Византийская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 10:00, реферат

Описание работы

Византия существовала с 395 г. по 1453 г. История ее возникновения такова: в 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь. В 395 г. империя распалась на две части и Восточная Римская империя впоследствии стала именоваться Византией. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой.

Содержание работы

Византийская культура……………………………………………………3
Культура древнего Рима………………………………………..………..6
Культура древней Греции………………………………………..………11
Список используемой литературы…………………………………………18

Файлы: 1 файл

Византийская культура.docx

— 39.62 Кб (Скачать файл)

До нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Основные строительные материалы - дерево, необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее яркие памятники искусства этого периода, дошедшие до нас, - вазы, расписанные геометрическим орнаментом, а также терракотовые бронзовые статуэтки.

Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе - архаической (вторая половина 8 в. до н.э.). Но в них используется уже не линейное слоговое письмо Б, а совершенно новое - алфавитное - письмо, заимствованное греками у финикийцев.

В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда создавались предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

Культура архаического периода

Архаический период греческой истории охватывает 8-6 вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки многому научились у других народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев - алфавитному письму. На зарождение и развитие науки, в частности астрономии и геометрии, оказали влияние науки Древнего Египта и Вавилона.

В архаический период с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса - города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.

Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм. По представлениям древних греков, первоначально существовал Хаос, из которого выделились Земля (Гея) и подземный мир (Тартар), небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов были дети Геи и Урана - титаны.

Кроме общегреческих богов, в каждой области Греции были и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга. Греки считали своих богов бессмертными и всесильными, представляли их себе в антропоморфном виде, т.е. похожими на людей.

Кроме мифов о богах, у греков существовали различные версии о происхождении людей, были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например о Троянской войне, о подвигах Геракла.

Важным фактором культурного наследия Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу. Проходили в Олимпии с 776 года до н.э. раз в четыре года; Пифийские - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские - в честь Посейдона (проводились под Коринфом раз в два года).

Литературное творчество издавна существовало в Греции в устной форме: эпос, трудовые песни, басни, что подготовило появление гомеровских «Илиады» и «Одиссеи» - первых греческих литературных произведений. В литературе этого периода ведущая роль постепенно переходит от эпоса к лирической поэзии.

В 8-6 вв. до н.э. возникает греческий театр, выросший из хороводов, песен и молитв, исполняющихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица - актера.

Искусство периода архаики характеризует поиски убедительной формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры - обнаженного юноши (куроса) и задрапированной женщины (коры) с характерной, так называемой архаической улыбкой.

Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей столь значительную роль в развитии мировой цивилизации.

Культура в классический период (период расцвета)

Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500 - 449 гг. до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса - архаический и начинается период расцвета - классический.

В классический период науке и искусству придавали серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Ученых уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом. Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи Демокрит.

В литературе 5 века до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил. Он ввел второе действующее лицо и тем самым оживил драму. Творцом психологической драмы был Еврипид, придавший комедии политическую остроту.

Главной задачей искусства 5 века до н.э. было правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил.

 

 

Культура Греции в эпоху кризиса

История Греции в 4 веке до н.э. - это история кризиса полиса. Первые признаки этого кризиса проявились уже в годы пелепоннесской войны (431-404 гг. до н.э.) между Афинами и Спартой за господство в Греции, завершившейся поражением Афин. Кризис греческого полиса был закономерным явлением. Развитие товарно-денежных отношений приводило к распространению частной собственности на землю, идеология полиса как коллектива граждан утрачивает свое значение. Развивается индивидуализм, стремление к личному благополучию, постепенно исчезает дух патриотизма. В дела Греции все больше вмешиваются другие страны. И в конце концов в 338 году до н.э. после битвы при Херонее Греция теряет политическую независимость и подчиняется Македонии. Все это способствовало тому, что люди все сильнее сосредотачивались на собственных желаниях и нуждах, искали личного счастья в созерцании, самосовершенствовании.

В литературе ведущее место занимает проза, трагедия в это время переживает упадок, значительно меняется комедия.

Очень высокого уровня достигает ораторское искусство.

Культура эпохи эллинизма

Эпоха эллинизма - эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местной культур способствовало созданию единой эллинистической культуры.

В эпоху эллинизма исчезает разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему математики, механики, астрономии, географии. Успешно развивалось естествознание, особенно медицина. Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки.

В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания - филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика.

Придворный быт эллинистических монархий и жизнь больших городов породили особый вид поэзии - идиллию.

Философия в эпоху эллинизма обладала целым рядом особенностей. Важнейшей из них является эклектизм - стремление сочетать элементы различных школ, неспособность создать единую и последовательную систему. Кроме того, философия имеет в основном этическую направленность - первое место занимают вопросы морали, натурфилософии.

Для позднеэллинистической философии характерна еще одна черта - религиозный уклон. Эпоха эллинизма привнесла в религию ряд новых явлений. Это культ монархов, выросший на почве обожествления личности царя. Другая характерная черта эллинистической религии - культ судьбы.

Формированию эллинистической культуры во многом способствовало распространение греческой системы образования. На первом этапе ученики получали навыки чтения, письма, счета, занимались гимнастикой и музыкой. Следующий этап образования был связан с изучением языковых, математических дисциплин, астрономии, теории музыки. Высшей ступенью образования считалось изучение философии и риторики.

 

Список используемой литературы

1. Герман Н.Ю. и др. Очерки  культуры Древнего Рима. М., 1990

2. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь римлян.

3. Дмитриева Н.А. Краткая  история искусств. М., 1992

4. Коптев А.В. Античное  гражданское общество.

5. Парандовский Я. Мифология. М., 1971

6. Троянский И.М. "История античной литературы", 3-е издание, Л., 1957

7. Искусство. Книга для  чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., 1961г.

8. Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998г.

 


Информация о работе Византийская культура