Виды искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:49, реферат

Описание работы

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования.

Содержание работы

1. Введение.
2. Многообразие видов искусства.
3. Характеристика видов искусства.
4. Заключение.
5. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.80 Кб (Скачать файл)

Музыка

Музыка (от греч. musikе, буквально — искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов. Музыка — специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями (речь, инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. Вместе с тем она существенно отличается от всех остальных разновидностей звуковой деятельности людей. Сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни, музыкального звучания принципиально отличаются от них строгой высотной и временной (ритмической) организованностью. Эти звучания входят в исторически сложившиеся системы, основу которых составляют тоны. В каждом музыкальном произведении тоны образуют свою систему вертикальных соединений и горизонтальных последований — его форму.

В содержании музыки главенствующую роль играют эмоциональные состояния  и процессы (а также волевые  устремления). Их ведущее место в  музыкальном содержании предопределяется звуковой (интонационной) и временной  природой музыки, позволяющей ей, с  одной стороны, опираться на многовековой опыт внешнего выявления людьми своих  эмоций и передачи их другим членам общества прежде всего и главным образом посредством именно звуков и, с другой — адекватно выражать эмоциональное переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами эмоций и их столкновениями.

Из различных видов  эмоций музыка воплощает главным  образом настроения. Широко представлены в музыкальном содержании также  эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности (и  соответствующих процессов). Это  позволяет данному виду искусства  раскрывать не только психологические  состояния людей, но и их характеры. В максимально конкретном (но не переводимом на язык слов), весьма тонком и «заразительном» выражении  эмоций музыка не знает себе равных. Именно на этом основано широко распространённое определение её как «языка души» (А. Н. Серов).

Стремясь к более широкому охвату мира философских и социальных идей, композиторы часто выходят  за пределы так называемой чистой (инструментальной непрограммной) М., обращаясь к слову как носителю конкретного понятийного содержания (вокальная и программная инструментальная М., см. Программная музыка), а также к сценическому действию. Благодаря синтезу со словом, действием и др. формируются новые типы музыкальных образов, которые устойчиво связываются в общественном сознании с понятиями и идеями, выраженными др. компонентами синтеза, а за тем переходят в «чистую» М. как носители тех же понятий и идей. Для выражения мыслей композиторы используют и звуковые символы (возникшие в общественной практике, бытующие в определённой социальной среде напевы или наигрыши, ставшие «музыкальными эмблемами» каких-либо понятий) или же создают собственные, новые «музыкальные знаки» (например, лейтмотивы). В итоге в содержание М. входит громадный и непрерывно обогащаемый круг идей.

Музыке доступно содержание разных родов: эпическое, драматическое, лирическое. При этом, однако, в силу её неизобразительной природы наиболее близка ей лирика.

Материальным воплощением  содержания музыки, способом его существования  служит музыкальная форма — та система музыкальных звучаний, в  которой реализуются эмоции, мысли  и образные представления композитора. Даже взятые в отдельности, музыкальные  звучания обладают уже первичными выразительными возможностями. Каждое из них способно вызвать физиологическое ощущение удовольствия или неудовольствия, возбуждения  или успокоения, напряжения или разрядки, а также синэстезические ощущения (тяжести или лёгкости, тепла или холода, темноты или света и т. д.) и простейшие пространственные ассоциации.

В каждом музыкальном произведении из отдельных элементов его формы  в процессе их объединения и соподчинения складывается общая структура, состоящая  из нескольких частных структур. К последним относятся структуры: мелодическая, ритмическая, ладогармоническая, фактурная, тембровая, динамическая и др. Особое значение имеет тематическая структура, элементами которой служат музыкальные темы (вместе с различными видами и стадиями их изменения и развития). В большинстве музыкальных стилей именно темы являются материальными носителями музыкальных образов.

Музыка обладает своей  структурой. Так, в развитой музыкальной  культуре творчество представлено многими  разновидностями, которые могут  быть дифференцированы по различным  признакам. 1) По типу содержания: лирическая, эпическая, драматическая, а также  героическая, трагическая, юмористическая и т. д.; в ином аспекте — серьёзная  музыка и лёгкая музыка. 2) По исполнительскому назначению: вокальная и инструментальная; в ином аспекте — сольная, ансамблевая, оркестровая, хоровая, смешанная (с возможным дальнейшим уточнением составов: например, для симфонического оркестра, для камерного оркестра, для джаза и т. д.). 3) По синтезу с другими видами искусства и со словом: театральная музыка, танцевальная музыка, программная инструментальная, мелодрама (чтение под музыку), вокальная со словами. Музыка вне синтеза — вокализы (пение без слов) и «чистая» инструментальная (без программы). В свою очередь, первая разделяется на зрелищную и концертную, вторая — на массово-бытовую и обрядовую. Каждая из образовавшихся четырёх разновидностей (жанровых групп) может быть дифференцирована и далее.

