Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 19:52, реферат
Понимание и ценностное восприятие Византийской империи в русском самосознании допетровского времени и, с другой стороны, в идеологии XIX—XX вв. — очень существенно, даже принципиально расходятся. Говоря кратко и просто, до XVIII века Византия воспринималась на Руси — в общем и целом — в самом положительном духе, а в последующее время для наиболее влиятельных идеологов характерно негативное отношение к ней. Правда, в конце XIX — начале XX вв. начинает складываться и противоположная тенденция , но она, в свою очередь, наталкивается на сильное сопротивление, и можно без преувеличения утверждать, что и сегодня очень широко распространена более или менее "отрицательная" оценка роли Византийской империи в истории России.
Введение
Глава 1. Русь и христианство 4
1.2. Взаимоотношения Руси и Византии 6
Глава 2. Первые князья Древнерусского государства 9
Заключение
Список использованной литературы
Владимир I Святославович (956 — 1015), так же называемый Святым, Великим, Красным солнышком, Равноапостольным. Правил с 980 года. Он закончил формирование государственности Руси. Так же в 980 году разгромил войско брата Ярополка и его убил. Своими походами он укрепил Древнюю Русь, завоевал Галицию и одержал победу над ятвягами. В этот период был расцвет экономики и культуры. Изготавливают монеты под названием «серябреники» и «златники» Владимира Святославича. В первый период своего правления он проявлял жестокость характера, поклонялся идолам и имел много жен. Дальше, в 988 году начинает христианизацию Руси. Церковь предала его лику святых и назвала «равноапостольным». Первый князь Древнерусского государства назначил своих сыновей править в 9 главных городах Руси. После его смерти между сыновьями возникает жестокая борьба за власть. Владимир был первым князем, кто укрепил русскую государственность, объединил восточных славян в составе одного государства и установил границы Киевской Руси. Он закончил формировать культуру и язык. При его правлении феодалы полностью руководят всеми сферами общественной жизни, заканчивается смена родовой общины территориальной, окончательно формируется суд.
Следующий в ряду первых князей Древнерусского государства становится Святополк, который после кончины Владимира Святого назвал себя Киевским великим князем. Он незаконнорожденный сын, потому что его мать язычница, отсюда и такое прозвище «окаянный». С целью избавления от младших братьев, он убил князя ростовского Бориса, Глеба – муромского и Святослава. В Новгороде на престол восходит Ярослав Владимирович, который так же пытается бороться за власть. Святополка поддерживали поляки, а Ярослав рассчитывал на помощь новгородцев. Однако брат Ярослав уничтожил его войско в 1015 году под Любечем. Святополк прятался позже в Польше у тестя, у короля Болеслава Храброго. В 1018 Болеслав отправился на Русь, разгромил войско Ярослава и взял Киев, вернув полномочия Святополку. В 1019 году Ярослав, одержал победу над Святополком, который позже бежал на запад Руси и в пути погиб. Святополк Владимирович или Окаянный (1015-1019).
Ярослав Владимирович (Мудрый), один из первых князей Древнерусского государства, который правил с 1019 по 1054 год. В 1024 году Мстислав Тмутараканский, брат Святослава, ополчился против него и Ярослав проиграл сражение, поэтому он должен был отступить в Новгород и смириться с разделом страны. Территория на востоке Днепра переходит к Мсиславу, запад Днепра остаётся за Ярославом. Объединение всей державы под властью Ярослава осуществилось после кончины Мстислава в 1035 году. Перед смертью Ярослав поделил русскую землю между шестью наследниками. Так начинается развитие на Древней Руси удельной системы, устанавливается порядок передачи власти не первому сыну, а старшему в роде. «Русская правда» заменяется «Законом русским», начинается строительство церквей (Софийский собор и Киево-Печерская лавра), перевод иностранной литературы на русский язык. Члены семьи Ярослава Мудрого заключали брачный союз с иностранцами. Ярослав, князь Древнерусского государства, внёс большой вклад в развитие страны. Ярослав Мудрый (978-1054).
Россия "является единственным в истории примером огромной империи, само могущество которой, даже после достижения мировых успехов, всегда скорее принималось на веру (выделено мною.— В. К.), чем признавалось фактом. С начала XVIII столетия и до наших дней (писано в 1857 году.— В. К.) ни один из авторов, собирался ли он провозносить или хулить Россию, не считал возможным обойтись без того, чтобы сначала доказать само ее существование"3.
Это рассуждение принадлежит Карлу Марксу, но следует иметь в виду, что в своем отношении к России он предстает чаще всего, в сущности, не как марксист, а как западный идеолог вообще,— весьма проницательный, но характерно тенденциозный (Маркс, например, говорит там же, что "чарам, исходящим от России, сопутствует скептическое отношение к ней, которое... издевается над самим ее величием как над театральной позой, принятой, чтобы поразить и обмануть зрителей"; о принципиальном "актерстве" русских рассуждал еще до Маркса известный маркиз де Кюстин).
Утверждение, согласно которому Россия — не "факт", а только объект "веры", может показаться чисто риторическим вывертом (ведь перед нами как-никак шестая часть планеты, миллионы людей и т. п.!). И все же в этом есть глубокая правда, ибо при крахе идеи мгновенно как бы превращаются в ничто вся мощь и все богатство громадной страны и, помимо прочего, распадается на куски ее евразийская многоэтничность... И ощущение, что Россия держится на идее, порождает то ее переживание, которое схвачено знаменитой тютчевской строкой.
Едва ли можно усомниться в том, что именно идеократическая и евразийская суть России определяла ее беспрецедентные крахи и падения; однако не стоит сомневаться и в том, что именно эта суть выражалась в ее великих победах и взлетах, в ее, по словам отнюдь не благоволившего России Маркса, "мировых успехах".
Маркс, между прочим, более всего нападал на Россию, даже прямо проклинал ее за ее взаимоотношения с монголами,— взаимоотношения, которые, согласно его — в общем, верной — мысли именно и определили ее очередной "подъем" в XV веке. К этой теме мы теперь и переходим.
1 Тихомиров М.Н. Русская культура X--XVIII вв.-- М., 1968.
2 Из произведений патриарха Фотия. -- В кн.: Материалы по истории СССР. Вып. 1. -- М., 1985.
3 Розанов В.В. О себе и жизни своей. - М., 1990