Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:43, реферат
Первым князем Русским был Рюрик. Норманнская теория считает его варягом-викингом из Скандинавии. От куда он появился – неизвестно, но именно с него начинается история Древние Руси, а в последствии России, как государства. Согласно летописям сын Рюрика – Князь Киевской Руси – Игорь. Князь Игорь завоевал Древлян и возложил на них дань. В 941 он начинает поход на Царьград, именно с этого и начинается четырехлетняя Русско-Византийская война. После смерти Игоря на Руси правила его жена Ольга. Она первая приняла христианство, и впоследствии была названа Святой. Согласно летописям князь Игорь умирает в 945 году от рук Древлян и Ольга начинает им мстить. После расправы над Древлянами она правит Киевской Русью до совершеннолетия своего сына – Святослава. Святослав становится князем в Киеве в 964 году. В этом же году он начинает Хазарский поход, а потом Болгарские походы. Весной 972 года Святослав умирает, можно сказать, что именно с этого момента и начинается новая глава в истории, связанная с именем Владимира Святославовича. Именно его правление я и рассматриваю в своей работе.
Введение……………………………………………………………………………………стр.2.
Рождение князя Владимира Святославовича………………………….стр.4.
Приход князя Владимира в Новгород………………………………………стр.5.
Приход князя Владимира на Киевский престол……………………….стр.6.
Крещение Владимира Святославовича…………………………………….стр.7.
Крещение Киевлян…………………………………………………………………….стр.10.
Крещение Руси…………………………………………………………………………..стр.10.
Значение христианства для Руси……………………………………………...стр.11.
Внутренняя политика и война с печенегами…………………………….стр.12.
Кончина Князя Владимира………………………………………………………..стр.16.
Итоги правления ………………………………………………………………………стр.16
Содержание.
История Древней Руси полна множеством знаменательных дат и именами Великих людей. В своей работе я рассматриваю правление князя Владимира и крещение Руси. Но так же в введении говорю о тех правителях, что были до него, начиная от Рюрика, так как он – прадед Владимира Святославовича.
Первым князем Русским был Рюрик. Норманнская теория считает его варягом-викингом из Скандинавии. От куда он появился – неизвестно, но именно с него начинается история Древние Руси, а в последствии России, как государства. Согласно летописям сын Рюрика – Князь Киевской Руси – Игорь. Князь Игорь завоевал Древлян и возложил на них дань. В 941 он начинает поход на Царьград, именно с этого и начинается четырехлетняя Русско-Византийская война. После смерти Игоря на Руси правила его жена Ольга. Она первая приняла христианство, и впоследствии была названа Святой. Согласно летописям князь Игорь умирает в 945 году от рук Древлян и Ольга начинает им мстить. После расправы над Древлянами она правит Киевской Русью до совершеннолетия своего сына – Святослава. Святослав становится князем в Киеве в 964 году. В этом же году он начинает Хазарский поход, а потом Болгарские походы. Весной 972 года Святослав умирает, можно сказать, что именно с этого момента и начинается новая глава в истории, связанная с именем Владимира Святославовича. Именно его правление я и рассматриваю в своей работе.
Полная биография Князя
«Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола себя матери градов, богоспасаемаго Киева, испытуя же и посылая к Царскому граду уведети православную веру, и обрел еси безценный бисер Христа, избравшего тя, яко втораго Павла, и отрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную…»
Из тропаря святому и равноапостольному князю Владимиру.
« ...личный характер Владимира был способен возбудить сильную народную привязанность. Владимир вовсе не был князем воинственным, не отличался удалью, подобно отцу своему, в крайности решался на бегство перед врагом, спешил укрыться в безопасном месте; предание, сохранившееся в песнях, также не приписывает ему личной отваги, выставляет его вовсе не охотником до проявлений дикой силы. Но Владимир имел широкую душу, которая в молодости могла повести его к излишествам, освященным, впрочем, языческими понятиями, и которая в летах зрелых, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа».
«Правители России» Валентина Валькова, Ольга Валькова с. 16-22.
Владимир Святославович – сын великого князя Святослава Игоревича, рождённый от милостницы княгини Ольги ключницы Малуши родом из города Любеч.
Мать князя Святослава - княгиня Ольга, не предполагая каких-либо дурных последствий, приняла на работу ключницу девушку Малушу, отцом означенной Малуши был раввин, носивший имя Малък, из русского города Любича, который в свое время находился в вассальной зависимости от Хазарского каганата. По наставлению своего отца Малуша подпоила и соблазнила князя Святослава и забеременела. Княгиня Ольга, узнав, что Малуша зачала от Святослава, разгневалась и сослала ее в село Будутино близ Пскова, где и родился Владимир. О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался, брат Малуши, Добрыня.
