Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:27, контрольная работа
Всего этого, конечно, не мог не сознавать князь Владимир. К концу 80-х годов Х века его власть настолько окрепла, что он уже не нуждался в поддержке языческого населения. Напротив, и он сам, и его бояре и дружинники остро нуждались в религии, которая бы помогла феодальному строю стабилизироваться на Руси». Князю предстояло выбрать наиболее благоприятную для Руси новую религию. Целью данной работы являются изучение языческих верований восточных славян, изучение причин, обуславливающих принятие крещения на Руси, влияние церкви на Древнюю Русь.
Задание 1. Языческие верования восточных славян. Крещение Руси и его историческое значение. Церковь в Древней Руси.……………..………...………......3
Введение…………………………………...…………………….………….…..3
Глава 1. Языческие верования восточных славян ……….……………………4
Глава 2. Крещение Руси князем Владимиром …...……………………………8
Глава 3. Историческое значение принятия Русью христианства…………15
Заключение……………………………………………………………………...17
Список используемой литературы…………………………………………….19
Задание 2. Меньшевики (социал-демократы)……………………...................20
Список используемой литературы…………………………………………..27
Задание 3.Термины и определения…..……………………………...……….28
Список используемой литературы……………………………………..........28
В заключении, можно сделать следующие выводы:
Введение христианства в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества – волхвами.
Причиной столь враждебного отношения к новой религии, скорее всего, являлась приверженность населения к традиционным обрядам. Именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации: регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвов, имевшая огромное влияние на умы людей, привычные суеверия. К тому же новгородцы и ростовчане очень настороженно относились к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель. Не желавшие креститься люди бежали в леса и глухие, неудобные для проживания места. Лишения ожесточали их. Убийство и ограбление священника, или человека, принявшего христианскую веру, т.е. изменившего языческим богам, казалось им вполне справедливым и обоснованным. Епископы, неся большие потери, потребовали от князя жестоких мер. Владимир просто вынужден был сменить милость на гнев. Начались казни над разбойниками.
В сельской местности сопротивление Христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей сумели совместить веру в них с элементами христианства. Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей, и, в некотором смысле, существует и по сей день.
Крещение Руси привело к установлению более тесных международных связей с соседними христианскими государствами. Русские князья получили возможность вступать в династические браки с принцессами из императорских, королевских, княжеских домов Европы. Заключались мирные договоры, создавались военные союзы, обеспечивались выгодные торговые взаимоотношения. Более высокими темпами начало развиваться ремесленное производство. Иностранные мастера могли теперь приезжать и работать на Руси, не боясь быть принесенными в жертву языческим богам. Христианская церковь способствовала созданию многих великолепных памятников архитектуры и живописи, распространению письменности, развитию летописания, появлению школ и библиотек, проникновению на Русь произведений зарубежных авторов, содержащих в себе важные знания по целому ряду отраслей культуры и искусства. Церковь укрепила моногамную семью. Изменился похоронный обряд, жен и рабынь перестали убивать после смерти их мужей и хозяев, что способствовало увеличению населения Руси.
В целом отход от язычества и принятие христианства были важными и прогрессивными для того времени явлениями. Укрепилась и власть русских князей. Но в то время как княжеская власть на Руси была еще слаба, и князья сами стремились к разделению государства, -- церковь была едина и власть митрополита распространялась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие явилось прежде всего в церкви, но это сообщало всему государству внутреннее единство и силу.
Список используемой литературы:
1. Вернадский, Г.В. Киевская Русь/ Г.В. Вернадский. – Тверь; М.: ЛЕАН: АГРАФ,2001. - 448 с.
2. Мавродин, В.В. Древняя Русь/В.В. Мавродин. – М.: Госполитиздат, 1946.– 311 с.
3. Рапов, О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства/ О.М. Рапов.- М.:Высшая школа,1988. – 45 с.
3. Рыбаков, Б.А. Язычество древней Руси/ Б.А. Рыбаков. – М.:Наука,1987.- 783 с.
4. Седов, В.В. Славяне. Древнерусская народность/ В.В. Седов. – М.: Знак, 2005. – 944 с.
Задание 2. Меньшевики (социал-демократы).
Образование и деятели РСДРП (м)
Меньшевики — крыло Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), позже — самостоятельная Российская социал-демократическая рабочая партия (меньшевиков) Российская Социал-демократическая рабочая партия (меньшевиков) (РСДРП (м)), Российская социал-демократическая рабочая партия (объединенная) (РСДРП (о)).
Фракция Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), организационно оформившаяся после II съезда партии и получившая название по результатам выборов в центральные органы партии. Наиболее видными деятелями меньшевизма были Ю.О. Мартов, П.Б. Аксельрод, Ф.И. Дан, Г.В. Плеханов, А.Н. Потресов, Н.Н. Жордания, И.Г. Церетели, Н.С. Чхеидзе, однако их тактические и организационные взгляды на различных этапах революционного движения часто не совпадали. Во фракции отсутствовало жесткое организационное единство и единоличное лидерство: меньшевики постоянно распадались на группы, занимавшие различные политические позиции и ведшие между собой острую борьбу.[1]
В октябре 1903 г. добились успеха в борьбе с Большевиками на II съезде Заграничной Лиги русских революционных социал-демократов: вопреки Ленину, Лига приняла новый устав, обеспечивавший ее автономию и представивший ей возможность самостоятельно без вмешательства ЦК устанавливать связи с местными партийными комитетами, издавать и распространять литературу.
