Владимиро-Суздальское княжество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 13:00, реферат

Описание работы

Главная цель работы – на основании разнообразной литературы по данной теме, дать подробную характеристику Владимиро-Суздальского княжества периода феодальной раздробленности Древнерусского государства. Узнать какую роль сыграло существование Владимиро-Суздальского княжества в истории Древней Руси.
Исходя из поставленной цели, ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотрение причин славянской колонизации;
- изучение и анализ развития политики и социальной экономики во Владимиро-Суздальском княжестве;
- изучение культуры и быта населения Северо-Восточной Руси;
- показать первые предпосылки к объединению русских земель в единое централизованное государство;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Политическая история………………………………..5
1.1. Княжение Юрия Долгорукого……………………………..5
1.2. Княжение Андрея Боголюбского …………………………6
1.3. Усобица……………………………………………………...9
1.4. Княжение Всеволода Большое Гнездо……………………10
Глава 2. Социально-экономическая история………………….12
2.1. Государственный строй…………………………………….12
2.2. Правовая система …………………………………………..13
2.3. Общественный строй …………………………………….…14
2.4. Экономическое развитие……………………………………16
Глава 3. Хозяйственный уклад и культура………………...…..19
3.1. Земледелие………………….…………………………….… 19
3.2. Ремесла…………………………………………………….…20
3.3. Культура……………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………..…27

Файлы: 1 файл

ли.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Всеволод подчинил себе Новгород Великий, используя военную силу. В 1195 году Новгородцы вновь ослушались и выгнали князя, однако уже через два года они были вынуждены ехать к Всеволоду во Владимир мириться. 
 Во внешней политике Всеволод проявлял осмотрительность, вместе с тем совершил несколько удачных военных походов. Военная мощь Всеволода была так велика, что в летописи про него сказано, что его дружина могла расплескать веслами Волгу, а шлемами вычерпать Дон. В «Слове о полку Игореве» сказано о Всеволоде: «Ты бо можеши посуху живыми шереширы стреляти, удалыми сыны Глебовы», т. е. он может бросить «удалых сынов Глебовых», как зажигательные снаряды с греческим огнем. Здесь имелся в виду победоносный поход 1183 г. на Волжскую Болгарию, в котором, по приказу Всеволода, участвовали четверо Глебовичей. В 1185 г.

Владимирское княжество было связано и с Переяславско-Русским княжеством. Всеволод здесь сажал на княжение своих сыновей. 
В последний год его жизни возник конфликт по поводу престолонаследия: великий князь хотел оставить княжество по-прежнему под главенством г. Владимира, новой столицы, а его старший сын Константин, хотел вернуться к старым временам первенства Ростова.

Тогда Всеволод созвал нечто вроде  земского собора: «Князь великий Всеволод созвал всех бояр своих с городов  и с волостей и епископа Иоана, и игумены, и попы, и купцы, и дворяны, и вси люди». Этот съезд представителей присягнул второму сыну, Юрию. Нарушен был коренной обычай, что повлекло за собой усобицы и разногласия.  После смерти Всеволода Северо-восточная Русь распалась на удельные княжества: Владимирское, включавшее Суздаль, Переяславское с центром в Переяславле-Залесском с Тверью, Дмитровым, Москвою, Ярославское, Ростовское, Угличское, Юрьевское, Муромское.

В пору татаро-монгольского ига владимирский стол продолжал считаться первейшим  великокняжеским престолом на Руси. Татаро-монголы предпочли оставить нетронутыми внутреннее государственное устройство Владимиро-Суздальского княжества и родовой порядок преемства власти. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Социально-экономическая история.

 

2.1. Государственный строй.

 Владимиро-Суздальское княжество представляло собой раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью. Раннефеодальная монархия - государство (политический строй) переходного периода от первобытнообщинного строя к феодализму. Во Владимиро-Суздальском княжестве происходил процесс формирования феодальных отношений при больших остатках первобытнообщинного строя (вече, кровная месть, родовые обычаи и так далее). Основные черты: слабость государственного аппарата; отсутствие центральных органов управления; принцип династического старшинства при наследовании великокняжеской власти и при распределении уделов младшим князьям. 

