Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 18:49, реферат
Целью моей работы является: показать влияние церкви на социальную и политическую жизнь России второй половины XVI века, объективную необходимость и важность церковной реформы и роль личности патриарха Никона в церковной реформе, которая повлекла за собой серьезные последствия во внутренней, а возможно, и во внешней политике России.
При написании данного реферата я использовала статью О. Ф. Козлова «Дело Никона», опубликованную в №1 журнала «Вопросы истории» за 1976 год,
книгу «Вехи истории», рассматривающую церковь во все периоды ее существования, «Историю русской церкви» Н. М. Никольского, издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря «История русской церкви» и некоторые другие источники.
Введение………………………………………………………………………………………………………..3
Глава I. Церковь и государство в XVII веке …………………………………………………..5
Глава II. Никон. Деятельность московского кружка ревнителей древнего
благочестия …………………………………………………………………………………………………..7
Глава III. Возвышение Никона……………………………………………………………………… 11
Глава IV. Церковная реформа …………………………………………………………………….. 15
Глава V. Падение Никона…………………………………………………………………………….. 18
Глава VI. Влияние церковной реформы на социальную жизнь России. Церковный раскол……………………………………………………………………………………… .21
Заключение…………………………………………………………………………………………………..26
Список использованных источников и литературы…………………………………….27
Выбор царя пал на Никона, и этот
выбор поддержал царский
Никон (до пострижения в монахи—Никита
Минов) обладал всеми нужными
царю Алексею качествами. Он родился
в 1605 г. в Нижегородском уезде
в семье крестьянина. Богато одаренный
от природы энергией, умом, прекрасной
памятью и восприимчивостью, Никон
рано, с помощью сельского
Никон считал себя единственным реальным
кандидатом в патриархи. Суть его
далеко идущих планов сводилась к
тому, чтобы ликвидировать
Решительный шаг последовал 25 июля 1652 г., когда церковный собор уже избрал Никона патриархом и царь одобрил результаты выборов. В этот день в кремлевском Успенском соборе для посвящения новоизбранного в патриархи собрались царь, члены царской фамилии, боярская дума и участники церковного собора. Никон появился лишь после посылки к нему ряда делегаций от царя. Никон объявил, что не может принять сан патриарха. Свое согласие он дал только после «моления» царя и присутствовавших в соборе представителей светской и церковной власти. Этим «молением» они, и, прежде всего царь Алексей Михайлович, обязались слушаться Никона во всем, что он будет «возвещать» им о «догматах божиих и о правилах», слушаться его «яко начальника в пастыря и отца краснейшаго».1 Этот акт существенно поднял престиж нового патриарха.
Светская власть приняла условия Никона потому, что считала эту меру полезной для проведения церковной реформы, а самого патриарха - надежным сторонником плана реформы. Более того, ради решения первоочередных внешнеполитических задач (воссоединение с Украиной, война с Речью Посполитой), чему должна была содействовать церковная реформа, светская власть пошла на новые уступки. Царь отказался от вмешательства в действия патриарха, затрагивавшие церковно-обрядовую сферу. Он допустил также участие Никона в решении всех интересовавших патриарха внутриполитических и внешнеполитических дел, признал Никона своим другом, и стал именовать его великим государем, то есть, как бы пожаловал ему титул, который из прежних патриархов имел только Филарет Романов. В итоге возник тесный союз светской и церковной властей в форме «премудрой двоицы», то есть царя и патриарха.
Патриарх Никон вскоре после своего избрания стал самовластным владыкой русской церкви. Он начал с устранения вмешательства в церковные дела своих прежних единомышленников по кружку ревнителей благочестия. Никон даже велел не допускать к себе протопопов Ивана Неронова, Аввакума, Даниила и других. Их жалобы не поддержали ни царь, ни Стефан Вонифатьев, ни Ф. М. Ртищев, которые уклонялись от вмешательства в действия патриарха.
Уже в конце 1652 г. некоторые из настоятелей монастырей, чтобы угодить Никону, стали раболепно именовать его великим государем. Их примеру последовали архиереи.2 В 50-х годах XVII в. благодаря энергичной и решительной деятельности Никона был осуществлен комплекс мер, которые определили содержание и характер церковной реформы.
Глава IV. Церковная реформа.
Ее проведение началось весной 165З г., почти сразу же после принятия царем и боярской думой окончательного решения о включении Украины в состав Российского государства. Это совпадение не было случайным.
Первым шагом стало
Последующие решения Никона были более обдуманными и подкреплялись авторитетом церковного собора и иерархов греческой церкви, что придало этим начинаниям видимость решений всей русской церкви, которые поддержала «вселенская» (то есть константинопольская) православная церковь. Такой характер имели, в частности, решения о порядке исправлений в церковных чинах и обрядах, утвержденные весной 1654 г. церковным собором.
