Владимир Святославович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:43, реферат

Описание работы

Первым князем Русским был Рюрик. Норманнская теория считает его варягом-викингом из Скандинавии. От куда он появился – неизвестно, но именно с него начинается история Древние Руси, а в последствии России, как государства. Согласно летописям сын Рюрика – Князь Киевской Руси – Игорь. Князь Игорь завоевал Древлян и возложил на них дань. В 941 он начинает поход на Царьград, именно с этого и начинается четырехлетняя Русско-Византийская война. После смерти Игоря на Руси правила его жена Ольга. Она первая приняла христианство, и впоследствии была названа Святой. Согласно летописям князь Игорь умирает в 945 году от рук Древлян и Ольга начинает им мстить. После расправы над Древлянами она правит Киевской Русью до совершеннолетия своего сына – Святослава. Святослав становится князем в Киеве в 964 году. В этом же году он начинает Хазарский поход, а потом Болгарские походы. Весной 972 года Святослав умирает, можно сказать, что именно с этого момента и начинается новая глава в истории, связанная с именем Владимира Святославовича. Именно его правление я и рассматриваю в своей работе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………стр.2.
Рождение князя Владимира Святославовича………………………….стр.4.
Приход князя Владимира в Новгород………………………………………стр.5.
Приход князя Владимира на Киевский престол……………………….стр.6.
Крещение Владимира Святославовича…………………………………….стр.7.
Крещение Киевлян…………………………………………………………………….стр.10.
Крещение Руси…………………………………………………………………………..стр.10.
Значение христианства для Руси……………………………………………...стр.11.
Внутренняя политика и война с печенегами…………………………….стр.12.
Кончина Князя Владимира………………………………………………………..стр.16.
Итоги правления ………………………………………………………………………стр.16

Файлы: 1 файл

referat_po_istorii.docx

— 2.40 Мб (Скачать файл)

Крещение  Киевлян.

По возвращению в Киев, князь Владимир приказывает  уничтожить всех идолов - одних порубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать  к хвосту коня и волочить его с  горы к Днепру. Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр, и указал духовенству проповедовать новую веру. Затем послал Владимир по всему городу с такими словами: «Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, то будет мне враг». «На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь,

некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу.» Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989- 990 годах. После Крещения приказал Владимир ставить церкви, определять в них попов и приводить людей на крещение по всей стране своей. Затем Владимир послал собрать у лучших людей детей и отдать их в книжное обучение. Матери, провожая их, плакали по ним, как по мертвым, ибо не утвердилась еще новая вера.

    

Крещение  Руси.

Введение христианства в  Киевской Руси в качестве государственной  религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (например: Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, в этих городах создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной.

Крещение Руси создало  необходимые условия для образования  Русской

Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке. Строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства. Летопись сообщает, что князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам". С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой

истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь". Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи  он велел "собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное".

Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год), продолжала "плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских...".

Значение  христианства для Руси.

 Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала источником и великого культурного творчества, первоначально в крупных городах. Своей духовной силой она содействовала  также объединению русичей, формируя их культурно-историческую общность и  соборность - единство свободных людей, основанное на совокупной духовности и преданности общей родине. Принятие христианства отвечало историческим нуждам, новой этике и повседневным устремлениям восточных славян. В дальнейшем получилось так, что их культура во всех своих чертах оказалась глубоко пронизана православием. Отсюда часто встречавшиеся аскеза, не порабощенность коренным материализмом даже при бытовом скопидомстве и естественной хозяйственности, долготерпение, широта души и щедрость в общении, братолюбие, сострадание к меньшой братии, жажда решать все дела на по черствым законам, а "по-Божьи". Первоначально эта новая идеология исходила из окрещенных дружин и из монастырей

Принятие  христианства способствовало приобщению к тысячелетней христианской истории  ставило перед русским обществом  новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской  цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной  жизни). Заимствование становилось  основой для сотрудничества, из осваиваемых достижений Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг.

С Крещением  Киевской Руси еще более расширились  и углубились ее государственные  и культурные связи не только с  Византией, но и с Балканскими  странами и другими государствами  Европы. Вступив в Брак с греческой  царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны - Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир "жил в мире с окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь".

Внутренняя  политика и война с печенегами.

