Владимир Мономах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Среди всех древне русских князей, до татаро-монгольского периода, наиболее яркой личностью, на мой взгляд, является Владимир Всеволодович Мономах. Около его имени вращаются более половины событий русской истории второй половины 11 и первой половины 12 веков.
Данная работа посвящена описанию деятельности Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха. Целью работы является изучение и описание его жизни, политической деятельности и нравственных взглядов.

Содержание работы

Введение 1
Глава 1. Биография Владимира Мономаха 2 - 3
Глава 2. Походы Владимира Мономаха 3 - 6
Глава 3. Законодательная деятельность 7 - 8
Глава 4. Политико-правовые воззрения Владимира Всеволодовича 9 - 12
Глава 5. Сочинения князя Владимира Мономаха 13 - 18
Заключение 19 - 20
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение                                                                                                1

Глава 1. Биография Владимира Мономаха                                       2 - 3

Глава 2. Походы Владимира Мономаха                                              3 - 6

Глава 3. Законодательная деятельность                                                7 - 8

Глава 4. Политико-правовые воззрения Владимира Всеволодовича    9 - 12

Глава 5. Сочинения князя Владимира Мономаха                                 13 - 18

Заключение                                                                                                19 - 20

Список использованных источников и литературы

Введение.

Среди всех древне русских  князей, до татаро-монгольского периода, наиболее яркой личностью, на мой взгляд, является Владимир Всеволодович Мономах. Около его имени вращаются более половины событий русской истории второй половины 11 и первой половины 12 веков.

Данная работа посвящена описанию деятельности Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха. Целью работы является изучение и описание его жизни, политической деятельности и нравственных взглядов.

Работа состоит из  Введения, пяти глав, Заключения и Списка использованных источников и литературы. Первая глава работы посвящена биографии Великого князя, основным этапам его жизни. Во второй главе рассказывается о военных походах Владимира Мономаха, о том, как он защищал подвластное ему государство и расширял его границы. В третьей главе речь идет о законодательной деятельности князя, о реформах, проведенных им во время княжения. Четвертая глава повествует о политико-правовых воззрениях Мономаха, его взглядах на то, каким должно быть государство, что и как в нем нужно менять. Последняя, пятая, глава этой работы освещает морально-нравственные взгляды Мономаха, раскрывает Владимира Всеволодовича как талантливого писателя.

Источником для данной работы послужил труд самого Владимира  Мономаха – его «Поучение..». Литературой, используемой для подготовки работы стали труд Лихачева Д.С. «Великое наследие», а также «Деятели отечественной истории. Биографический справочник» Шикмана А.П. и. «Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний.» Константина Рыжова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография Владимира  Мономаха.

 

 

                                                                     Владимир Всеволодович Мономах (1053 - 1125) - Великий князь киевский, военачальник.

Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года — русский князь, внук Ярослава Мудрого, сын Всеволода, князя Смоленского, и супруги его, дочери греческого императора Константина Мономаха. С раннего возраста Владимир начал принимать участие в охотах на диких зверей и побывал, как он сам говорит в своем поучении детям, и на рогах у тура, и в лапах медведя, и под клыком кабана. Бесстрашный и неутомимый, он рано начал и свое боевое поприще. Еще в юношеских годах в своей биографии Владимир Мономах стал ростовским князем. Затем управлял Смоленском, позже – Черниговом.

Заняв киевский стол, Владимир Мономах обратил все свое внимание на устройство своего княжества. Ему приписываются важные дополнения к кодексу "Русская Правда". Месть за убийство была устранена и заменена платежом денежного штрафа; ограничено было взимание процентов при займе; значительно облегчено положение холопов, запрещено обращать в холопство за долги и т. п. Эпоха Владимира Мономаха была также расцветом художественной и умственной деятельности на Руси. В Киеве и других городах было воздвигнуто много больших и красивых храмов и переведено на славянский язык много греческих книг. Сам Владимир Мономах написал "поучение" своим детям, в котором, подробно излагая свою жизнь, дает им советы, как вести себя. "Никого смертью не казнить", "все делать самим, во все вникать, не полагаться на тиунов и воевод", "в походе самим снаряжать стражу, а проходя с войском по русским землям, не дозволять делать вреда жителям". Наконец, он велит своим детям учиться, указывая на своего отца Всеволода, который, сидя дома, выучился пяти языкам. За свою жизнь Владимир Мономах написал несколько произведений. Например, «Поучение», «Письмо Олегу Святославичу», «Молитва».

