По некоторым данным
ко времени Мономаха можно отнести
постановление о наследстве. По тогдашнему обычному русскому праву,
все сыновья наследовали поровну, а дочери
получали приданое при замужестве. Каждому,
однако, предоставлялось распорядиться
своим имуществом по завещанию. В правах
наследства бояр и дружинников существовала
и в правах смердов существовала та разница,
что наследство бояр и дружинников ни
в каком случае не переходило к князю,
а наследство смерда (простого земледельца)
доставалось князю, если тот умирал бездетным.
Имение жены оставалось неприкосновенным
для мужа. Если вдова не выходила замуж,
то оставалась полной хозяйкой в доме
покойного мужа, и дети не могли ее выгнать.
Кроме того, для всех законов
замужняя женщина уравнивалась юридическими
правами с мужчиной, т.е. несла
точно такую же ответственность
перед судом.
Местом суда в древности были: княжеский двор
и торг, и это означает, что суд был княжеский,
но был суд и народный - вечевой. Доказательством
на суде служили: показания свидетелей,
присяга, а так же испытания водой и железом
(точно не известно, когда это было введено)
.
Политико-правовые
воззрения Владимира Всеволодовича.
У Мономаха были отчетливые
этические представления, целая
этическая система в области
политики. Эта этическая система
его политики довольно полно выражена
в двух его сочинениях: в том, что
мы можем назвать собственно «Поучением»,
и в автобиографии, в которой он обсуждает
события своей жизни с той же высокой моральной
точки зрения, с какой написано и письмо
к Олегу.
Владимир Мономах представитель
новой идеологии, оправдывавшей
новый, провозглашенный на Любечском съезде
принцип -- «кождо да держит отчину свою»,
признавший факт раздробления Руси.
Мономах во всех случаях
подавал свой голос за упорядочение
государственной жизни Руси на основе
нового принципа и стремился предотвратить
идейной пропагандой те княжеские раздоры,
которые в новых условиях могли только
усилиться. Призыв к единению против общих
врагов-- половцев, к прекращению раздоров
между князьями не был в его устах призывом
к старому порядку. Сторонников раздоров
самих по себе никогда не существовало.
Раздоры князей были естественным следствием
нового положения вещей, но следствием,
против которого выступали (внешне по
крайней мере) и сами враждующие стороны.
Владимир Мономах стремился
к объединению усилий всех русских
князей по укреплению могущества Русской
земли, но к объединению на основе принципа,
провозглашенного Любечским съездом.
Владимир Мономах отчетливо
сознавал, что новому принципу общего
владения Русской землей необходимо
было создать моральный авторитет.
Это было тем более необходимо, что
сразу же вслед за Любечским съездом вновь
начались кровавые раздоры князей. Нужна
была идеологическая пропаганда новых
идей. Задачам этой пропаганды служит
культ Бориса и Глеба, летописание, усиленно
поддерживавшееся Владимиром Мономахом,
и, наконец, собственные произведения
самого Владимира Мономаха.
В самом деле, культ
Бориса и Глеба неоднократно использовался
для идейной защиты прав князя
на свои вотчины. Когда сына Владимира
Мономаха, Андрея Доброго, князья пытались
изгнать из его вотчины и дать ему вместо
Переяславля Курск, он сказал: «Отець мой
Курьске не седел, но в Переяславли. И хочю
на своей очине смерть прияти. Оже ти, брате,
не досыти, всю землю Русскую держаще,
а хочешь и сее волости, а убив мене -- тобе
то волость, а жив не иду из своее волости.
Обаче не дивно нашему роду, тако и преже
было же. Святополк про волость же ци не
уби Бориса и Глеба, а сам ци долго поживе».
В другом случае и при других обстоятельствах,
перефразируя слова из «Жития Бориса и
Глеба», летописец говорит: «Лепо жити
братьи единомыслено укупе, блюдучи отецьства
своего». Под «отецьством» и здесь подразумевается
летописцем вотчина. Примеров такого рода
можно было бы привести немало. Характерно,
что культ Бориса и Глеба особенно расцветает
во время Владимира Мономаха, официально
его поддерживавшего. При Владимире же
Мономахе создается и «Повесть временных
лет» с ее центральной политической идеей
братства всех князей. Согласно «Повести
временных лет», все русские князья -- представители
одного княжеского рода, восходящего к
единому родоначальнику -- Рюрику. Все
князья -- братья, но братья не равные между
собой, а старшие и младшие. Старшие должны
уважать права младших, младшие же -- выполнять
свои обязанности по отношению к старшим.
В своей политической деятельности
Мономах с особенной энергией призывал
соблюдать крестоцелование. Это был не
простой призыв к честности, а установление
самой сути системы: ведь целует крест
не только побежденный победителю, но
и сюзерен своим вассалам, а вассалы ему:
все князья -- постоянно договаривающиеся
стороны. На договорных условиях пытался
Мономах организовывать совместные походы
русских князей против половцев, стремился
добиться их организации путем уговоров,
созывов княжеских съездов, на которых
всегда выступал против раздоров и за
активную оборону Русской земли. Кроме
того, в новых условиях необходимо было
упорядочить феодальную эксплуатацию
в интересах всего феодального класса,
остановить отдельных излишне усердствовавших
в этом феодалов. Одним словом, недостаток
объединяющей политической силы киевского
князя и недостаток экономических связей
необходимо было бы в некоторой степени
возместить силой моральной.