Это придание сохранилось в Никовской летописи. В ней образ «рабыни» соединился с представлением о связи Малуши с Святославом, как о чем-то запретном, но древняя, языческая, Русь совсем по-другому смотрела на таинство брака. Владимир не мог считаться «незаконным» уже только потому, что он был сыном Князя. Следовательно, он и сам был князем, с момента своего рождения. Он обладал княжеским именем-титулом, давшим его носителю право владеть людьми и землею.
Имена древнерусских женщин, жен Киевских правителей, редко появляются на страницах летописи. Малуша не была женой князя в полном смысле этого слова. Она была «робой». Но по своему происхождению она не была простолюдинкой, об этом свидетельствует само написание в летописи ее имени. «Повесть временных лет» так рассказывает о её происхождении: «Володимер был от Малуши, ключницы Ольгиной, та же была сестра Добрыне; отец же им был Малък Любечанин». Столь тщательно выписанная родословная женщины, не принадлежащий к княжескому роду – исключение в древнейшей летописи. Отец Малуши, Малък Любечанин – то есть житель Любеча, старинного города на Днепре.
Добрыня Малъкович, дядя Владимира, - воспитатель нового князя. Сначала Добрыня был руководителем и наставником юного князя, потом – советником, его правой рукой, единомышленником и воеводой. Им я Добрыни в итоге навсегда впишется в историю Новгорода.
В 970 году Святослав покидает Русь, но прежде чем сделать это ему предстояло навести в ней порядок. Он разделил Русскую землю между своими сыновьями, каждый из них становился князем полноправным в своем княжении, но послушным Святославу.
На Киевский престол был посажен
старший сын Святослава – Ярополк.
Вместе с Ярополком был отправлен
в Киев воевода Блуда. Второй сын
– Олег был направлен в Древлянскую
Землю. Участь третьего сына была не определена.
«Повесть временных лет» рассказывает,
что пришли послы из Новгорода
просить себя князя, а иначе они
сама, ни стороне, найдут его себе. В
какой-то степени это была – угроза.
Присутствие князя делало их полноправными
в Русском государстве и
Летом 979 года Владимир покинул Киев. Именно в Новгороде Владимир становиться правителем и равным Ярополку и Олегу.
Вскоре после гибели Святослава в начале 972 года вспыхнула междоусобная война между его тремя сыновьями. Отсутствие единовластия породило междоусобицу. В 975 году Ярополк поссорился с братом Олегом и через два года он пошел на него войной. Олег погиб, отступая в бою с Ярополком, он был раздавлен во рву падавшими лошадьми, а Ярополк захватил его волость. Известие о гибели Олега напугало Владимира, он немедленно покинул Русь и укрылся «за морем». Узнав об этом, Ярополк отправил в Новгород своих посадников.
Считается, что Владимир бежал в Скандинавию, так как потом он вернётся с войском варягов. Уже в конце 977 и в начале 978 года Владимир возвращается в страну с варяжским войском, захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, и насильно взял в жены дочь местного правителя Рогнеду, ранее посватанную за Ярополка. Согласно летописям отец Рогнеды, Рогволод Полоцкий, был убит. В этом же году он вместе с варягами возвращает себе Новгород и говорит посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться», - и пошел на Ярополка. Дойдя до Киева с большим войском, Владимир осадил его, а Ярополк заперся в городе вместе со своим воеводой Блудом. Осада затянулась, тогда Владимир стал тайно переговариваться с Блудом, говоря ему: «Будь мне другом. Если убью брата моего, то буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, но он. Я же, убоявшись этого, выступил против него». На что Блуд ответил послам Владимировым: «Буду с князем вашим в любви и дружбе». С тех пор Блуд будет пересылаться с Владимиром, призывая его идти приступом на город. Блуд хотел убить Ярополка, однако опасался мести горожан. И тогда Блуд придумал такую хитрость. Он стал говорить Ярополку, будто киевляне вошли в сговор с Владимиром и надо-де бежать из города. Ярополк поверил ему и, выбежав из Киева, затворился в городе Родне, в устье реки Роси. Владимир вошел в Киев, а после осадил Ярополка в Родне. Среди осажденных вскоре начался жестокий голод. И сказал Блуд Ярополку: "Видишь, сколько воинов у брата твоего. Нам не победить их. Заключай мир с братом твоим". Ярополк согласился. Блуд же послал к Владимиру с такими словами: "Сбылась мысль твоя, приведу к тебе Ярополка, приготовься убить его".
Владимир, услышав это, вошел в отчий терем и сел там с воинами и дружиной своей. Когда Ярополк пришел к Владимиру и входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуху. Блуд тем временем затворил двери и не дал войти своим. Так убит был Ярополк, и с этого времени Владимир стал княжить в Киеве один.
Владимир посадил в Новгороде своего дядю Добрыню, а сам жил в Киеве. Можно сказать, что князь Владимир стал одержим плотскими вожделениям. Среди его жен была вдова Ярополка, некая гречанка. В свое время Святослав привел ее на Русь как пленницу и выдал за Ярополка. Когда князь сошелся с ней, она уже была беременна от Ярополка, и вскоре родила сына – Святополка. Кроме Рогнеды и гречанки у Владимира было еще три законные жены и 800 наложниц.
