Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 13:00, реферат
Главная цель работы – на основании разнообразной литературы по данной теме, дать подробную характеристику Владимиро-Суздальского княжества периода феодальной раздробленности Древнерусского государства. Узнать какую роль сыграло существование Владимиро-Суздальского княжества в истории Древней Руси.
Исходя из поставленной цели, ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотрение причин славянской колонизации;
- изучение и анализ развития политики и социальной экономики во Владимиро-Суздальском княжестве;
- изучение культуры и быта населения Северо-Восточной Руси;
- показать первые предпосылки к объединению русских земель в единое централизованное государство;
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Политическая история………………………………..5
1.1. Княжение Юрия Долгорукого……………………………..5
1.2. Княжение Андрея Боголюбского …………………………6
1.3. Усобица……………………………………………………...9
1.4. Княжение Всеволода Большое Гнездо……………………10
Глава 2. Социально-экономическая история………………….12
2.1. Государственный строй…………………………………….12
2.2. Правовая система …………………………………………..13
2.3. Общественный строй …………………………………….…14
2.4. Экономическое развитие……………………………………16
Глава 3. Хозяйственный уклад и культура………………...…..19
3.1. Земледелие………………….…………………………….… 19
3.2. Ремесла…………………………………………………….…20
3.3. Культура……………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………..…27
В XII в. берёт начало и садоводство. Тогда оно было делом горожан. Это подтверждается раскопками в Суздале, когда в сгоревших наземных постройках были найдены обугленные яблоки и открыта корневая система сада на территории городской усадьбы. Предания сообщают о разведении с XII в. на территории княжества вишнёвых садов.
Население Владимирского княжества продолжало заниматься охотой, рыболовством и бортничеством. В раскопках на территории Владимира, Мурома, Суздаля, Ярополча Залесского было найдено большое количество рыболовных железных крючков разных размеров, берестяных поплавков, глиняных грузил для сетей, игл костяных для плетения рыболовных сетей и перевесий.
3.2. Ремесла.
В городах Владимирской Руси XII в. развивались ремёсла в том же наборе, что и на остальной территории Древнерусского государства.
Летописи свидетельствуют о развитии деревообрабатывающих ремёсел. Археологами во Владимире, Суздале, Муроме и Ярополче-Залесском найдены пилы, тёсла, свёрла, буравы, долота, скобели, топоры, стамески. Ещё одна не менее древняя профессия - гончарное дело. Свидетельством его развития в крае явилось строительство Владимиром Мономахом в конце XI в. в Суздале Успенского собора (обжигалось за приём до 5000 штук кирпича).
Расцвет гончарного ремесла был связан с производством различных видов поливных плиток и кирпичей. Поливные плитки изготавливались разных размеров: от небольших, используемых для орнаментовки стен соборов, до очень крупных половых плиток (19x19x4 см). Для покрытия плиток использовалась красная, синяя, зелёная, коричневая, чёрная, жёлтая полива.
С середины XII в. берёт начало камнетёсное ремесло. В городах, прежде всего во Владимире, появляется особая группа ремесленников-каменотёсцев. Поэтому не случайно во время социального кризиса в княжестве ростовские и суздальские бояре презрительно называют владимирцев «холопами и каменщиками». В конце 40-х годов XII в. появляется артель каменотёсцев в Суздале. Вероятно, её составили выходцы из Галицкой земли. Она участвовала в строительстве белокаменных храмов в Переяславле-Залесском, Юрьеве-Польском, Суздале и загородной княжеской резиденции Кидекше.
Широкое распространение получило кузнечное ремесло. Археологи в разных местах нашли остатки домен, сыродутных горнов, а также многочисленные орудия труда (молоты, клещи, наковальники, пробойники, напильники, молотки). Во время раскопок под Вязни-ками обнаружены многочисленные куски болотной руды в постройках того времени, что позволяет сделать вывод о её добыче местным населением в XII в. Образцом кузнечного мастерства являются кресты Успенского собора и крест на Дмитриевском соборе, увенчанный фигуркой медного голубя-флюгера. К выдающимся изделиям владимирских кузнецов можно отнести великолепные медные полы в Рождественском и Успенском соборах Владимира.
