Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 10:00, реферат
Византия существовала с 395 г. по 1453 г. История ее возникновения такова: в 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь. В 395 г. империя распалась на две части и Восточная Римская империя впоследствии стала именоваться Византией. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой.
Византийская культура……………………………………………………3
Культура древнего Рима………………………………………..………..6
Культура древней Греции………………………………………..………11
Список используемой литературы…………………………………………18
Содержание
Список используемой литературы…………………………………………18
История возникновения Византии
Византия существовала с 395 г. по 1453 г. История ее возникновения такова: в 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь. В 395 г. империя распалась на две части и Восточная Римская империя впоследствии стала именоваться Византией. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой.
Сами византийцы называли себя "ромеями", то есть римлянами, а свою столицу Константинополь - "вторым Римом".
Византия продолжила лучшие традиции римской цивилизации и новая столица - Константинополь - не без успеха соперничала с Римом, стала красивейшим городом того времени. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры - Александрия, Антиохи, Никея, Равенна, Фессалоники.
Византийская культура
Византийская культура стала первой в мире христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, или православной, версии. Огромную роль сыграл Иоанн Дамаскин (ок.675-до 753 г.) - выдающийся богослов, философ, поэт. Он систематизировал греческую патристику, так называемое учение "отцов Церкви", благодаря чему Христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология опирается на идеи и концепции Дамаскина.
Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес Иоанн Златоуст (окю350-407 гг.) - епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались большим успехом.
Византийские ученые продолжили традиции и развивали теорию римского права. Они разработали собственную оригинальную концепцию - византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565), - который дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.
Византийская культура испытала влияние со стороны восточных стран, особенно Ирана. В целом Византия была мостом между Востоком и Западом.
Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на V-V11 вв. - возникший феодализм западного и восточного толка. В VIII-IX вв. Византия пережила смутные времена. В этот период она пережила движение иконоборчества (против культа икон). К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено. X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Устанавливаются тесные связи с Киевской Русью. Роль Христианства и Церкви в этот период значительно возрастает, в художественной культуре складывается средневековый стиль. XIII в. принес Византии тяжелые испытания, обусловленные крестовыми походами. Константинополь был в 1204 г. взят крестоносцами и разграблен. Византия как самостоятельное государство перестала существовать. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю. В XIV-XV вв. Византия переживает последний взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре (роскошь, пышность, зрелищность, возвышенная торжественность, глубокая духовность, утонченный спиритуализм). Эти особенности в наибольшей мере проявились в архитектуре храмов и церквей (храм св. Софии в Константинополе - шедевр мировой культуры). Культура Византии прославилась другими видами и жанрами искусства-, мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра. Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое применение и распространение за пределами Византии - в Сербии, Болгарии, Руси. Один из мастеров Византии Феофан Грек создавал свои произведения на Руси.
Значение византийской культуры
В 1453 г. Константинополь был взят турецкими войсками, что означало конец Византии. Но культура Византии продолжает существовать и в наши дни. Главный вклад Византии в мировую духовную культуру - утверждение и развитие православного Христианства. Следует отметить благотворное влияние византийской культуры на становление и развитие Древнерусской культуры.
Современные взгляды на культуру Древнего Рима
Культура Древнего Рима существовала с VIII в. до н. э. и до 476 г. н. э. Взгляды ученых на Древний Рим самые разные. Одни (О. Шпенглер, А. Тойнби) не видят в Древнем Риме самостоятельности и самобытности культуры и цивилизации. Они считают, что Древний Рим являл собой завершающий этап, кризис античности. Его вклад ограничился главным образом развитием государства, права и техники. Во всем остальном, особенно в духовной культуре - религия, философия, наука, искусство, литература - Рим не внес ничего нового и оригинального, не пошел дальше заимствований и популяризации того, что сделано греками. Рим никогда не поднимался до высот эллинской культуры. Другие оценивают древнюю культуру Рима как не менее самобытную и оригинальную, чем другие культуры.
Отличительные черты римской культуры
Римляне существенно отличались от эллинов. Они создали свою систему ценностей и идеалов, главными среди которых были патриотизм, честь, достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности. Римляне возвышали роль и ценность закона. Для них общественные интересы были выше интересов индивида. В то же время римляне усилили антагонизм между свободнорожденными гражданами и рабами. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства. Наиболее достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, разработка права, историография, земледелие. Римляне были более воинственными, в отличие от эллинов. Завоевательные войны превратили небольшой городок в мировую империю.
Достижения Древнего Рима связаны с римским правом, прекрасными дорогами, великолепными зданиями, грандиозными акведуками, с развитием государственности в таких формах, как республика и империя.
Духовная культура Древнего Рима
Религиозно-мифологические представления Древнего Рима являются более сложными, чем у эллинов. Многие греческие боги перешли к римлянам, приняв новые имена. Зевс стал Юпитером, Кронос - Сатурном, Посейдон - Нептуном, Афродита - Венерой, Артемида - Дианой и т.д. Много римляне позаимствовали из других религий. В их мифологии особое место занимает так называемый "римский миф" ("римская идея"), "Рим - центр мира", "Рим - вечный город".
В философии и науке римляне во многом следовали грекам. Их интересовали не теоретические исследования, а обобщения и систематизация уже накопленных знаний, создание энциклопедий, которые служили делу воспитания и образования.
