Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:48, доклад
Даже на исторической карте Святой Земли, насыщенной великими событиями, не много найдется мест, сравнимых по своему значению с Синайской горой и расположенным у ее подножия монастырем св. Екатерины. На протяжении уже многих столетий это место, затерянное в глубине гористой пустыни Синайского полуострова, привлекает паломников трех мировых религий, почитающих Библию священной книгой. Поскольку именно в ней Синай описан как пространство встречи Бога и человека, избранное свыше для неоднократных богоявлений и небесных откровений.
Границы этого периода отмечает
две исторические даты: изгнание латинян
из Константинополя и
В целом поздневизантийский раздел в монастырской
коллекций икон, хотя и включает отдельные
высококачественные произведения, не
может считаться особым явлением, сравнимым
по значению с более ранними частями этого
собрания. Пожалуй, единственным исключением
являются так называемые иконы крестоносцев,
составляющие в Синайском собрании группу
из примерно 120 произведений ХП-ХIV веков.
В эту группу включаются произведения,
созданные в государствах крестоносцев
и присланные на Синай, написанные в монастыре
западными мастерами или сделанные по
латинскому заказу. Большая часть таких
икон датируется второй половиной XIII века.
Это последний период политической активности
крестоносцев на Востоке, завершившийся
падением их столицы-крепости Акра в 1291
году. Известно, что художественная жизнь
в государствах крестоносцев была очень
активной. Однако подавляющее большинство
памятников погибло. В этой ситуации синайские
иконы приобрели статус важнейшего и во
многих отношениях уникального исторического
источника.
Капелла свв. Константина и Елены, примыкающая
к северному нефу Синайской базилики
Появление «латинских» икон в православном
монастыре объясняется как традиционной
для этой обители веротерпимостью, так
и тесными связями крестоносцев с Синаем.
Большое число икон, датируемых именно
второй половиной XIII века, связано с тем,
что в это время в монастыре действуют
иконописцы, пришедшие из различных стран
Западной Европы. На основе стилевых особенностей,
имеющих параллели в миниатюрах рукописей,
выделяют французскую, венецианскую и
южно-итальянскую манеры. Западные мастера
работали рядом с греческими иконописцами,
которые также могли писать иконы по латинскому
заказу с учетом западных вкусов. Художники
оказывали друг на друга значительное
влияние, видоизменявшее стиль и даже
технические приемы. Поэтому подчас бывает
очень не просто определить национальное
происхождение автора конкретной «иконы
крестоносцев».
Однако, можно привести характерные примеры,
когда сомнения в происхождении мастера
отсутствуют. Большая двусторонняя икона
«Распятие» с «Сошествием во ад» на обороте
ярко демонстрирует все важнейшие черты
искусства крестоносцев. В первую очередь,
это ориентация на византийские образцы
в иконографии и стиле. Примечательно,
что автор изображает чисто византийскую
сцену «Сошествие во ад», отсутствовавшую
в латинской иконографии. Однако, при внешнем
повторении композиционной схемы, иконописец
обнаруживает полное непонимание отдельных
деталей. Вводятся иконографические мотивы,
не свойственные византийским иконам
на этот сюжет. В духе искусства латинского
Запада сцена перенасыщается повествовательными
подробностями и натуралистическими особенностями,
существенно изменяющими изначально византийский
облик иконы. В стиле также хорошо заметна
чисто западная интерпретация византийских
образцов, выразившаяся в преувеличенной
драматизации образов, обобщенном контуре
и чрезмерно подробном рисунке, плоскостной
трактовке форм и контрастном сочетании
локальных цветов. Примечателен интерес
к декоративным заостряющимся формам,
напоминающим о том, что время создания
синайской иконы совпадает с расцветом
готического искусства в Западной Европе.
Использованы характерные технические
приемы, которые, наряду с латинскими надписями,
позволяют сразу узнать икону крестоносцев.
Самый заметный среди них – орнаментальный
гипсовый рельеф, который по краю иконы
и в нимбах имитирует накладные украшения
из драгоценных металлов.
Сложное переплетение византийских и
западных черт во второй половине XIII века
является важнейшей особенностью всего
христианского искусства ближневосточного
региона. Вкусы крестоносцев оказывают
значительное влияние на греческих иконописцев
Кипра, который в эту эпоху превращается
в крупный художественный центр, имеющий
устойчивые связи с монастырем св. Екатерины.
По всей видимости, именно с Кипра происходит
один из самых ярких памятников Синайской
коллекции – диптих, включающий образы
и . Иконописец демонстрирует
знание последних тенденций византийской
живописи и одновременно интерес к исламским
орнаментальным деталям, которые сочетаются
с характерно венецианскими декоративными
приемами. Живопись диптиха – изысканный
и органичный сплав византийских, итальянских
и специфически восточных мотивов. Можно
говорить об удавшейся попытке сочетания
различных эстетических представлений,
которая указывает на возникновение особого
художественного явления, многое определившего
в искусстве восточнохристианского мира.
Среди поздневизантийских произведений
Синайской коллекции большая и лучшая
часть относится к XV веку. В истории иконописи
значение этих памятников определяется
тем, что они дают редкую возможность представить
постепенное формирование поствизантийского
искусства в недрах палеологовской живописи.
В этой связи особого внимания заслуживает
синайская икона начала XV века.