В 992 году пришли печенеги из-за Сулы, Князь Владимир с войском  вышел к ним на встречу на Трубеж, что находится близь Переяславля. Русское войско встало на одной стороне реки, печенежское - на другой, но ни одна из сторон так и не осмелилась перейти на сторону противника. Тогда  князь печенежский подъехал к реке, кликнул Владимира и сказал ему: «выпусти своего мужа,  а  я -  своего, пусть борются. Если твой муж ударит моим,  то  не  будем воевать три года;  если  же  наш  ударит,  то  будем  воевать  три  года». Владимир согласился и, вернувшись к войску,  послал  бирючей  кликать  клич  по  всем палаткам «Нет ли кого, кто б взялся биться с печенегом?». Но никто не откликнулся.  На следующий день приехали печенеги и привели своего бойца, а с русской стороны никого не было. Раздосадован был князь Владимир и снова послал с кличем по ратникам   -  и вот  пришел  к  нему  один  старик  и  сказал: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; с четырьмя вышел я  сюда,  а  тот дома остался; из детства никому еще не удалось им  ударить;  однажды  я  его журил, а  он  мял  кожу:  так  в  сердцах  он  разорвал  ее  руками». Обрадовался Владимир Святославович и послал за ним. Услышав, что ему нужно сделать молодой человек ответил: «Я не знаю, смогу ли сладить с печенегом; пусть меня испытают: нет ли где  быка большого и сильного?». Нашли ему быка, разъярили его раскалённым железом и пустили, когда бык бежал мимо сына старика, тот схватил его рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько смог захватить рукою. Пораженный увиденным Владимир, сказал : «Можешь  бороться  с печенегом». На другой день пришли печенеги и стали кликать:  «Где  же  ваш боец, а наш готов!». Владимир велел вооружиться своему,  и оба вышли друг против друга. Выпустили печенеги своего, великана  страшного,  и  когда вышел боец князя Владимира, то печенег стал смеяться над ним, потому  что тот был среднего роста. Размерили место между обоими войсками и  пустили  борцов.

Борцы схватились, и стали крепко жать  друг  друга.  Наконец, русский  сдавил

печенега  в руках до смерти и ударил им о землю.  Раздался  крик  в  полках,

печенеги  побежали, а русские погнались за ними.  Обрадовался Владимир Святославович,  заложил город на броде, где стояло войско, и назвал  его Переяславлем,  потому  что борец русский перенял славу у печенежского, а богатыря вместе с его отцом, князь сделал знатными мужами.

 

Начались беспрерывные нападения  варваров,  которые заставили  Владимира Святославовича задуматься об укреплении русских владений с  востока и юга. «Худо, что мало  городов  около Киева»,  -  сказал  князь  и велел строить города  по  рекам Десне,  Остру, Трубежу, Суле и Стугне. Владимир  начал набирать туда лучших мужей от славян, то есть - новгородцев,  кривичей,  чуди  и вятичей.

Из самых  близких  к  Киеву  городов  были построены Владимиром Василев на Стугне и Белгород  на  Днепре;  Белгород  он особенно любил и населил его: «от иных городов много людей свел в него»,   - говорит летописец. Города Треполь, Тумащ и Василев соединяли  валы.  Постройка  нескольких

оборонительных  рубежей с продуманной системой крепостей,  валов,  сигнальных вышек сделала невозможным  внезапное  вторжение  печенегов  и  помогла  Руси перейти в наступление. Тысячи  русских  сел  и  городов  были  избавлены  от ужасов печенежских набегов. Князь Владимир испытывая большую нужду в крупных военных силах, охотно брал в свою дружину выходцев из народа,  прославившихся  богатырскими делами. Он приглашал и изгоев, людей, вышедших поневоле из родовых  общин  и

не  всегда   умевших   завести   самостоятельное   хозяйство;   этим   князь

содействовал  дальнейшему распаду  родовых  отношений  в  деревне. Изгойство переставало быть  страшной  карой  -  изгой  мог  найти  место  в  княжеской дружине. Победы над печенегами праздновались весьма пышно, что также нашло отражение в летописи. Князь с боярами и  дружиной  пировал  на  "сенях", а на дворе ставились столы для народа. На эти пиры

съезжались "посадники и старейшины по всем градом и люди многы". Знаменитые пиры  Владимира  воспеты  и  в  былинах  в  полном  согласии  с  летописными записями:

                  Во стольном городе во Киеве,

                  У ласкова князя у Владимира

                 Было пированьице почестен пир

                 На многих на князей на бояров,

                 На могучиих на богатырей,

                 На всех купцов на торговыих,

                 На всех мужиков деревенскиих.