Киноискусство

Киноискусство, род искусства, произведения которого создаются с  помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий  действительности.

В киноискусстве синтезируются  эстетические свойства литературы, театрального и изобразительного искусств, музыки на основе собственно лишь ему присущих, выразительных средств, из которых  главными являются фотографическая  природа изображения, позволяющая  с предельной достоверностью воссоздавать любые картины действительности, и монтаж. Подвижность киноаппарата и разнообразие применяемой при  съёмке оптики дают возможность представить  в кадре огромные пространства и  большие массы людей (общий план), небольшие группы людей в их взаимоотношениях (средний план), человеческий портрет  или отдельную деталь (крупный  план). Благодаря этому в границах кадра могут быть выделены наиболее существенные, эстетически значимые стороны изображаемого объекта. Соединение кадров в монтаже служит выражением мысли автора, создаёт  непрерывность развития действия, организует зрительное повествование, позволяет  путём сопоставления отд. планов метафорически истолковывать действие, формирует ритм фильма.

Создание произведения киноискусства, как правило, сложный творческий и производственный процесс, в котором  объединяется работа деятелей искусства  разных специальностей: кинодраматурга (автора сценария); режиссёра, определяющего  истолкование и реализацию замысла  и руководящего работой остальных  участников постановки; актёров, воплощающих  образы действующих лиц; оператора, характеризующего действие средствами композиционной, светотональной и цветовой трактовки кадров; художника, находящего изобразительную характеристику среды  действия и костюмов действующих  лиц (а в мультипликации и внешнюю  характеристику персонажей); композитора  и др.

За время развития киноискусства  сформировались 4 основных его вида: художественная (игровая) кинематография, воплощающая средствами исполнительского творчества произведений кинодраматургии или адаптированные произведения прозы, драматургии, поэзии; документальная кинематография, являющаяся особым видом образной публицистики, основывающаяся по преимуществу на непосредственной фиксации на плёнку реальной действительности; мультипликационная кинематография, «одушевляющая» графические или кукольные персонажи; научно-популярная кинематография, использующая средства этих 3 видов для пропаганды научных знаний.

Художественной кинематографии доступны возможности эпоса, лирики и драмы, но в кинопроизведениях, имеющих повествовательный характер, всегда присутствуют черты, сближающие их с драмой, в частности драматический  конфликт. Документальная кинематография обладает всей широтой возможностей публицистических жанров литературы и  журналистики. Она объединяет и произведения образной кинопублицистики, и информационные фильмы (кинорепортаж). Образы графической  и объёмной мультипликации создаются  съёмкой неподвижных последовательных фаз движения рисованных или кукольных  персонажей. Особое внимание она уделяет  созданию фильмов для детей. Научно-популярная кинематография знакомит зрителей с  жизнью природы и общества, научными открытиями и изобретениями, воссоздаёт ход творческих поисков учёных и  мастеров искусств, наглядно демонстрирует  физико-химические и биологические  процессы. Для решения этих задач  она пользуется как чисто дидактическими, так и художественно-образными  средствами в зависимости от темы и задачи фильма.

Жанры киноискусства, относительно четко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (мелодрама, приключенческий  фильм, комическая лента и др.), видоизменяются, испытывают тенденцию к слиянию, взаимопроникновению или даже распаду. Новаторские устремления деятелей кино обусловливают сочетание в  одном произведении черт, характерных  для прозы, драмы, лирики. 

          1. Заключение.

Культура играет особую роль в совершенствовании  личности, в формировании её индивидуальной картины мира, ибо в ней аккумулирован  весь эмоционально-нравственный и оценочный  опыт Человечества.

Проблема художественно-эстетического  воспитания в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения  стала объектом внимания социологов, философов, теоретиков культуры, искусствоведов. Данное учебно-справочное пособие является небольшим дополнением к огромному  пласту учебного материала касаемого сферы искусства. Автор выражает надежду, что он послужит хорошим подспорьем для студентов, учащихся и всех кому небезразлично искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

  1. Кремлев Ю., Очерки по эстетике музыки, 2 изд., М., 1972

 

  1. История западноевропейского театра, т, 1-6, М., 1974

 

  1. Молева Н., Скульптура. Очерки зарубежной скульптуры, М., 1975.

 

  1. Всеобщая история искусств, т. 1—6, М., 1956—66.

      5.  Всеобщая история архитектуры. Краткий курс, т. 1—2, М., 1958—63.

      6.  Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970

 


Информация о работе Виды искусства