Среди кузнецов выделялась особая категория - оружейники. Их рукам принадлежат шлем Ярослава Всеволодовича и топорик Андрея Боголюбского, которые являются не только памятниками кузнечного, но и ювелирного мастерства. В числе изделий оружейников до нас дошли многочисленные кольчуги. Среди образцов оружия тех лет следует отметить крепостной лук, от которого сохранились семь стрел. Длина каждой стрелы составляет 169 см., а вес равен 2, 5 кг. Видимо, их имел в виду автор «Слова о полку Игореве», указывающий, что владимирский князь Всеволод Большое-Гнездо стрелял рязанскими Глебовичами как «шереширами». Имелась ещё и группа мастеров, изготавливающих щиты. Русские кузнецы, в том числе и владимирские, в XII в. знали не менее 16 различных специальностей и умели изготовлять до 150 видов изделий из железа и стали.
Во Владимирском княжестве
почти повсеместно
В ряде городов и селений издавна существовало кожевенное производство. Кожевники выделывали юфть и сафьян (особые сорта коровьей и козлиной кожи), которые шли на изготовление сапог, более грубые кожи - на производство ремней, кошельков, лаптей и других необходимых в быту вещей. В Суздале Н. Н. Ворониным были найдены «тупики», то есть рёбра коровы, употребляемые для очистки кож.
Жителям края известно было и косторезное мастерство. В раскопках встречаются многочисленные изделия из кости: иглы, гребни, стрелы, проколки и пуговицы.
Широкое развитие получает ювелирное мастерство. Во Владимире, Суздале и Ярополче найдены литейные мастерские медников. Ювелиры использовали для своей работы до 60 литейных форм. Особую группу ювелиров составляли златокузнецы. О разнообразии продукции владимирских ювелиров говорят находки браслетов-запястьев, серебряных ожерельев, колтов, бус, пуговиц и других украшений, выполненных в технике золочения, гравировки, зерни и эмалей.
Владимирским мастерам принадлежало первенство по технике огневого золочения и чернения. Русский мастер мог вытянуть из одного грамма серебра нить в один километр.
3.3. Культура.
Владимиро-Суздальское
княжество, ядро будущего Московского
государства XV в.,— яркая страница русской истории, и не случайны
те торжественные строки, которые посвящены
ему в «Слове о полку Игореве».
Многогранная культура Северо-Восточной
Руси вполне созвучна этой замечательной
поэме: белокаменное зодчество, проникнутая
своеобразной средневековой философией
скульптура, летописи, полемическая литература,
живопись и «узорочье» золотых и серебряных
дел мастеров, народные былины о местных
и общерусских богатырях.
…В краю лесов, естественно, расцвели деревянное зодчество и деревянная скульптура. От них ничего не осталось, но искусство «древоделей» вызывало восхищение современников.
Когда в 1160 г. пожар уничтожил ростовскую деревянную церковь, построенную в конце X в., летописец отмечал сокрушенно, что другой такой дивной церкви не было и не будет. И это искусство оказалось, в конце концов, сильнее пожаров, ибо оно ожило в белокаменной строительстве и в белокаменной резьбе Владимиро-Суздальской Руси. Не характерно ли, что еще в 70-х годах XII в., когда за владимирцами прочно укрепилась слава каменщиков, их по-старому называли в то же время и «древоделями»…
Расцвет зодчества во Владимире наблюдался при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде III - во Владимире строились храмы и дворец, которые должны были содействовать прославлению столицы княжества. Владимирские резчики в совершенстве владели техникой обработки камня, умело использовали приемы плоской деревянной резьбы.
Во Владимире была построена великолепная церковь Успения Богородицы, где поставил похищенную из Вышгорода икону. Строительство собора было начато в 1158 году, и затем, после пожара, он был перестроен. Первоначальное здание было окружено галереями, добавлены четыре главы, внесены и другие изменения. Расширенный и переделанный собор получил необычайно гармоничное, композиционно четкое, превосходно проработанное во всех деталях белокаменное оформление. Фасады собора расчленены на отдельные вертикальные поля, разграниченные тонкими полуколонками и завершенные закомарами. Посередине высоты здания проходит широкая лента — колончатый пояс, состоящий из маленьких колонок, соединенных арочками. Главы завершены шлемовидными покрытиями. Медная крыша была первоначально позолочена. Внутри собор был расписан фресками и содержал драгоценную утварь.
Ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества — Дмитриевский собор (1194—1197), служивший придворные храмом. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его — четыре опорных столба, поддерживающих единственную главу. С восточной стороны — три апсиды. Это самый богатый по убранству храм.
В Боголюбове был сооружен дворец князя Андрея Боголюбского, находившийся в пределах княжеского замка. Дворец непосредственно был связан с придворным собором. От этого комплекса до нашего времени дошел лишь небольшой фрагмент — двухэтажная лестничная башня с частью перехода из башни в собор. Характерно, что в лестничной башне применены те же мотивы, что и в почти одновременно создававшихся храмах: аркатурный поясок с колонками на небольших, вделанных в стену кронштейнах. Это доказывает, что светские сооружения Древней Руси обладали общностью стиля с культовыми сооружениями.
Знаменит своим совершенством х
Суздальский белокаменный Рождественский собор, украшенный узорчатой резьбой, славится на весь мир своими Златыми вратами. Это – вершина Владимиро-Суздальского декоративно-прикладного искусства. Лучшие достижения народного творчества, живой народной фантазии в сочетании с законченным мастерством легли в основу этого замечательного памятника русской художественной культуры.
Вместе с тем распространялось и книжное просвещение. Правда книжная образованность вращалась только в избранном кругу духовных, мало проникала в народную массу.
Заключение
Изучая историю Суздальской земли с половины XII в. до смерти Всеволода III, мы на каждом шагу встречали все новые и неожиданные факты. Эти факты, развиваясь двумя параллельными рядами, создавали Суздальской области небывалое положение в Русской земле: одни из них изменяли ее отношение к прочим русским областям, другие перестраивали ее внутренний склад. Перечислим еще раз те и другие.
Сначала князья Андрей и Всеволод стараются отделить звание великого князя от великокняжеского киевского стола, а Суздальскую землю превратить в свое постоянное владение, выводя ее из круга земель, владеемых по очереди старшинства; при этом князь Андрей делает первую попытку заменить родственное полюбовное соглашение князей обязательным подчинением младших родичей, как подручников, старшему князю, как своему государю-самовластцу. По смерти Андрея в Суздальской земле падает политическое преобладание старших городов и руководящих классов местного общества, княжеской дружины и вечевого гражданства, а один из пригородов, стольный город великого князя Андрея, во время борьбы со старшими городами устанавливает у себя наследственное княжение.
В княжение Всеволода
эта область приобретает
Владимиро-Суздальское княжество занимает важное место в истории русского народа. Перенесение политического центра Руси во Владимир сыграло большую роль в последующем образовании великорусской народности и русской нации. В Северо-Восточной Руси впервые была начата борьба за объединение Руси под главенством князей владимирской династии.
В 1238 орды Батыя разгромили Владимиро-Суздальское княжество, опустошили и сожгли города. Но монголо-татарское иго не смогло уничтожить высоких культурных и политических традиций Владимирской земли. Они были сохранены, восприняты и развиты в процессе "собирания Руси" Москвой в 14—15 вв.
Список использованных источников:
1. Века А.В. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Харвест, 2007. – 896с.
2. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. – СПб.: Территория будущего, 2005. – 800с.
3. Воронин Н.Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. – М.: Искусство, 1988. – 295с.
4. Ключевский В.О. Русская история. – М.: Эксмо, 2006. – 912с.
5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Мысль, 1993. – 431с.
6. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь. – М.: Наука, 1987. – 217с.
7. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. -М.: Просвещение, 1996. – 143с.
8. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Ростов-на-Дону: Феникс,1997. – 576с.
9. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. – М.: Аиф Принт, 2003. – 447с.
10. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга 2, т. 3. – М.: Харвест, 2009. – 531с.
11. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. 3-е изд., – М.: Юристъ, 2005. – 430с.
12. Данилов А. А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах : учеб. пособие. - М.: Проспект, 2006. – 320с.
13. Энциклопедия. Слово о полку Игореве./ Отв. ред. О. В. Творогов, Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев, С. А. Семячко.– СПБ.: Рос. Акад. Наук, 1995. – 754с.
14. Энциклопедический словарь по истории России. – М.: Эксмо, Большая Российская энциклопедия, 2003. – 704с.