Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 19:52, реферат
Понимание и ценностное восприятие Византийской империи в русском самосознании допетровского времени и, с другой стороны, в идеологии XIX—XX вв. — очень существенно, даже принципиально расходятся. Говоря кратко и просто, до XVIII века Византия воспринималась на Руси — в общем и целом — в самом положительном духе, а в последующее время для наиболее влиятельных идеологов характерно негативное отношение к ней. Правда, в конце XIX — начале XX вв. начинает складываться и противоположная тенденция , но она, в свою очередь, наталкивается на сильное сопротивление, и можно без преувеличения утверждать, что и сегодня очень широко распространена более или менее "отрицательная" оценка роли Византийской империи в истории России.
Введение
Глава 1. Русь и христианство 4
1.2. Взаимоотношения Руси и Византии 6
Глава 2. Первые князья Древнерусского государства 9
Заключение
Список использованной литературы
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
Византия и Русь
Оглавление
Понимание и ценностное восприятие Византийской империи в русском самосознании допетровского времени и, с другой стороны, в идеологии XIX—XX вв. — очень существенно, даже принципиально расходятся. Говоря кратко и просто, до XVIII века Византия воспринималась на Руси — в общем и целом — в самом положительном духе, а в последующее время для наиболее влиятельных идеологов характерно негативное отношение к ней. Правда, в конце XIX — начале XX вв. начинает складываться и противоположная тенденция , но она, в свою очередь, наталкивается на сильное сопротивление, и можно без преувеличения утверждать, что и сегодня очень широко распространена более или менее "отрицательная" оценка роли Византийской империи в истории России.
Некоторые наверняка возразят, что дело обстоит не совсем так, ибо общепризнанно позитивное значение приятия Русью христианства от византийской Церкви. Однако, рассматривая проблему во всей ее многосторонности, мы убедимся, что она значительно более сложна и противоречива.
Во-первых, существует и в последнее время усиливается стремление переоценить уже и само по себе обращение к христианству, подавившему восточнославянские языческие верования, которые, по убеждению сторонников этого взгляда, воплощали в себе подлинно самобытные начала Руси.
С другой стороны, многие историки — и это не случайно — пытались и пытаются доказать, что русские в действительности восприняли христианство не из Византии, но либо из Болгарии (см., например, работы влиятельного в свое время историка М. Д. Приселкова), либо из Моравии (Н. К. Никольский), либо от норманнов-варягов (Е. Е. Голубинский); в последнее время была выдвинута еще особенная версия об ирландском происхождении русского христианства (наш современник А. Г. Кузьмин).
Наконец, очень многие из тех историков и идеологов, которые признают византийские истоки христианской Руси, вместе с тем стремились и стремятся утвердить представление о том, что древнерусская церковь — как и Древняя Русь в целом — с самого начала находилась будто бы в состоянии упорной борьбы с Византией за свою независимость, каковой, мол, постоянно угрожал Константинополь.
Так, великий деятель русской церкви и культуры XI века митрополит Киевский Иларион преподносится в качестве своего рода непримиримого борца с византийской церковью, и созданное Иларионом гениальное "Слово о законе и Благодати" с XIX века и до нашего времени пытаются толковать как якобы противовизантийское по своей основной цели и смыслу выступление.
Между тем подобное истолкование поистине нелепо; чтобы убедиться в этом, достаточно беспристрастно вдуматься хотя бы в следующее суждение митрополита Илариона — в его слова о "благоверънии земли Гречьске, христолюбиви же и сильно Верою, како единого Бога в Троици чтут и кланяются, как в них даются силы и чудеса и знамения, како цьркви люди предьстоять и вси Богови простоять..." Или слова о Владимире Святославиче, который "принесъша крсть (крест) от Новаго Иерусалима — Константина града". Выдающийся историк М.Н. Тихомиров не без иронии заметил в свое время: "В таких словах нельзя было говорить против Византии"1. Но и до сего дня Илариона, тщатся изобразить неким принципиальным врагом Византии и ее Церкви...