Великий князь  скончался 19 мая 1125 г. близ Переяславля, 72 лет от роду. По собственным словам его в "поучении" детям, он совершил 83 крупных похода ("маловажных не упомню"), заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более 100 их ханов, а более 200 казнил и потопил в реках. Имя его было так популярно, что впоследствии создалась легенда, будто византийский император прислал ему знаки царского достоинства, "венец и бармы".

 

 

Походы Владимира  Мономаха.

Согласно  автобиографии Владимир Мономах  начал ходить в походы с 13 лет: это  были походы к Ростову, Смоленску, Владимиру, Турову, Переяславлю, а затем и  Центральную Европу, до «Чешского  леса», на помощь полякам против чехов.

В сентябре 1078 года, услышав о поражении отца на Сожице, Владимир поспешил к нему на помощь в Переяславль и едва пробился с дружиной сквозь половцев, которых Олег Святославич и Борис  Вячеславич в множестве привели  на Русь. Всеволод соединился с Изяславом Киевским и приступил к Чернигову, где тогда не было ни Олега, ни Бориса. Черниговцы защищались крепко. Владимир со своей дружиной пробился в восточные ворота города, поджег стены "окольного города", а защитников загнал в Кремль. 3 октября он бился с Олегом и Борисом на Нежатиной Ниве. В этом бою погиб великий князь Изяслав. Всеволод сел на княжение в Киеве, а Владимира посадил подле себя в Чернигове.

В 1079 году Вячеслав Брячиславич Полоцкий разорил Смоленск. Мономах из Чернигова погнался за ним, но не застал под Смоленском, пошел по его следам и повоевал Полоцкую волость. Потом снова пошел с черниговцами к Минску, внезапно напал на город и не оставил здесь ни челядина, ни скотины, по его собственному выражению.

В 1080 году Владимир усмирял переяславских торков. Но гораздо больше неприятностей доставляли Владимиру половцы, с которыми он имел 12 битв в одно только княжение Всеволода. В 1081 году ханы Асадук и Саук воевали под Стародубом. Владимир с черниговцами и ханом Белкатгином напал на них под Новгородом Северским, дружину побил и отнял полон, а вскоре после того, в 1082 году, отправился за Сулу к Прилуку, побил много половцев и среди них двух ханов - Осеня и Сакзю.

В 1084 году Владимир прогнал князей Ростиславичей из Владимира Волынского и посадил  туда княжившего ранее Ярополка Изяславича, а затем, когда сам Ярополк поссорился со Всеволодом и стал собирать против него войска, прогнал и его из Владимира, а в Луцке захватил его мать, жену, дружину и все имущество. В 1087 году Ярополк помирился с Владимиром, но вскоре погиб.

В 1093 году Всеволод скончался на руках Владимира. Согласно летописи, Владимир стал думать так: "Если сяду на столе отца своего, то придется мне воевать со Святополком Изяславичем, так как стол этот Прежде принадлежал  отцу его". И рассудив так, послал Владимир к Святополку в Туров, а сам поехал в Чернигов. Едва утвердившись на ижевском престоле, Святополк затеял неудачную войну с половцами, которая закончилась разгромом русских на Стугне. Владимир, потерявший в этом бою брата Ростислава, со слезами привел остатки дружины в Чернигов.

В следующем 1094 году Олег Святославич привел под  Чернигов со множеством половцев. Владимир бился с ним восемь дней и не впустил половцев в острог, но, наконец, пожалел христиан, горящие села и  монастыри и, сказав: "Не хвалиться поганым", отдал Олегу Чернигов, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль. По выезде из Чернигова в дружине его не было и ста человек, считая жен и детей. С нею поехал Владимир из Чернигова в Переяславль сквозь полки половецкие. Степняки облизывались на них как волки, говорит сам Владимир, но напасть не смели.