 

    Как  пишет С. М. Соловьев: "в 995 году опять пришли  печенеги  к  городу

Василеву. Владимир вышел  против них с малою  дружиною,  и  когда  вступил  в битву, то не мог удержаться, побежал и едва укрылся от  врагов  под  мостом. Тут обещался Владимир поставить церковь Св. Преображения в Василеве,  потому что в тот день  было  Преображение.  Избавившись  от  беды,  Владимир  точно поставил церковь и сделал большой  праздник,  наварил  меду  и  созвал  бояр своих, и посадников, и старшин изо всех городов  и  всяких  людей  много,  а нищим раздал триста гривен. Праздновав восемь дней, Владимир  возвратился в Киев на Успение Богородицы и  тут  опять  сделал  большой  праздник,  созвав бесчисленное множество народа". Будучи удачливым  полководцем и  опытным  дипломатом, князь Владимир, заключил мирные договоры с королями Венгрии, Чехии и  Польши,  чем обезопасил западные рубежи своей  державы.  Это  позволило  сконцентрировать все силы государства на борьбе с печенегами.

Правительство Владимира  стремилось охватить Киевскую Русь новой  административной системой, построенной  на слиянии государственного начала с личным, то есть во главы союза  племён князь Владимир сажает своих  сыновей.  Новгород - Ярослав, Полоцк - Изяслав, Туров  -  Святополк,  Ростов  - Борис, Муром - Глеб, Древлянская земля -  Святослав,  Волынь  -  Всеволод, Тмутаракань - Мстислав. От Киева к этим  отдаленным  городам  прокладываются "дороги прямоезженные", нашедшие, в последствие, отражение в былинах,  связывающих их  с именем Ильи Муромца.

В 997 году  снова началась война с печенегами, князь Владимир пошёл к Новгороду за войском, а печенеги, узнав, что Князя нет, встали возле города Белгорода.  Сохранилось предание о спасение этого города: Когда печенеги обступили Белгород, то сделался  в нем большой голод; Владимир не мог подать помощи, потому что у него не  было войска, а печенегов было множество. Когда осада все продолжалась,  а  вместе с тем усиливался и голод, то белгородцы собрались на вече  и  сказали:  «Нам приходится помирать с голоду, а от князя помощи нет; что ж разве  лучше  нам помирать? Сдадимся печенегам: кого убьют, а кого  и  в  живых  оставят;  все

равно умираем  же с голода». На том и порешили. Но одного старика не было  на вече; когда он спросил, зачем сбирались, и ему сказали, что на  другой  день люди хотят сдаться печенегам, то он  послал  за  городскими  старейшинами  и

 просил у них: «Что это  я  слышал,  вы  хотите  передаться  печенегам?»  Те

отвечали: «Что ж делать, не стерпят люди голода». Тогда  старик  сказал  им:

«Послушайтесь меня, не сдавайтесь еще три дня  и сделайте то,  что  я  велю».

Те с радостью обещались слушаться, и он сказал им: «Соберите хоть  по  горсти овса или пшеницы, или  отрубей;  все  это  сыскали.  Старик  велел  женщинам сделать кисельный раствор, потом  велел  выкопать  колодезь,  вставить  туда кадку и налить в нее раствору; велел выкопать и другой колодезь  и  вставить в него также кадку; велел потом искать меду, нашли  лукошко  меду  в  княжей медуше, из него старик велел сделать сыту и вылить в  кадку,  что  стояла  в другом колодце. На другой день он  велел  послать  за  печенегами;  горожане пошли и сказали им:  возьмите  к  себе  наших  заложников  и  пошлите  своих человек десять к нам в город, пусть посмотрят, что  там  делается.  Печенеги обрадовались,  думая,  что  белгородцы  хотят  им  сдаться,  взяли   у   них заложников, а сами выбрали лучших мужей и послали в  город  посмотреть,  что там такое, Когда они пришли в город, то люди  сказали  им:  «Зачем  вы  себя губите, можно ли вам перестоять нас? Хотя десять лет стойте, так ничего  нам не сделаете, потому что у нас корм от земли идет,  не  верите   -   смотрите своими глазами». Затем привели их к  одному  колодцу,  почерпнули  раствору,

Информация о работе Владимир Святославович