Все это не могло не иметь существенной причины. И дело здесь, как я буду стремиться доказать, в том, что, начиная со времени Петра I, Россия и вполне реально, практически устремилась на Запад, и в своем самосознании испытывала мощнейшее воздействие западной идеологии. А Запад издавна,— можно даже сказать извечно,— непримиримо противостоял Византии.
Здесь невозможно охарактеризовать всю многовековую историю взаимоотношений Руси и Византии, начиная с хождения в Константинополь первого (правившего на рубеже VIII— IX вв.) киевского князя Кия, который, по летописи, "велику честь приял" от византийского императора. Остановимся только на первом военном столкновении русских и византийцев. 18 июня 860 года войско Руси осадило Константинополь (сведения о более ранних подобных атаках недостоверны). Новейшие исследования показали, что этот поход был совершен под диктатом Хазарского каганата. Это неоспоримо явствует, в частности, из того факта, что в том же 860 году Византия отправила посольство во главе со святыми Кириллом и Мефодием не в Киев, а в тогдашнюю столицу Хазарского каганата — Семендер на Северном Кавказе (есть, правда, серьезные основания полагать, что на обратном пути это посольство посетило и Киев). Отмечу еще, что в одном из позднейших византийских сочинений предводитель похода на Константинополь (это был, очевидно, киевский князь Аскольд) точно определен как "воевода кагана" (то есть властителя Хазарии).
Особенное, даже исключительное значение имеют для нас рассказы непосредственного свидетеля и прямого участника событий — одного из наиболее выдающихся деятелей Византии за всю ее историю, константинопольского патриарха св. Фотия (он, кстати сказать, называет русских "рабствующим" народом,— имея в виду, как полагают, тогдашнюю подчиненность Руси Хазарскому каганату; именно по его инициативе и было отправлено к хазарам посольство его великих учеников св. Кирилла и Мефодия).
Св. Фотий свидетельствовал, что в июне 860 года Константинополь "едва не был поднят на копье", что русским "легко было взять его, а жителям невозможно защищать", что "спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия... город не взят по их милости" и т. п. Фотия даже уязвило, как он отметил, "бесславие от этого великодушия". Но так или иначе 23 июня жители Константинополя неожиданно "увидели врагов... удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения".
Впоследствии, в XI веке, византийские хронисты, не желая, по всей вероятности, признавать это русское "великодушие", выдумали, что будто бы буря по божественной воле разметала атакующий флот (эта выдумка была воспринята и нашей летописью). Между тем очевидец событий Фотий недвусмысленно сообщает, что во время нашествия русских "море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плавание".
Позже патриарх Фотий писал, что "россы" восприняли "чистую и неподдельную Веру Христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей, вместо грабления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго"2.
Правда, это свершившееся в 860-х годах приобщение русских христианству не было широким и прочным; действительное Крещение Руси совершилось только через столетие с лишним. Но речь сейчас идет о другом — о том, что можно назвать "архетипом", изначальным прообразом отношения Руси к Византии. Нелегко или даже невозможно дать вполне определенный ответ на вопрос, почему в 860 году русские, уже почти захватив Константинополь, по своей воле сняли осаду и вскоре — пусть пока в лице немногих — обратились к религии византийцев. Но во всяком случае ясно, что в IX веке русские вели себя в отношении Второго Рима совершенно иначе, чем западные народы в V веке в отношении Первого и в ХIII-м — Второго Рима.
Могут напомнить, что после 860 года Русь не раз вступала в военные конфликты с Византией (походы Олега и Игоря, затем Святослава и, наконец, в 1043 году — Владимира, сына Ярослава Мудрого); однако новейшие исследования доказали, что каждый раз дело обстояло гораздо сложнее, чем это представлялось до недавнего времени (так, и Святослав, и Владимир Ярославич отправлялись в свои походы по приглашению определенных сил самой Византии). В дальнейшем еще будет идти речь об этих многообразных исторических ситуациях и их истинном .