Делегаты отказались передать устав на утверждение ЦК партии. Попытка представителя ЦК Ф.В. Ленгнина объявить съезд распущенным не увенчалась успехом, большевики покинули его, таким образом, Лига стала организационным центром меньшевиков (до 1905). К концу 1903 меньшевики заняли лидирующее положение в редколлегии газеты «Искра». В основу их тактики легли выводы, сделанные Аксельродом в статье «Объединение Российской социал-демократии и ее задачи»; идее большевиков о направляющей, опекающей и руководящей партии они противопоставляли идею классовой самостоятельности пролетариата.
Цели и задачи РСДРП (м)
Важнейшей задачей социал-демократов меньшевики считали организацию рабочих на широкой классовой основе. Женевская конференция (конец апреля – начало мая 1904 г.) избрала координационный центр меньшевиков – Организационную комиссию (ОК). С началом русско-японской войны 1904 – 1905 гг. меньшевистская «Искра» выдвинула лозунги борьбы за немедленное заключение мира и созыв Учредительного собрания. В то же время меньшевики осуждали «пораженчество»; по их мнению, свобода не могла быть принесена России «на японских штыках».[3]
Осенью 1904 г. «Искра» распространила изданное листовкой «Письмо к партийным организациям», в котором излагался план «давления» на либеральную буржуазию в процессе земской петиционной кампании.
В основе тактики меньшевиков в период 1905-1907 гг. лежали взгляды на буржуазию как на движущую силу революции, которой надлежит возглавить освободительное движение в стране. По их мнению, пролетариат не должен стремиться к власти, поскольку объективные условия для этого еще не сложились. Меньшевики считали, что революция в России развивается по образцу западно-европейских буржуазных революций: «меньшевизм не видел для пролетариата иной возможности плодотворного участия в данном кризисе, кроме содействия буржуазно-либеральной демократии в ее попытках оттеснить от государственной власти реакционную часть имущих классов» (Мартов).
По мнению меньшевиков, революция 1905-1907 гг. была буржуазной по своему социально-экономическому содержанию. Однако, в отличие от большевиков, меньшевики заявляли, что всякое отстранение буржуазии от революционного движения приведет к его ослаблению. На их взгляд, в случае победы революции пролетариат должен поддержать наиболее радикальную часть буржуазии.[4]
Меньшевики предостерегали рабочих от возможной попытки захвата власти, которая, как они заявляли, стала бы трагической ошибкой. Захватив власть, рабочий класс вынужден был бы «делать» социалистическую революцию, для которой ни Россия, ни сам пролетариат не подготовлены. Узловым пунктом меньшевистской концепции революции было противопоставление буржуазии крестьянства. Крестьянство, по мнению меньшевиков, хотя и способно «двигать» революцию, но сильно осложнит достижение победы своим стихийным бунтарством и политической несознательностью. Таким образом, меньшевиками было выдвинуто положение о двух «параллельных революциях» – городской и деревенской.[2]
Решение аграрного вопроса меньшевики видели в муниципализации земли: они предлагали узаконить частную собственность на принадлежавшие крестьянам наделы при передаче помещичьих земель во владение органов местного самоуправления (муниципалитетов). Меньшевики полагали, что, во-первых, при подобном решении крестьянского вопроса аграрная реформа могла быть проведена вне зависимости от исхода революции и решения вопроса о власти и, во-вторых, передача земли муниципалитетам (земствам или вновь созданным территориальным органам власти) укрепили бы их материально, способствовала демократизации и повышению их роли в государственной жизни. Меньшевики считали, что победа революции может быть достигнута не только в результате народного восстания, возможность которого они допускали, но и в результате действий какого-либо представительного учреждения, которое бы выступило с инициативой созыва всенародного Учредительного собрания. Второй путь казался меньшевикам предпочтительнее. Весной 1905 г. влияние меньшевиков было наиболее значительным в западных и южных губерниях Европейской России, а также на Кавказе, где был создан местный меньшевистский центр – Кавказское бюро РСДРП.