В 1096 году Владимир вместе со Святополком ходил войной на Олега Святославича и выгнал его  из Чернигова и Стародуба. А затем  поспешил обратно в свое княжество, которое разорял половецкий хан Тугоркан. Владимир сходу ударил по врагу. Половцы бежали, а Тугоркан погиб. Тем временем Олег бился с сыном Владимировым, Изяславом, под Муромом. Молодой князь был разбит и пал в бою. Олег взял Суздаль, Ростов, но вскоре старший сын Владимиров, Мстислав, победил его под Ростовом, вернул обратно все потерянное, а потом взял Рязань и Муром. Свершив все это, он стал уговаривать отца помириться с Олегом, и Владимир написал Олегу письмо, предлагая мир.

В 1097 году Святополк  и Владимир Мономах собрали всех русских князей в Любече для установления мира. Князья говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, навлекая сами на себя ссоры? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают усобицы. Объединимся же и с этих пор будем, чистосердечно охранять Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей". На том все князья целовали друг другу крест, поклявшись: "Если теперь кто покусится на чужую волость, да будет против него крест честной и вся земля Русская". Так порешив, все разошлись восвояси. Но не успели князья разъехаться, Святополк Изяславич и Давыд Игоревич захватили Василька Ростиславича, отвели в оковах в Белгород и там ослепили. Зачинщиком всего злодеяния был Давыд. Владимир, узнав об этом, пришел в ужас и тотчас послал за Давыдом и Олегом Святославичами и выступил против Святополка. Киевляне послали к Владимиру его мачеху, а с ней митрополита Николу, чтобы они умоляли князя не начинать новой усобицы и не разорять Русской земли. Выслушав их, Владимир опечалился и сказал: "Воистину, отцы и деды наши сохранили землю Русскую. Мы же хотим ее погубить". И внял мольбам княгини. После того князья начали пересылаться грамотами и помирились со Святополком. С Давыдом же Игоревичем Святополк и Ростиславичи воевали еще три года и наконец в августе 1100 года вынудили его явиться на княжеский суд в Витичев. Сюда же приехали Владимир Мономах, Святополк, Давыд и Олег Святославичи. Обвинял Давыда Владимир. Давыду нечего было отвечать на его слова, и князья уговорились отнять у него Владимир Волынский и посадить в Бужске.

В 1103 году Владимир Мономах уговорил Святополка Изяславича идти большим походом на половцев. К двум старшим князьям присоединились и другие. Половцы ожидали русское  воинство, но были наголову разбиты  в сражении. Однако война с половцами еще далеко не закончилась.

В 1107 году Боняк  захватил конские табуны у Переяславля; потом пришел со множеством других ханов и встал на Суде. Святополк, Владимир, Олег с четырьмя другими  князьями ударили на них внезапно, с криком; половцы испугались, от страха не могли и стяга поставить и бежали: кто успел схватить лошадь - на лошади, а кто пешком. Князья гнали их до берегов Хорола и взяли неприятельский стан. В том же году Мономах и Святополк вступили с ханами Аепой Осеневечем и Аепой Гиргенивичем, помирились с ними и взяли их дочерей замуж за своих сыновей.

В 1110 году Мономах, Святополк и Давыд Святославич  опять ходили на половцев, но поход  кончился ничем - князья дошли до Воиня  и возвратились назад из-за стужи  и конского падежа.

Но в следующий 1111 год по инициативе Мономаха князья пошли в поход на половцев к Дону. Здесь были Владимир Мономах, Святополк Изяславович и Давыд Святославич со своими сыновьями. Как и восемь лет назад предприятие завершилось полным успехом, и князья возвратились с большим полоном.

Этот поход  был последним крупным событием в княжение Святополка Изяславича. После Пасхи он разболелся и скончался 16 апреля 1113 года. 17 апреля киевляне собрались  на вече и послали к Владимиру  Мономаху,говоря: "Пойди, князь, на стол отцовский и дедовский". Владимир сильно печалился о смерти Святополка, но не пошел в Киев. Киевляне же разграбили двор тысяцкого Путяты, напали на евреев, живших в Киеве, и разграбили их имущество. Мятеж начался из-за того, что киевляне были сильно притесняемые ростовщиками. Бояре, боясь, что без князя не справятся с народом, послали еще раз просить к Владимиру: "Пойди, князь, в Киев. Если же не пойдешь, то много зла произойдет. Не только Путятин двор, или сотских, или евреев пограбят, но нападут еще и на невестку твою, и на бояр, и на монастыри". Услышав это, Владимир отправился в Киев и сел на великокняжеском престоле. Все люди были рады этому, и мятеж улегся. Желая облегчить судьбу малоимущих, Мономах собрал на Берестовском дворе знатнейших бояр и тысяцких и, посоветовавшись с ними, определил, что заимодавец, взяв три раза с одного должника так называемые третные росты (проценты), лишался уже и остальных своих денег (или капитала). Мономах включил этот закон в устав Ярослава.