Великий князь владимирский опирался на дружину, из числа которой, как  и во времена Киевской Руси, формировался Совет при князе. Кроме дружинников, в совет входили представители высшего духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир - и сам митрополит.

При князе создавалась система  дворцовых органов, во главе которых  стоял "дворецкий". Ипатьевская летопись (1175 г.) в числе княжеских помощников упоминает также тиунов, мечников, детских, что свидетельствует о том, что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления.

Тиун (тивун) — название княжеского или боярского чиновника, управителя. Тиунами могли называть и служителей княжеского двора (огнищный тиун, конюшенный тиун). Тиунами также могли называть нижнее звено княжеской администрации в сёлах (сельский тиун, ратайный тиун). Тиуна мог судить только сам князь. Как правило, тиун был княжеским холопом, или становился им после принятия на службу. Русская Правда упоминает «тивуньство без ряду» (то есть, без устанавливающего иное договора) как один из источников холопства.

Мечник  — дворцовый чин древних русских князей. Главная обязанность мечника была судебная; он должен был присутствовать, вместе с детским, при испытании железом и получал за это 5 кун. Ему поручались князем и другие дела. Так, в 1147 г. Андрей Боголюбский отправил своего мечника послом к Ростиславичам. Присутствие мечника на войне некоторые (Мрочек-Дроздовский) отрицают, говоря, что там был не мечник, а меченоша; но встречаются случаи посылки меченош и с дипломатическими целями, для переговоров с другим князем.

Детские –  младшие члены дружины в Древней Руси. Исполняли различные поручения князя, сопровождали его в качестве свиты и телохранителей. В совете князя участия не принимали, за исключением военных советов. «Детским» мог стать только свободный человек.

 Местное управление осуществлялась наместниками воителями, представителями великокняжеской власти на местах. Они выполняли функции управления и суда по отношению к подвластному населению. Во Владимиро-Суздальском княжестве действовала система права, которая была отражена в "Русской правде". Большинство ее списков было составлено в северо-восточной Руси в этот период, что свидетельствует о том, что нормы "Русской правды" действовали здесь долго.

 

2.2. Правовая система.

Источники права Владимиро-Суздальского княжества до нас не дошли, но не подлежит сомнению, что в нем действовали общенациональные законодательные своды Киевской Руси. Правовая система княжества включала источники светского и церковного права. Светское право было представлено Русской Правдой (многие ее списки были составлены именно в этом княжестве в XIII-XIV вв.). Церковное право исходило из норм общерусских уставов киевских князей более раннего времени - Устава князя Владимира о десятинах, церковных судах и людях церковных, Устава князя Ярослава о церковных судах. Эти источники опять же дошли до нас в списках, составленных во Владимиро-Суздальской земле. Таким образом, Владимиро-Суздальское княжество отличалось высокой степенью правопреемства с Древнерусским государством.   Вероятно, великие князья владимирские конкретизировали общие положения этих уставов применительно к конкретным епархиям, но нет сомнения, что общие положения этих законодательных сводов были незыблемыми. Особое значение они приобрели после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир.  
Межгосударственные отношения регулировались договорами и грамотами («доконченное», «ряд», «крестное целование»).

Крестное целование - присяга, клятва, сопровождаемая целованием креста. Ряд - уговор, соглашение. Первоначально ряд представлял собой не что иное, как сознательную форму посаженья на стол, и состоял лишь из взаимной присяги народа и князя не делать друг другу зла.1  В дальнейшем эта междукняжеская договорнность, очень важная для общей защиты Руси, часто упоминается и называется «Романовым рядом». Мирное докончание – конечные условия, подпись договора, грамоты. Докончальная грамота мирный договор, окончательно утвержденный.

 

2.3. Общественный строй.

