Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 17:39, контрольная работа
Переустройство политической жизни общества (отношений, порядка, институтов, организаций), совершающееся без изменения основ существующего строя. Политические реформы связаны с эволюционным развитием общества, его политических и социальных институтов власти. Это изменения политической системы общества, политических отношений, направленные и организуемые политические преобразования. Их направленность определяет прогрессивный или регрессивный характер, а их глубина – их радикальность и эффективность. Любая реформа является способом введения инноваций в подсистемы общества и модернизацией всего общества. Масштабы и глубина реформ характеризуют динамику общества, его способность к адаптации и изменениям, потенциал развития, присущий обществу, выработку в нем механизмов выявления и устранения противоречий и конфликтов.
Введение.
Бывший министр финансов РФ, председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин считает обманчивым впечатление, что страна снова сваливается в полосу политического застоя. По его словам, курс на политические преобразования в России необратим.
Понятие политического преобразорвания.
Переустройство политической жизни общества (отношений, порядка, институтов, организаций), совершающееся без изменения основ существующего строя. Политические реформы связаны с эволюционным развитием общества, его политических и социальных институтов власти. Это изменения политической системы общества, политических отношений, направленные и организуемые политические преобразования. Их направленность определяет прогрессивный или регрессивный характер, а их глубина – их радикальность и эффективность. Любая реформа является способом введения инноваций в подсистемы общества и модернизацией всего общества. Масштабы и глубина реформ характеризуют динамику общества, его способность к адаптации и изменениям, потенциал развития, присущий обществу, выработку в нем механизмов выявления и устранения противоречий и конфликтов.
Реформы, в т.ч. политические, являются альтернативой революции (либо контрреволюции), предупреждая ее, погашая напряженность в обществе в предреволюционной ситуации. Но реформы могут объективно способствовать революции даже при всех попытках ее предотвратить (такова суть процессов демократизации режима в пореформенной России 19 в.).
Политические реформы
Российское государство во время второго срока президента Ельцина прошло довольно сложный период, когда власть находилась в руках неофициальных структур (отдельных чиновников, крупного бизнеса, СМИ и др.) Решения, принимаемые на федеральном уровне, нельзя было воплощать в жизнь из-за невозможности преодолеть сопротивление со стороны средних и нижних слоев чиновничьей системы и ее «союзников». Таким образом, политические решения принимались выборочно, а право выбора оставалось за неофициальными институтами.
В том, что Россия за последние
восемь лет сделала огромный шаг
вперед, не сомневается, пожалуй, ни один
из специалистов по российской политике
или экономике. Страна из государства
со слабой центральной властью и
сильными неофициальными структурами
превратилась в централизованное государство
с госконтролем над всеми сферами
общественной жизни. Если в экономике
перемены, проведенные за время первого
президентского срока, воспринимаются
почти единогласно как
Одной из главных интриг
переходного периода, а для некоторых
авторов и основной проблемой
неудач в постсоветских
Разные типы реформ нуждаются в разной мере качества государственного управления и политической силы. Против реформ активно выступают группы интересов. Среди наиболее сильных групп влияния следует выделить бюрократию. При этом парадоксально, что без нее любые реформы не сработают. Как говорит У. Томпсон, реформы типа освобождения цен или освобождения внешней торговли в принципе легко провести, так как они не нуждаются в качественном надзоре со стороны государственного аппарата. В отличие от них, введение качественно новых институтов типа пенсионной системы, системы здравоохранения и т. д. представляет собой сложную задачу и для государств, не находящихся в переходном периоде.
К 1995 г. в России были заложены основы рыночной экономики. Либерализация цен, первичная приватизация госсобственности, формирование типично рыночных институтов, таких как фондовый рынок, валютная биржа, создание двухуровневой банковской системы – все это казалось серьезной заявкой на последовательные реформы. Однако в стране продолжался спад производства, сохранялась высокая инфляция и значительный дефицит бюджета, а перераспределение собственности приобрело ярко выраженный криминальный оттенок и практически не затронуло основную массу населения. В 1995 г. главным врагом стабилизации и экономического роста была объявлена инфляция, в целях борьбы с которой было принято решение о переходе от эмиссионных способов балансировки государственного бюджета к заимствованиям внутренним и внешним; началось ужесточение денежно-кредитной политики. В дальнейшем подавление инфляции переродилось из главной цели в единственную, а целенаправленные структурные преобразования в реальном секторе экономики так и не начались.
Экономические реформы осуществлялись на фоне хронического конфликта исполнительной и законодательной ветвей власти, что тормозило своевременное формирование их нормативно-правовой базы, препятствовало эффективному контролю над равным соблюдением российского законодательства всеми участниками экономического процесса. Степень беспомощности государства в вопросах правовой дисциплины постоянно возрастала. Наиболее наглядно это обстоятельство проявилось в финансировании бюджетного дефицита.
Однажды запустив механизм
заимствований, правительство так
и не смогло взять его под жесткий
контроль, хотя последствия подобной
беспечности были очевидны уже в
самом начале. Построенный по принципу
классической “пирамиды” рынок ГКО-ОФЗ
требовал все больших вливаний, что
заставляло постоянно повышать его
доходность. В результате денежные
потоки устремились из реального
в финансовый сектор экономики, и
пока “живые” деньги “крутились”
в погоне за спекулятивной прибылью,
реальная экономика перешла на денежные
суррогаты, взаимозачеты, бартер. Объемы
взаимных неплатежей и задолженностей,
в том числе по заработной плате
и прочим социальным выплатам, постоянно
увеличивались. Резко сократилась
налогооблагаемая база, перечень прилежных
налогоплательщиков таял на глазах, а
усиление налоговой нагрузки, регулярно
предпринимаемое в надежде
К концу 1997 г. возможности
для поддержания рынка ГКО-ОФЗ
за счет средств резидентов оказались
практически исчерпаны и рынок
был открыт для иностранного капитала.
В пик кризиса на руках у
нерезидентов оказалось около 30% всех
размещенных государственных
Видологизация реформ
В качестве общей оценки
можно сказать, что путинские
реформы упрощают систему властных
структур. Из системы противовесов
в конце ельцинского правления
и несколько раздробленной
Реформы президента В. Путина в экономической области можно условно разделить на четыре группы.
В первую группу входят собственно экономические реформы, которые коренным образом изменяют макроэкономическую обстановку. Примером данного типа является реформа налогов путем введения «плоского» подоходного налога в размере 13% в 2001 г., введение Единого социального налога в том же году, отмена оборотных налогов и налоговых льгот, реформа таможенной системы посредством снижения количества ставок вплоть до четырех.
Ко второй группе относятся
реформы социально-
К третьей группе можно
отнести реформы скорее административного
типа, которые хотя и не носят
собственно экономический характер,
но оказывают существенное влияние
на нее посредством организации
условий функционирования.
В четвертую группу входят
меры, которые можно считать
Временные рамки
Периодизация экономических
реформ эры Путина дает некоторую
возможность проследить их соотношение
с политическими
Таким образом, уже в 2000 г.,
после периода кризисного управления,
Россия перешла к программе