Рюрик был сыном норманнского конунга Гадлива и внуком новгородского старосты Гостомысла. Рюрика пригласила управлять Новгородом часть его жителей. Как гласит древняя легенда, он пришёл вместе со своими братьями Синеусом (в переводе — «семья») и Трувором (в переводе - «дружина»). Князю Рюрику достался славный город Новгород, Трувору – Изборск, Синеусу — Белоозеро.
После смерти братьев князь Рюрик расширил свои владения и стал единовластным правителем. К потомкам Рюрика относятся такие княжеские фамилии как Вяземские, Гагарины, Шуйские, Оболенские, Трубецкие, Волконские, Одоевские, Ухтомские, — целый древний княжеский род, который правил в Новгороде на протяжении 17-ти лет. Умер Рюрик в 879 году
Следующий князь Древнерусского государства был Олег (упоминается также как Вещий) жил с 879 по 912 — князь Новгорода, а с 882 также и Киева. Являясь родственником и воеводой Рюрика, был регентом его маленького сына Игоря. Он прославился успешными военными походами: взял Смоленск, подчинил своей власти племена кривичей, северян, полян, радимичей, завладел Любечем. Путём обмана в 882 захватил Киев, при этом убив Дира и Аскольда — последние князья из рода Кия. Столицу своего княжества перенес из Новгорода в Киев, назвав его «матерью русских городов». На территории современной Украины подчинил себе радимичей, северян и древлян. Первая битва с западными соседями — венграми произошла в 898 году. Их агрессию, несмотря на жесткое сопротивление, удалось остановить. В 908 году Олег совершил поход на Византию. По данным византийских источников, он был первым достоверным князем и правил 33 года.
Очередной князь Древнерусского государства — Игорь (Старый) Рюрикович живший с 912 по 945 год был князем киевским, — сыном Олега. В военном договоре 911 есть статья о возможностях приёма «руссов» на почетную военную службу в Византийской империи. Хазария отбивавшаяся от наседавших на неё племен гузов, асиев, печенегов, а с 932 - ещё и алан, пропускала русских через свои земли без всяких препятствий. Князь Игорь в 913 решил начать свой весьма успешный военный поход в сторону Закавказья, который завершился в 914. В 920 Игорь пошел против печенегов совместно с хазарами. В 940 Песаху (иудейскому полководцу) удалось покорить Киев Хазарии и заставить его уплачивать «дань кровью», что подразумевало участие в походах вместе с хазарским войском. В 941 вместе с хазарами был совершен неудачный поход на Константинополь. Именно этот поход завершился поражением русского флота. Поход на Закавказье в 943-944 совместно с Хазарами, был более удачен. В 944 году русское войско захватывает город Бердаа в Закавказье.
Произошло это после подписания договор между Византией и Русью в 944. Оно включало в себя более содержательную, по сравнению с 911 годом, часть о военных обязательствах. В 945 году, в отличие от других походов, руссы не сожгли город Бердаа, а лишь заставили жителей повиноваться князю Древнерусского государства. После тяжёлых болезней и неустанных боёв вынуждены были уйти из города. Византия в 949 направила против сирийских и критских арабов войско, в котором также присутствовали русские воины. Русские, болгары и армяне в 954 году бились за Византию против мира сирийского. Князь Игорь убит жившими возле Припяти древлянами за то, что попытался вторично собрать дань.
Ольга была киевской княгиней, женой Игоря и матерью Святослава. Она знаменита тем, что подавила восстание древнян, таким образом, отомстив за смерть мужа. Она подожгла их основной город Искоростень, в результате чего погибло пять тысяч людей. Так же княгиня присоединила земли тиверцев и уличей, которые потерял её муж. Княгиня Древнерусского государства установила первые и основные нормы налогового права на Руси. В 955 году (по другим источникам в 957 году) она посетила Константинополь, приняв там христианство и став называться Еленой. С 957 и до последних дней своих правила за сына Святослава. Княгиня Ольга пыталась закончить формирование единого государства с помощью создания христианской епископии. Она прекрасно «играла» на религиозных и политических разногласиях Византийской империи и Священной Римской империи. Не воспринимала серьёзно конфессиональные отличия между западно-христианской и восточно-христианской церковью. Княгиня Древнерусского государства обратилась с просьбой к германскому королю Оттону (будущему императору Оттону I Великому) отправить на Русь епископа и священников. Ольга Равноапостольная (945-964).