Она демонстрирует развитую поздневизантийскую
иконографию сцены, насыщенную сюжетными
деталями и литургическими мотивами. Открытая
эмоциональность и внешний драматизм
в трактовке сцены рассчитаны на острое
сопереживание и даже соучастие молящегося
в изображенном действе. В XIV веке патриарх
Афанасий прямо сравнивает верующих, пришедших
на богослужение Страстной субботы, со
святыми женами у гробницы Христа. По его
мысли, они должны быть не просто зрителями
божественного спектакля, но теми, кто
«разделит страдание Богоматери» и «принесет
драгоценное помазание». Пафос синайской
иконы позволяет лучше понять и поздневизантийское
стихотворение «На погребение Христа»,
построенное как диалог между молящимся
и умершим Господом, который объясняет
вопрошающему высший смысл своего искупительного
страдания. Драматизм синайской иконы
был вдохновлен новым богословским и литургическим
осмыслением человеческой природы Спасителя,
страдания которого молящийся должен
был пережить с чувством покаяния, эмоционального
потрясения и почти телесной сопричастности.
С этим общим религиозным замыслом связана
и театрализации пространства в палеологовскои
версии «Оплакивания». Созданию этого
эффекта способствуют развитые пейзажный
и архитектурный фоны, составляющие характерную
особенность поздневизантийской иконописи.
Примечательно, что в синайской иконе
скалы покрыты кроваво-красными пятнами-струями,
наделяющими даже пейзаж особым «страстным»
смыслом. Из нейтрального фона он превращается
в своеобразное «действующее лицо» надгробного
плача.
В синайской иконе «Оплакивание» трактовка
фигур, отличающихся более естественной
пластикой и жизненно убедительным рисунком,
также принадлежит к числу важнейших стилистических
черт палеологовскои живописи. Однако
стиль синайского «Оплакивания» позволяет
отметить и некоторые западные вкрапления,
позволяющие более точно определить место
иконы в поздневизантийском искусстве.
К ним относятся золотой контур мафория
Богоматери, пришедший из венецианской
живописи; прорисованная мускулатура
тела Христа; тонкие, жесткие и подробные
линии высветлений; стилизованные золотые
растения на скалах; колорит с преобладанием
коричнево-оливковой гаммы. Эти особенности
позволяют исследователям связать синайскую
икону с Критом и рассматривать ее как
один из первых примеров зарождающейся
«Критской школы» иконописи.
Для понимания происхождения и развития
«Критской школы» синайские иконы имеют
первостепенное значение. В XV веке греческий
остров Крит, оказавшийся под властью
Венецианской республики, превращается
в крупнейший центр иконописания, доминировавший
на греческом Востоке весь поствизантийский
период. Здесь в эпоху разорений обретают
кров и работу константинопольские художники,
критские мастера регулярно посещают
византийскую столицу, обучаясь профессии
и приобретая необходимые материалы для
иконописания. Основными заказчиками
иконописных мастерских, наряду с православными
монастырями, выступают венецианцы. Сохранился
контракт 1499 года, согласно которому один
критский иконописец брался изготовить
за сорок дней 200 икон Богоматери. Венецианский
покупатель подробно оговорил размеры
и технику икон, половина из которых должна
была быть «in forma a la latina», то есть иметь
католический облик. Крит стал местом
встречи и интенсивных контактов латинского
Запада и православного Востока. Иконопись
здесь постепенно превращается в род художественного
производства, что неизбежно вело к стандартизации
форм и упрощению духовного содержания.
Однако в то же время на Крите бережно
сохранялись лучшие иконографические
и стилистические традиции палеологовскои
живописи, а наряду с массовой продукцией
существовали иконы, написанные сугубо
творчески в духе лучших поздневизантийских
образцов.
Именно такие иконы в большом числе представлены
в собрании Синайского монастыря, который
имел очень прочные связи с Критом, владея
на острове большим подворьем в Ираклионе.
Оно пользовалось исключительными привилегиями
со стороны венецианцев, издревле почитавших
обитель св. Екатерины. Монастырь имел
возможность получать наиболее значительные
произведения Критской школы. Некоторые
иконы принадлежат знаменитым мастерам
XV века, которые в эту эпоху начинают регулярно
подписывать свои произведения. Среди
них выделяются имена Ангелоса Акотантоса
из Ираклиона (ум. 1457) и Андреаса Рицоса
(ок. 1421-1492). О значении Синая в жизни этих
прославленных иконописцев многое говорит
фраза из текста завещания 1437 года, которое
оставил мастер Ангелос, распоряжаясь
судьбой своих лучших икон: «Я также хочу,
чтобы круглая икона с главой св. Екатерины
после моей смерти была передана монахам
Синая, которые бы выставляли ее в день
праздника святой в мою память». Ангелосу
Акотантосу приписывается несколько икон
Синайского собрания, среди которых одна
из наиболее интересных – . Установление
авторства этой иконы принадлежит синайскому
иконописцу XVIII века Иоанну Корнаросу,
обновлявшему древние образы и поставившему
в нижней части иконы характерную греческую
подпись мастера середины XV века – «рука
Ангелоса». Такая атрибуция хорошо согласуется
с особенностями стиля и расценивается
как правильная и современными исследователями.
Любопытно, что в данном случае мы сталкиваемся
с одним из первых примеров «искусствоведческого»
осмысления Синайского собрания икон.
Важную особенность как критской, так
и всей византийской иконописи XV века
составляет интерес к редким сюжетам,
заметно усилившийся после падения Константинополя
в 1453 году. Обогащение репертуара новыми
иконографическими темами может быть
объяснено как с происходившим всю Палеологовскую
эпоху последовательным усилением иллюстративно-