Примерно такая же картина наблюдается и в художественной культуре. Римские художники буквально копируют греческих мастеров. В скульптуре римляне первыми начали придавать своим произведениям индивидуальные черты, наполняли их психологизмом. Римские писатели создали в литературе жанр романа. Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры.
К особенностям древнеримской культуры относятся: рациональность, приземленность, практическая польза и целесообразность. Сильное взаимодействие и взаимовлияние двух культур привели к созданию единой греко-римской культуры, которая, в последующем, составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуру славянских народов и Западной Европы.
Основание и становление державы Рима
Согласно легенде, Рим был основан в 753 г. до н. э. на реке Тибр братьями-близнецами Ромулом и Ремом. С этого времени начинается "царская" история Рима (во главе выборный царь, одновременно жрец, военачальник, законодатель и судья). При царе состоял Сенат. Основой была семья (фамилия). Важнейшие дела решало народное собрание. Основу религиозно-мифологических представлений составляло множество богов и культов (творец мира двуликий Янус, Юпитер, Марс, Сатурн). В этот период происходит складывание римской культуры. В нем принимали участие италийские города, Греция, Этрурия. В 510 г. в Риме устанавливается аристократическая республика. В новом обществе сложились сословия патрициев (аристократов) и плебеев (простой народ), между которыми возникает борьба. В результате к началу III в. до н. э. Рим превращается в гражданскую общину. Основными ее чертами были: равенство политических и юридических прав граждан, власть народного собрания по всем важным вопросам, сочетание коллективного и частного землевладения и др. После победы в Пунических войнах (264-146 гг. до н. э.) Рим превращается в огромную державу. Формально до 27 г. до н. э. Рим оставался республикой и только с приходом Октавиана власть принимает сакральный характер ("возвеличенное божество"). Римская империя просуществовала пять веков - до 476 г. н. э. Новые источники обогащения стимулируют ускорение экономического развития страны. Меняется социально-экономическая структура общества (выделяется новый слой знатных и богатых).
Культура римской Империи
В римском обществе наблюдается рост числа образованных людей, в том числе за счет греков-рабов. Высший слой начинает усваивать эллинскую культуру. Под греческим влиянием развивается римская литература (драматургия, поэзия, переводчики). Сильное греческое влияние испытало искусство. Копии греческих скульптур приобрели огромную популярность. Изменился статус греческого языка, он стал не только литературным, но и разговорным. Золотым веком римской культуры считается правление Августа (27 г. н.э. - 14 г. н.э.). В период империи получает распространение философия - эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм. Все это было продолжением греческих течений. В эпоху империи весьма успешно развивается наука (Плиний Старший, Птолемей, Гален). Птолемей создал геоцентрическую систему мира, ему принадлежат работы по оптике, математике и географии. Врач Гелен обобщил знания греческой медицины. Тит Ливий и Тацит написали историю Рима от основания (142 т). Наибольший подъем в эпоху империи переживает архитектура (Витркувий). Самым распространенным типом римской постройки стал форум. При Августе Рим стал мраморным. При нем идет активная реставрация храмов и возведение новых. При Августе сооружается Пантеон - храм всех богов (диаметр 43 м). После Августа особого внимания заслуживает Колизей (50 тыс. зрителей). В повседневной жизни в моду входят термы - общественные бани. Наиболее выдающимися поэтами этой эпохи были Вергилий, Гораций. Овидий.
Распад Римской империи
В I в. н.э. появились симптомы серьезного кризиса римского общества. "Римская идея", как власть над всем миром, была реализована. Рим утратил источник своего саморазвития. При Августе на первый план выходит идея "вечного Рима". Но без великой вдохновляющей цели общество обречено на гибель. Рим все более предстает как общество потребления - "хлеба и зрелищ" - был образом жизни всех слоев общества (культ грубых наслаждений и развлечений). Императоры Калигула и Нерон стали символами жестокости и морального разложения. Неслучайно уже в I в. н. э. в Римской империи возникло Христианство. В IV в. н. э. христианство добивается официального признания. В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную. В 476 г. западная Римская империя перестала существовать.
Лучшие достижения римской культуры продолжают существовать и сегодня: римское право, римская архитектура, литература, латынь и Христианство.
Крито-микенская культура
Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами ее были остров Крит и город Микены в материковой Греции.
Время возникновения критской культуры (или минойской - по имени легендарного царя Крита Миноса) - рубеж 3-2 тыс. до н.э. Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. Дворцы Крита были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью. Но несмотря на это дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль.
Особенного внимания заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности «игры с быками» - религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов - культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы.
Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром.
Расцвет минойской культуры приходится на 16 - первую половину 15 вв. до н.э. Однако в середине 15 в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера недалеко от Крита, а также вторжения из материковой Греции воинственных греков-ахейцев.
Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 г. до н.э. Микенская цивилизация, тесно связанная с древнейшими культурами материковой Греции, была достаточно своеобразной. Расцвет ее приходится на 15-13 вв. до н.э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы, которые в отличие от критских были укреплены. Их мощные стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Дворцы были украшены фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно преобладание сцен войны или охоты.
Ахейцы, захватив в 15 веке до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (линейное слоговое письмо Б). В 1953 г. английскому ученому М. Вентрису удалось расшифровать глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке. Слоговое письмо А, которым пользовались не греки, а минойцы, до сих пор не поддается расшифровке.
Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в 8 веке до н.э., - важнейший источник информации об этом времени.