Влияние донского казачества на образование Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 03:21, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определить роль донских казаков в истории Российского государства, понять их уклад жизни и сделать выводы по данной работе.
Исходя из содержания изученной мною темы, можно сформулировать следующие задачи:
Изучить особенности жизни донских казаков.
Познакомиться с выдающимися казаками донской земли.
Выделить основные исторические события, связанные с военной деятельностью донских казаков.

Содержание работы

Введение…………………………………………..3
Казаки – люди вольные…………………………..5
Новочеркасск – столица донского казачества…..7
Уклад жизни донских казаков…………………..18
На службе царю и Отечеству……………………22
Заключение ………………………………………33
Список использованной литературы……………35

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 66.66 Кб (Скачать файл)

Прославленный атаман не забывал  и об основанном им городе. Русские  войска только вступили в Париж, а  он уже заказывает там золотые  сосуды тонкой художественной работы и затем из серебра, отбитого у  неприятеля - массивную дарохранительницу  для храма в Новочеркасске. Тогда  же зародилась идея создания монумента, символизирующего победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

Возвратившись на Дон, Платов с удвоенной энергией принялся украшать город. На въезде в Новочеркасск с запада и северо-востока из камня и кирпича возводятся две огромные триумфальные арки. Сооруженные по одному проекту в стиле позднего классицизма, они обладают той чистотой и ясностью форм, которые создают эмоционально-возвышенный образ.

Триумфальные арки долгое время оставались единственной достопримечательностью города, который строился крайне медленно. После смерти Платова, в 1818 году застройка  города едва не остановилась совсем.

Атаманы один  за другим стали в открытую говорить, что место для новой столицы выбрано неразумно, ходатайствовали перед царем о перенесении ее в другое место. Оснований для такой постановки вопроса в то время было немало: удаленность города от судоходного пути, отсутствие дорог, питьевой воды. В 1837 году атаман Г.И. Власов настойчиво ходатайствовал перед Николаем I о перенесении города в станицу Аксайскую. Сам император лично прибыв на Дон осмотрел эту станицу, а затем - Новочеркасск принял решение оставить его на прежнем месте, положив конец всем колебаниям. После этого казаки ёще долго продолжали говорить: «Построил Платов город на горе -казакам на горе».

Возобновилось строительство. Ко всем общественным и частным домам  предъявлялось единое требование: они  должны были строиться по «высочайше»  утвержденным фасадам, выходящим на красную линию улицы. Большинство же зданий Новочеркасска несет отпечаток позднего классицизма или ампира. Пришедшая на смену им эклектика трактовалась довольно свободно и сочеталась с местными архитектурными традициями. В ряду каменных зданий и сегодня выделяются деревянные особняки, украшенные узорчатой резьбой, и Курени. В конце XIX - начале XX городская застройка пополнилась своеобразными, порой неожиданными по остроте художественного воплощения зданиями в стиле модерн.

Строительство Вознесенского  собора, начатого при основании Новочеркасска, затянулось на 100 лет (1805-1905). Первый проект собора в классическом стиле разработал архитектор А.И. Руска, автор триумфальных арок. Его дело продолжил М.А. Амвросимов. Однако, когда строительство близилось к концу собор обрушился. Как потом выяснили - из-за слабого фундамента. Второй храм на этом же месте проектировал академик И.О. Вальпред. Строительство его также не было завершено, так как снова произошло обрушение. Казаки, так и не смирившиеся с переносом столицы, стали говорить, что этот храм и весь город не угодны Богу.

Однако войсковое правление  решилось поручить третий проект А.А. Ященко. Этот архитектор значительно углубил  и усилил фундамент. Ященко не дожил  до воплощения своего проекта шестиглавого храма в «нововизантийском» стиле и руководить строительством продолжил И.П. Злобин, а завершил возведение собора военный инженер К.Х. Лимаренко.

Среди многочисленных образцов «византийского» стиля новочеркасский собор следует признать одним из самых удачных. После Исакиевского собора в Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве он является в России третьим по величине православным храмом (его высота - 74,6 м).

Уникально и внутреннее строение храма. Он состоит из трех частей: главной и двух подвалов - верхнего и нижнего. Как и внешний вид собора, оформление интерьера выдержано в «византийском стиле». Обширное подкупольное пространство, наполненное светом (диаметр барабана - 17 м), тусклое мерцание золотого фона в сочетании с настенной живописью, орнаментальные композиции и обрамления, иконостас и киоты из белого каррарского и розового французского мрамора, престолы и жертвенники, бронзовые царские врата полны величия и торжественности. Верхний подвал состоит из церкви, воспроизводящей в миниатюре образец донской церковной старины XVII века. Здесь находятся усыпальницы видных военных и церковных деятелей. Нижний подвал предназначался для хранения предметов культа.