Мономах был одним из
создателей идеологии периода феодальной
раздробленности - идеологии, обосновывающей
и оправдывающей совершившееся и совершающееся
дробление Руси между отдельными княжествами
и вместе с тем безуспешно стремящейся
устранить путем моральной проповеди
бедственные последствия этого дробления.
В своих произведениях Мономах пытался
опереть новую политическую систему на
христианскую мораль, на строгое выполнение
договорных условий, на совместное решение
основных вопросов на княжеских съездах,
на взаимное уважение к правам младших
и старших. В конечном счете вся новая
система должна была опираться на моральную
дисциплину, на идеологию. Вот почему этой
идеологии Мономах и придал такое большое
значение, заботясь о писателях, покровительствуя
летописанию, укрепляя церковь, развивая
культ Бориса и Глеба, поддерживая Киево-Печерский
монастырь и лично занимаясь писательской
деятельностью. Новую идеологию и новый
принцип Мономах пытался сделать тем стягом,
с помощью которого он мог бы руководить
дружиной князей-братьев.
Таким образом,
высокая мораль была потребностью распадающегося
общества. Ее появление было вызвано
глубокими историческими причинами.
Громадная политическая
тема -- подкрепить моральной дисциплиной
новый политический строй -- была разрешена
в «Поучении» с удивительным художественным
тактом. Весь тон «Поучения» -- задушевный,
почти лирический, иногда несколько старчески
суровый и печальный -- строго соответствует
тому определению, которое сам Мономах
дал в начале своего «Поучения», когда
писал, что, отпустив послов своей братьи,
пришедших к нему с бесчестным предложением
выступить против Ростиславичей, он «в
печали» взял Псалтирь, а затем собрал
«словца си любая и складох по ряду и написах».
Вынувшийся Мономаху стих из Псалтири:
«векую печалуеши, душе?», «будучи обращен
к гадающему, как бы сам собой присваивал
его душевному строю названье печалования;
а слово это на языке той эпохи значило
много больше, чем значит теперь», -- к этому
верному наблюдению исследователя «Поучения»
-- В. Л. Комаровича добавим от себя, что
слово «печалование» имело в Древней Руси
именно тот политический оттенок, который
требовательно лежит на всем «Поучении».
Печалование означало заступничество
старших за младших и обиженных.
Образ идеального
правителя у Мономаха - это образ
милосердного мудреца, для которого
в первую очередь важны интересы страны,
забота о благе людей ( «всего же паче убогых
не забывайте, но елико могуще по силе
кормите, и придайте сироте, и вдовицю,
оправдите сами, а не вдавайте сильным
погубить человека» ). Это сопряжено с
пониманием ответственности за людей
своей земли.
Поэтому мир
предпочтительнее войны, потому что
война наносит урон подданным. Но
если она неизбежна, Мономах наставляет
вести себя как можно более
нравственно по отношению к мирным
жителям и требовать того же от войска, дабы
народ не ополчился против своей власти:
«Куда же ходяще путём по своим землям,
не дайте пакости деяти отроком, ни своим,
ни чужим, ни в селах, ни в житех, да некляти
вас начнуть». Таким образом.народ в понимании
Мономаха не безгласен.
В «Поучении»
Мономаха наметилась мировоззренческая
тенденция, которая будет разрабатываться
в последующем Иосифлянами. А
именно, тенденция открытости мирской
жизни, её предпочтительности монашеской
аскезе. (Последователи стяжательства
перенесут такую поведенческую парадигму
не только на образ мирянина, но и на политику
Церкви). Как пишет Н.М. Золотухина, «Милость
божья, утверждал он (Мономах), скорее достигается
«малым добрым делом», а «ни одиночство,
ни чернечьство, ни голод, яко инии добрии
терпят».Деятельный мирской человек предпочтительнее
монаха, вся заслуга которого в том и заключается,
что он терпит личные ограничения» (Н.М.Золотухина
«Развитие русской средневековой политико-правовой
мысли»). Можно выявить противоположность
воззрений Владимира Мономаха и сторонников
православно-аскетического подвижничества,
в частности Нестора, который говорит
о приоритете «духовного водительства»
над княжеским правлением. Мономах придерживается
рационалистической светской тенденции
и активной политической жизни.
В концепциях
киевских книжников Великий князь,
будучи наделён определённым кругом
полномочий (суд, военные и административные
вопросы ), не является абсолютно вольным
в своих действиях. Он не имеет
права следовать только лишь своему
усмотрению. В исполнении государственных функций
он опирается на Закон, данный свыше. Он
должен также согласовать свои действия
с понятием справедливости, характерным
для данного общества.
Князь соотносит
себя с обществом, а не самовольничает.
Он усматривает за обществом право быть услышанным, дать ответную
реакцию. Это видно в идеях Мономаха.
