Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:43, реферат
Первым князем Русским был Рюрик. Норманнская теория считает его варягом-викингом из Скандинавии. От куда он появился – неизвестно, но именно с него начинается история Древние Руси, а в последствии России, как государства. Согласно летописям сын Рюрика – Князь Киевской Руси – Игорь. Князь Игорь завоевал Древлян и возложил на них дань. В 941 он начинает поход на Царьград, именно с этого и начинается четырехлетняя Русско-Византийская война. После смерти Игоря на Руси правила его жена Ольга. Она первая приняла христианство, и впоследствии была названа Святой. Согласно летописям князь Игорь умирает в 945 году от рук Древлян и Ольга начинает им мстить. После расправы над Древлянами она правит Киевской Русью до совершеннолетия своего сына – Святослава. Святослав становится князем в Киеве в 964 году. В этом же году он начинает Хазарский поход, а потом Болгарские походы. Весной 972 года Святослав умирает, можно сказать, что именно с этого момента и начинается новая глава в истории, связанная с именем Владимира Святославовича. Именно его правление я и рассматриваю в своей работе.
Введение……………………………………………………………………………………стр.2.
Рождение князя Владимира Святославовича………………………….стр.4.
Приход князя Владимира в Новгород………………………………………стр.5.
Приход князя Владимира на Киевский престол……………………….стр.6.
Крещение Владимира Святославовича…………………………………….стр.7.
Крещение Киевлян…………………………………………………………………….стр.10.
Крещение Руси…………………………………………………………………………..стр.10.
Значение христианства для Руси……………………………………………...стр.11.
Внутренняя политика и война с печенегами…………………………….стр.12.
Кончина Князя Владимира………………………………………………………..стр.16.
Итоги правления ………………………………………………………………………стр.16
По возвращению в Киев, князь Владимир приказывает уничтожить всех идолов - одних порубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы к Днепру. Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр, и указал духовенству проповедовать новую веру. Затем послал Владимир по всему городу с такими словами: «Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, то будет мне враг». «На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь,
некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу.» Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989- 990 годах. После Крещения приказал Владимир ставить церкви, определять в них попов и приводить людей на крещение по всей стране своей. Затем Владимир послал собрать у лучших людей детей и отдать их в книжное обучение. Матери, провожая их, плакали по ним, как по мертвым, ибо не утвердилась еще новая вера.
Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (например: Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, в этих городах создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной.
Крещение Руси создало
необходимые условия для
Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке. Строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства. Летопись сообщает, что князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам". С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой
истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь". Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи он велел "собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное".
Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год), продолжала "плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских...".
Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.
Русская
церковь, развивавшаяся в сотрудничестве
с государством, стала источником
и великого культурного творчества,
первоначально в крупных
Принятие
христианства способствовало приобщению
к тысячелетней христианской истории
ставило перед русским
С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны - Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир "жил в мире с окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь".
В 992 году пришли печенеги из-за
Сулы, Князь Владимир с войском
вышел к ним на встречу на Трубеж,
что находится близь
Борцы схватились, и стали крепко жать друг друга. Наконец, русский сдавил
печенега в руках до смерти и ударил им о землю. Раздался крик в полках,
печенеги побежали, а русские погнались за ними. Обрадовался Владимир Святославович, заложил город на броде, где стояло войско, и назвал его Переяславлем, потому что борец русский перенял славу у печенежского, а богатыря вместе с его отцом, князь сделал знатными мужами.
Начались беспрерывные нападения варваров, которые заставили Владимира Святославовича задуматься об укреплении русских владений с востока и юга. «Худо, что мало городов около Киева», - сказал князь и велел строить города по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне. Владимир начал набирать туда лучших мужей от славян, то есть - новгородцев, кривичей, чуди и вятичей.