На площади перед собором  установлен монументальный памятник Ермаку. 6 мая 1904 года состоялось торжественное  открытие памятника Ермаку работы скульпторов  М.О. Микешина и В.А. Беклемишева. Бронзовая  четырехметровая фигура Ермака поставлена на гранитной скале, служащей ступенчатым  пьедесталом. В левой руке он держит боевое знамя, а в правой - корону покоренного им сибирского царства. Поверх одежды кольчуга с золотой гривною, по преданию, дар царя Ивана Грозного.

Узнав о петроградских событиях 1917 года, жители провели у подножья памятника Ермаку митинги. Пьедестал памятника стал трибуной.

Вскоре столица донского казачества стала оплотом контрреволюции на Дону. Сюда же планировалось перевести  Временное правительство. «Новочеркасск, - пишет об этом периоде Шолохов  в романе «Тихий Дон», - стал центом притяжения для всех бежавших от большевистской революции. Стекались в Низовья  Дона большие генералы, бывшие вершители  судеб разваливающейся русской  армии, надеясь на опору реакционных  донцев, мысля с этого плацдарма  развернуть и повести наступление  на Советскую Россию».

В Новочеркасске собиралось Донское войсковое правительство возглавленное А.М. Калединым, отказавшееся подчиниться Казачьему Военно-революционному комитету (ВРК). В Новочеркасске же с февраля по апрель 1918 города размещался сам ВРК во главе с Ф.Г. Подтелковым и М.В. Кривошлыковым. Новочеркасск был столицей недолго просуществовавшей Донской республики во главе с генералом П.Н. Красновым.

В конце концов, 7 января 1920 года город, пять раз переходивший из рук в руки, стал советским.

В Новочеркасске в память о бурных событиях был воздвигнут памятник казакам-революционерам Ф.Г. Подтелкову и М.В. Кривошлыкову. Недавно на слете казачьих атаманов решили увековечить и память Алексея Максимовича Каледина. Монумент будет водружен в Александровском саду, вблизи атаманского дворца, где Каледин свел счеты с жизнью в 1918 году.

В Новочеркасске в 20е годы население страдало от голода, не хватало  воды, политическая обстановка была напряженной. В то же время продолжалось прерванное войной строительство. Прежде всего - строительство  политехнического института (ставшего позже Южно-Российским Государственным  Университетом). К концу 1920-х гг. Новочеркасск становится городом студентов (2 вуза и 12 средних специальных учебных заведений).

Донской политехнический  институт, первое высшее учебное заведение  на Дону, был открыт в 1907 году. Планировку зданий поручили видному польскому  архитектору Б.С. Рогуйскому. При разработке проекта он учел опыт  строительства высших учебных заведений Западной Европы. Учебные корпуса главного, горного, химического, энергетического факультетов института группируются вокруг прямоугольного в плане внутреннего двора, в котором размещен старинный парк с вековыми дубами, канадскими тополями и липами. Возведение зданий института началось в 1912 году. Рогуйскому удалось закончить только три павильона учебных корпусов - химического, механического и горного. Строительство остальных было завершено уже при Советской власти перед началом войны.

С осени 1941 года город жил  напряженной прифронтовой жизнью. После  жестоких боев 25 июля 1942 года советские  воинские части вынуждены были оставить город. Гитлеровцы издавали угрожающие приказы, распоряжения, чтобы заставить  население города работать на фашистскую Германию. 204 дня длилась оккупация. Захватчики убили 1070 человек, 1675 юношей и девушек угнали в неволю в  Германию. Они разрушили все промышленные предприятия, разграбили учебные заведения, больницы, серьёзный ущерб был нанесен фондам музея донского казачества.

В ночь с 12 по 13 февраля 1943 года Новочеркасск был освобожден.

Предстояло в условиях войны в короткий срок восстановить хозяйство города. Это было нелегко  ещё и потому, что в освобожденном  Новочеркасске насчитывалось 48 тысяч  жителей, а до войны было 125 тысяч. Но несмотря на это новочеркасцы возвращали город к нормальной жизни.

После войны перед Новочеркасском была выдвинута задача стать в  ряд крупных промышленных центров  Дона. Выросли новые заводы - электровозостроительный, электродный, синтетических продуктов; ГРЭС - самая крупная тепловая станция  на юге России. Городу стало тесно  на «платовском» холме. Он шагнул в степь, где вырастали новые микрорайоны. Старая часть города объявлена заповедной архитектурной зоной.

В Новочеркасске всегда уделяли  большое внимание истории родного  края. Идея создания краеведческого музея  в столице донских казаков  зародилась еще в 60е годы XIX века. Был объявлен конкурс на лучший проект здания. Первую премию на конкурсе за лучший проект получил архитектор Ф.А. Гаген. Здание было построено в 1899 году. Перед входом были установлены две подлинные пушки XVI века из ливонского замка Кокенгаузен.