Утвердившись у власти, Владимир поставил на холме кумиров языческих богов: деревянного Перуна с серебряной головой и золотым усом, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. Об отношении киевлян к этим языческим кумирам один из летописцев пишет так: «И приносили киевляне им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и осквернялась кровью земля русская и холм тот».
Но его увлечение языческой религией продолжалось недолго. В 986 году приходили в Киев посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру. Сперва пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили своего Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали католическую веру, а хазарские евреи - иудейство. Последним прибыл проповедник, присланный из Византии, он стал рассказывать Владимиру о православии, князь слушал его со всем вниманием. Под конец проповедник показал князю полотнище, на котором изображено было судилище Господне. Справа стояли праведники, в веселии идущие в рай, а слева - грешники, идущие на мучение. Владимир, вздохнув, сказал: "Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева". "Если хочешь с праведными справа стать, то крестись", - проповедник. Но Владимир отвечал: "Подожду еще немного", желая разузнать подробнее обо всех верах.
В 987 году князь Владимир созвал бояр и старцев градских и сказал им: «Приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. Затем пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и много говорили, рассказывая о начале мира и о бытии всего. Мудрено говорят они, и чудесно слушать их. Рассказывали они и о другом свете. Если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова воскреснет и не умереть ему во веки, если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы мне посоветуете? Как им ответить?». На что отвечают ему бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но всегда хвалит. Если хочешь обо всем разузнать, то пошли от себя мужей посмотреть, кто и как служит Богу». Эта идея понравилась Владимиру, в итоге избрали десять мужей и дали им указание сначала пойти к болгарам и испытать их веру. Они отправились и, придя к ним, наблюдали их поклонение в мечети. Потом их отправили к немцам, а от туда сразу на Греческую землю. Послы пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пошли в Царьград. Когда же они вернулись, князь Владимир созвал бояр своих и старцев и велел послам рассказывать, что они узнали. Те сказали: «Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети. Стоят они там без пояса; сделав поклон, сидят и глядят туда и сюда, как бешеные. И нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой. И не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Выслушав послов, Владимир обратился за советом к боярам, и те сказали: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была она мудрейшая из всех людей». Оставался главный вопрос: где проводить крещение?
Уж было Владимир собрался креститься, но началась война с Греками. В 988 году Владимир пошел с войском к Корсуни (ныне город Херсон), а корсуняне затворились. Русские войска встали на той стороне города, что находится напротив пристани, и начала осаду. Однако горожане защищались крепко, и невозможно было предугадать конец осады. Но один из корсунян по имени Анастас пустил в лагерь Владимира стрелу с письмом. В этом письме говорилось: "Перекопайте и переймите воду, она идет по трубам из колодцев, которые за лагерем вашим с востока". Владимир, узнав это, посмотрел на небо и сказал: "Если сбудется это - крещусь". И тотчас же велел копать наперерез трубам и все-таки перенял воду. Люди изнемогли от жажды и, наконец, сдались. Владимир же вошел в город с дружиной своей и послал к царям Василию и Константину с посланием: "Вот, взял уже ваш город славный. Слышал, что имеете вы сестру. Если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу". На что Цари ему ответили: "Не пристало христианам выдавать жен за язычников: если крестишься, то и ее получишь, и Царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Ответ Владимира посланцам царей звучал так: "Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные вами мужи". Цари были рады услышать такой ответ и стали упрашивать сестру свою Анну стать женой Владимира. Но не имела желания уезжать на Русь, обосновывая это следующими словами: "Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть". На что Василий и Константин говорили ей: "Может быть, обратит тобой Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавит от ужасов войны. Видишь, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают у нас то же, что в Корсуни". И можно сказать что они принудили её дать согласие. Вместе с Анной в Корсунь плыли сановники и пресвитеры. По прибытию Анны в Корсунь, вышли ей навстречу горожане с поклоном, ввели ее в город и посадили в палатках. Тогда она и задала главный вопрос: Крестился ли Владимир? В ответ она услышала «нет», Причиной этого служила болезнь Владимира, он почти ничего не видел. Тогда Анна послала к своему жениху сказать: "Если хочешь избавиться от болезни, то крестись поскорей, а если не крестишься, то не избавишься от недуга своего". "Если вправду исполниться это, - сказал Владимир, - то поистине велик Бог христианский". И велел он крестить себя. Епископ корсунский с царицыными попами, крестили Владимира. И в тот самый момент, когда возложили руку на него, прозрел Владимир и, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога. Многие из дружинников, увидев это чудо, тоже крестились. Случилось это важное событие в истории Руси в церкви святого Василия, что стояла посреди города Корсуни.