Структура класса феодалов во Владимиро-Суздальском княжестве  мало чем отличалась от киевской. Однако здесь возникает новая категория  мелких феодалов - так называемые дети боярские. В XII в. появляется и новый термин - "дворяне". Дворянство, то есть служилый, военный слой,  зависевший лично от  князя, получавший за службу или земли  во временное  владение, или денежно-натуральную плату, или право сбора каких-то княжеских доходов, часть которых предназначалась самим сборщикам. Единого термина еще не было,  но в эту категорию младших членов дружины и княжеских министериалов мы  должны включить   "детских",   "отроков",   "гридей",  "пасынков",   "милостников", "мечников", "вирников",  "биричей", "тиунов" и др. Одни  из  них  были почти холопами,  другие  дослуживались  до  положения  бояр;  эта  прослойка  была многочисленной и разнообразной.

     В   судьбах  этих людей многое  зависело от их личных качеств,  от случая, от щедрости  или   скупости князя. Они знали княжескую  жизнь, несли дворцовую службу,  воевали,  судили,  скакали   гонцами  в  чужие  земли,  сопровождали посольство,  объезжали   далекие  погосты,  закалывали из-за  угла  княжеских соперников,   заковывали   их   в   цепи,   присутствовали   на   поединках, организовывали  псовую  или соколиную охоту, вели учет княжескому хозяйству, может быть,  даже писали летописи. В мирное время им всем находилось дело в обширном княжестве, где государственное переплеталось с лично княжеским, домениальным,  а во время войны они уже могли составить основное ядро княжеской рати, конницу "молоди".

     С   одним  из  таких  людей,  взирающих на  князя  как  на  единственного покровителя,   мы   знакомимся   по  его  собственной  челобитной,  писанной затейливым языком, но с большим мастерством и эрудицией. Это Даниил Заточник (Псевдо - Даниил, около  1230 года), написавший письмо-прошение переяславскому князю  Ярославу Всеволодичу в XIII веке.  Даниил  происходит из  холопов, но блестяще образован, начитан и,  по его собственным словам,  не столько храбр на рати,  сколько  умен, "крепок в  замыслах". Он проклинает богатых бояр  и просит князя принять его к себе на службу:  "Княже мой, господине!  Яко же дуб крепится множеством корения, тако и град  нашь  твоею державою...  Кораблю глава кормник, а ты,  княже, людем своим...  Весна украшает землю цветы,  а ты нас, княже, украшавши милостию своею...Лучше бы  ми вода  пити  в дому твоем,  нежели  мед пити  в боярстем дворе..."

К господствующему классу относилось также духовенство, которое  во всех русских землях периода феодальной раздробленности, и во Владимиро-Суздальском  княжестве в том числе, сохранило свою организацию, строившуюся по церковным уставам первых русских христианских князей.

Основную массу населения  Владимиро-Суздальского княжества  составляли сельские жители, называвшиеся здесь сиротами, христианами, а впоследствии - крестьянами. Они платили феодалам оброк и постепенно лишались права свободного перехода от одного хозяина к другому. Митрополит и епископы Владимирской земли имели своих вассалов - бояр, детей боярских и дворян, которые несли у них военную службу. Верхушка духовенства: митрополиты и епископы. В этот период великие князья активно поддерживали церковь. Домяты церкви становились обширными, доходы церкви существенно выросли. В этот период в княжестве строилось много церквей и монастырей. В структуре русской церкви образовалась своя иерархическая лестница. В составе княжеского войска церковь содержалась владыческая конница, содержащаяся на средства архиепископа. "Страдники" или "страдные люди" составляли особую группу, образовавшуюся из посаженных на землю холопов, которые трудились на землях в феодальных хозяйствах.

Городское население  состояло из:

  • торгово-ремесленной верхушки, стремящейся освободиться от боярского влияния и поддерживающей великокняжескую власть,
  • "лучших" людей - верхнего слоя городского населения,
  • "молодших" или " черных" людей, так назывались нижние слои торгово-ремесленного люда города.

2.4. Экономическое развитие.