Князь несёт
ответственность за свой народ, за его
благополучие.
Сочинения Князя
Владимира Мономаха.
Главное литературное произведение
Владимира Мономаха - его знаменитое
«Поучение» детям и «инь кто прочтет».
Жанр «поучений детям»
довольно распространен в средние
века. Однако «Поучение» В. Владимира
Мономаха обращено не просто к детям,
а к детям - наследникам государственной
власти. В этом отношении «Поучение»
Владимира Всеволодовича аналогично поучению византийского
императора Василия, приписываемому патриарху
Фотию, «Наставлению» французского короля
Людовика Святого сыну Филиппу, поучению
англосаксонского короля Алфреда и англосаксонским
«Faeder Larcwidas» (Отцовское поучение) начала
VIII в., сохранившимся в библиотеке тестя
Владимира Мономаха - англосаксонского
короля Гаральда.
«Поучение» дошло до
нас совершенно случайно, в единственном
списке, в составе Лаврентьевской
летописи, которая рисковала сгореть
вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском
пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина,
но не сгорела только потому, что была
взята из библиотеки Н. М. Карамзиным.
Можно быть совершенно уверенным,
что если бы Лаврентьевская летопись
сгорела, то «Поучение» Владимира Мономаха было бы объявлено
подделкой и защитить подлинность его
было бы гораздо труднее, чем сейчас защищать
подлинность «Слова о полку Игореве».
«Поучение» никак не отразилось в последующей
русской литературе, оно нигде не упоминается;
текст «Поучения» разрывает связный, цельный
текст Лаврентьевской летописи в рассказе
о событиях 1096 г. -- это, казалось бы, явная
вставка; частное письмо и автобиография
Мономаха, которые имеются в «Поучении»,
необычны для литературы XI-XII вв. Объяснить,
зачем понадобилось в конце XVIII в. сочинять
«Поучение» Мономаха, можно было бы так:
Мономах -- родоначальник московских государей,
его шапка -- символ монархической власти,
и его «Поучение» оправдывало ее. Можно
было привести и много других аргументов
в защиту идеи поддельности «Поучения».
По счастью, рукопись сочинений Мономаха
сохранилась, и никаких подозрений она
не вызывает.
То, что мы называем «Поучением»
Мономаха, по существу является своеобразным
собранием его сочинений: здесь
собственно «Поучение», его автобиография и письмо к князю Олегу Святославичу.
Первоначальное «Поучение»
состояло из трех самостоятельных частей:
собственно «Поучения», «Летописи» его
жизни (или «Автобиографии») и письма
(«грамотицы») его постоянному политическому
сопернику - князю Олегу Святославичу Черниговскому (в «Слове
о полку Игореве» он носит прозвище Олега
«Гориславича») .Авторство Владимиру Всеволодовичу
последнего, четвертого произведения,
ранее включавшаяся в состав «Поучения»
и завершающая его сочинения, - «Молитвы»
- после исследований Н.Н. Воронина и Р.
Матьесена теперь отвергается.
Многочисленные исследователи
«Поучения» по-разному определяли время
его написания. Однако нельзя относить
«Поучение» к одному времени: надо рассматривать
отдельно время написания каждого
из трех его слагаемых и время соединения Владимиром
Мономахом всех трех в единое произведение.
«Поучение» начинается
с тех слов Псалтири, которые он
нашел в ней и которые как
бы ответили его мыслям: «Не ревнуй
лукавнующим (то есть не соревнуйся со
злодеями), ни завиди творящим безаконье, зане (потому
что) лукавнующии потребятся (то есть истребятся,
погибнут), терпящий же господа -- ти обладають
землею». Эта мысль развивается Мономахом
особенно подробно, здесь явно имеются
в виду князья-современники. Он призывает
их довольствоваться малым: малое у праведника
лучше многих богатств нечестивых, нечестивые
обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы
низложить бедного и нищего, чтобы пронзить
идущих прямым путем: меч их войдет в их
же сердце, и луки их сокрушатся (вольное
переложение псалма 36). Практическое применение
всех этих мыслей псалма в феодально-княжеской
практике XII в. означало только одно: каждому
князю довольствоваться своей отчиной,
хотя бы и малой, как бы законны ни казались
ему его права на землю соседа.
В основной части «Поучения» Владимир
Мономах пишет о том, что его повстречали
«слы» (послы) других старших князей и
просили выступить против младших - князей-изгоев
Володаря и Василька Ростиславичей. Поход
этот был задуман в 1099 г., а приглашение
принять в нем участие сильно огорчило
Владимира Мономаха. К этому времени и
относится, по-видимому, основная, первая
часть «Поучения», сильно переработанная
впоследствии в более пожилом возрасте.
Перечисление походов
в последующей части заканчивается
походом против минского князя Глеба в 1117 г. К этой дате
относится «Летопись» жизни Владимира
Всеволодовича - его вторая часть. Письмо
к Олегу Святославичу Черниговскому относится
к событиям 1096 г. и, очевидно, по событиям
этого письма все сочинения помещены летописцем
именно под 1096 г.