Киевский князь Древнерусского государства Святослав Игоревич, живший с 957 по 972 год, был первым из династии Рюриковичей, кто носил славянское имя. Наследник Игоря и Ольги во время правления в 964-972 отстранил княгиню Ольгу от управления государством и начал активные гонения христиан. Воспользовавшись огромным военным потенциалом государства, которое не раздирали религиозные противоречия, Святослав в период с 960-го по 970-й года смог совершить грандиозные походы. Он освободил от хазарской дани и подчинил своей власти племена вятичей. Так же овладел огромными балканскими территориями Византии. В 964 князь отправился в поход в Дагестан и Нижний Дон был во власти славянских поселенцев, а на Таманском полуострове возникло русское Тмутараканское княжество, в чей состав входили племена Северного Кавказа, а именно ясы и косоги. Как повествует древняя летопись, он в числе первых князей Древнерусского государства отправился на врага с «быстротой барса», во время походов, в отличие от других, не брал в поход ненужных хозяйственных принадлежностей. Так же слало известно из летописи, что Святослав употреблял в пищу конину или мясо диких зверей, приготовленное на углях, он не боялся холода, сырой и дождливой погоды, ложился спать под открытым небом, подложив под голову седло. И конечно же все знакомы с фразой «иду на вы», принадлежавшей Святославу, так как отправляясь в поход, он никогда не нападал на противника внезапно, а всегда предупреждал этими словами заранее. В 921 году царь Булгара хотел возвести крепость, чтобы противостоять иудеям Хазарии, завоевавших его и был готов принять ислам. Половина племени отказалась менять вероисповедание и ушла в лес. В начале 10 века Иудео-Хазария одержала власть над волжскими болгарами. В 966 году Святослав сплавился вниз по Волге к г. Хазарского каганата — Итилю. Как гласит летопись твердит: «И бывши брани, одоле Святослав козаром, и град их… взя». Местные жители не хотели отстаивать интересы иудеев, поэтому довольно слабо сопротивлялись. В 967 Святослав организовывает очередной поход на Балканы и вмешивается в борьбу между Византией и Болгарией. А так как в 969 году на Киев напали печенеги, поход пришлось отсрочить. На протяжении 969-971 годов Святослав, объединившись с болгарами, организовывает 2-й поход на Балканы, это было в 969-970 году. Но в 971 году император Иоанн Цимисхий смог вытеснить Святослава из Болгарии. И хотя войско, во главе с князем Древнерусского государства продолжало оказывать сопротивление, численное преимущество византийцев (сто тысяч греков против десяти тысяч славян) заставило Святослава сделать отступление. Возвращаясь с пострадавшим войском в столицу, в 972 его убили печенеги у берегов Днепра. После чего разворачивается борьба за власть между его сыновьями. Святослав был первым, кто объединил все восточнославянские племена. Существовало 2 последовательных этапа при подчинении киевским князьям племенных союзов. В ходе первого у союза оставалась внутренняя «автономия» и ему только необходимо было уплачивать дань, которую собирали полюдьи. Были установлены точные размеры налогообложения, называемые «дым», «рало», «плуг». Такими словами называли размеры земли, которая принадлежала определённым крестьянским хозяйствам. А другим этапом была прямая покорность союза племенных княжеств, уничтожение княжеств на местах, назначение на «должность» князя-наместника членов киевского правителя. В таких случаях вместо старого строили новый город, который был центральным. Главной целью данных изменений в городах было уничтожение местной знати, которая хотела разделить государство.