Перемены в обрядах были осуществлены на основе современных Никону греческих книг и практики константинопольской церкви, сведения о которой реформатор получал главным образом от антиохийского патриарха Макария. Решения об изменениях обрядового характера были утверждены церковными соборами, созванными в марте 1655 г. и в апреле 1656 г. Эти решения ликвидировали различие в церковно-обрядовой практике между русской и константинопольской церквами. Большинство перемен касалось оформления церковной службы и действий священно- и церковнослужителей во время богослужения. Всех верующих затронула замена двоеперстия на троеперстие при совершении крестного знамения, «трисоставного» (восьмиконечного) креста на двоечастный (четырехконечный), хождения во время обряда крещения по солнцу («посолонь») на хождение против солнца и некоторые другие перемены в обрядах.
Существенное значение для служителей церкви и верующих имело также исключение из служб, в основном из литургии, архиерейской молитвы, отпуста3 и некоторых ектений4. Это повлекло за собой значительное сокращение объема текста, укорочение церковной службы и способствовало утверждению «единогласия».
В 1653 - 1656 гг. проводилось также исправление
богослужебных книг. Официально необходимость
в исправлениях мотивировалась на соборе
1654 г. тем, что в старопечатных
книгах было много ошибок, вставок,
и тем, что русский богослужебный
чин очень существенно
За семь веков, прошедших после
религиозной реформы князя
Большинство духовенства отнеслось
к новоисправленным книгам отрицательно.
К тому же среди приходского духовенства
и монахов было много малограмотных,
которым приходилось
Глава V. Падение Никона.
Никон и в решении дел, относившихся к компетенции царской власти, стал в 1654—1656 гг. «великим государем», фактическим соправителем Алексея Михайловича. Летом 1654 г., когда в Москве вспыхнула эпидемия чумы, Никон содействовал выезду царской семьи из столицы в безопасное место.
Во время войны с Речью Посполитой и со Швецией царь надолго покидал столицу. В эти месяцы Никон играл роль главы правительства и самостоятельно решал гражданские и военные дела. Правда, для наблюдения в Москве оставалась комиссия боярской думы, а более важные дела пересылали для решения в поход царю и боярской думе. Но Никон подчинил комиссию боярской думы своей власти. В отсутствие царя, она стала докладывать все дела ему. В приговорах по делам появилась даже формула: «...святейший патриарх указал и бояре приговорили». Для докладов члены комиссии боярской думы и приказные судьи являлись в патриарший дворец и здесь ожидали приема. Во время приемов Никон вел себя надменно, в том числе и по отношению к самым родовитым боярам. Это поведение патриарха задевало спесь царедворцев, но в 1654—1656 гг. они не только терпели, но и раболепствовали перед ним.
Самомнение Никона и его активность росли вместе с успехами внешней политики России, так как в определении ее курса он тоже принимал деятельное участие.
Но за неудачи 1656—1657 гг. во внешней
политике окружение царя возложило
вину на Никона. Активным вмешательством
буквально во все дела государства
и стремлением навязать всюду
свои решения, в том числе путем
угроз (по меньшей мере дважды из-за
несогласия царя с его «советами»
Никон угрожал оставлением
Открытое столкновение между царем
и патриархом, которое привело
к падению Никона, произошло в
июле 1658 г. Поводом для него послужило
оскорбление окольничим Б. М. Хитрово
патриаршего стряпчего князя
Д. Мещерского 6 июля во время приема
в Кремле грузинского царевича Теймураза
(Никон не был приглашен). Патриарх
письмом потребовал от царя немедленного
наказания Б. М. Хитрово, но получил
лишь записку с обещанием
Единственный выход из создавшегося
положения заключался в низложении
Никона и выборе нового патриарха. С
этой целью в 1660 г. был созван церковный
собор, вынесший решение о лишении
его патриаршеского престола и священства,
предъявив Никону обвинение в
самовольном удалении с патриаршей
кафедры. Епифаний Славинецкий, выступив,
указал на незаконность решения собора,
так как Никон не был повинен
в еретичестве, и судить его имели
право лишь другие патриархи. Учитывая
международную известность
Чтобы склонить на свою сторону восточных патриархов, Никон попытался вступить с ними в переписку.
В ноябре 1666 г. патриархи прибыли
в Москву. 1 декабря Никон предстал
перед собором церковных
Восточные патриархи стремились восстановить
взаимоотношения двух властей на
основе византийского принципа «премудрой
двоицы». При этом пределы обеих
властей устанавливались
Информация о работе Влияние церковной реформы на социальную жизнь России. Церковный раскол