В 1116 году Владимир со своими сыновьями, а также Давыдом Святославичем и сыновьями Олега Святославича ходил против Глеба Всеславича Минского. Глеб запросил мира, вышел из города с детьми и дружиной и обещал во всем слушаться Владимира. (В 1120 году за новую провинность Глеба вывели из Минска и привели в Киев в оковах.)

В 1118 году Владимир с другими князьями ходил к  Владимиру Волынского против Ярослава Святополчича и помирился с ним  после двухмесячной осады. Но мир  длился недолго. Ярополк выгнал от себя жену, дочь Мономахову, и, соединившись с поляками, начал новую войну с тестем. Владимир в 1119 году во второй раз пошел на Ярополка и выгнал его из Владимира Волынского, который отдал своему сыну Роману.

В 1118 году русская  армия под командованием Ивана  Войтишина заняла земли около  Дуная. В этом же году в Киев было отправлено посольство из Византии, во глававе которого был патриарх Неофит, который привез дары Великому князю Владимиру Мономаху. После чего мирные отношения с Византией были восстановлены.

Законодательская  деятельность.

Владимир Мономах так же известен как законодатель.

При Владимере Всеволодовиче  на совете, призванном им и составленном из тысяцких - киевского, белгородского, переяславского - и людей своей  дружины, поставлено было несколько  статей, касающихся поддержания благосостояния людей. В год вокняжения в Киеве он созвал в с. Берестово мужей своих; туда же прибыл муж и от Олега Святославича. здесь, в общей думе, положено было ограничить произвольное взимание рез (процентов), которое при Святополке доходило до больших злоупотреблений. Было ограничено взимание произвольных процентов (риз) с граждан, кроме того, ростовщикам запрещалось снимать проценты более 3-х раз, а если ростовщик берет проценты в третий раз, то он теряет капитал. Кроме того, был установлен максимальный процент на ссуды (~33%) . В 1113 году Владимир Всеволодович устанавливает новый закон о ризах в Киеве. Они снижены с 50% до 17%.

Из-за частых войн и нашествия  половцев, разорялись многие купцы  и торговые предприятия. Вторые подвергали купца опасностям, от этого и те, которые давали ему деньги, также находились в опасности потерять свой капитал. От этого и шли непомерно завышенные проценты. Некоторые торговые предприятия брали товар на продажу, и расплачивались после реализации, с выплатой процентов. Но при такой системе нередки случаи обмана. Владимир положил конец мошенничествам, а так же ввел прообраз процедуры банкротства, где имущество обанкротившегося человека продавали с аукциона, а вырученные деньги распределялись между кредиторами следующим образом: преимущество имели иностранцы, за ним следовали князья, а потом получали деньги остальные заимодавцы.

При Владимире установлено было различие между тем неоплатным купцом, который потерпит нечаянно от огня, воды или неприятеля, и тем, который испортить чужой товар, пропьет его или "пробьет", т. е. заведет драку, а потом должен будет заплатить виру или "продажу". В первом случае хотя купец и не освобождался совершенно от платежа долга, но и не подвергался насилию: продавалось только его имущество, при чем гость, т. е. купец из другого города или иноземец, имел первенство перед другими заимодавцами, потом следовал князь, а затем уже прочие заимодавцы получали остальное. Точно также от разных причин на Руси умножились бедняки, поступавшие в наемники к богатым. Это - так называемые "закупы". Закон В. ограждал закупов от произвола хозяев, но угрожал им полным рабством, если они убегут, не исполнив условий. Определено было три случая обращения в холопство: добровольная продажа, женитьба на женщине рабского происхождения и поступление без всякого договора в должностные лица у частного человека (тиунство без ряду). За долги нельзя было обращать в холопство; всякий, кто не имел возможности заплатить, мог отработать свой долг и отойти. При Ярославе холопа убивали, если он наносил побои свободному человеку, - теперь господин платил за него пеню. За холопа и рабу виры не полагалось, но убийство их без вины наказывалось платежом князю "продажи".

Информация о работе Владимир Мономах