черты и функции древних божеств, которыми наделяло их народное творчество; строительством православных храмов освящались традиционные места старых языческих мольбищ; христианские праздники приурочивались, по возможности, к срокам и циклам народного календаря.
В мировоззрении и жизненном укладе русского народа длительное время стойко удерживались вековые представления и обычаи, отразившие хозяйственный уклад доклассового общества и патриархально-родовые общественные отношения.
В результате греко-византийская ортодоксия образовала лишь как бы верхний, концептуальный уровень вероисповедания, получившего название русского православия. В глубине же массового религиозного сознания сложился этнически окрашенный православно-языческий синкретизм. Не случайно, что в России для обыденного восприятия православие зачастую выступает как «национальная религия русских», а в числе доминант культового поведения всегда присутствует насыщенное магизмом обрядоведение. Отдельные элементы языческого мировоззрения дожили почти в чистом виде до наших дней.
Рассмотренный исторический период имеет большое значение в российской истории. Восточные славяне явились предками не только русского человека, но и украинцев, белорусов, латышей и других. В этот период происходило освоение Восточно-европейской равнины, налаживание межплеменных контактов, процесс смешивания народов. Впоследствии начали образовываться племенные союзы - один из основных шагов по направлению к возникновению государственности.
Постоянно улучшающее хозяйство восточных славян, в конце концов, привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей. Так зарождалось право частного владения, частной собственности.
В этих условиях резко возрастали власть и хозяйственные возможности племенных вождей, старейшин, племенной знати, воинов, окружавших вождей. Так зарождалось в славянской среде, а особенно явственно в районах Среднего Поднепровье, имущественное неравенство.
Во многом этим процессам
помогало развитие не только земледелия
и скотоводства, но и ремёсла, рост
городов, торговых связей, потому что
здесь также создавались
Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Её истоки уходят в индоевропейские древние верования и ещё дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о её отношении к человеку, о своём месте в окружающем мире. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством.
Таким образом, с VI по IX в. восточные славяне и их соседи находились на общественно-первобытном уровне развития, который в этот же период начал постепенно трансформироваться в феодальный. Появляются территориальные общины, союзы племен, во главе которых стояли «лучшие мужи». Эти зачатки властных отношений способствовали тому, что в IX веке на территории расселения восточных славян образовалось Древнерусское государство и начался новый этап в российской истории.
1. Гордиенко И.С. Крещение Руси. Л., 1984.
2. Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова Н.А. Народы нашей страны в
«Истории» Геродота. М., 1982.
3. Емелях
Л.И. Загадки христианского
4. Забелин М. Русский народ: его обычаи, предания и суеверия. М., 1880.
5. Зеленин
Д.К. Восточнославянская
6. Зиновьев В.П. Черная и белая магия.
7. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книгаю Саратов, 1993.
8. Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988.
9. Курбатов В.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность, Византия, Русь. Л., 1988.
10. Кузьмин А. Падение Перуна. М., 1988.
11. Меньшикова А. Клады земли русской. Наука и жизнь, 1979, №9.
12. Платонов О.А. Терновый венец России. Святая Русь. М., 2001.
13. Поболь
Л.Д. Славянские древности
14. Полная
энциклопедия быта русского
15. Персонажи славянской мифологии. Под ред. Мудрук С., Рубан А. Киев, 1993.
16. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М.,Л., 1966.
17. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
18. Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. М., 1987.
19. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян М., 1997.
20. Седов В.В. Восточные славяне в VI – XIII вв. М., 1982.
21. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.
22. Семенова М. Мы – славяне. СПб., 1997.
23. Харитонова
В. Черная и белая магия
24. Этнография восточных славян Очерки традиционной культуры./ Отв.
Ред. К.В.Чистов.