Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:49, реферат
Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования.
1. Введение.
2. Многообразие видов искусства.
3. Характеристика видов искусства.
4. Заключение.
5. Список используемой литературы.
ОГБОУ СПО «СМОЛЕНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Реферат на тему:
«Виды искусства»
Выполнила:
студентка 1 курса группы 1-ГК-13
Барабанова Т.С.
Проверила:
МаковаИ.В.
Смоленск, 2013
План:
1. Введение.
2. Многообразие видов искусства.
3. Характеристика видов искусства.
4. Заключение.
5. Список используемой литературы.
Одной из основных
задач нашего общества, встающих перед
системой современного образования, является
формирование культуры личности. Актуальность
этой задачи связана с пересмотром
системы жизненных и
Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видов искусств. Только в случае владения категориально-понятийной системой человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства.
Искусство, одна из форм общественного
сознания, составная часть духовной
культуры человечества, специфический
род практически-духовного
Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Оно объявлялось "подражанием природе" - и "свободным формотворчеством"; "воспроизведением действительности" - и "самопознанием Абсолюта", "самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков, их идеологических установок, опорой на различные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства. Эта сложность, многогранность структуры не осознаётся и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность искусства то как гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то как творчески-созидательную и т. д. Неудовлетворённость такими однолинейными определениями приводила некоторых искусствоведов к утверждению, что в искусстве органически взаимосвязаны разные моменты - познание и оценка реальности, или отражение и созидание, или модель и знак. Но и такие двухмерные истолкования его сущности не воссоздают с должной полнотой сложную его структуру.
Процесс исторического развития
общественного разделения труда
привёл к тому, что из первоначальной
слитной, синкретической человеческой
жизнедеятельности выделились и
получили самостоятельное существование
многообразные отрасли
Вместе с тем искусство выступает одновременно и как подобное реальной жизни, и как отличное от неё - выдуманное, иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук. Художественное произведение возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, подобные переживаниям реальных событий, и эстетическое наслаждение, проистекающее из его восприятия именно как произведения искусства, как созданной человеком модели жизни.
Искусство как специфическое
общественное явление представляет
собой сложную систему качеств,
структура которой
Художественно-творческая деятельность
человека развёртывается в многообразных
формах, которые называют видами искусства,
его родами и жанрами. Обилие и
разнообразие этих форм могут показаться
хаотическим нагромождением, в действительности
же они являются закономерно организованной
системой видовых, родовых, жанровых форм.
Так, в зависимости от материальных средств,
с помощью которых конструируются художественные
произведения, объективно возникают три
группы видов искусств.: 1) пространственные,
или пластические (живопись, скульптура,
графика, художественная фотография, архитектура,
декоративно-прикладное и дизайн), т. е.
такие, которые развёртывают свои образы
в пространстве; 2) временные (словесные
и музыкальные), т. е. такие, где образы
строятся во времени, а не в реальном пространстве;
3) пространственно-временные (танец; актёрское
искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое
- театр, киноискусство, телеискусство,
эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы
которых обладают одновременно протяжённостью
и длительностью, телесностью и динамизмом.
С другой стороны, в каждой из этих трёх
групп искусства художественно-творческая
деятельность может пользоваться: 1) знаками
изобразительного типа, т. е. предполагающими
сходство образов с чувственно воспринимаемой
реальностью (живопись, скульптура, графика
- так называемые изобразительные искусства.;
литература, актёрское искусство); 2) знаками
неизобразительного типа, т. е. не допускающими
узнавания в образах каких бы то ни было
реальных предметов, явлений, действий
и обращенных непосредственно к ассоциативным
механизмам восприятия (архитектурно-прикладные
искусства, музыка и танец); 3) знаками смешанного,
изобразительно-
Каждый вид искусств непосредственно
характеризуется способом материального
бытия его произведений и применяемым
типом образных знаков. В этих пределах
все его виды имеют разновидности,
определяющиеся особенностями того
или иного материала и
Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.
3. Характеристика видов
Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Его произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 в. утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.
Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения этого жанра в то же время как бы поглощаются ею, т.к. обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.
Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или др. ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит его с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо др. изделием - колоколом, балясиной и т.п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональному звучанию), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе.
Для создания декора широко
привлекаются орнамент и элементы (порознь
или в самых различных
В единстве художественной
и утилитарной функций изделия,
во взаимопроникновении формы и
декора, изобразительного и тектонического
начал проявляется
Живопись
Живопись, вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Как и другие виды искусства, живопись выполняет идеологические и познавательные задачи, а также служит сферой создания предметных эстетических ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда.
Живопись отражает и в
свете тех или иных концепций
оценивает духовное содержание эпохи,
её социальное развитие. Мощно воздействуя
на чувства и мысли зрителей, заставляя
последних переживать действительность,
изображенную художником, она служит
действенным средством
В силу наглядности образа оценка жизни художником, выраженная в его произведении, приобретает особую убедительность для зрителя. Создавая художественные образы, живопись использует цвет и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с недоступной др. видам изобразительного искусства полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, свето-воздушную среду. Живопись не только непосредственно и наглядно воплощает все зримые явления реального мира (в т. ч. природу в её различных состояниях), показывает широкие картины жизни людей, но и стремится к раскрытию и истолкованию сущности совершающихся в жизни процессов и внутреннего мира человека.
Доступные данному виду искусства широта и полнота охвата реальной действительности сказываются и в обилии присущих ей жанров (исторический, бытовой, батальный, анималистический и др.).
По назначению, по характеру исполнения и образов различают: живопись монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека; станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определенным местом; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись; миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т. д.).