Из самых близких к Киеву городов были построены Владимиром Василев на Стугне и Белгород на Днепре; Белгород он особенно любил и населил его: «от иных городов много людей свел в него», - говорит летописец. Города Треполь, Тумащ и Василев соединяли валы. Постройка нескольких
оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей, валов, сигнальных вышек сделала невозможным внезапное вторжение печенегов и помогла Руси перейти в наступление. Тысячи русских сел и городов были избавлены от ужасов печенежских набегов. Князь Владимир испытывая большую нужду в крупных военных силах, охотно брал в свою дружину выходцев из народа, прославившихся богатырскими делами. Он приглашал и изгоев, людей, вышедших поневоле из родовых общин и
не всегда умевших завести самостоятельное хозяйство; этим князь
содействовал дальнейшему распаду родовых отношений в деревне. Изгойство переставало быть страшной карой - изгой мог найти место в княжеской дружине. Победы над печенегами праздновались весьма пышно, что также нашло отражение в летописи. Князь с боярами и дружиной пировал на "сенях", а на дворе ставились столы для народа. На эти пиры
съезжались "посадники и старейшины по всем градом и люди многы". Знаменитые пиры Владимира воспеты и в былинах в полном согласии с летописными записями:
Во стольном городе во Киеве,
У ласкова князя у Владимира
Было пированьице почестен пир
На многих на князей на бояров,
На могучиих на богатырей,
На всех купцов на торговыих,
На всех мужиков деревенскиих.
Как пишет С. М. Соловьев: "в 995 году опять пришли печенеги к городу
Василеву. Владимир вышел против них с малою дружиною, и когда вступил в битву, то не мог удержаться, побежал и едва укрылся от врагов под мостом. Тут обещался Владимир поставить церковь Св. Преображения в Василеве, потому что в тот день было Преображение. Избавившись от беды, Владимир точно поставил церковь и сделал большой праздник, наварил меду и созвал бояр своих, и посадников, и старшин изо всех городов и всяких людей много, а нищим раздал триста гривен. Праздновав восемь дней, Владимир возвратился в Киев на Успение Богородицы и тут опять сделал большой праздник, созвав бесчисленное множество народа". Будучи удачливым полководцем и опытным дипломатом, князь Владимир, заключил мирные договоры с королями Венгрии, Чехии и Польши, чем обезопасил западные рубежи своей державы. Это позволило сконцентрировать все силы государства на борьбе с печенегами.
Правительство Владимира стремилось охватить Киевскую Русь новой административной системой, построенной на слиянии государственного начала с личным, то есть во главы союза племён князь Владимир сажает своих сыновей. Новгород - Ярослав, Полоцк - Изяслав, Туров - Святополк, Ростов - Борис, Муром - Глеб, Древлянская земля - Святослав, Волынь - Всеволод, Тмутаракань - Мстислав. От Киева к этим отдаленным городам прокладываются "дороги прямоезженные", нашедшие, в последствие, отражение в былинах, связывающих их с именем Ильи Муромца.
В 997 году снова началась война с печенегами, князь Владимир пошёл к Новгороду за войском, а печенеги, узнав, что Князя нет, встали возле города Белгорода. Сохранилось предание о спасение этого города: Когда печенеги обступили Белгород, то сделался в нем большой голод; Владимир не мог подать помощи, потому что у него не было войска, а печенегов было множество. Когда осада все продолжалась, а вместе с тем усиливался и голод, то белгородцы собрались на вече и сказали: «Нам приходится помирать с голоду, а от князя помощи нет; что ж разве лучше нам помирать? Сдадимся печенегам: кого убьют, а кого и в живых оставят; все
равно умираем же с голода». На том и порешили. Но одного старика не было на вече; когда он спросил, зачем сбирались, и ему сказали, что на другой день люди хотят сдаться печенегам, то он послал за городскими старейшинами и
просил у них: «Что это я слышал, вы хотите передаться печенегам?» Те
отвечали: «Что ж делать, не стерпят люди голода». Тогда старик сказал им:
«Послушайтесь меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я велю».
Те с радостью обещались слушаться, и он сказал им: «Соберите хоть по горсти овса или пшеницы, или отрубей; все это сыскали. Старик велел женщинам сделать кисельный раствор, потом велел выкопать колодезь, вставить туда кадку и налить в нее раствору; велел выкопать и другой колодезь и вставить в него также кадку; велел потом искать меду, нашли лукошко меду в княжей медуше, из него старик велел сделать сыту и вылить в кадку, что стояла в другом колодце. На другой день он велел послать за печенегами; горожане пошли и сказали им: возьмите к себе наших заложников и пошлите своих человек десять к нам в город, пусть посмотрят, что там делается. Печенеги обрадовались, думая, что белгородцы хотят им сдаться, взяли у них заложников, а сами выбрали лучших мужей и послали в город посмотреть, что там такое, Когда они пришли в город, то люди сказали им: «Зачем вы себя губите, можно ли вам перестоять нас? Хотя десять лет стойте, так ничего нам не сделаете, потому что у нас корм от земли идет, не верите - смотрите своими глазами». Затем привели их к одному колодцу, почерпнули раствору,