Владимирской Руси было тесно связано и с пролегавшими через её территорию древними торговыми  путями. О торговых связях со странами Востока говорят многочисленные сердоликовые и хрустальные бусы, поливные сосуды и, конечно, клады восточных монет (диргемов).

Существовала тесная связь Владимирской земли с Новгородом Великим, особое место в торговых отношениях между ними занимала торговля хлебом.

Прочные контакты Владимирская Русь имела с Византийской империей и странами Западной Европы. Речные пути пролегали по Оке, Клязьме, Нерли, но, кроме речных, существовали и сухопутные дороги. Перекрытие торговых дорог могло закрыть проезд купцов и нарушить торговые отношения.

Города Ростово-Суздальской  Руси делились на старые («старшие») и  новые (пригороды). К старшим относились бывшие центры племенных союзов - Ростов, Суздаль, Муром, к пригородам - Владимир, Переяславль и вновь возникавшие городские центры. В городах сосредотачивалось управление целой округой - волостью. Поэтому в них размещались дворы князей, посадников, тысяцких, бояр и членов дружины. Но основными жителями городов были ремесленники и торговцы. В каждом городке имелись кузнецы, гончары, плотники, мастера золотых и серебряных дел и другие специалисты

 Специализация шла  не по материалу, а по готовому  изделию. Седельник, например, должен был знать кожевенное дело, уметь ковать стремена и чеканить узорчатые накладки на седельные луки. Селились ремесленники группами по сходству профессий. Так в городах возникали слободы (или концы) гончаров, кузнецов, кожевников и т. д.

Дома ремесленников  были больше сельских изб, так как  жилище часто совмещалось с мастерской. В некоторых домах уже в XII в. имелись даже вытяжные трубы - дымари, поставленные рядом с печью. Утварь горожан отличалась большим разнообразием и лучшей отделкой. В домах имелись светильники, амфоры для вина, бронзовые кресты, хитроумные замки и ключи. Но жёны ремесленников также, как и крестьянки, мололи муку на жерновах, пряли пряжу и ткали. Ремесленники работали на заказ и на рынок. Некоторые мастера владели местами на торгу и сами продавали изделия.

В истории можно условно  выделить пять этапов строительства  городов. Первый связан с деятельностью Владимира Мономаха в Ростово-Суздальской земле, когда было построено десять городов-крепостей; второй последовал за переносом столицы княжества из Ростова в Суздаль Юрием Долгоруким, когда было построено 22 города; третий этап падает на период правления Андрея Боголюбского, им было построено четыре города; на пятом этапе во времена Всеволода Большое Гнездо было возведено ещё семь городов, а в канун монголо-татарского нашествия князем Юрием Всеволодовичем возводится один город - Нижний Новгород.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Хозяйственный уклад и культура.

 

3.1. Земледелие.

Земледелие требовало  большого труда и упорства. Но оно не всегда вознаграждало земледельца. Часты были неурожаи из-за неблагоприятных погодных условий. Средний урожай ржи с одной десятины в XII в. на лучших землях Суздальского Ополья составлял около 50 пудов (800 кг).

Несмотря на более суровый климат в сравнении с Поднепровьем, здесь  удавалось получать сравнительно устойчивые урожаи, которые вместе с рыболовством, скотоводством, лесными промыслами обеспечивали существование.

В хозяйстве крестьян большое место сохранило скотоводство. Разводили коров, овец, коз, свиней и лошадей. Археологи в раскопках повсеместно находят железные косы, которые использовались для заготовки сена для домашних животных. Лошади разводились для хозяйственных и ратных дел.

В XII в. возникло огородничество. Главным орудием труда в нём была деревянная лопата, имевшая по рабочему краю железную оковку - «рыльце». Такие оковки найдены при раскопках в Суздале. На «златых вратах» Рождественского собора г. Суздаля (начало XIII в.) есть изображение Адама, держащего в руках лопату, сопровождающееся надписью: «Адам рыльцем землю копал».

Информация о работе Владимиро-Суздальское княжество