Основные направления РСДРП (м)
В «дни свобод» осени 1905 г. разногласия между меньшевиками и большевиками несколько сгладились: большевистская тактика, основанная на идее гегемонии пролетариата в демократической революции, была принята «как неизбежный факт действительности» (Мартов). В ноябре – декабре 1905 г. во многих городах страны с участием меньшевиков формировались боевые рабочие дружины.[3]
В декабре 1905 во время
вооруженных восстаний
Выборы во II Государственную думу дали повод считать парламентскую ориентацию меньшевиков оправданной: 43% в Думе составляли левые депутаты, в том числе – из них 65 социал-демократов. В социал-демократической фракции меньшевиков было в два раза больше, чем большевиков, они руководили деятельностью фракции, стремились создать блок всех революционных и оппозиционных сил, включая кадетов.[4]
На V съезде РСДРП (30.04. – 19.05.1907, Лондон) доминировали большевики, и ЦК перешел под контроль ленинцев. С окончанием революции завершилось становление меньшевизма. Сложился комплекс идей, определявших политическое поведение меньшевиков в последующие годы: концепция «общенациональной» революции, в которой роль пролетариат играет авангардную роль, но в случае победы уступает власть буржуазии; ориентация на коалицию трех сил – рабочего, либерального и крестьянского движений; концепция трансформации «интеллигентской» РСДРП в «широкую рабочую партию», в которой роль профессиональных революционеров должна быть сведена к минимуму; отказ от стремления полностью управлять революционным процессом и перенос центра тяжести партийной работы в массовые рабочие организации – профсоюзы, Советы, кооперацию и др.; признание равноценности думской и внедумской деятельности социал-демократии.[1]
В то же время, в период революции нарушилось организационное и идейное Единство меньшевизма: в нем выявились сильные реформистские тенденции (Аксельрод, Потресов, Ф.А. Череванин), сложился центр (Мартов, Дан, А.С. Мартынов), наметились «левые» фигуры (А.Л. Парвус, Л.Д. Троцкий) и «особая позиция» (Плеханов). Стремление меньшевикиов ценой отказа от революционных лозунгов превратить РСДРП в реформистскую партию западно-европейского типа выразилось в так называемом «ликвидаторстве». «Ликвидаторы» выступали за свертывание нелегальной партийной деятельности, ликвидацию нелегальных партийных организаций и нелегальной РСДРП, они игнорировали решения ее центральных органов, считали более важной работу в разрешенных законом профсоюзах, обществах, клубах и т.п., чем узкопартийную нелегальную деятельность. «Для нас, - заявлял Дан, - все дело в широте и массовости, вопрос же о “партийности” или “беспартийности” имеет в наших глазах характер совершенно побочный». В связи с этим особые надежды меньшевики связывали Государственной думой.
В III Государственной думе, куда было избрано 19 социал-демократов (в том числе 12 меньшевиков), они стремились возродить «общенациональную оппозицию», настаивали на сотрудничестве с кадетами во всей законодательной работе. По настоянию меньшевистских депутатов социал-демократическая фракция вынесла решение о своей независимости от ЦК партии. Предлагалось вообще ликвидировать ЦК, превратив его в «информационный центр».[2]
В 1908 г. в Москве, Петербурге и ряде др. городов начало оформляться течение меньшевиков-«партийцев», выступавших за сохранение нелегальных структур партии. Их поддержал Плеханов, который в своих статьях в газете «Дневник социал-демократа» выступил против «ликвидаторства» (тем не менее, он сохранял с «ликвидаторами» общность взглядов на многие вопросы социал-демократического движения). Лидеры меньшевистской эмиграции – Мартов, Дан, Мартынов («голосовцы», по названию газеты «Голос социал-демократа», выражавшей их взгляды) – не всегда соглашались с идеями открытых «ликвидаторов».
Кампанию за примирение всех фракций и течений в РСДРП вел Троцкий, издававший в 1908 – 1912 гг. в Вене внефракционную газету «Правда». «Сектантский дух, интеллигентский индивидуализм, идеологический фетишизм, присущий социал- демократам, - заявлял он, - ведет к «разложению партии» и только преодоление фракционности может ее спасти». Меньшевики отказались участвовать в созванной в январе 1912 г. большевиками Пражской конференции. Ими был создан Организационный комитет (ОК) для подготовки общепартийной конференции, в который вошли также представители Бунда, Социал-демократии Латвийского края и Кавказского областного комитета; впоследствии в ОК были введены функционеры газеты «Правда», «Голос социал-демократа», ликвидаторских «инициативных групп». Из 18 решающих голосов на конференции 12 принадлежали национальным организациям, остальные – петербургским и московским ликвидаторским «инициативным группам», представителям Красноярска, Севастополя и Союза моряков Черноморского торгового флота. С совещательными голосами в конференции участвовали Троцкий («Правда»), Мартынов («Голос социал- демократа»), П.А. Гарви (П. Бронштейн) («Невский голос»), Б.И. Горев и С.Ю. Семковский (ОК).[4]
Конференция заменила лозунг демократической республики требованием всеобщего избирательного права и «полновластного народного представительства». На первый план была выдвинута борьба за «свободы» коалиций, собраний, печати и др. Лозунг конфискации помещичьих земель был снят как потерявший свое значение в результате столыпинской аграрной реформы. В резолюции «Об организационных формах партийного строительства» декларировалась необходимость преобразования социал-демократии «в процессе привлечения рабочих масс» к легальному движению и выдвигалась идея легализации партии по частям. В качестве временного руководящего центра был избран Организационный комитет (Горев, П.А. Гарви, А.Н. Смирнов, М.С. Урицкий, Г. Уротадзе).