Инициаторами создания краеведческого музея были художник Е.А. Ознобишин  и краевед Х.И. Попов, ставший его  первым директором. Они провели большую  исследовательскую работу по выявлению  памятников прошлого, сбору наиболее ценных экспонатов. Из войскового правления  сюда были переданы войсковые регалии  и знаки атаманской власти, в научной  библиотеке хранятся архивные документы  и редкие книги по истории Дона. Большой интерес представляет экспозиция прикладного искусства. Здесь собраны серебреные ковши, войсковые клейноды, знамена, сабли, жалованные казакам за верную службу Петром I, Анной Иоанновной, Екатериной II, и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УКЛАД ЖИЗНИ ДОНСКИХ  КАЗАКОВ.

Уклад жизни донского казачества обуславливался соблюдением традиций, которые отражали общественные интересы, регулировали поведение людей, находили более и полное и разностороннее выражения в этических нормах, эстетических воззрениях. С помощью  традиций создавались основы трудового и нравственного, умственного, физического, эстетического и религиозного воспитания. Обычаи, обряды, традиции строго регламентировали поступки в конкретных ситуациях, регулировали поведение людей в различных сферах их деятельности, определяли характер в межличностных отношений, выступали как взаимосвязанные формы воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Казачьи традиции представляли собой нормативную основу жизнедеятельности казачьей общины и семьи.

Казачество было на прямую связано с государственной службой, а сама служба влияла на систему  воспитания. Основой патриотического воспитания в казачьих семьях считались веками проверенные заповеди, знание и соблюдение которых было необходимым условием воспитание казака – гражданина и патриота:

  • Люби Россию, ибо она мать твоя, и ничто в мире не заменит тебе её;
  • Люби свою землю, ибо она – колыбель твоей свободы;
  • Люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека;
  • Все, кто идет против Отчизны твоей, - враги;
  • Только в борьбе за счастье Родины ты обретешь свое утерянное право;
  • Веруй твердо в правоту своего дела, ибо вера – единственный камень, на котором ты построишь новую Отчизну свою;
  • Люби все, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины;
  • Мир, красота, любовь и правда – вот лозунги на твоем знамени.

Основой любого казачьего  общества является семья. Семья и  община служат организующим началом  в духовной жизни казачества. Территориальная  казачья община принимает решения  по выполнению совместных дел. Роль общины и семьи в организации и развитии традиционной духовной культуры казачества тесно связана с их ролью в воспроизводстве традиций вообще. В культуре казачества особое внимание уделяется семейным узам и почтительности к родителям и старшим родственникам. Семейный союз в казачьем населении пользуется большим уважением. Мужчина и женщина почти полностью равноправны , что обуславливается тем важным обстоятельством, что казачка в отсутствии мужа ведет свое хозяйство сама и поддерживает дом. Главой семейства всегда остаётся отец, а в случае его смерти главенство в доме переходит к матери.

В силу особенностей военного быта на Дону исторически выработался  особенный тип женщины – казачки. Это неустанная труженица, смело и энергично принимающая на себя все труды мужчины, когда он находится на военной службе. Казачки могли пахать, сеять, косить, молотить. Иногда казак от длительной военной службы мог деморализоваться, превратиться в лентяя и белоручку, но казачка в земледельческой семье всегда оставалась героиней.

В семье, если рождался  мальчик, его не называли мальчиком, сразу  же величали казаком. Казак рождался воином. Существовала такая традиция в воспитании ребенка. Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-либо – «на зубок». Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля, дед дарил шашку или ружьё. Дареные вещи развешивались на стене в комнате, где находились мать с ребёнком.

После крещения ребёнка в  церкви, отец брал сына на руки, надевал  на него какую-нибудь саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок, и возвращал матери, поздравляя её с казаком. Когда у младенца прорезывались зубы, отец брал его на лошадь и ехал с ним в церковь, где служили молебен Иоаннувоину о том, чтобы сын их был храбрым казаком. Трехлетние казачата уже сами ездили верхом по двору, а в пять лет уже скакали, отводя лошадь в табун.

Ещё с детства, слушая рассказы дедов о войне, казачонок готовится к службе и морально, и физически. Воспитание в семье было начальным этапом приобщения молодого поколения к полноценной казачьей жизни. Деды и прадеды казаков считали, что наилучший возраст для развития человеческих способностей – это ранее детство (до пяти лет), когда интенсивно формулируются способности у детей, когда ребёнок быстро развивается физически, умственно, нравственно. До семнадцати лет шло воспитание казака в военном духе. С малолетства начинали родители собирать ребёнку будущее снаряжение. С десяти лет мальчик присутствовал на казачьем кругу. В четырнадцать лет ему покупали жеребёнка, и дальше они росли уже вместе: казак и его будущий конь. В девятнадцать лет молодой воин имел полное снаряжение: мундир с околышем на фуражке и лампасами по цвету своего войска и всю экипировку, кроме винтовки и пики – последнее им выдала казна. Украшением казака, его гордостью была шашка. Её, как правило, передавали по наследству. На пять лет постоянной строевой службы казак уходил подготовленным и закалённым юношей.

Информация о работе Влияние донского казачества на образование Российского государства