Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 18:49, реферат
Целью моей работы является: показать влияние церкви на социальную и политическую жизнь России второй половины XVI века, объективную необходимость и важность церковной реформы и роль личности патриарха Никона в церковной реформе, которая повлекла за собой серьезные последствия во внутренней, а возможно, и во внешней политике России.
При написании данного реферата я использовала статью О. Ф. Козлова «Дело Никона», опубликованную в №1 журнала «Вопросы истории» за 1976 год,
книгу «Вехи истории», рассматривающую церковь во все периоды ее существования, «Историю русской церкви» Н. М. Никольского, издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря «История русской церкви» и некоторые другие источники.
Введение………………………………………………………………………………………………………..3
Глава I. Церковь и государство в XVII веке …………………………………………………..5
Глава II. Никон. Деятельность московского кружка ревнителей древнего
благочестия …………………………………………………………………………………………………..7
Глава III. Возвышение Никона……………………………………………………………………… 11
Глава IV. Церковная реформа …………………………………………………………………….. 15
Глава V. Падение Никона…………………………………………………………………………….. 18
Глава VI. Влияние церковной реформы на социальную жизнь России. Церковный раскол……………………………………………………………………………………… .21
Заключение…………………………………………………………………………………………………..26
Список использованных источников и литературы…………………………………….27
12 декабря был объявлен
Но вопрос о соотношении «священства» и мирской власти оставался открытым. В конце концов, спорящие стороны пришли к компромиссному решению: «Царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх – в церковных».8 Это решение осталось не скрепленным подписями участников собора и не вошло в состав официальных деяний собора 1666-1667 гг.
Глава VI. Влияние церковной реформы на социальную жизнь России. Церковный раскол.
Введение новых обрядов и
богослужения по исправленным книгам
многие восприняли как введение новой
религиозной веры, отличной от прежней,
«истинно православной». Возникло движение
сторонников старой веры - раскол, родоначальниками
которого были провинциальные ревнители
благочестия. Они стали идеологами
этого движения, состав участников
которого был неоднородным. Среди
них было много малообеспеченных
служителей церкви. Выступая за «старую
веру», они выражали недовольство усилением
гнета со стороны церковных властей.
Большинство же сторонников «старой
веры» составляли посадские люди
и крестьяне, недовольные укреплением
феодально-крепостнического режима и
ухудшением своего положения, что они
связывали с нововведениями, в
том числе и в религиозно-
В этих условиях руководителем православной
церкви России стала царская власть,
которая после 1658 г. сосредоточилась
на решении двух основных задач —
закреплении результатов
Новым патриархом церковный собор избрал архимандрита Троице-Сергиева монастыря Иоасафа. По требованию восточных патриархов созванный собор осудил старые обряды и отменил постановление Стоглавого собора 1551 г. об этих обрядах, как необоснованные. Верующие, которые придерживались старых обрядов и защищали их, были осуждены как еретики; было предписано отлучать их от церкви, а светской власти - судить их гражданским судом как противников церкви. Решения собора о старых обрядах способствовали оформлению и закреплению раскола русской православной церкви на официальную, господствовавшую в обществе, церковь и старообрядческую. Последняя в тех условиях была враждебной не только официальной церкви, но и тесно связанному с ней государству.
В 1650—1660-х годах возникло движение сторонников «старой веры» и раскола в русской православной церкви.
Большим спросом пользовались занимательные художественные повествования, истерические сочинения, в том числе с критикой церковных порядков.
Борясь со стремлением к светскому
образованию, церковники настаивали на
том, что только путем изучения священного
писания и богословской литературы
верующие могут достичь истинного
просвещения, очищения души от грехов
и душевного спасения—главной цели
земной жизни человека. Западное влияние
они расценивали как источник
проникновения в Россию вредных
иноземных обычаев, нововведений и
враждебных православию взглядов католицизма,
лютеранства и кальвинизма. Поэтому
они были сторонниками национальной
замкнутости России и противниками
ее сближения с западными
Последовательным выразителем и проводником политики враждебности и нетерпимости к старообрядчеству и иным церковным противникам, иноверию, иноземцам, их вере и обычаям, к светским знаниям был Иоаким - патриарх с 1674 по 1690 г. Противниками стремления к светским знаниям, сближения с Западом и распространения иноземной культуры и обычаев были также вожди раскола, в их числе протопоп Аввакум, и сложившиеся в последней трети XVII в. старообрядческие религиозные общины.
Царская власть активно поддержала
церковь в борьбе с расколом и
иноверием и использовала при
этом всю мощь государственного аппарата.
Она выступила также
Раскол последней трети XVII в. - это
сложное социально-религиозное
К прогрессивным сторонам идеологии
раскола следует отнести
Сложность и противоречивость движения раскола проявились в восстании в Соловецком монастыре 1668—1676 гг., которое началось как выступление сторонников «старой веры». Аристократическая верхушка «старцев» выступала против церковной реформы Никона, рядовая масса монахов - сверх того - за демократизацию церкви, а «бельцы», то есть послушники и монастырские работники,— против феодального гнета, и в частности против крепостнических порядков в самом монастыре.
Для подавления движения были использованы различные средства, в том числе идеологические, В частности, были опубликованы антираскольничьи полемические сочинения («Жезл правления» Симеона Полоцкого в 1667 г., «Увет духовный» патриарха Иоакима» в 1682 г. и др.), а для повышения «учительности» церковных служб начался выпуск книг, содержавших проповеди (например, «Обед душевный» и «Вечеря душевная» Симеона Полоцкого).
Но главными были насильственные средства
борьбы с расколом, которые по требованию
церковного руководства применяла
светская власть. Полоса репрессий
началась со ссылки идеологов раскола,
отказавшихся от примирения с официальной
церковью на церковном соборе в апреле
1666 г.; из них протопопы Аввакум
и Лазарь, дьякон Федор и бывший
монах Епифаний были сосланы и
содержались в тюрьме Пустозерска.
За ссылками последовала массовая казнь
оставшихся в живых участников Соловецкого
восстания (казнили более 50 человек).
На столь суровом наказании
Заключение
В России XVII века объективно ощущалась
необходимость церковной
Церковная реформа патриарха Никона
оказала огромное влияние на внутреннюю
жизнь страны и положила начало такому
оригинальному социально-
Никон отстаивал принцип
Список использованных источников и литературы:
1. Вехи истории. М., издательство политической литературы, 1989 г.
2. Иллюстрированный
3. История русской церкви. Издание
Спасо-Преображенского
4. История Отечества. Справочник школьника. Под ред. С. В. Новикова, М., филологическое общество «Слово», 1996 г.
5. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. т. 1 и 2. Сергиев посад, 1909 и 1912 г.
6. Козлов О. Ф. «Дело Никона». «Вопросы истории», №1, 1976 г.
7. Никольский Н. М. История русской церкви. М., издательство политической литературы, 1983 г.
8. Платонов С. Ф. Учебник
Информация о работе Влияние церковной реформы на социальную жизнь России. Церковный раскол